Современные диагностические методики для выявления у детей расстройств аутистического спектра
методическая разработка по логопедии

Петкевич Ирина Михайловна

Современные диагностики нарушений в развитии учащихся с РАС

АУТИЗМ [греч. autos сам] — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства. Это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям.

В настоящее время существует целый ряд методик, опросов, которые направлены исключительно на диагностику аутизма, а также методики, которые косвенным образом помогают поставить или исключить диагноз аутизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методические рекомендации21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Современные диагностики нарушений в развитии учащихся с РАС

АУТИЗМ [греч. autos сам] — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства. Это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям.

В настоящее время существует целый ряд методик, опросов, которые направлены исключительно на диагностику аутизма, а также методики, которые косвенным образом помогают поставить или исключить диагноз аутизм.

•        Скрининговые тесты (M-CHAT, CARS, ASSQ)

Предназначены для объективной самодиагностики и определения необходимости обращения к специалисту.  

•        Диагностические тесты (ADOS, ADI-R, ABC)

Тесты на аутизм используются для определения степени заболевания и общего нарушения уровня развития и навыков речевого общения. Подходят для всех возрастных групп.

•        Оценка контрольных показателей заболевания (ATEC).

Диагностические тесты.

  1. ADOS (ADOS-2) – шкала наблюдения для диагностики аутизма.

 Данная методика рекомендуется для диагностики заболевания пациентов от 12 месяцев, независимо от их речевого развития, с уровнем интеллекта не ниже 50% значения от возрастной нормы.  ADOS является международным «золотым стандартом» тестовой диагностики расстройств аутистического спектра. На сегодняшний день эта методика применяется по всему миру и является наиболее надежным методом диагностики болезней аутистического спектра. Ее авторами является международная группа специалистов (Кэтрин Лорд, детский психиатр, профессор Микаэл Раттер и другие).

Методика включает в себя четыре модуля (ADOS-2 5 модулей), для применения каждого из которых требуется всего от 35 до 40 минут. Испытуемому дают только один модуль, в зависимости от уровня экспрессивной речи и возраста. Каждый модуль представляет из себя последовательность игровых ситуаций, которые создаются специалистом с помощью специального набора игрушек., позволяющие наблюдать за формами поведения, важными для диагностики расстройств аутистического спектра на разных уровнях развития и в разном возрасте. Данная методика имеет русскоязычный вариант.

Важно понимать, что применение методики, требует наличие сертификата об обучении. Требуется специально оборудованное помещение.

2. ADI-R – интервью для диагностики аутизма.

Авторы: Michael Rutter, M.D., FRS, Ann Le Couteur, Catherine Lord, Ph.D. ADI-R является инструментом широкого диапазона применения, предоставляющим полный спектр информации для постановки дифференциального диагноза расстройств аутистического спектра (РАС). Интервью предназначено для родителей и педагогов. Методику ADI-R рекомендуется использовать вместе с Планом диагностического обследования при аутизме (ADOS). ADI-R разработан для систематического и стандартизированного наблюдения за аспектами поведения, имеющими диагностическое значение и соответствие с критериями DSM-IV и МКБ-10:

1.        язык и речь;

2.        социальное взаимодействие;

3.        стереотипное поведение и узконаправленные интересы.

На каждого испытуемого приходится только один модуль, относительно цели применения данной методики – для определения диагноза,  коррекция или планирование лечения, определение  образовательного маршрута.  Выбор модуля также осуществляется согласно возрасту.

Интервью состоит из 93 вопросов, входящих в восемь разделов. На проведение интервью и подведение итогов требуется 1,5–2 часа. Выдвигаются требования к квалификации специалиста, применяющего метод

3. Генетическое тестирование при расстройствах аутистического спектра (РАС)

В целом информативность методов генетической диагностики выше при более тяжелой картине аутизма и сочетании аутизма с другими проблемами — пороками развития, нарушениями интеллектуального развития, эпилепсией. В более легких случаях генетическую причину удается выявить реже.

Важно понимать, что универсального метода генетического тестирования, выявляющего все известные типы генетических нарушений, приводящих к аутизму, не существует. Если мутация, ставшая причиной РАС, выявлена у больного ребенка, возможно проведение диагностики ее у последующих детей в семье с помочью пренатальной генетической диагностики и преимплантационной генетической диагностики. Эффективность этих подходов высока и составляет 95-99%.

Оценка контрольных показателей заболевания.

VB-MAPP (Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) – это программа оценки навыков речи (вербального поведения) и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями.

 Программа была разработана в 2008 году Марком Сандбергом. Она основана на анализе речевого поведения Б.Ф. Скиннера, этапах развития ребенка и исследованиях в области анализа поведения. Широко используется в прикладном анализе поведения (ПАП) для разработки поведенческих программ вмешательств.

VB-MAPP состоит из пяти компонентов, совместное использование которых позволяет определить базовый уровень навыков, направления вмешательств, а также спланировать учебную программу.

1.        Оценка основных этапов. Позволяет определить имеющийся у ребенка уровень вербальных и социальных навыков.

2.        Оценка барьеров. Позволяет определить наличие наиболее распространенных препятствий в обучении и освоении навыков у ребенка.

3.        Оценка перехода. Позволяет оценить прогресс, а также готовность ребенка к обучению в естественной среде.

4.        Анализ задач и вспомогательные навыки. Демонстрируют шаги для достижения цели (освоения навыка), а также указывает на дополнительные навыки, которые следует развивать параллельно.

5.        Построение и цели индивидуальной программы обучения. Помогает сбалансировать программу вмешательств и обеспечить включение в нее всех необходимых для ребенка задач.

Цели VB-MAPP позволяет выявить сильные стороны ребёнка, потребности ребёнка и определить цели работы (что необходимо сформировать, какой навык, какие сильные стороны могут помочь в процессе формирования навыка).

VB-MAPP — неотъемлемый инструмент в прикладном анализе поведения, который помогает как оценивать, так и разрабатывать поведенческие программы вмешательства.

Целевая группа: Дети до 4 лет. Также может применяться для людей любого возраста, если их вербальные навыки (или часть их) соответствуют уровню развития четырехлетнего типично развивающегося ребенка.

Обследование проводит специалист (поведенческий специалист (ABA), педагог-психолог, учитель-дефектолог).

Процесс проведения тестирования трудоемкий и продолжительный.

Тест адаптирован  и переведён на русский язык.

ABBLS - методика для оценки начального уровня навыков ребенка

ABBLS - методика для оценки начального уровня навыков ребенка в различных областях, включающих в себя базовые речевые или иные навыки, необходимые для успешного общения и обучения в естественной среде, академические навыки, навыки самообслуживания, развитие моторики.

ABBLS-R - это инструмент для оценки развития навыков у детей с аутизмом и другими нарушениями развития. Позволяет сделать оценку начальных навыков ребенка, построить индивидуальный план обучения и отслеживать прогресс в обучении.

ABLLS-R содержит задания, позволяющие проанализировать навыки, необходимые для успешного обучения и коммуникации. Для успешного использования ABLLS-R необходимо знание базисных принципов прикладного анализа поведения и концепций вербального поведения Скиннера.

ABLLS-R предоставляет большое количество информации  для родителей, для специалистов, которая позволяет создать индивидуальную программу обучения для ребенка с учетом развития его начальных навыков. ABLLS-R не является средством для диагностирования, также ABLLS-R не предоставляет информации о развитии вашего ребенка относительно развития типично развивающихся детей. ABLLS-R рассматривает базовые навыки с точки зрения иерархии, разбивая их на отдельные компоненты для того, чтобы выделить сильные стороны, понять слабые и на основе данной информации расширить репертуар навыков ребенка.

С помощью ABLLS-R можно протестировать 25 категорий навыков, относящихся ко всем сферам поведения, включающих базовые навыки (визуальное восприятие, описание событий и предметов, которые находятся вне поля зрения ребенка). Большая подкатегория речевых навыков рассматривает язык с токи зрения его функции, а не с помощью традиционной абстрактной категоризации. Хотя совершенно очевидно, что расширение навыков социального взаимодействия могут косвенно привести к сокращению нежелательного поведения, ABLLS-R не предназначен для непосредственного решения проблемы дисфункционального поведения, как это делается с помощью функциональной оценки поведения и последующего плана вмешательства.

Общей целью ABLLS-R является усовершенствование уровня оценки навыков ребенка для построения пошагового и контролируемого процесса обучения, который приведет к значительным и постоянным результатам в жизни ребенка. Таким образом, каждый навык четко определен в своей иерархии, что позволяет обучать ребенка более сложным навыкам, через преодоление ступеней развития данного навыка на более низких ступенях иерархии.

ATEC – тест для оценки эффективности лечения аутизма.

Этот онлайн-тест предназначен для оценки результата от любой методики (Оценка контрольных показателей заболевания).

Тест на Аутизм АТЕК для оценки динамики улучшений детей с аутизмом и выявления проблем. Диагностический тест, позволяющий самостоятельно отслеживать динамику развития ребенка.

1.        Речь – Язык – Коммуникативные навыки

2.        Социализация

3.        Сенсорные навыки – Познавательные способности

4.        Здоровье – Физическое развитие – Поведение

Тест АТЕК не является диагностическим тестом, а служит для оценки динамики. Тест не предназначен для подтверждения наличия аутизма.

16.05.2023

Используемая литература

1.        Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.

2.        Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 12-е.-М.:Теревинф,2022.-(Особый ребенок).-288с.

3.        Журнал «Аутизм и нарушения развития» №4 (том 15), 2017. С. 42–46 «Комплексный поход к диагностике детей с РАС на примере клинического случая, связанного с мутацией гена FMR1»

4.        Журнал «Аутизм и нарушения развития» №2 (том 16), 2018. С. 29–37 «Обследование ребенка с РАС на ПМПК с использованием инструмента критериальной оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...

Подготовка к школе неорганизованных детей с расстройствами аутистического спектра

Организация учебного поведения – неотъемлемая часть коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения развития. Но ни с одной категорией детей учителю-дефектологу не приходится работать ...

Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В настоящее время выявляется тенденция увеличения числа детей с расстройствами аутистического спектра это обуславливает актуальность и выбор данной темы. Главное отличие таких детей заключается в несп...

Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обученияс расстройствами аутистического спектра в условиях современной образовательной среды».

Предметная деятельность является первой самостоятельной деятельностью ребенка, которая знакомит его с предметами материального мира, помогает понять их функциональное значение.Ра  ...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...