Дифференциация звуков [ж] и [ш].
план-конспект урока по логопедии (1 класс)
Автор: Авагян А.А.
Тема: дифференциация звуков [ж] и [ш].
Лексическая тема: «Лес»
Задачи занятия:
1. уточнить правильную артикуляцию звуков [Ш] и [Ж];
2. развивать умение различать звуки [Ш] и [Ж] в произношении;
3. развивать фонематический анализ;
4. развивать фонематический синтез;
5. развивать фонематическое восприятие;
6. развивать слуховое внимание и память;
7. развивать зрительное внимание;
8. развивать силу ротового выдоха;
9. развивать артикуляционную моторику;
10. расширять словарный запас;
11. воспитывать внимание к собственной речи.
Оборудование:
1.предметные и сюжетные картинки;
2.игрушки;
3.флажки двух цветов (красный, синий);
4.корзинки;
5.конверт с заданием.
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
1.Организационный момент |
|
Здравствуй! Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу, где нас ждут интересные задания! Для того что бы войти в лес, нам нужно правильно выполнить первое задание. | Ребенок здоровается. |
2.Введение в тему |
|
2.1 Артикуляторная гимнастика Сели ровно, ручки перед собой. Широко улыбнулись, показали свои зубки (упражнение «Улыбка»). Округлили губки и вытянули вперед (упражнение «Трубочка»). Покажите, как работают часики: улыбнитесь, откройте рот, переводите кончик языка из одного угла губ в другому (упражнение «Часики»). Давайте сделаем чашечку: помните, боковые края языка касаются зубов, а кончик языка не касается твердого неба (упражнение «Чашечка»). | Каждое упражнение выполняется под счет по 7 раз. |
2.2 Развитие словарного запаса Я загадаю тебе загадки, а ты покажи на картинке ответ на мои загадки. Предложенные картинки: жук, Леший, мышка, ежик. «Лес, животных охраняет, Следы путает, петляет. То лохматый старичок, То от дерева сучок! На коне ты или пеший, Страх нагонит. Кто он?»
«Тёплым днём, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я – майский…»
Правильно. Именно Леший и майский жук будут сопровождать нас во время путешествия.
|
Ребенок показывает на картинку «Леший»
Ребенок показывает на картинку «Жук» |
3.Изучение материала по теме занятия |
|
3.1 Развитие фонематического анализа Давай узнаем, какие звуки принес нам Леший. Какой первый звук в слове «шапка»? Молодец! Значит, как звук принес Леший? Интересно, а какой звук принес нам жук? Назови первый звук в слове «жаба»? Значит, как звук принес жук? Правильно!
|
[ш] [ш]
[ж] [ж] |
3.2.Характеристика звуков: Скажи мне пожалуйста, [ш], [ж] согласные или гласные? Звук [ш] глухой или звонкий? А звук [ж] глухой или звонкий? Где находится язычок при звуке[ж]? А при звуке [ш]? При произношении звука [ш] и [ж] губы, язык и зубки меняют свое положение?
А какое у них положение?
Умница, ты хорошо справился с заданием.
| Дети отвечают на вопросы.
они согласные звук [ш]глухой з вук [ж] звонкий наверху наверху нет
губы округлены и вытянуты вперед, язык похож на чашечку, а между зубами есть маленькое расстояние. |
3.3 Развитие фонематического восприятия Но посмотри, к нам осторожно подбирается страшный серый волк, Леший и жук приготовили для нас задание, чтобы мы смогли спрятаться от волка. На парте лежат два синих флажка, когда ты услышишь звук [ж] подними синий круг, а когда звук [ш]- синий прямоугольник. Звуки: ш п ж щ р ш ж к г д ж ж н м й ш п ж Слоги: по жа щу ши жу ва ки шо ды аж ощ иш ущ Слова: жук, кукушка, жаба, лужа, кошка, кожа, шар, мешок, шёлк, жара. Молодец! Мы спрятались от волка на секретной поляне, он нас больше не найдет!
| Ребенок выполняет задание по инструкции. |
3.4 Развитие фонематических представлений Осмотрись, как много всего на этой поляне, давай соберём эти предметы в корзинки. В корзину справой стороны пойдут грибы и ягоды, в названии которых есть звук [ж], а в левую корзину- в названии которых есть звук [ш]. Картинки : вешенка, рыжик, шишка, мишка, шампиньон, ежевика, шиповник, жук.
| Ребенок выполняет задание по инструкции. |
3.5 Развитие фонематического синтеза Леший говорит, что ты очень хорошо ответил на вопросы, но еще нам надо проговорить слоги. Повторяй за мной. ша-жа аша-ажа шо-жо ошо-ожо шу-жу ушу-ужу ши-жи иши-ижи
| Ребенок повторяет за логопедом. |
3.6 Физкультминутка Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
|
|
3.7 Развитие фонематического анализа Пролетая, жук сказал нам, что для продолжения путешествия мы должны вставить слоги ЖА и ША так, чтобы получились слова. Давай попробуем? Я говорю ГРУ, ты добавляешь ША
КА... МИ... КО ЛУ… ЛАП... БАР… СТУ КРЫ |
ША
ША
ЖА
ЖА
ША
ЖА
ЖА
ША |
3.8 Развитие фонематического анализа Усложним задание, вставить ты должен будешь слог ШОК или ЖОГ. ме..., пу..., пры..., лу..., малы..., пиро..., утю..., вер..., творо..., лапу..., сапо..., сне..., пету..., коре..., сти..., кру..., пасту..., фла... |
Мешок, пушок, прыжок, лужок, малышок, пирожок, утюжок, вершок, творожок, лапушок, сапожок, снежок, петушок, корешок, стишок, кружок, пастушок, флажок |
4.Обобщение и повторение материала |
|
4.1 Развитие грамматического строя речи Смотри, кто там в яме? Это зайчик упал в яму, поможем ему выбраться? Поможем? Тогда нам надо выполнить задание.
Измените предложения по образцу: Он бежит по дорожке – они бегут по дорожке. 1.Она штопает штаны-… 2.Жук жужжит в траве-… 3.Мышка шуршит в листьях-… 4.Жаба любит дождик-… 5.Мишка машет лапкой-… Смотрите, зайка выбрался из ямы!
| Ребенок выполняет задание по инструкции.
Они штопают штаны Жуки жужжат в траве Мышки шуршат в листьях Жабы любят дождик Мишки машут лапками |
4.2 Развитие фонематического восприятия Ох как быстро прошло наше путешествие, на прощанье Леший и жук приготовили для нас стихотворения. Слушай внимательно, один раз прочитаю я, затем мы повторим вместе и я задам несколько вопросов.
Стишок от жука: Еж с ежонком и ежихой Собирают ежевику. Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться. Призадумалась кума: У ежей иголок тьма!
Что собирали ежи? А лиса какая была?
Стишок от Лешего: Шесть мышат шагают в школу, Шаловливых и весёлых. На уроках шесть мышат Шелестят, шумят, шуршат. Тише, кот сюда спешит! «Шмыг» — и в школе ни души.
Сколько мышат было? Какие были мышата? | Ребенок внимательно слушает стихотворения.
Ежевику Рыжебокая
Шесть Шаловливые и веселые |
5.Итоги занятия |
|
И так дети, где мы сегодня были? С кем мы познакомилась? Какой звук принес с собой Леший? А жук? Эти звуки согласные или гласные? А какие они еще? До свидания дети! | В лесу С Лешим и жуком [ш] [ж]
До свидания! |
Итог занятия:
1. дети выделяли звуки [Ш] и [Ж] на фоне других звуков;
2. дети делал артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения;
3. дети активно участвовали в процессе занятия (отвечали на вопросы, выполняли задания).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Авагян А.А.
Тема: дифференциация звуков [ж] и [ш].
Лексическая тема: «Лес»
Задачи занятия:
1. уточнить правильную артикуляцию звуков [Ш] и [Ж];
2. развивать умение различать звуки [Ш] и [Ж] в произношении;
3. развивать фонематический анализ;
4. развивать фонематический синтез;
5. развивать фонематическое восприятие;
6. развивать слуховое внимание и память;
7. развивать зрительное внимание;
8. развивать силу ротового выдоха;
9. развивать артикуляционную моторику;
10. расширять словарный запас;
11. воспитывать внимание к собственной речи.
Оборудование:
1.предметные и сюжетные картинки;
2.игрушки;
3.флажки двух цветов (красный, синий);
4.корзинки;
5.конверт с заданием.
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
1.Организационный момент | |
Здравствуй! Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу, где нас ждут интересные задания! Для того что бы войти в лес, нам нужно правильно выполнить первое задание. | Ребенок здоровается. |
2.Введение в тему | |
2.1 Артикуляторная гимнастика Сели ровно, ручки перед собой. Широко улыбнулись, показали свои зубки (упражнение «Улыбка»). Округлили губки и вытянули вперед (упражнение «Трубочка»). Покажите, как работают часики: улыбнитесь, откройте рот, переводите кончик языка из одного угла губ в другому (упражнение «Часики»). Давайте сделаем чашечку: помните, боковые края языка касаются зубов, а кончик языка не касается твердого неба (упражнение «Чашечка»). | Каждое упражнение выполняется под счет по 7 раз. |
2.2 Развитие словарного запаса Я загадаю тебе загадки, а ты покажи на картинке ответ на мои загадки. Предложенные картинки: жук, Леший, мышка, ежик. «Лес, животных охраняет, Следы путает, петляет. То лохматый старичок, То от дерева сучок! На коне ты или пеший, Страх нагонит. Кто он?» «Тёплым днём, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я – майский…» Правильно. Именно Леший и майский жук будут сопровождать нас во время путешествия. | Ребенок показывает на картинку «Леший» Ребенок показывает на картинку «Жук» |
3.Изучение материала по теме занятия | |
3.1 Развитие фонематического анализа Давай узнаем, какие звуки принес нам Леший. Какой первый звук в слове «шапка»? Молодец! Значит, как звук принес Леший? Интересно, а какой звук принес нам жук? Назови первый звук в слове «жаба»? Значит, как звук принес жук? Правильно! | [ш] [ш] [ж] [ж] |
3.2.Характеристика звуков: Скажи мне пожалуйста, [ш], [ж] согласные или гласные? Звук [ш] глухой или звонкий? А звук [ж] глухой или звонкий? Где находится язычок при звуке[ж]? А при звуке [ш]? При произношении звука [ш] и [ж] губы, язык и зубки меняют свое положение? А какое у них положение? Умница, ты хорошо справился с заданием. | Дети отвечают на вопросы. они согласные звук [ш]глухой з вук [ж] звонкий наверху наверху нет губы округлены и вытянуты вперед, язык похож на чашечку, а между зубами есть маленькое расстояние. |
3.3 Развитие фонематического восприятия Но посмотри, к нам осторожно подбирается страшный серый волк, Леший и жук приготовили для нас задание, чтобы мы смогли спрятаться от волка. На парте лежат два синих флажка, когда ты услышишь звук [ж] подними синий круг, а когда звук [ш]- синий прямоугольник. Звуки: ш п ж щ р ш ж к г д ж ж н м й ш п ж Слоги: по жа щу ши жу ва ки шо ды аж ощ иш ущ Слова: жук, кукушка, жаба, лужа, кошка, кожа, шар, мешок, шёлк, жара. Молодец! Мы спрятались от волка на секретной поляне, он нас больше не найдет! | Ребенок выполняет задание по инструкции. |
3.4 Развитие фонематических представлений Осмотрись, как много всего на этой поляне, давай соберём эти предметы в корзинки. В корзину справой стороны пойдут грибы и ягоды, в названии которых есть звук [ж], а в левую корзину- в названии которых есть звук [ш]. Картинки : вешенка, рыжик, шишка, мишка, шампиньон, ежевика, шиповник, жук. | Ребенок выполняет задание по инструкции. |
3.5 Развитие фонематического синтеза Леший говорит, что ты очень хорошо ответил на вопросы, но еще нам надо проговорить слоги. Повторяй за мной. ша-жа аша-ажа шо-жо ошо-ожо шу-жу ушу-ужу ши-жи иши-ижи | Ребенок повторяет за логопедом. |
3.6 Физкультминутка Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.) | |
3.7 Развитие фонематического анализа Пролетая, жук сказал нам, что для продолжения путешествия мы должны вставить слоги ЖА и ША так, чтобы получились слова. Давай попробуем? Я говорю ГРУ, ты добавляешь ША КА... МИ... КО ЛУ… ЛАП... БАР… СТУ КРЫ | ША ША ЖА ЖА ША ЖА ЖА ША |
3.8 Развитие фонематического анализа Усложним задание, вставить ты должен будешь слог ШОК или ЖОГ. ме..., пу..., пры..., лу..., малы..., пиро..., утю..., вер..., творо..., лапу..., сапо..., сне..., пету..., коре..., сти..., кру..., пасту..., фла... | Мешок, пушок, прыжок, лужок, малышок, пирожок, утюжок, вершок, творожок, лапушок, сапожок, снежок, петушок, корешок, стишок, кружок, пастушок, флажок |
4.Обобщение и повторение материала | |
4.1 Развитие грамматического строя речи Смотри, кто там в яме? Это зайчик упал в яму, поможем ему выбраться? Поможем? Тогда нам надо выполнить задание. Измените предложения по образцу: Он бежит по дорожке – они бегут по дорожке. 1.Она штопает штаны-… 2.Жук жужжит в траве-… 3.Мышка шуршит в листьях-… 4.Жаба любит дождик-… 5.Мишка машет лапкой-… Смотрите, зайка выбрался из ямы! | Ребенок выполняет задание по инструкции. Они штопают штаны Жуки жужжат в траве Мышки шуршат в листьях Жабы любят дождик Мишки машут лапками |
4.2 Развитие фонематического восприятия Ох как быстро прошло наше путешествие, на прощанье Леший и жук приготовили для нас стихотворения. Слушай внимательно, один раз прочитаю я, затем мы повторим вместе и я задам несколько вопросов. Стишок от жука: Еж с ежонком и ежихой Собирают ежевику. Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться. Призадумалась кума: У ежей иголок тьма! Что собирали ежи? А лиса какая была? Стишок от Лешего: Шесть мышат шагают в школу, Шаловливых и весёлых. На уроках шесть мышат Шелестят, шумят, шуршат. Тише, кот сюда спешит! «Шмыг» — и в школе ни души. Сколько мышат было? Какие были мышата? | Ребенок внимательно слушает стихотворения. Ежевику Рыжебокая Шесть Шаловливые и веселые |
5.Итоги занятия | |
И так дети, где мы сегодня были? С кем мы познакомилась? Какой звук принес с собой Леший? А жук? Эти звуки согласные или гласные? А какие они еще? До свидания дети! | В лесу С Лешим и жуком [ш] [ж] До свидания! |
Итог занятия:
1. дети выделяли звуки [Ш] и [Ж] на фоне других звуков;
2. дети делал артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения;
3. дети активно участвовали в процессе занятия (отвечали на вопросы, выполняли задания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, ...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....

Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....

Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
