Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с обучающимся с дизартрией
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с обучающимся 1 класса с дизартрией
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 276.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]
Возраст обучающегося 7 лет 10 мес.
Логопедическое заключение: ФФНР, дизартрия
Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш].
Закрепление произношения изолированного звука
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формирование кинестетического образа звука [Ш] (ощущения положения органов артикуляции);
-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- упражнение в правильности произнесения звука [Ш]
- закрепление образа печатной и письменной буквы Ш
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционной и мелкой моторики;
-развитие фонематического слуха;
- закрепление навыка направленного выдоха;
- развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;
- совершенствование навыка чтения;
- развитие грамматического строя речи;
-улучшение мелкой моторики.
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание вежливости, умения наладить контакт с новыми людьми;
- воспитание самостоятельности;
- развитие и совершенствование навыков и приемов самоконтроля, анализа и оценки продуктивности деятельности.
Оборудование:
- рисунок с изображением змеи из серии «Волшебные обводилки»
(Зегбарт Г.М., Ильичева О.С.)
- картинки к артикуляционной гимнастике,
- компьютерная игра «Помощь на пожаре» портал Мерсибо,
- зеркало, шпатели, вата, пластилин
Ход занятия
1.Организационный момент
Сегодня на наше занятие пришли гости, давай их поприветствуем. Какие слова мы можем использовать? Здравствуйте! Доброе утро! Добро пожаловать в нашу школу! Очень приятно познакомиться! Рады вас приветствовать….
Раздаётся шум…Слышишь? Что бы это значило? Логопед показывает рисунок: Помнишь свою змею с прошлого занятия? Мне кажется, она что-то хочет нам сказать…
- Привет, Кирилл! Это я, Каррамба. Помнишь, ты нарисовал меня на прошлом занятии? Мы с тобой так здорово пошипели!!! Мне нездоровится и никак не получается длинное шипение. Помоги мне зашипеть опять.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика в сочетании с приемами биоэнергопластики:
Чтобы хорошо шипеть, нужно разбудить наш язычок
1) Самомассаж языка: (5-6 повторений каждого упр.)
Язычок похлопаем весело губами,
А теперь погладим мы его губами.
Язычок причешем бережно зубами.
Тихо покусаем язычок зубами.
Снова мы причешем язычок зубами
И опять погладим язычок губами
И в конце похлопаем его губами…
2) Статические подготовительные упражнения для языка
«Бегемот» – «Лягушки улыбаются» – «Хобот слонёнка» - «Чашечка»
Рот пошире открывает в бегемотиков играем.
Широко откроем ротик, как голодный бегемотик
1-2-3-4-5, можно ротик закрывать
* * * *
Любит Квака улыбаться, рот у Кваки до ушей
Хоть завязочки пришей
* * * * *
Подражаю я слону, губы хоботом тяну…
Чередование под счет 1-2-3 (3-4 повторения)
* * * *
Широко рот открываем,
Краешки приподнимаем,
Получилась чашечка,
Глубокая чашечка.
В рот ее мы занесем
И края к зубам прижмем.
3) Динамические упражнения для языка
«Часики» - «Почистим зубы» - «Качели»
* * * *
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.
* * * *
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
* * * *
На качелях я катаюсь: вверх, вниз.
То до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
4) Дыхательная гимнастика «Парашют»
3. Постановка звука.
1-й способ – с помощью шпателя
Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть на язычок. Получается звук, близкий к [Ш].
2-й способ - при выполнении упражнения «паровозик» (кончик языка постукивает по верхним альвеолам), ребенок сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедляется - тч-тч и нужно подольше тянуть звук [ТЧ], который должен перейти в [Ш].
4. Анализ артикуляции c опорой на мнемотаблицу
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
5. Закрепление изолированного произнесения звука
-Каррамбочка, ты теперь вспомнила, как правильно шипеть? Пошипим вместе!
Вот ползёт к тебе змея, хочет напугать тебя: «Ш -Ш -Ш –Ш!» (2-3 повторения)
6. Физминутка:
Речь с движениями: движения по тексту
Как живешь! - вот так! Как идёшь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так! А как спишь? –Вот так!
Как даешь? Как берешь? Ешь обед? Машешь след?
Ты заметил, что многие слова в зарядке заканчиваются на Ш? Давай попробуем вдвоём проговорить их: я начинаю слово, а ты заканчиваешь его Как живе…? Как иде…? И т.д.
7. Развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза
- Каррамба, как ты похожа на пожарный шланг! Никогда не видела его? Мы поиграем в игру «Помощь на пожаре» портал Мерсибо, потренируем слух и внимание. В завершении вспоминаем, были ли слова со звуком [Ш]
7. Закрепление образа буквы
Еще Каррамба на портрете похожа на какую-то букву. Конечно, на букву Ш. Обведи ее пальцем. А Каррамба не согласна! Возьми пластилин, слепи портрет буквы Ш письменной и печатной.
8. Итог занятия.
Закончилось наше занятие. Еще раз напомни змейке и себе заодно, как правильно произносить звук [Ш]. Как ты считаешь, Костя, получается ли этот звук у тебя? Что тебе понравилось или не понравилось на занятии. Логопед приклеивает в тетрадь оценочную наклейку и дает домашнее задание
Использованные материалы:
- https://www.youtube.com/watch?v=_bG6lSK33HI
- Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. — СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Зегбарт Г.М., Ильичева О.С. «Волшебные обводилки»- М. «Генезис», 2013
- Репина З.А., Буйко В.И. «Уроки логопедии» -Екатеринбург «Литур», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш
Конспект содержит материал по постановке шипящего звука Ш- специально подобранный комплекс упражнений, направленный на выработку верхнего подъема языка, описаны способы постановки звука. Занятие...

Индивидуальные занятия по постановке звука /С/.
Индивидуальные занятия по логопедии по постановке звука /С/....

Конспект группового занятия по постановке звука Л
Ребята, вы все где-то потеряли звук Л. Я предлагаю вам поиграть и найти этот звук. Двигайтесь по стрелкам и выполните все задания. И, надеюсь, к концу игры вы все найдёте пропажу и научитесь пра...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж]
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж]Цель: Автоматизировать звук [ж] в открытых слогах.Задачи:•Развитие фонематического слуха,•Развитие артикуляционной моторики.•Развитие на...

Программа проекта "Индивидуальное занятие по постановке звука "р" учащегося младшего школьного возраста"
Представляю вашему вниманию программу проекта "Индивидуальное занятие по постановке звука "р" учащегося младшего школьного возраста" и план-конспект открытого занятия с учеником 1 ...

Конспект логопедического занятия по постановке звука [Р]
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука [Р]"...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С]с обучающимся с ОВЗ
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Возраст обучающегося 7 лет 6 мес.Статус ОВЗ, слабослышащая, кохлеарные импланты Логопедическое заключение: ФФНР, дизартрияЦе...


