Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий. «Звуки и буквы с-ш в слогах, в словах. Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Петелина Екатерина Александровна

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках в начальной школе позволяет повысить мотивацию обучения, сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей, сделать учебную информацию интересной за счёт привлечения зрительных образов.

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, необходимость. ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые на уроке, показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.

Вашему вниманию предлагается Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий».

Цель данного занятия- совершенствование навыков дифференциации звуков и букв [с] – [ш] в слогах, словах и правильного обозначения их на письме. Занятие проводилось в 1 классе. Тема занятия «Звуки и буквы с-ш в слогах, в словах. Домашние животные».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение Посевнинская средняя общеобразовательная школа

Технологическая карта занятия по Логопедии

Класс: 1

Учитель-логопед: Петелина Е. А.

                                                                       

                                                                             

2024

Технологическая карта урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: Логопедия 

Уровень образования: начальное общее образование

Тема: Звуки и буквы с-ш в слогах, в словах. Домашние животные.

Тип урока: Закрепление знаний и навыков

Форма проведения урока: Фронтальное занятие

Участники: подгруппа учащихся 1 класса (5 человек)

Цель: Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв [с] – [ш] в слогах, словах и правильного обозначения их на письме.

Планируемый результат обучения

  • уметь различать звуки и буквы [с] – [ш] в слогах, словах.
  • правильно обозначать буквы «с»- «ш» на письме. 

Личностные УУД:

  • мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, развитие познавательного интереса к обучению;
  • мотивация учебной деятельности, активизация самостоятельности, интереса к способу действий;
  • самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:  

  • осуществлять самоконтроль;
  • оценивать результаты своей деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Коммуникативные УУД: 

  • участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;
  • учитывать разные мнения, слушать и понимать других;
  • высказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: 

  • уметь анализировать,  развивать способность делать выводы;
  • уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Ресурсы: 

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», «Развитие речи. Письмо» О.А.Ишимова, Чтение. От буквы к слогу и словам» О.А.Ишимова, А.А. Алмазова, авторское пособие «Беговая дорожка или от буквы к букве» (электронный вариант игра «Прятки»)

Дополнительные: Мультимедийное оборудование, электронная презентация

Этапы

Формирование УУД

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания

Комментарии

I этап. Организационный момент.

8 мин.

Введение в тему занятия

Актуализация знаний

Сообщение темы занятия

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха.

Личностные:

-воспринимать речь учителя.

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.

 Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: уметь выделять существенные признаки и практически использовать в решение учебной задачи.

Регулятивные: выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем для выявления цели занятия, понимать и принимать учебную задачу в своей деятельности (планирование).

Здороваются с логопедом.

Выполняют движения

Сжимают-разжимают кулаки, пальцы правой руки плотно прижимают к пальцам левой руки, показали глаза, дотронулись руками до ушей, повороты головы вправо, влево.

Садятся за парты.

отвечают

Выполняют артикуляционную гимнастику.

контролируют четкость и плавность движений.

В гости пришёл Пёс Шарик. Мультфильм называется Каникулы в Простоквашино

-Звук[с]

-Звук [ш]

-В слове Шарик 2 слога

-Будем учиться различать звуки [с] - [ш].

- Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем.

Смотрят на экран.

-«ЭС»,

-«ША».

Прописывают буквы в воздухе.

-Буквы «ЭС», «ША»

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Для того чтобы нас не покидало хорошее настроение - проделаем вместе со мной следующие движения:

Потянулись!

Встрепенулись! -

Оглянулись!

Улыбнулись!

- А чтобы правильно выполнить все задания надо позвать на помощь друзей и помощников: руки…, пальцы…, глаза…, уши…, голова…

-Садитесь, ребята. Начнем наше занятие.

Вспомним, какое сегодня число, месяц, день недели.

Молодцы!

Артикуляционная гимнастика

-Четкое произношение звуков зависит от слаженной работы мышц нашего речевого аппарата, поэтому выполним артикуляционную гимнастику, потренируем язык и губы.

