Сенсорная алалия
консультация по логопедии (1 класс)

Владыкина Евгения Александровна

Сенсорная алалия – это отсутствие или резкое ограничение понимания речи при наличии достаточной для развития речи остроты слуха и интеллектуального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornaya_alalia.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная алалия.

Сенсорная алалия – это отсутствие или резкое ограничение понимания речи при наличии достаточной для развития речи остроты слуха и интеллектуального развития.

По Ковшикову сенсорная алалия – это нарушение языковых операций, процесса восприятия речи. Ковшиков называет это импрессивной алалией (нарушен процесс декодирования звучащей речи).

Часто у зарубежных авторов встречаются такие названия сенсорной алалии, как: слухо-немота, словесная глухота, врождённая афазия или афазия развития (встречается крайне редко 0,2 %).

Этиология нарушения.

  1. асфиксия
  2. недоношенность
  3. черепно-мозговые травмы во время родов
  4. инфекционные заболевания
  5. обострения хронических заболеваний матери

Как правило, в этиологии совокупность фактов.

Механизмы расстройства.

Вызывается органическим поражением центрального отдела речеслухового анализатора (задняя треть верхней височной извилины – зона Веринике). В результате органического поражения нарушается фонематический слух и возможность определять различные признаки звуков речи. Нарушается понимание речи.

Степень поражения речеслухового анализатора м.б. различна – от не различения акустически сходных звуков до восприятия речи, как нечленораздельного шума.

Симптоматика сенсорной алалии.

Это сложный синдром речевых и неречевых симптомов.

  1. Неречевая симптоматика:

а) неврологическая симптоматика, которая встречается достаточно редко и носит не ярко выраженный, стёртый характер.

б) психомоторная симптоматика – нарушения психомоторных функций выражены в меньшей степени, чем при моторной алалии. В основном отмечаются эхопраксии (непроизвольные повторения).

в) психологическая симптоматика – более выражена.

У детей отмечается нарушение речеслуховой памяти, ярко выражены нарушения речеслухового и слухового внимания – это трудности включения, концентрации, устойчивости, распределения, повышенная истощаемость, прерывистость внимания.

Внимание ребёнка привлекают яркие игрушки, приятные запахи.

У детей есть нарушения эмоционально-волевой сферы: замкнутость, негативизм, трудности в поведении, отказ от общения. Эмоции не устойчивые и не глубокие(быстрый переход от одной эмоции к другой).

Особенности интеллектуальной деятельности являются дискуссионным вопросом.

Нарушение мышления, познавательной деятельности обусловлены первичным недоразвитием восприятия речи.

Особенности слуховой функции:

Для детей с сенсорной алалией характерна вариативность реакций на звуковые раздражители. Это явление называется  мерцающее непостоянство слуховой функции, т.е. у детей нет постоянного чёткого порога восприятия, сигнал одинаковой громкости то воспринимается, то нет.

По мнению учёных это зависит от повышенной возбудимости или заторможенности ребёнка, от его соматического, нервного состояния, от психической активности, от обстановки, от способа подачи сигнала, однако в ряде случаев данные факторы не влияют на состояние слуховых порогов.

Повышенная слуховая истощаемость, которая обусловлена органическими повреждениями коры головного мозга. Сверхсильные или длительно действующие слуховые раздражители вызывают запредельное охранительное торможение.

Гиперакузия - это повышенная чувствительность к звукам безразличным для окружающих (звуки малой интенсивности – сминаемая бумага, шум дождя, капающая вода). Дети воспринимают эти звуки болезненно, делают на них своеобразную реакцию.

По мнению Кайдановой и Трауготт, причиной нарушения слуховой функции у детей с сенсорной алалией являются дефекты замыкательной функции коры головного мозга в височной области, так называемая замыкательная акупатия, т.е. дефект на акустические звуковые раздражители.

Не речевая симптоматика.


1) Нарушение восприятия и понимания речи является первичным в структуре дефекта.

  • В зависимости от степени поражения речеслухового анализатора дети в большей или меньшей степени не понимают речь окружающих:
  1. При тяжёлых поражениях ребёнок совершенно не понимает речи окружающих, относится к ней как к шуму лишённому смысла, даже не различает своего имени.
  2. В случаях средней степени тяжести дети понимают отдельные слова, но " теряют" их на фоне развёрнутого высказывания. Не улавливают оттенка слов.
  • Фонематическое восприятие этих детей длительное время остаётся несформированным и развивается крайне медленно. Для детей с сенсорной алалией при понимании речи большую роль играет ситуация (понимают содержание высказывания только в определённом контексте, при изменении формы слов, их порядка, темпа высказывания - понимание исчезает)

2) Нарушение импрессивной речи проявляется уже в раннем возрасте, задержаны в сроках предречевых реакций (гуление, лепет), ребёнок не понимает простые инструкции, не понимает жесты. Слова, которые появляются у ребёнка, не носят осмысленного характера, на ранних этапах отмечаются эхолалии без осмысления значения.

В норме после 3-5 совпадений образа слова и образа предмета устанавливается связь между словом и предметом, а у детей с сенсорной алалией эта связь устанавливается крайне медленно, для закрепления такой связи необходимо до  200-т совпадений, поэтому накопление пассивного словаря у детей с сенсорной алалией идёт крайне замедленным темпом.

За год ребёнок с сенсорной алалией узнаёт до 30-50 слов.

Пассивный словарь либо равен либо меньше активного, т.е отмечается вербализации, ребёнок произносит слово, но не понимает его значения.

Уровни понимания речи.

Т.В.Костина выделила 4 ступени нарушения понимания речи у детей с сенсорной алалией.

  1. Полное отсутствие понимания речи.

Ребёнок не понимает жесты, для него неразличимы слова, называющие близких людей (мама, папа), собственное имя; не следит за выражением лица. Речь окружающих не привлекает внимания ребенка. Отмечаются повышенная истощаемость внимания, артикуляция звуков напряженная, диффузная, смазанная из-за нарушения слухового восприятия.

  1. Понимание только отдельных слов.

Дети понимают слова, обозначающие близких людей (папа, мама), своё имя. Называют некоторые игрушки, предметы одежды, но не используют эти слова в экспрессивной речи. При попытке включить слова в активную речь, у ребенка быстро теряется связь акустического образа слова и его значения, что проявляется в грубых нарушениях звукослоговой структуры слова.

  1. Понимание коротких бытовых ситуативных фраз.

Дети переходят к пониманию простой фразы с опорой на наглядность. При этом они учитывают только лексическое значение слов, а грамматическое значение игнорируют. Дети не понимают грамматических конструкций, сложных фраз, предложно-падежных конструкций.

  1. Понимание развернутой речи с частичным нарушением фонематического слуха (особенно нарушена дифференциация акустически близких звуков и предлогов).

Дети понимают связную речь, но неточно. Плохо различают грамматические формы слов. Не понимают сложные предложения, выражающие причинно-следственные, временные, оптико-пространственные отношения.

Нарушение экспрессивной речи у детей с сенсорной алалией.

Нарушения экспрессивной речи носят грубый характер, являются комплексными, затрагивают все компоненты речевой системы.

  1. Нарушение фонетической стороны речи.
  • Нарушение звукопроизношения носит нестабильный, вариативный характер. В основном выражены смешения и замены.
  • Звукослоговая структура слова грубо нарушена. Характерно вариативное воспроизведение одного и того же слова. Дети могут усложнять звукослоговую структуру слов (стол – патол), что нехарактерно для детей с моторной алалией, которые упрощают структуру слова. Причины усложнения звукослоговой структуры слова – диффузность, неустойчивость звукового образа слова.
  • Просодическая сторона речи нарушается умеренно: нарушено использование ударений, нечеткое воспроизведение интонаций, страдает выразительность речи.
  1. Нарушение фонематической системы речи полностью не сформирована.
  2. Нарушение лексико-грамматической стороны речи.
  • В результате нарушения слухового восприятия наблюдается нарушение развития активного словаря. Детям характерны:
  • Эхолалии (но интонацию может передать точно). Но эхолаличное произнесение не осмысляется и бесследно исчезает.
  • Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов (логорея – речевое недержание)
  • Персеверации с повторениями услышанного слова (часто повторение слова у ребенка связано с сильной эмоцией).
  • Неустойчивое произношение слов, смешение акустически близких слов (корова – корона – ворона – ворота; квазиомонимы). Только при многократных повторениях ошибки уменьшаются.
  • Вербализм (произнесение слова, значения которого ребенок не знает).
  • В речи большое количество аграмматизмов., т.к. ребенок игнорирует грамматическое значение слова. У детей не формируются морфологические обобщения (не выделяют единые морфемы и не связывают их с определенным значением). Аграмматизмы выражаются в неправильности падежных окончаний, нарушениях управления глаголов, нарушениях согласования существительного и прилагательного. В речи более выражены морфологические трудности (словоизменение, словообразование), а синтаксические аграмматизмы проявляются в меньшей степени.
  1. Нарушение связной речи.

Связная речь практически не формируется из-за грубого недоразвития лексико-грамматического строя речи.

  1. Нарушение чтения и письма.

Большое положительное значение имеет формирование письменной речи для развития устной речи у ребенка с сенсорной алалией, поскольку зрительное восприятие не нарушено, с появление письменной речи устная речь ребенка улучшается.

В процессе чтения дети быстро усваивают зрительный образ буквы, но нарушение фонематической системы приводит к тому, что слияние букв в слоги затруднено.

Характерными ошибками при чтении являются:

  • Перестановка букв, слогов
  • Пропуски букв, слогов
  • Нарушение понимания прочитанного

Чтение по сравнению с письмом более сохранно. Письмо грубо нарушено, т.к. не сформирован звуковой анализ слова.

Методика логопедической работы по преодолению

сенсорной алалии.

4 этапа:

  1. Начинается с установления щадящего слухового и речевого режима (состояние сенсорного голода) — ограничение поступления речевых и неречевых сигналов. На этом фоне беспорядочная речь ребёнка затормаживается, и повышается восприимчивость к звукам мира и звукам речи.

Основная задача — установить неречевой контакт с ребёнком, вызвать интерес к звукам окружающего мира, звукам речи, вызвать желание подражать им. Работа начинается с привлечения внимания ребёнка к неречевым звукам. Для возбуждения интереса ребёнка к звукам каждое занятие начинают с кратких упражнений со звучащими игрушками. Все игрушки должны быть в двух экземплярах. Логопед раскладывает 2-3 игрушки, предоставляет возможность брать их в руки, рассматривать, вызывать звучание. Затем логопед берёт одну игрушку, вызывает её звучание. Необходимо привлечь внимание ребёнка к этому процессу. Затем логопед воспроизводит звучание так, чтобы ребёнок не видел игрушку, предлагает найти тот предмет, который звучал. Сначала используются контрастно звучащие игрушки, затем сходные.

  1. Основная задача — развитие слухового восприятия, внимания, зрительного восприятия и внимания. Продолжается работа по узнаванию звучания игрушек. Постепенно вводятся новые игрушки. Это вызывает у ребёнка желание к самостоятельному озвучиванию игрушек. Далее переходят к различению более сложных звучаний, менее интенсивных (звон монет, карандаши, шуршание бумаги). Шумовой ряд усложняется, становится разнообразней, с более сходными звуками. Но нельзя стучать по столу, топать ногами. Когда ребёнок различает звуки, постепенно в шумовой ряд вводится ильный речевой звук (Р, А), который связывается с предметом или явлением (Р — тигрёнок рычит). После дифференциации некоторого количества звуков переходят к различению слогов и простых слов со строгой предметной отнесённостью. Слова, которые ребёнок учится различать первыми, должны быть далёкими, непохожими ни по смыслу, ни по звучанию.
  2. Основная задача — накопление пассивного словаря, развитие активного словаря. Отрабатываются слова, фразы в определённых ситуациях. При введении нового слова необходимо, чтобы ребёнок видел предмет, трогал его и одновременно слышал его название. Наименование повторяется многократно. Внимание ребёнка обращается на лицо говорящего, на его мимику. При собственном произношении необходим зрительный контроль. Первые слова произносятся с неизменной интонацией, фразы с определённым порядком слов. Фразы, бытовые слова, инструкции вводятся как можно раньше. Постепенно к работе привлекаются другие окружающие ребёнка взрослые. Чтобы избежать эхолалий, логопед постепенно контролирует понимание, используются повторения заданий. Проводится обучение чтению -глобальным способом (например пишут на предметах их названия), на последних этапах переходят на звуко-буквенный путь.
  3. Развитие фонематической системы по В.К.Орфинской.

Работа ведётся и в устной, и в письменной речи. В работе над письмом работа проводится над дифференциацией сходных звуков.

В работе с детьми с сенсорной алалией необходимо учитывать пониженную работоспособность, частую отвлекаемость, соответственно нельзя перегружать количество материала, темп его подачи. Полная ликвидация сенсорной алалии ставится учёными под сомнение. Прогноз достаточно неопределённый, зависит от состояния слуховой функции, от эффективности проведённого лечения, от времени начала логопедической работы, от возраста и интеллекта ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы на этапе автоматизации звуков у обучающихся с моторной алалией

     Я, учитель-логопед, работаю в школе V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как показывает практика, с каждым годом в нашу школу все больше поступают дети с соче...

* Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" Раздел 3. Коррекция сенсорных процессов Модуль 3. Восприятие времени Тема: Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго....

Неречевые нарушения при моторной алалии

Статья рекомендована в помощь родителям, имеющим ребенка с нарушением речи...

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

Формирование активного глагольного словаря у детей с моторной алалией

Презентация-учебный материал, используемый учителем-логопедом для формирования активного глагольного словаря у детей с моторной алалией.Презентация в связи с внедренными видеоматериалами имеет размер ...

Исследование: Расширение активного глагольного словаря детей с моторной алалией в 1 классе общеобразовательной школы

Цель исследования: успешная адаптация ребёнка с моторной алалией к современным образовательным стандартам, погружение в социальную и образовательную среду начального этапа обучения.Материал и методы: ...

Работа по преодолению сенсомоторной алалии в 1 классе школы для детей с ОВЗ

Представлена система работы по преодолению  сенсомоторной алалии у обучающегося 1 класса школы для детей с ОВЗ. Работа над алалией ведется параллельно с обучением чтению и письму....