«Волшебные пальчики» Игры и упражнения, способствующие овладению письмом для выработки каллиграфического почерка у детей школьного возраста
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебные пальчики»
Игры и упражнения, способствующие овладению письмом.
для выработки каллиграфического почерка у детей школьного возраста
(коррекционные упражнения)
Если соблюдать основные правила красивого письма и регулярно выполнять предложенные задания и упражнения, то почерк ребёнка заметно улучшится.
1. На наклон письма влияет положение тетради.
Класть ее нужно так, чтобы нижняя часть образовывала с краем стола угол приблизительно равный 30-40 градусам. Проверить правильность положения тетради можно при работе с прописями, имеющими косые линии, которые должны быть перпендикулярны краю стола.
2. Правильный захват и удобная ручка.
Правильному захвату необходимо учить уже в то время, когда малыш впервые берет карандаши, фломастеры для рисования. Чтобы правильно держать пишущий предмет надо его положить на нижнюю боковую часть среднего пальца, а указательным и большим пальцем зафиксировать это положение, просто опустив их на ручку. Захват не должен быть сильным, иначе рука будет постоянно уставать, письмо будет медленным, а буква и слова неровными.
Пишущий предмет должен быть удобным, оптимальная ширина 7-10 мм. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки не подходят. Не годятся для письма детей разные подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм. Слишком твердый стержень, толщина «не по руке». Ребристые ручки, с гранями не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, чтобы удерживать ручку, затрудняют процесс формирования навыка письма, паста в стержне должна быть немаркой и писать при легком соприкосновении с бумагой.
А если ребенок уже привык держать ее неправильно?
Есть один секрет: купите ребенку перо и чернила. Писать пером довольно сложно, тем более ребенку. Но если подойти к этому играючи, то ребёнок будет в восторге. Игра называется «Почувствуй себя Гарри Поттером» – если помните, в этой сказке ученики школы волшебства писали, как раз перьями.
Преимущество пера в том, что перьевая ручка пишет только при определенном наклоне и нажиме, иначе ручка либо вообще не будет писать, либо будет оставлять кляксы. Поэтому письмо или даже рисование перьевой ручкой позволяет выработать правильное положение руки ребенка при письме. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать именно с помощью перьевой ручки.
3. Правильная посадка.
Необходимо глубоко сесть на стул, пододвинуться к столу настолько, чтобы впереди оставалось место шириной с ладонь. Ноги согнуты под углом 90%, спина прямая, плечи находятся на одной высоте. Корпус тела может быть слегка наклонен вперед, при этом локти лежат на краю стола, голова не опущена. Если ребенок полностью прислоняется к спинке стула, то локти его должны чуть-чуть выходить за край стола и быть на расстоянии 10-15 см от тела. Такое положение считается идеальным.
Именно правильная посадка ребёнка предполагает правильное письмо, потому что предупреждает мышечное напряжение.
ПОЛЕЗНЫЕ СТИХИ-ПАМЯТКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
Парта - это не кровать
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
4. Развитая мелкая моторика.
Проблема «дрожащих» букв обусловлена плохо развитой мелкой моторикой.
Посмотрите, как пишет ваш ребенок. Если вы видите искажение закругленных элементов, некрасивое написание букв, имеющих изогнутые линии. Линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов – ломаная. Нарушение пропорций букв – буквы разной величины, «вылезают» за строчку или наоборот слишком мелкие. Такой тип ошибок связан с моторикой, которую и необходимо развивать, используя различные методы:
- рисование;
- штриховка;
- перевод рисунка с помощью кальки или копировальной бумаги;
- упражнения, типа, продолжи узор, соедини точки, обведи по контуру;
- аппликации;
- занятия с игрушками-шнуровками;
- вырезание из бумаги, картона;
- пальчиковые игры;
- лепка (пластилинография, солёное тесто);
- крупотерапия;
- занятия квиллингом;
- складывание оригами, пазлов;
- теневой театр.
«Пальчиковый твистер» – это отличная игра для развития мелкой моторики.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Положите поле на стол. Приготовьте руки к игре. Одна рука будет «танцевать» (именно та, которой ребенок пишет, у правши – правая, для левши – левая) – выполнять разные движения на поле, вторая будет бросать кубики. Ходят по очереди. Первый игрок бросает сразу два кубика и называет выпавший цвет и палец (он показан белым на черной руке). Если на кубике выпадет вся белая ладошка, то нужно «танцевать» на поле удобным для вас пальчиком. Следующий игрок Ваш ребенок выполняет свое задание, «танцует» согласно, выпавшему на брошенных им кубиках.
Далее, игроки согласно своей очередности, не отрывая уже расставленные на поле пальчики, выполняют задание, занимая нужным пальчиком свободный кружочек нужного цвета. Все “пляшут” на поле одновременно. Если какой-то игрок не смог выполнить свое задание, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался на танцполе.
5. Сформированность пространственного восприятия.
Для развития пространственного восприятия полезны следующие игры:
Игра «Капризный фотограф».