-Упражнение «Слон-лягушка» (показ картинки)

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну,

Чтоб понравиться лягушке

Тяну губы прямо к ушкам!

-Когда делаем упражнение «Лягушка»– губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

-А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка:

пражнение «Маляр» (показ картинки)

Красить потолок пора.

Пригласили маляра.

Вперёд – назад,

Вперёд-назад.

Наш маляр работать рад!

-Упражнение: «Бегемот» (показ картинки)

Бегемот разинул рот

Просит булку бегемот!

Рот нам закрывать нельзя – 

До пяти считаю я!

1,2,3,4,5- рот нам можно закрывать!

Слайд 2

-Ребята, угадайте по предметам, которые появились на экране, кто пришел к нам в гости. Как называется мультфильм с участием этого героя?

– Назовите последний звук в слове «пёс».

– А теперь назовите первый звук в его кличке «Шарик».

-Посчитайте, сколько слогов в слове Шарик.

- Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии?

Слайд 3

- Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков? При затруднении в ответе предлагается обратить внимание на таблицу «Звуки-буквы»

Слайд 4

-Какой буквой обозначаем звук [с]?

-Какой буквой обозначаем звук [ш]?

-Пропишем в воздухе указательным пальцем букву ЭС. Теперь - ША.

-Какие буквы будем учиться различать?

 - Сегодня на занятии мы продолжим учиться различать звуки [с] - [ш] и буквы «ЭС», «ША».

- Чтобы всему этому научиться, нужно быть внимательным, активным и старательным.

- Пёс Шарик  приготовил для вас интересные задания.

Артикуляционная гимнастика

II этап. Операционно-исполнительский этап

Проработка темы занятия

20 мин.

Личностные: развивать учебную активность.

Познавательные: уметь давать характеристику рассматриваемому объекту.

Регулятивные: уметь работать по предложенному плану. Преодолевать трудности, формировать установки на поиск способов решения трудностей, уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

участвовать в учебном сотрудничестве. Уметь оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные: развивать фонематический слух, осуществлять анализ с помощью знаковых моделей.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за собственной речью, уметь самостоятельно регулировать свои действия и оценивать правильность их выполнения.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя и сверстников.

Познавательные: уметь использовать полученные знания, самостоятельно выполнять учебные действия, закреплять навыки словообразования.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, уметь работать по предложенному плану.

Познавательные: уметь правильно обозначать буквы с-ш на письме,  развивать фонематический слух, осуществлять анализ с помощью знаковых моделей.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать товарища и высказывать своё предположение.

-При произнесении звука [с] губы растянуты в лёгкой улыбке.

-Зубы сближены.

-Кончик языка лежит у нижних зубов.

-Воздушная струя холодная.

-При произнесении звука [ш] губы округлены и

слегка выдвинуты вперед.

-Зубы сближены.

-Кончик языка поднят, а форма языка напоминает «чашечку».

- Воздушная струя тёплая.

-Звук [с] – согласный. Глухой. Бывает твердым и мягким.

-Звук [ш] – согласный. Глухой. Всегда твердый.

Встают в круг, ловят мяч, слушают, повторяют

Сидя за партой, руки лежат ладонями вниз.

Показать ладони, повертеть ими

Продвижение рук вперед, передвигая пальцами

Записывают слоги, комментируют

Отвечают

Читают слоги со стечением согласных

Берут карточки.

Показывают карточки, в зависимости от звуков в словах.

-В словах коза, овца, корова, кролик нет звуков [с], [ш]

-Животные

-Домашние

Называют детёнышей домашних животных

-В названии детёнышей звуков [с] или [ш] нет

Читают слова «по цепочке» переставляя слоги: сани, уши, каша, Гаврюша, Матроскин, Шарик

-Ребята, давайте вспомним артикуляционные признаки звуков.

Слайд 5

- При произношении звука с:

-Губы?

-Зубы?

-Язык?

-Воздушная струя?

-При произношении звука ш:

-Губы?

-Зубы?

-Язык?

-Воздушная струя?

