Рекомендации к заполнению речевых карт
материал по логопедии

Труфанова Наталья Алексеевна

8 НАВЫКИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_navyki_svyaznoy_rechi.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

8.8

 НАВЫКИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

В графе экспрессивная речь:

1. Отмечаем состояние диалогической речи, т.е. коммуникативную функцию речи и способы реализации речевых средств в процессе диалога:

  • Анализ и оценка речевого поведения детей: умение участвовать в разговоре; умение отвечать на вопросы кратко или распространенно, точно следуя содержанию вопроса; умение свободно пользоваться речью; умение выслушать, вовремя вспомнить в разговор; умение самому задавать вопросы; разнообразие и точность словаря; характеристика синтаксической стороны речи; связность и логичность высказывания; аргументированность ответов; грамматическое и фонетическое оформление фраз; способы реализации речевых средств.

Выводы: высокий уровень речевой коммуникации (ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета); средний уровень речевой коммуникации (ребенок умеет слушать и понимать речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое); низкий уровень речевой коммуникации (ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогом; невнимателен; редко пользуется формами речевого этикета; не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание; дополняет речь невербальными средствами).

2. Состояние монологической речи:

  • Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам: отмечается способность к самостоятельному употреблению смысловых предикативных отношений; умение передать их в виде соответствующей по структуре фразы, при отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик?»): особенности составления фраз (смысловое соответствие, грамматическая правильность, наличие пауз, характер наблюдаемого аграмматизма).
  • Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок: отмечается полнота рассказа; точность отражения в рассказе основных свойств предмета; наличие логико-смысловой организации сообщения; последовательность в описании признаков и деталей предмета; использование языковых средств словесной характеристики.

Выводы: высокий уровень (самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображённый сюжет; соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами; рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учётом возраста детей); удовлетворительный уровень (рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку); достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображённому сюжету); отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз); недостаточный уровень (рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или её конкретную деталь; нарушена связность повествования; отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия); низкий уровень (рассказ составлен с помощью наводящих вопросов; его связность резко нарушена; отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображённому сюжету; встречаются смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках).

  • Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа): полнота передачи содержания текста; наличие смысловых пропусков, повторов; соблюдение логической последовательности изложения; наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа; связность рассказывания; соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам.

Выводы: высокий уровень (пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; пересказ составлен без нарушений грамматических и лексических норм); средний уровень (пересказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, побуждения); содержание текста передается полностью; пересказ не содержит аграмматизмов; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, стереотипность оформления высказываний; единичные нарушения структуры предложений); низкий уровень (пересказ составлен по вопросам; связность изложения значительно нарушена; отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушается последовательность изложения; отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств; аграмматизмы); задание не выполнено (пересказ даже по вопросам недоступен).

  • Составление рассказа-описания:

Выводы: высокий уровень (в рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение; соблюдается определённая логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств – к второстепенным и др.).; соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.); удовлетворительный уровень (рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершённостью, в нём отражена большая часть основных свойств и качеств предмета; отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершённость одной – двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний); недостаточный уровень (рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен – в нём не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета; отмечаются: незавершённость ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер; выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений); низкий уровень (рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета; описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков; не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер; отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения; ребёнок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно).

______________________________________________________________________

Связная речь

  • Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
  • в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
  • неотчетливо произносит слова;
  • оречевление затруднено;
  • при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
  • наблюдается высокий уровень речевого развития;
  • опыт речевого общения беден;
  • самостоятельно высказаться затрудняется;
  • устная форма речи недостаточно сформирована.

грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).

______________________________________________________

Рассказ по серии сюжетных картинок

Критерий смысловой целостности

  • Рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.
  • Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев.
  • Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен.
  • Отсутствует описание ситуации.

2)Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.

Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление.

Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств.

Рассказ не оформлен.

  1. Пересказ прослушанного текста

                                                       Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся, и горошины весело выкатились мальчику на ладонь. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

  1. Критерии смысловой целостности.

Воспроизведены все смысловые звенья

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями

Пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации.

Невыполнение.

2) Критерии лексико-грамматического оформления

Пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм.

Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены.

Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов.

Пересказ недоступен.

3) Критерии самостоятельности выполнения.

Самостоятельный пересказ после первого предъявления.

Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения.

Пересказ по вопросам.

Даже по вопросам пересказ недоступен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к заполнению речевых карт

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА...

Рекомендации к заполнению речевых карт

3 ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СОСТОЯНИЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО  АППАРАТА!...

Рекомендации к заполнению речевых карт

4 СОСТОЯНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ...

Рекомендации к заполнению речевых карт

5 СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ...

Рекомендации к заполнению речевых карт

6 СОСТОЯНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА...

Рекомендации к заполнению речевых карт

7 ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ...