Формирование умения определять цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана.
методическая разработка по логопедии (4 класс)
Логопедическая работа по формированию компонентов учебной деятельности в рамках работы по коррекции регуляторной дизорфографии.
Блок формирование умения определять цель,составлять план действий и оранизовывать работу по выполнению плана.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа по формированию компонентов учебной деятельности в рамках работы по коррекции регуляторной дизорфографии.
Формирование умения определять цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана.
Умение определять ЦЕЛЬ, составлять ПЛАН действий и организовывать работу по выполнению плана являются необходимыми для формирования полноценного орфографического навыка письма. В ходе занятий школьники вместе с логопедом, обсуждают какие действия можно сделать по плану, а какие возможно выполнить без плана. Выясняют, что же отличает действия, которые нуждаются в выполнении по плану.
При определении алгоритмов решения конкретной учебной задачи, школьники ориентируются на обобщенный алгоритм организации учебной деятельности(УД), который включает три этапа:
-постановка цели
-разделение цели на отдельные задачи
-распределение задач по важности
Логопед предлагает выяснить какие шаги, необходимо совершить для достижения намеченной цели:
«Как вы считаете, что надо сделать сначала, что потом и что в заключении?»
Перед достижением намеченной цели нужно подумать, что должно произойти для того, чтобы она осуществилась; какие шаги необходимо предпринять.
Задание
Весной мама попросила посадить на подоконнике лук, чтобы вырастить его зеленые перья.
-Установи порядок действий.
Так же составляются алгоритмы действий с изученными орфограммами.
Проверка БГ в корне раскрывается через закрепление умения составлять план действий по работе над орфограммой, что способствует развитию общих учебных действий.
Эта тема для детей с дизорфографией является одной из самых трудных, потому что решение орфографической задачи состоит из нескольких действий, которые нужно выполнить очень быстро:
-почувствовать слабую позицию гласного звука
-произвести морфемный анализ и понять, что этот звук находится в корне
-найти однокоренное слово или форму слова, в котором нужный
звук находится под ударением.
Способы подбора проверочных слов проводятся на основе логопедических
техник по методу Буриной Е.Д («Ищи родственное слово», «Смотри в корень»,
«Объясни значение», «Измени форму слова») при этом учащиеся опираются на весь
багаж знаний частей речи и их формоизменений, включая глаголы
совершенного и несовершенного вида, что вызывает особую трудность у
ребят с дизорфографией.
Логопедом четко фиксируется опознавательный признак слабой позиции гласного в корне – «безударный звук (а) может обозначаться буквами А или О, звук (и) буквами Я, Е,И.»
Дальнейший этап работы организуется в форме группового обучения. Выбираются дети взрослым «Учителя на станции», которые организуют работу минигрупп на станциях. Конечно, эти дети предварительно выполнили задания и обсудили с логопедом. Учащиеся логопедом делятся на минигруппы.У каждой группы маршрутный лист (план прохождения станций).
Станции
1.Выдели в словах верхушка, олененок, бегун, садовник корень.
Является ли корень самостоятельным и понятным для нас словом?
Помог ли корень проверить безударную гласную?
Занимались ли мы сейчас подбором проверочных слов?
Сформулируйте сами самый простой способ проверки безударных гласных в корне.
СП - «Смотри в корень»
2.Выдели корни в словах приближался, незнакомый
Говорим «ближ» -значит близко, «незнаком» -такой,которого не знаем.
Этими фразами объясняем значение слов.
СП- «Объясни значение слова»
3.Объясните написание безударных гласных в корнях слов тянул, угасал, плясал.
(Совет: для проверки глаголов прошедшего времени подбираем глаголы настоящего времени) СП - «Измени форму слова»
После практических упражнений над орфограммой учащиеся возвращаются на свои места и приступают к последнему этапу работы на уроке: «Оцени свою работу на занятии по шкале достижений «Как я старался», «Как я доволен собой» (рефлексия и подведение итогов урока).
Позитивный настрой очень важен, логопед транслирует детям, что ошибиться нестрашно: «Если сомневаешься, оставь пропуск, ребята помогут тебе при проверке. Показательным является и слоган в конце занятия: «Я буду успешнее и увереннее».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умения определять склонение в именах существительных
Образовательные: совершенствовать знания о частях речи и членах предложения, учить высказывать свою точку зрения, повторить образные представления об облаках, учить составлять деформированный те...

Конспект логопедического занятия по теме" "Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец)."
Конспект логопедического занятия по программе «Предупреждение нарушений письменной речи»Учитель-логопед Ярцева Елена Геннадьевна Тема:Формирование умения определять место звуков ...
Конспект урока “Формирование умения определять падеж имен существительных”
Цель урока: Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употреблять имена существительные в речи. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной ф...
Презентация к уроку русского языка "Формирование умения определять падеж имён существительных".
Цель урока: Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употреблять имена существительные в речи. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной ф...

Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить характер недостающей информации
Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить х...