Слайд 6

-Молодцы, а теперь дайте характеристику звуку [с].

-Звук [ш]?

- Ребята, молодцы!

– Шарик предлагает послушать слоговую песенку и повторить. Выходим из-за парт, встаём в круг.

- Ловите мяч, внимательно слушаете, затем повторяете слоговую песенку по очереди.

СА-ША            ШО-СО
ШО-СО           ША-ША-ША
УС-УШ             ШУ-СУ

Пальчиковая гимнастика

- Сейчас, вспомним о наших незаменимых помощниках – пальцах. Приготовим руки к письму.

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

По дороге белой гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Скок-скок, скок-скок

Скачет резвый табунок.

-Ребята, пёс Шарик предлагает записать его песенку из слогов (ас, аш, уш, ош, ус, ыс). Записывать будем с комментированием, например: Я пишу слог ос, пишу гласную о, пишу букву эс…

-Ребята, пёс Шарик решил спрятаться от нас. Поищем его?

Слайд 7

Игра «Прятки»

-Внимание на экран: Шарик спрятался в слоговой таблице. Читаем тот слог, около которого появится пёс Шарик.

-Ребята, пёс Шарик предлагает нам поиграть в игру

Игра «Услышал - покажи».

-Возьмите карточки с буквами.

-Я буду называть слова, если услышите звук [с]- покажите карточку с буквой «ЭС», если звук [ш]- карточку с буквой «ША».

Слова: кошка, коза, свинья, овца, корова, лошадь, кролик, собака

- Почему при произношении некоторых слов вы не показывали карточки?

-Ребята, как же можно назвать их всех одним словом!

-Какие?

Слайд 8

-А теперь посмотрите на экран  и назовите детёнышей домашних животных!

-В названии каких детёнышей вы услышали звуки [с] или [ш]? Молодцы, вы были внимательны.

- Пёс Шарик учился писать свою кличку, но перепутал в словах все слоги, теперь не может найти свою кличку. Поможем ему? Распутаем слоги в словах?

Игра «Распутай слоги»

-Чтобы узнать, что он написал, прочитайте слова, переставляя слоги:

ни-са, ши-у, ша-ка, гав - ша - рю, мат-кин-рос, рик-ша

-Ребята, мы прочитали ещё клички животных.

-Назовите их. Молодцы!

Пальчиковая гимнастика

Игра «Прятки»

Игра «Услышал - покажи».

Игра «Распутай слоги»

ΙII этап. Физминутка

Личностные:воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащемуся.

Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Выполняют упражнения

-Писали, читали? Устали? Отдохнём и разомнёмся.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали

И на месте побежали

IV этап. Первичное закрепление или самостоятельное применение знаний

Регулятивные:

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, самоконтроль за выполнением действий.

Личностные: мотивация учебной деятельности; активизация самостоятельности; интереса к способу действий.

Коммуникативные:

уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и педагогом (договариваться, приходить к общему решению, контролировать действия партнёра, вступать в диалог), принимать участие в работе группами.

Познавательные: закреплять навыки словообразования и словоизменения слов.

- Имена людей, клички животных начинаем писать с заглавной буквы.

Пишут клички животных

Подчёркивают

Рассматривают слайд, сравнивают

Работают группой, собирают картинки, отвечают

Дописывают недостающие буквы в карточках со словами,

обмениваются карточками, проверяют.

Чтение парами.

-Буквы «эс» и «ша»

Повторяют слова хором.

- Звуками [с], [ш]

-Ребята, запишем клички животных, чтобы пёс Шарик не смог больше перепутать слоги в словах.

-Вспомним правило написания имён людей, кличек животных?

- Букву ш – подчеркните синим карандашом, букву с - простым.

- Посмотрите на экран, проверьте  правильность написания кличек животных.

-Молодцы, отлично справились с заданием.

Слайд 9

-Поиграем в игру «Уши, шея, хвост». Нужно собрать из частей  картинку домашнего животного. Работаем группами. Каждая группа собирает по две картинки. Теперь скажите: чьи уши, чья шея, чей хвост?

-Отлично справились, молодцы!

- Ребята, посмотрите, пока пёс Шарик нёс вам карточки со словами, некоторые буквы  в словах стёрлись.

-Возьмите простой карандаш и допишите недостающую букву. Обменяйтесь карточками, проверьте правильность написания.

-Прочитайте слова, которые получились.

-Каких букв не хватало в словах?

Игра «Повторяй, не зевай»

-Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Повторяй, не зевай». Я закрою лицо листом бумаги и буду произносить слова. Вы, что услышите, повторите хором! Итак, каска-кашка, басня - башня, вас-ваш, крыса-крыша, шутки-сутки, уши-усы, мишка-миска.

- Молодцы! Как вы думаете, какими звуками отличались слова?

игра «Уши, шея, хвост».

Игра «Повторяй, не зевай»

V этап. Самооценка и самоконтроль

Итог урока. Рефлексия деятельности

Личностные:   выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь выделять и формулировать то, что усвоено, уметь определять качество и уровень усвоения знаний.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

Знаково-символические.

-Учились различать звуки и буквы [с ] - [ш].

-Буквой «ЭС», «ША».

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Прощаются, уходят.

-Наше занятие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями, были активны и старательны. Псу Шарику понравилось, как вы работали на занятии.

-Чему мы сегодня учились на занятии?

-Какой буквой обозначается звук [с],  [ш]?

-Какие задания вам понравились?

-Какие задания у вас вызвали затруднения?

-Я предлагаю вам выбрать смайлики, которые соответствуют вашему настроению!

На экране появляется солнышко и слова «Молодцы!»

VI этап. Домашнее задание

Не предусмотрено

Список использованных источников:

1.Авторская программа по коррекции нарушений устной и письменной речи «Говорим красиво, пишем правильно» на уровень начального общего образования для 1-4 классов

2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991

3.Ишимова О.А Тетрадь-помощница «Развитие речи. Письмо». – М.: Просвещение, 2014

4.Ишимова О.А., Алмазова А.А. Тетрадь-помощница «Чтение. От буквы к слогу и словам». – М,: Просвещение 2014

Приложение 1

Ссылка Карточки со словами

https://disk.yandex.ru/i/alP_XbV2AN546g

Приложение 2

Ссылка Карточки со слогами

https://disk.yandex.ru/i/C9ZNOIkB4FiRDg

Приложение 3

Ссылка Презентация к занятию

https://disk.yandex.ru/i/N2snxre-mcXqLQ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Звуки и буквы Чем отличаются звуки от букв?

Слайд 5

С Ш Артикуляционные признаки

Слайд 6

С Ш Характеристика звуков

Слайд 7

шка шку ски ску шки шко ска ско скы

Слайд 9

Шарик Гаврюша Матроскин

Слайд 10

Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования....

«Звук[Л] ,буквы Л, л. Чтение слогов и слов с этой буквой.»

обучение правильному и отчетливому произношению изучаемых звуков, формирование умения определять местоположение звука[л]   в слове; развитие умения в чтении слогов, слов с буквой л корр...

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

АннотацияУрок литературного чтения по теме «Весёлые стихи Б. Заходера «Два и три», «Песенка-азбука» проводится в первом классе в послебукварный период обучения грамоте.Ур...

Дифференциация звуков и букв б, д в слогах и словах.

Тема: Дифференциация звуков  и букв б, д в слогах и словах. Задачи:Совершенствовать оптико-простанственные представления, умение объяснять.Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику п...

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий и технологии критического мышления на уроках литературного чтения в режиме дистанционного обучения»

Я  считаю, что в настоящее время инновационные технологии занимают очень важное место в профессиональной деятельности учителя.     Необходимость применения средств...

Конспект урока с использованием информационно–коммуникационных технологий (ИКТ) по курсу «Окружающий мир» в 3 классе. "Наша безопасность"

Конспект урока с использованием информационно–коммуникационных технологий (ИКТ) по курсу «Окружающий мир» в 3 классе. "Наша безопасность".На уроке рассматриваются основы бе...