Рекомендации к заполнению речевых карт
материал по логопедии

Труфанова Наталья Алексеевна

4 СОСТОЯНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_sostoyanie_foneticheskoy_storony_rechi.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

8.4

СОСТОЯНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ, СТЕПЕНЬ РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ, ДЫХАНИЕ, ГОЛОС, ПРОСОДИЯ) РАСПИСАТЬ ПОДРОБНО

В графе состояния звукопроизношения указывается характер нарушения:

  • Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.
  • Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

В графе состояния дыхательной функции, процессов жевания и глотания:

1. Указывая характер дыхательной функции, отмечается: характер и возможности физиологического дыхания (носовой тип дыхания; ротовой тип – характерно несмыкание губ, отвисание нижней челюсти, «аденоидный» тип лица (широкая спинка носа, сглаженность носогубных складок, вялые крылья носа, апатичный взгляд, слегка опущенное, принужденное положение головы; причины: носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин, увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины, деформация верхней челюсти и «готическое» небо, что уменьшает объем полости носа, смешенный тип дыхания).

  • Тип физиологического дыхания: носовое; ротовое; смешанное.
  • Вид физиологического дыхания: ключичное /верхнегрудное; диафрагмальное; брюшное /нижнереберное; смешанное.
  • Нарушения дыхания: отсутствуют, дыхание свободное (N); затрудненное; поверхностное; неровное, неритмичное.
  • Дифференциация ротового и носового выдоха: сохранна (N); нарушена; ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий.
  • Речевое дыхание: объем речевого выдоха (нормальный; недостаточный); длительность и интенсивность (норма; недостаточная); ритмичность (сохранна; нарушена); синхронность (сохранна; нарушена); плавность (сохранна; нарушена).

2. Указывая характер процессов жевания, отмечается:

  • Откусывание: не нарушено – при нормальном смыкании зубов во фронтальном отделе ребенок откусывает резцами и отрывает кусок клыками, задействован фронтальный отдел; нарушено – при отсутствии нормального смыкания зубов во фронтального отдела не откусывать, а как бы отрывать кусок пищи, либо производить откусывание боковыми зубами с наиболее удобной для него стороны.
  • Собственно процесс жевания: отмечается преимущественное разжевывание пищи на одной стороне, активность жевательных движений, скорость пережевывания пищи, возможность ее размельчения: при нормальном (ортогнатическом) прикусе ядро ореха пережевывают в среднем за 14 с; при аномалиях зубочелюстной системы, характеризующихся уменьшением площадей жевательных поверхностей коронок зубов, контактирующих во время жевания, удлиняется время пережевывания пищи и затрудняется ее измельчение.

3. Указывая характер процессов глотания, отмечается: при нормальном глотании губы и зубы сомкнуты, мышцы лица не напряжены, время нормального глотания жидкой пищи – 0,2 с, твердой – 0,5 с; при затруднении глотания возникает компенсаторное напряжение мимических мышц в области углов рта, подбородка, могут дрожать и смыкаться веки, вытягиваться шея и наклонятся голова; заметно характерное напряжение мимический мышц – точечные углубления на коже в области углов рта, подбородка (симптом наперстника), всасывание губ, щек, нередко видны толчки кончиком языка и последующее выбухание губы; при грубом нарушении глотания (часто наблюдающимся при неврологической симптоматике) возникает поперхивание и захлебывание при глотании).

В графе состояния голосовой функции отмечаются основные

голосовые характеристики:

  • Голос: сильный, звонкий; нормальный; чрезмерно громкий; чрезмерно тихий; с носовым оттенком; гнусавый; глухой; монотонный.
  • Способность модулировать голос: по высоте – высокий /низкий; по силе – глухой; сдавленный; хриплый; резкий; фальцет на фоне грудного регистра; назализованный; напряженный; дрожащий.
  • Атака голоса: твердая, мягкая.
  • Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции: сохранна (N); нарушена.

В графе состояния просодической организации звукового потока (просодика) 

отмечаются ее следующие характеристики:

  • Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.
  • Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.
  • Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.
  • Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).
  • Выразительность: тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).

Звукопроизношение

  • Имеются недостатки произношения;
  • нарушено произношение звуков …;
  • дефектно произносит оппозиционные звуки;
  • недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
  • изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
  • отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;

полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.

Темп внятность речи характеристика голоса и дыхания

  • Темп высказываний замедленный;
  • речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
  • звуки произносятся нечетко;
  • голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
  • дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
  • темп и ритм речи в пределах нормы;
  • словесное ударение употребляет правильно;

интонационная речь недостаточно выразительна.

Устная речь.

    Общее звучание речи:

  • Невнятная  (чёткая, смазанная, малопонятная для  окружающих).
  • Ритм нормальный. Излишне растянута.
  • Темп речи замедленный (быстрый).
  • Выразительная.
  • Не торопливая (чрезмерно  быстрая).
  • Малоразговорчив.
  • Паузы и ударения употребляет правильно.
  • Говорит односложно.
  •  Допускает ошибки, обусловленные несформированностью  лексико-грамматическойой стороны речи (аграмматизм).
  • Интонационно маловыразительная (или дифференцированная). Основные виды интонации употребляет правильно.
  • Разборчивость речи не нарушена.
  • Несколько снижена разборчивость речи.
  • Наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста.
  • Словесное ударение употребляет правильно.
  • Логическое ударение отсутствует.
  • Паузы в речи использует излишне часто.
  • Голос тихий, сильный, звонкий, хриплый, дрожащий, назализованный.

                  ( Голос (нормальной громкости / громкий/ тихий / затухающий / глухой / звонкий /монотонный, слабо-модулированный / модулированный.)

            •    Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный (4-5 слов).

Состояние звукопроизношения

  •  Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный  ротацизм/

боковой сигматизм шипящих/ увулярный ротацизм.

  •  В настоящее время нарушений звукопроизношения не отмечается. Звукопроизношение не нарушено.
  •  Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к заполнению речевых карт

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА...

Рекомендации к заполнению речевых карт

3 ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СОСТОЯНИЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО  АППАРАТА!...

Рекомендации к заполнению речевых карт

5 СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ...

Рекомендации к заполнению речевых карт

6 СОСТОЯНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА...

Рекомендации к заполнению речевых карт

7 ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ...