Коррекционно - развивающая программа "развитие психомоторики и сенсорных процессов"
рабочая программа по логопедии

Поддубнова Алина Петровна

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_psihomotorikik_i_sensornyh_protsessov.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ивасенко Анатолия Антоновича»

Рабочая программа

2023 – 2024 учебный год

коррекционно-развивающих занятий по дефектологии

"Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

5 класс

Учитель-логопед  Поддубнова Алина Петровна

Учебно – методический комплекс:

Психодиагностика, коррекция и развитие личности./ Н.И. Шевандарин.- М., 2001

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. акатов.- М., 2003

Нарушения чтения и пути их коррекции./ Р.И. Лалаева.- СПб., 1998

Программа

Факт

Доп.часы

1 четверть

Количество недель

8

Количество часов

8

2 четверть

Количество недель

8

Количество часов

8

3 четверть

Количество недель

11

Количество часов

11

4 четверть

Количество недель

7

Количество часов

7

год

Количество недель

34

Количество часов

34

Пояснительная записка.

        Актуальность. В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.

        Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

        У детей с ЗПР нарушение письменной речи обусловлено нарушением устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы.         Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко).

        К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

  • низкий уровень познавательной активности;
  • незрелость мотивации к учебной деятельности;
  • сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации;
  • ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
  • недостаточная сформированность умственных операций;
  • отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

        Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.

Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.

        Выделяют основные три вида дизорфографии:

  • морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
  • синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;

смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме. Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку. Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-8-ых классов с ЗПР.

        Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником - логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил. Новая технология включает в себя использование на логопедических занятиях по преодолению дизорфографии и уроках русского языка специально разработанных алгоритмов.

Таким образом, учащиеся? страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной специально организованной логопедической поддержкой, а тесная взаимосвязь в работе учителя – ученика – логопеда позволит успешно преодолеть имеющиеся трудности в обучении.

        Данная программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

        Цель: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

Задачи:

Обучающие

  • формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
  • формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
  • совершенствовать навык грамотного письма;

Развивающие

  • развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
  • развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
  • развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;

Воспитательные

  • совершенствовать основные учебные навыки;
  • воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  • воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;

воспитывать интерес к родному языку.

Адресат: Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР).

Срок реализации: 1 год.

Формы и режим занятий:

7 класс (фронтальные занятия) - 34 часа

Форма организации деятельности детей на занятии:

групповая;

Продолжительность занятий:

групповых– 40 минут.

Планируемые результаты

В результате реализации логопедической программы у обучающихся в классах коррекции, имеющими речевое недоразвитие будут восполнены пробелы:

- в развитии звуковой стороны речи;

- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

- в формировании связной речи;

будут устранены специфические ошибки письма и чтения;

сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты: - повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).

  • Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,

исполнителя, героя и т.д).

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  • Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.

Обучающиеся должны знать:

  • морфологические признаки частей речи;
  • состав и названия частей слова;
  • признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;
  • правописание Ь, Ъ в различных частях речи;
  • синтаксические единицы, знаки препинания при них;
  • структуру текста.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
  • проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);
  • доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
  • дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
  • проводить анализ текста, составлять план;
  • устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.

Поскольку дети с ЗПР быстро утомляются, то важно иметь чёткую структуру каждого занятия. Структура занятий позволит детям держаться в рамках занятия, способствуя преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. А так же важна частая смена видов деятельности.

Способы определения результативности:

- проведение логопедического обследования в начале и конце учебного год

Планирование дефектологических занятий 5-х классов занятий

Дата

план

Дата факт

Тема

примечание

I четверть

7.09

Диагностика познавательной деятельности

14.09

Знакомство с типами предложений. Многозначные слова.

21.09

Многозначные слова.

28.09

Понятие «Обобщающее слово», практика диалога.

5.10

Лексическое значение слов, понятия; скороговорка.

12.10

Конспектирование, практика диалога.

19.10

Пословицы, их переносный смысл; практика чтения текста.

26.10

Значение многозначных слов. Пословицы-синонимы.

III четверть

Обобщение.

9.11

Знакомство со словами-паразитами. Аудирование

16.11

Значение слов, понятие "синоним"

23.11

Понятия «устная речь» и «письменная речь»; «образ слова».

30.11

Рассказ по разрезным картинкам; практика монолога.

7.12

Рассказ по разрезным картинкам; практика монолога.

14.12

Пословицы, их переносный смысл; определение времени.

21.12

Диагностика познавательной деятельности

28.12

Пословицы, их переносный смысл; определение времени.

III четверть

11.01

Пословица, определение времени; практика чтения.

18.01

Рассказ по разрезным картинкам, составление монолога; практика чтения текста с пересказом.

25.01

Практика определения времени и чтения знакомого текста.

1.02

Пословица, подбор ситуации к ней; план по опорным словам.

8.02

Пословица, их переносный смысл; рассказ по последовательным картинкам.

15.02

Пословицы, их переносный смысл; практика пересказа текста.

22.02

Пословицы, их переносный смысл; разучивание скороговорки.

29.02

Рассказ по разрезным картинкам; практика чтения с контролем понимания содержания текста.

7.03

Рассказ по последовательным картинкам, плана текста и краткий пересказ.

14.03

Работе с текстами, практика чтения незнакомого текста.

21.03

Кубики Никитиных; чтение подготовленного текста, работа по нему, с опросом.

IV четверть

4.04

Пересказ текста с помощью составления плана; повторение

фразеологических оборотов.

11.04

Диагностика познавательной деятельности

18.04

Понятие «антонимы»; чтение подготовленного текста с опросом.

25.04

 Пересказ текста по плану. Составление рассказа по заданной теме

16.05

Кубики Никитиных; практика осмысленного чтения незнакомого текста.

23.05

Тренировка зрительной памяти повторения и закрепление фразеологических оборотов.

30.05

Кубики Никитиных; практика осмысленного чтения незнакомого текста с контролем понимания его содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Данные материалы представляют собой 2 конспекта занятий и таблицу-обследование ВПФ ребенка. Проблема психомоторного и сенсорного развития детей с нарушениями развития рассматривается как одна из...

Коррекционные занятия "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 2 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов с использованием технологической карты (1 класс)

Тема: Классификация предметов и их изображений по форме (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Форма проведения: урок-путешествие. Цель: развитие умения классифицировать предметы...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа для фронтальных коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.Занятия по сенсорному восприятию направлены на:развитие зрительного восприятия и внимания;развит...

Календарно - тематическое планирование коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

ФГОС ОВЗ  1 класс Календарно-тематическое планирование коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»,  обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс....