Игровые приёмы в работе школьного логопеда
методическая разработка по логопедии

Голубович Юлия Владимировна

В последнее время в связи с поисками наиболее эффективных приёмов обучения учителя – логопеды всё смелее стали вводить в урок элементы игры.

Игра на уроке не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение, облачённое в занимательную форму (рассказ – шутку, сказку, загадку, ребус, красворд и т.п.). Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.

В процессе игры, связанной, например, с русским языком, дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений, отыскивают примеры, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием, упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки.

Важной в игре является и воспитательная сторона. Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_igrovye_priemy_v_rabote_shkolnogo_logopeda.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приёмы в работе школьного логопеда

Подготовила: Голубович Ю.В.

 Учитель-логопед ГБОУ СОШ №153

В последнее время в связи с поисками наиболее эффективных приёмов обучения учителя – логопеды всё смелее стали вводить в урок элементы игры.

Игра на уроке не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение, облачённое в занимательную форму (рассказ – шутку, сказку, загадку, ребус, красворд и т.п.). Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.

В процессе игры, связанной, например, с русским языком, дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений, отыскивают примеры, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием, упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки.

Важной в игре является и воспитательная сторона. Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение.

В настоящее время учителя– логопеды использует на своих занятиях новые грамматические игры и занимательные упражнения: дидактические игры («Лото», «Цепочка», «Четвёртый лишний», и т.п.), где нужно решить орфографическую или грамматическую задачу на предложенных логопедом примерах, игры на внимание («Кто больше», «Молчанка», «Игра с карточками», «Подбери слова» и др.), требующие от участников одновременного выполнения задания, основанного на знании, сообразительности и внимании, или организуемые как соревнование между рядами «Игры на победителя» («Эстафета», «Кто быстрее», «У каждого своё» и др.), где необходимо отобрать нужный словарь, привести примеры, соответствующие тем или иным условиям, в строго определённое время и т.п.

При подготовке к уроку учитель – логопед может усложнить или облегчить характер заданий к отдельным упражнениям, вправе заменить, если сочтёт это нужным, одну игру другой или включить в урок новые упражнения.

Укажу на некоторую специфику логопедических занятий.

Вместо обычного вступления учителя – сообщения темы урока – детям может быть предложено иное начало: разгадать (расшифровать название темы). Вот некоторые из возможных зашифровок.

Тема. Слог (1 класс)

Дети прочитают название темы, если расставят матрёшек по росту.

Трудные слова, 1 класс.

Буквы, образующие название темы, вписаны в кругах, размещённых на барабане. Начать с большой буквы и двигаясь по дорожкам от одной буквы к другой, дети познакомятся с темой урока.

Алфавит, 3 класс.

Астра – а

Лиса – л

Фонарь – ф

Арбуз – а

Виноград – в

Игла – и

Телефон – т

Название темы угадывается по первым буквам тех предметов, которые изображены на плакате.

Такое своеобразное начало служит ключом ко всему уроку и создаёт определённый настрой на всё время занятия.

Уроки, построенные на игровом материале, должны быть хорошо оборудованы наглядными пособиями: иллюстрациями к читаемым текстам, игровыми таблицами, сюжетными картинками и т.п.

Несмотря на своеобразие логопедических занятий, они все-таки остаются уроками, и письменное выполнение отдельных упражнений – условие необходимое, тем более что многие из них связаны с правописанием.

Нередко на игровых занятиях используются значительные по объёму стихотворения, сказки, рассказы.

Необходимым условием работы с большими текстами является неоднократное чтение их. Вначале учитель – логопед знакомит детей со всем произведением, а затем читает его по частям или ещё раз целиком, предлагая выполнить то или иное задание.

Логопедические занятия с элементами игры, кроме закрепления знаний и выработки определённых умений и навыков, активизируют познавательную деятельность школьников, обобщают их словарь, развивают любознательность и сообразительность, пробуждают интерес к знаниям и любовь к русскому языку.

На логопедические пункты часто направляются дети, которые не могут овладеть письмом и чтением в течение 2-3 лет обучения в школе. Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфии (расстройство письма) и дислексии (расстройство чтения).

Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу.

Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени практической работы в этой области показал, что эти ошибки происходят главным образом за счёт того, что у учеников недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего они не представляют себе звукового состава слова. Эти дети не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы уже известны ученикам. Читают, набирая слова по буквам, и, когда дойдут до конца слова, то начало уже забыто и произносят совсем не то слово, которое написано в книге.

Часто у дисграфика речь фонетически правильная, но он плохо дифференцирует свистящие и шипящие, звонкие и глухие, соноры р – л.

Внимательное изучение ошибок письма дисграфиков показало специфичность этих ошибок, основанную на недостаточности звукового анализа и синтеза, а у некоторых так же на недостаточно чёткой артикуляции и дифференциации звуков.

Дети с поздним развитием речи плохо овладевают также грамматическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускают предлоги, не умеют правильно употреблять  род и число.

Довольно часто в нашей практике встречается оптическое смешение букв, сходных по начертанию.

Примеры ошибок письма дисграфиков.

  1. Пропуск гласных букв в слове. (упала - упла)
  2. Пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных. (стол – сол, взял – вял, встают - стают)
  3. Перестановка букв в слове. (есть – етсь, клюква - клювка)
  4. Перестановка слогов в слове. (бабочка – бобачка, по сторонам – по страм)
  5. Искажение слов. (лошадь – ложит, коньки – куни, клюква - кулва)
  6. Недописывание слов. (растёт – растё)
  7. Вставка лишних букв в слове. (поют – поеют, стоит - стоеит)
  8. Неумение обозначить мягкость согласных в письме. (мяч – мач, Ваня – Вана, коньки – конки, ель - ел)
  9. Неумение согласовать слова в предложении. (Вова сидит на стуле.  – Вова сидит стул.)
  10. Смешение йотированных я, е, ю с а, о, у. (яма – яама, ёлка – еолка, Юра - Юура)
  11. Неумение правильно пользоваться родом и числом. (Река покрылась льдом. – Река покрылось льдом.)
  12. Смешение свистящих и шипящих, звонких и глухих, л – р.
  13. Оптическое смешение букв, сходных по написанию. (б - д, м – л, т – п и др.)

Расстройство чтения.

  1. Пропуск букв, слогов и предлогов.
  2. Замена, перестановка букв.
  3. Искажение слова.
  4. Чтение по догадке.
  5. Нанизывание букв.

Основная специфичность работы с дисграфиками и дислексиками заключается в

  1. сугубо индивидуальном подходе к каждому ученику;
  2. развитие анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;
  3. выработке чёткой артикуляции;
  4. выработке чёткой дифференциации оппозиционных звуков;
  5. систематическом подборе материала для упражнений по анализу и синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря и развитию мышления.

Большое место должна занимать работа с разрезной азбукой, с карточками – слогами.

Ребёнок с дефектным произношением не должен себе диктовать, а должен списывать текст.

Преодолеть  эти трудности и придать привлекательность занятиям помогают речевые игры. В игре дети не только легче овладевают навыками языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения других. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое логопедом задание таит в себе какую – то «хитрость», «фокус», требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности.

Хотя предлагаемые задания подчиняются определённой учебной задаче, яркий игровой элемент у них налицо, и, как полагается в игре, каждый раз определяется победитель.

Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках русского языка.

Предлагаемая система игр составлена с учётом поэтапного формирования навыка языкового анализа и синтеза. Сегодня в своем выступлении я расскажу вам об этапе развития вербального анализа и синтеза.

  1. Вербальный анализ и синтез.

На этом этапе коррекционной работы игры и игровые приёмы используются с целью научить детей выделять предложения из потока речи; грамматически правильно составлять предложение; вычленять из предложения слова; закрепить знание терминов слово, предложение.

  1. Закончи рассказ.

Задание. Прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершённым по смыслу. Из всех вариантов, предложенных детьми, выбирается самое весёлое, самое грустное или самое фантастическое окончание рассказа.

Рыболовы.

Два друг, Гриша и Юра, договорились, что завтра спозаранку отправятся на рыбалку. Гриша поставил будильник на пять часов и спокойно уснул, а Юра на всякий случай вообще не ложился спать. Утром Гриша зашёл за другом, и оба рыбака отправились на берег озера. Как только они добрались до места и уселись на брёвнышке, Юра усну. Прошло минут пятнадцать. Задёргались оба поплавка. «Клюёт!» - закричал Гриша.

Варианты окончания:

  1. Друзья разом дёрнули удочки и увидели на крючках две рваные калоши – правую  левую.
  2. От его крика клёв прекратился, а Юра даже не проснулся.

2. «Мы - тоже».

Задание. Шагать на месте, пока логопед читает рассказ, в конце каждого предложения остановиться и, если по смыслу это годиться, хором сказать: «Мы - тоже».

Поход в лес

Однажды третьеклассники пошли в лес. Они хотели набрать много грибов и ягод. Дети взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе пошли в лес. Он был густой, дремучий. Сосны там были высокие – высокие. Ребята стали кричать друг другу: «Ау!» Лес отвечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой.

3. Посмотри, что получилось.

Задание. Диктуемые логопедом отдельные слова записывать в тетрадях, а предложения – на листочках. Выполнив задание, ответить на вопросы.

Октябрь. Наступила поздняя осень. Месяц. Второе. На дворе ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в тёплые края. Люди называют это время грустным.

Вопросы:

  1. Что вы записывали на листочках? (Предложение.)
  2. Что получилось из предложений? (Рассказ.)
  3. Прочитайте, что записано в тетрадях? (Слова.)
  4. Объединяются ли эти слова общей мыслью? (Да.)
  5. Можно ли назвать это предложением? (Нет.)
  6. Как из этих слов получить предложение? (Изменить слово осень, изменить порядок слов.)

4. Или «нет», или «да», а не знаешь – беда.

Задание. Прослушав утверждение, ответить «да», если оно верно, или «нет», если оно ложно. Участник, давший неправильный ответ, «попадает в беду» - ему дают «штрафной» флажок. По окончании игры «попавших в беду» нужно выручать. Это делает логопед или один из участников игры, задавая вопрос или предлагая проигравшему задание, которое тот должен выполнить. Например, надо придумать предложение из пяти слов или слово со звуком л и т.п. Игра может быть использована для повторения ранее изученного материала или в конце занятия при подведении итога.

Примерные утверждения:

Звуки – это то, что мы слышим. (Да) Буквы мы слышим и произносим. (Нет) Стрекоза – это маленькая птица. (Нет) Зимой дни короче, ночи длиннее. (Да)

5. Игра «Стрелочники».

Задание. В этой игре все участники будут стрелочниками, пропускавшими «поезда» - рассказы. Прослушав рассказ, стрелочник поднимает карточку с цифрой, соответствующей количеству предложений в рассказе. Если эта цифра определена правильно, «поезд» благополучно минует «станцию». Если кто – то из стрелочников ошибся и неправильно определил количество предложений, считается, что он привёл «поезд» к крушению, и, следовательно, выбывает из игры. Логопед читает 4 – 5 коротких рассказов, включающих предложения различных драматических конструкций. Побеждают участники, которые смогли остаться в игре.

Примечание. Так же может быть построена игра, в которой надо определить количество слогов или звуков в слове.

6. Игра «Кто быстрее!»

Задание. Кто быстрее составит текст из разрозненных предложений.

     Озаглавить текст.

Это очень крупное животное. Белый медведь живёт на севере. Он защищает зверя от стужи. Под кожей у медведя очень толстый слой жира. Учёные внимательно изучают жизнь этого хищника.

Примеры игр с предложениями:

1. Придумать предложение по сюжетной картинке или серии картин. 

  • Определить в нём количество слов;
  • С определённым количеством слов (с 2, 3, 4, 5 словами и т.д.)

2. Определи границы предложений.

Задание. Прочитай текст, определяя границы предложений. Обрати внимание на интонацию конца предложения.

На реке раскрылись жёлтые кувшинки цветёт над водою водяная кашка дикая утка вывела из осоки маленьких утят над водою летают стрекозы дети бегают по душистому лугу.

Сколько предложений в тексте?

Спишите текст, правильно оформляя каждое предложение.

Подчеркните в двух последних предложениях подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя чертами.

3. Закончи предложение.

Земля покрыта снегом, как … . Лёд блестит у берега, как … . Туман стелется над озером, как … . Дождинки текут по лицу, как … .

4. Графический диктант.

|___.|___?  |___!                       |___   ___  ___ _ ___. 5

Придумать по схемам предложения.

5. Списать текст. В предложении заменить картинку словом.

Образец.  В лесу жил … (ёж). Ночью он приходил … (в сад). В саду ёж находил … (яблоки). Яблоки он накалывал … (на иголки). Ёж складывал яблоки … (в норки). Он заготавливал корм на зиму.

6. Найди ошибку в предложении.

Собака грызёт капусту. Заяц грызёт кость. Каменщик строит гнездо. Аист строит дом. Рыбак плетёт паутину. Паук плетёт сети.

7. Поднять карточку с точкой, если предложение закончено.

Зрители смотрят. . .  . Часы остановились. Поезд прибыл. Коршун схватил… . Космонавты приземлились. Дождик смочил … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников

Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...

«Использование интерактивных технологий в работе школьного логопеда». / из опыта работы/

Взаимодействие человека с окружающим миром становится всё более сложным. Влияние социально-стрессогенных факторов наиболее ярко проявляется в городах. Переходный период в общественной и экономической ...

Логопедическая служба в МОУ «Ялгинская СОШ» . Особенности работы школьного логопеда.

Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду  и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работа...

Эффективные игровые приёмы в работе с учениками 2-х классов, испытывающими трудности в усвоении темы:"Родственные слова".

Представлен методический и дидактический комплекс упражнений для понимания и  применения  материала в работе с родственными словами. Дидактческий материал пррименяется для расширения с...

Особенности игровых технологий в работе учителя-логопеда, с учащимися начальных классов.

В статье разъясняются игровые приемы, которые помогут учителю-логопеду в работе с детьми....

Проект. «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда»

Паспорт проектаТема проекта: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».Вид проекта: долгосрочный.Тип: коррекционный, информационный, творческий, педагогич...