Виды упражнений для профилактики дисграфии
статья по логопедии (1 класс)

Любарская Екатерина Александровна

Содержит материал для профилактики дисграфии у первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 84cde8e409f731ce94c48d14288f840f.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Виды  упражнений по профилактике дисграфии у первоклассников

Вслед за Н.А.Никашиной (Никашина Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников.//Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Логопедия. Методическое наследие. Книга 5.Под ред. Л.С. Волковой. М.2003.)мы выдвигаем в качестве основной методологической предпосылки системы устранения недостатков произношения и связанных с ними недостатков письма у младших школьников положение о том, что к преодолению указанных недостатков необходимо подходить с позиций взаимодействия различных сторон речи , причем это взаимодействие должно происходить в процессе развития фонетико-фонематических представлений у детей. Эта система строится с учетом общедидактических принципов - системности, доступности материала, сознательного усвоения его детьми  активности учащихся и др

Все виды упражнений, входящих в систему по профилактике дисграфии можно разделить на две группы:

- устные;

- письменные.

  На протяжении первого года обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной письменной речи, отвечая задачам обучения, закрепления и проверки соответствующих знаний и умений. Рассмотрим определенные виды письма применительно к задачам логопедической работы.

  1. Списывание:

- с рукописного текста;

- с печатного текста;

- осложненное заданиями грамматического и логического характера.

Списывание как простейший вид письма наиболее доступно детям, страдающим дисграфией. Ценность его - в возможности согласовывать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей.  Необходимо как можно раньше научить детей при списывании запоминать слог , а не букву, что вытекает из положения о слоге как основной единице чтения и произношения. Следовательно, специфической задачей письма становится послоговое проговаривание, согласованное с темпом письма.

  1. Слуховой диктант со зрительным самоконтролем отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма. После написания диктанта ученик  цветным карандашом самостоятельно исправляет ошибки , опираясь на напечатанный текст .

     3.   Графический диктант позволяет тренировать учеников в различении смешиваемых звуков на сложных по звуковому составу словах. Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из указанных звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слова. Если звук встречается несколько раз, то и буква повторяется столько же раз .При первом прослушивании диктанта ученики загибают пальцы по числу слов, при повторном – записывают, сверяя количество слов с количеством письменных обозначений. Каждое предложение записывают с новой строки, т.к. в записи отсутствуют прописные буквы и знаки препинания.

    Указанный вид письма позволяет закрепить ряд навыков письма: восприятие на слух и отражение в записи членения текста на предложения, предложений – на слова;  вычленение предлогов. Графические диктанты способствуют расширению словарного запаса детей, поскольку выбор слов не ограничен сложностью их написания.

  В графических диктантах ошибки сводятся к пропускам слов-черточек, к пропуску буквы, особенно если она повторяется. Ошибки первого вида преодолеваются с помощью предварительного анализа фразы, выборочного выделения слов. Объем слуховой памяти заметно увеличивается, поскольку ученик стремится запомнить предложение сознательно.  Допустившим ошибку второго вида необходимо проговорить вслух слово, «прощупывая каждый звук».

Мы рассмотрели варианты письменных упражнений , входящих в систему профилактики дисграфии . По характеру рассмотренные упражнения подразделяются на ознакомительные, тренировочные и контрольные. Характер упражнения может меняться в зависимости от этапа работы, ее задач.

Рассмотрим направления коррекционной работы по преодолению дисграфии на синтаксическом уровне. Основными задачами такой работы является преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний, осознанное построение предложений, обогащение фразовой речи учеников. В первом классе закладывается основа для успешного овладения ребенком навыков синтаксического разбора предложения на более поздних этапах обучения. Сначала ведется работа над простым нераспространенным предложением. Много внимания уделяется составлению графической схемы предложения с целью формирования представления о слове как единице предложения. Проводятся упражнения, направленные на распространение предложения, его грамматическое оформление. Предложение распространяется введением дополнения, затем - определения к подлежащему и дополнению, далее – обстоятельства места, времени. Параллельно отрабатываются грамматические связи: согласование и управление. Дети выполняют упражнения по согласованию существительного с глаголами в числе и падеже, прилагательного с существительным в роде , числе и падеже. Особое место занимает работа над предлогами, нацеленная на решение следующих задач:

- сформировать представление о смысловом значении предлогов;

- научить детей правильно пользоваться предлогами и писать их;

- сформировать представление о предлоге как отдельном слове;

- сформировать навык использования  подходящей к данному предлогу падежной формы имени существительного.

 Рассмотрим некоторые упражнения работы на синтаксическом уровне:

- составление предложений по предметным, сюжетным картинкам , их сериям;

-  распространение предложений по вопросам где? как? когда? зачем? почему?;

- составления предложений из ряда слов;

- деление текста, записанного без знаков препинания, на предложения;

- чтение текста с интонационным обозначением границ предложения (понижение голоса, пауза);

- чтение текста по ролям;

- определение, чем является группа слов: предложением или словосочетанием;

- исправление ошибок;

- составление из двух предложений одного - более распространенного, или сложного - с помощью союзов.

      Тщательно продуманная система упражнений, тренировка слухового внимания и звукового восприятия могут уже на ранних этапах обучения в школе предотвратить затруднения освоения письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....

Упражнение по профилактике оптической дисграфии

Упражнение по профилактике оптической дисграфии...

Презентация Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии

В данной презентации представлены упражнения для детей с нарушением письменной речи на почве недоразвития гнозиса, анализа, синтеза и пространственных представлений (оптическая дисграфия)....

Презентация Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии

Упражнения направлены на развитие зрительного восприятия, на формирования образа предметов и букв....

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии.

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптический дисграфии, оптико-пространственного анализа и синтеза...

Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...

Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.

laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...