Для этого Вам понадобится фотоаппарат и все любимые игрушки вашего ребенка. Ребенок высаживает свои игрушки в ряд для фотографии, а Вы же исполняете роль капризного фотографа и постоянно меняете местоположение зверюшек. Мишку пересадить в левую сторону от лисички, зайчика в правую сторону от слоника и так далее. Это очень весело, получается, вы вроде бы играете, но в тоже время развиваете с ребенком пространственное восприятие.
Мне, как учителю очень помогают в тренировке пространственного восприятия и ориентирования проведение графических диктантов: когда по заданному алгоритму, дети проводят по клеточкам линии, в итоге, если все сделано правильно, получается забавный рисунок.
Игра «Найди сокровище».
Игровое действие здесь также очень подвижное и активное - поиск спрятанной игрушки (вещи). Педагог или родитель дает указания в ходе действия: «Дойди до стола… Повернись направо… Дойди до окна… Повернись налево…» и т. д. Каждое указание делается тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем название предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.
Упражнения для выработки навыка каллиграфического письма.
1. Копировальный способ.
Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения: размах, размер, направление, форма, - словом, того, чего иногда, зрительно воспринимая, он не может перенести движение во время письма.
Можно давать учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу - кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение - закрепление правильного движения. В любом случае копирование важно, что бы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
2. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.
Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Воображаемое письмо проводится или по написанному образцу на доске, или вслед за письмом педагога на доске. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образа, по памяти, писать в воздухе, держа руку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема в том, что преподаватель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца.
3. Анализ формы букв.
Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы (буква а состоит из овала и палочки с закруглением внизу). Некоторые буквы, довольно сложные по форме, пишутся одним неделимым движением; например, так пишутся буквы г и е. Педагог должен помнить, что поэлементный анализ не позволяет собой рассмотрение формы буквы и особенностей ее написания. Поэтому педагог вслед за этим объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы буквы, размер соотношения элементов. Таким образом, анализ формы букв проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания.
4. Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыками письма. Сознательное усвоение особенно необходимо тогда, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме должны формироваться очень кратко и их должно быть немного.
ПОЛЕЗНЫЕ СТИХИ-ПРАВИЛА ПО ЧИСТОПИСАНИЮ
Правило №1 (Буква)
Чтобы букву написать
Надо два момента знать:
1. Знай начало каждой буквы.
2. Направление руки,
Положи тетрадь наклонно,
Прямо сядь, и не спеши.
Правило № 2 (Слово)
Чтобы слово написать
Надо три момента знать:
Знай начало каждой буквы,
Направление руки.
И к началу каждой буквы
Штрих короткий проведи.
Правило № 3 (Предложение)
В предложении все слова связаны по смыслу,
Написать его, друзья, нет особого труда.
Начинай с заглавной буквы,
Прямо сядь и не спеши,
В каждом слове есть начало,
Слово к слову не лепи.
Чтоб закончить предложение,
Ставим знак для уважения.
Если всё спокойно - точку,
Если нужно что - спросить.
Ты поставишь знак вопроса,
Только тут вопросу быть.
Ну, а если восклицаешь,
Просишь громко, иль кричишь,
Восклицательный ставь знак,
Он в конце не просто так.
5. Письмо под счет или в такт счету.
Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес к письму. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.
6. Для развития плавности и сложности движений руки вводится письмо различных дополнительных петель и росчерков, рассчитанных на развитие смелости, легкости и плавности движения в письме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игры и упражнения, способствующие развитию речи"
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддержи...

Интеллектуальные игры для детей школьного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7377309","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"200","width":"252"}}]]...
Статья " Выработка каллиграфического письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией".
Данная статья может быть рекомендована для прочтения учителям начальных классов общеобразовательных школ и родителям, имеющим детей данного возраста....

Упражнения при плоскостопии у детей школьного возраста.
Если детский ортопед поставил вашему ребёнку диагноз «плоскостопие», то лечение необходимо начинать незамедлительно....

Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения в сухом бассейне с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередо...

Мои наблюдения и выводы о необходимости развития каллиграфического письма у детей школьного возраста
В данной работе рассматривается вопрос о значении каллиграфического письма, его влиянии на развитие грамотности, способы формирования каллиграфически правильного письма....

Статья на тему: "Формирование каллиграфического почерка у детей в группе продленного дня: игровые подходы и практики"
В статье рассматривается значимость формирования каллиграфического почерка у детей первого класса и роль игровых занятий в достижении этой цели. Аккуратный и разборчивый почерк способствует развитию у...