Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с обучающимся с дизартрией
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с обучающимся 1 класса с дизартрией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zanyatiya_po_postanovke_zvuka_sh.docx276.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]

  Возраст обучающегося 7 лет 10 мес.

Логопедическое заключение: ФФНР, дизартрия

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш].

Закрепление произношения изолированного звука

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

-формирование кинестетического образа звука [Ш] (ощущения положения органов артикуляции);

-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- упражнение в правильности произнесения звука [Ш]

- закрепление образа печатной и письменной буквы Ш        

Коррекционно-развивающие:

-развитие артикуляционной и мелкой моторики;

-развитие фонематического слуха;

- закрепление навыка направленного выдоха;

- развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;

- совершенствование навыка чтения;

- развитие грамматического строя речи;

-улучшение мелкой моторики.

Воспитательные:

-воспитание интереса к занятиям;

- воспитание вежливости, умения наладить контакт с новыми людьми;

- воспитание самостоятельности;

- развитие и совершенствование навыков и приемов самоконтроля, анализа и оценки продуктивности деятельности.

Оборудование:

- рисунок с изображением змеи из серии «Волшебные обводилки»

 (Зегбарт Г.М., Ильичева О.С.)

- картинки к артикуляционной гимнастике,

- компьютерная игра «Помощь на пожаре» портал  Мерсибо,

- зеркало, шпатели, вата, пластилин

Ход занятия

1.Организационный момент

Сегодня на наше занятие пришли гости, давай их поприветствуем. Какие слова мы можем использовать? Здравствуйте! Доброе утро! Добро пожаловать в нашу школу! Очень приятно познакомиться! Рады вас приветствовать….0_3f71d_571435e7_L

Раздаётся шум…Слышишь? Что бы это значило? Логопед показывает рисунок: Помнишь свою змею с прошлого занятия? Мне кажется, она что-то хочет нам сказать…C:\Users\Гость\Documents\Downloads\IMG_20240614_232243.jpg

- Привет, Кирилл! Это я, Каррамба. Помнишь, ты нарисовал меня на прошлом занятии? Мы с тобой так здорово пошипели!!! Мне нездоровится и никак не получается длинное шипение.  Помоги мне зашипеть опять.

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика в сочетании с приемами биоэнергопластики:

Чтобы хорошо шипеть, нужно разбудить наш язычок

1) Самомассаж языка: (5-6 повторений каждого упр.)

Язычок похлопаем весело губами,

А теперь погладим мы его губами.

Язычок причешем бережно зубами.

Тихо покусаем язычок зубами.

Снова мы причешем язычок зубами

И опять погладим язычок губами

И в конце похлопаем его губами…

2) Статические подготовительные упражнения для языка

«Бегемот» – «Лягушки улыбаются» – «Хобот слонёнка» - «Чашечка»

Рот пошире открывает в бегемотиков играем.

Широко откроем ротик, как голодный бегемотик

1-2-3-4-5, можно ротик закрывать

*   *   *   *

Любит Квака улыбаться, рот у Кваки до ушей

Хоть завязочки пришей

* * * * *

Подражаю я слону, губы хоботом тяну…

Чередование под счет 1-2-3 (3-4 повторения)

 * * *  *

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Получилась чашечка,

Глубокая чашечка.

В рот ее мы занесем

И края к зубам прижмем.

3) Динамические упражнения для языка

«Часики» - «Почистим зубы» - «Качели»

* * * *

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

* * *  *

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

* * * *

На качелях я катаюсь: вверх, вниз.

То до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

4) Дыхательная гимнастика «Парашют»

3. Постановка звука.

1-й способ – с помощью шпателя

 Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть на язычок. Получается звук, близкий к [Ш].

2-й способ - при выполнении упражнения «паровозик» (кончик языка постукивает по верхним альвеолам), ребенок сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедляется - тч-тч и нужно подольше тянуть звук [ТЧ], который должен перейти в [Ш].

4. Анализ артикуляции c опорой на мнемотаблицу

3

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

5. Закрепление изолированного произнесения звука

-Каррамбочка, ты теперь вспомнила, как правильно шипеть? Пошипим вместе!

Вот ползёт к тебе змея, хочет напугать тебя: «Ш -Ш -Ш –Ш!» (2-3 повторения)

6. Физминутка:

Речь с движениями: движения по тексту

Как живешь!  - вот так! Как идёшь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так! А как спишь? –Вот так!

Как даешь?  Как берешь? Ешь обед? Машешь след?

Ты заметил, что многие слова в зарядке заканчиваются на Ш? Давай попробуем вдвоём проговорить их: я начинаю слово, а ты заканчиваешь его Как живе…? Как иде…? И т.д.

7. Развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза

- Каррамба, как ты похожа на пожарный шланг! Никогда не видела его? Мы поиграем в игру «Помощь на пожаре» портал Мерсибо, потренируем слух и внимание. В завершении вспоминаем, были ли слова со звуком [Ш]

7. Закрепление образа буквы

Еще Каррамба на портрете похожа на какую-то букву. Конечно, на букву Ш.  Обведи ее пальцем.  А Каррамба не согласна! Возьми пластилин, слепи портрет буквы Ш письменной и печатной.

8. Итог занятия.

Закончилось наше занятие. Еще раз напомни змейке и себе заодно, как правильно произносить звук [Ш]. Как ты считаешь, Костя, получается ли этот звук у тебя? Что тебе понравилось или не понравилось на занятии. Логопед приклеивает в тетрадь оценочную наклейку и дает домашнее задание

Использованные материалы:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=_bG6lSK33HI
  2. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. — СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  3. Зегбарт Г.М., Ильичева О.С. «Волшебные обводилки»- М. «Генезис», 2013
  4. Репина З.А., Буйко В.И. «Уроки логопедии» -Екатеринбург «Литур», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Конспект содержит материал по постановке шипящего  звука Ш- специально подобранный комплекс упражнений, направленный на выработку верхнего подъема языка, описаны способы постановки звука. Занятие...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах

Данная разработка пожет учителям-логопедам провести урок по автоматизации  звука [Ш] в прямых слогах и словах...

Индивидуальные занятия по постановке звука /С/.

Индивидуальные занятия по логопедии по постановке звука /С/....

Конспект группового занятия по постановке звука Л

Ребята, вы все где-то потеряли звук Л. Я предлагаю вам поиграть и найти этот звук. Двигайтесь по стрелкам и выполните все задания. И, надеюсь, к концу игры  вы все найдёте пропажу и научитесь пра...

Программа проекта "Индивидуальное занятие по постановке звука "р" учащегося младшего школьного возраста"

Представляю вашему вниманию программу проекта "Индивидуальное занятие по постановке звука "р" учащегося младшего школьного возраста" и план-конспект открытого занятия с учеником 1 ...

Конспект логопедического занятия по постановке звука [Р]

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука [Р]"...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С]с обучающимся с ОВЗ

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Возраст обучающегося 7 лет 6 мес.Статус ОВЗ, слабослышащая, кохлеарные импланты Логопедическое заключение: ФФНР,  дизартрияЦе...