Конспект логопедического занятия по теме" "Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец)."
план-конспект занятия по логопедии (1, 2 класс)

Ярцева Елена Геннадьевна

Конспект логопедического занятия

по программе

«Предупреждение нарушений письменной речи»

Учитель-логопед 

Ярцева Елена Геннадьевна

 

Тема:

Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец).

Цель:

Развивать навыки звукового анализа, определения места букв и звуков в словах.

Задачи:

  • Коррекционная:

- Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец).

  • Развивающая:
  • - развитие фонематического восприятия и умения выделять звуки;
  • - Развитие анализа, синтеза, представления;
  • - Развитие языкового анализа, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • - Развитие внимания, логического мышления, памяти.
  • Образовательная:
  • - Обогащение словаря.
  • Воспитательная:
  • Воспитание любви к природе, животным.
  • формирование навыков сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки.

Оборудование:

  • Презентация;
  • Звуковая линейка
  • карточки с заданиями;
  • картинки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx289.79 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku.docx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по программе

«Предупреждение нарушений письменной речи»

Учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП

Приморского района Санкт-Петербурга

Ярцева Елена Геннадьевна

Тема:

Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец).

Цель: 

Развивать навыки звукового анализа, определения места букв и звуков в словах.

Задачи:

  • Коррекционная:

- Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец).

  • Развивающая:
  • - развитие фонематического восприятия и умения выделять звуки;
  • - Развитие анализа, синтеза, представления;
  • - Развитие языкового анализа, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • - Развитие внимания, логического мышления, памяти.
  • Образовательная:
  • - Обогащение словаря.
  • Воспитательная:
  • Воспитание любви к природе, животным.
  • формирование навыков сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки.

Оборудование: 

  • Презентация;
  • Звуковая линейка
  • карточки с заданиями;
  • картинки.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент:

Добрый день ребята! Рада Вас видеть. Проверьте свою готовность к занятию и правильно ли вы сидите. Все готовы? Тогда начнем…(презентация слайд 2)

Сегодня у нас гость. А кто это вы узнаете из загадки:

C:\Users\MyNote\Desktop\гусеница схема слова.jpgПо листочку всё ползет

И края его грызет

А когда чуть подрастет

В кокон тело завернет.

А еще через мгновение,

Людям всем на удивление,

Выбравшись из заточения,

Бабочкой она вспорхнет.

(Прилуцкий С.)     (презентация слайд 3)

  1. Вводная часть: 

Посмотрите на доску. Сегодня гостит на нашем занятии гусеничка. Это не простое насекомое, а логопедическое. Гусеничка питается словами. Я приготовила для неё слова, но кто-то пошалил и поменял буквы местами. Давайте поставим буквы на свои места и тогда мы сможем угостить гусеничку. В помощь вам будут картинки.

Собери слова из рассыпавшихся букв. Слова: рис, суп, рак  

(Приложение№1) (презентация слайды 4-9)

https://img.wikireading.ru/397393_115_i_230.jpg

ИРС

ПУС

КРА

Что мы с вами делали что бы собрать слово?

Определяли на каком месте должен стоять звук/буква.

Какой первый звук в слове ________. ? Звук ___ гусеничка съест первым.

Какой второй звук в слове ________. ? Звук ___ гусеничка съест вторым.

Какой третий звук в слове ________. ? Звук ___ гусеничка съест третьим.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Задание 1 Еще одна загадка для вас от гусенички:

Они, как я заметила, везде и всюду есть:

в руке их только четверо, зато в кармане – шесть.

Я шесть их вижу в радуге и, если сосчитать,

то сразу сами скажете, что их в арбузе – пять!

(Выяснить с детьми, что речь идет о звуках (буквах), составляющих слова:

РУКА, КАРМАН, РАДУГА, АРБУЗ. (Приложение №2) (презентация слайд 11)

Повторить понятие о звуках и буквах.

БУКВЫ

ЗВУКИ

Отлично! Вы молодцы, вы всё помните и у вас всё получается. Тогда следующее задание будет посложнее.

Задание 2. Работа с цифровым рядом. Перед каждым учеником – ряд цифр (1 – 10). (Приложение №3) (презентация слайд 13-14)

Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. И показывают цифру

Покажите цифру, обозначающую последний звук в слове
(т.е определяете количество звуков в слове).
(презентация слайды 15-26)

Ананас (6); белка (5); ботинки (7); груша (5); киви (4); кофта (5); кошка (5); лиса (4); малина (6); медведь (6); рубашка (7); штаны (5)

Отлично, вы и с этим заданием справились.

  1. Физ.минутка

«Гусеница»

Этот странный дом без окон

(медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон»

Свив на ветке этот дом,

(вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.

(ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.

(ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо

(взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…

(хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка!

(потягиваются)

А вспомните какое слово было самое длинное?

А какое наименьшее количество звуков нам встретилось?

Задание 3. Вспомните пожалуйста все слова и подумайте на какие группы их можно разделить?

(По мере вспоминания детьми слова появляются на доске) (Приложение №4)

Задание 4. Четвёртый лишний. Найдите в каждой группе лишнее слово

(презентация слайд 28-30)

Белка, лиса, медведь, кошка

Киви, ананас, груша, малина

Рубашка, штаны, кофта, ботинки

(Машина, грузовик, автобус, велосипед, лодка)

Задание 5. Индивидуальные задания на карточках. (презентация слайд 32-34) (Приложение №5)

Нахождение звука в середине слова.

Ученик 1 забирает с доски все названия животных

Ученик 2 забирает с доски все названия фруктов

Ученик 3 забирает с доски все названия одежды

Ребята у вас на карточках записаны те же слова, что вы сняли с доски. Вам нужно раскрасить квадратик соответственно третьему звуку в словах. Если при произнесении слышим гласный звук – красный цвет, если слышим твердый согласный звук  синий, если мягкий согласный звук – зелёный цвет.

Ученик 1: Белка, лиса, медведь

Ученик 2: Киви, ананас, груша

Ученик 3: Рубашка, штаны, кофта

Взаимопроверка.

3. Анализ слов, выделение последнего звука.

Задание 6. Игра «Рыбаки» (Приложение №6)

Сейчас я буду называть слова, а вы их будете ловить их каждый для своей гусенички

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

бант зонт мост торт

квас кекс морс овёс

паук урок цирк язык

Карточки со словами (на обратной стороне листа печатаются бабочки)
(Приложение №7)

Морс, овёс, парк, зонт, кекс, бант, язык, урок, квас, мост, торт, цирк.

Задание 7. Вы собрали все слова для своих гусениц, а теперь переверните карточки и сложите картинку. Что у вас получилось? Наша гусеничка превратилась в красивую бабочку.

Чем сегодня мы с вами занимались на уроке? Учились находить звук в начале, середине и конце слов (определять на каком месте стоит звук/буква).

Рефлексия: Оцените свою работу на занятии.

Выберите смайлик и нарисуйте его себе в тетрадь.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия по теме "Сравнение семизвучных слов разной звуко-слоговой структуры".

Логопедическое занятие по коррекции смешанной дисграфии на школьном логопункте....

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".

Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...

Конспект логопедического занятия на тему:«Парные звонкие - глухие согласные в конце слова». Лексическая тема: сказка «Снежная королева».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза,осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов о...

Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных и согласных звуков с применением акватерапии»

Акватерапия, как развивающая методика для ознакомления, повторения и закрепления материала....