Дифференциация звуков и букв б, д в слогах и словах.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Шипелёва Оксана Николаевна

Тема: Дифференциация звуков  и букв б, д в слогах и словах. 

Задачи:

Совершенствовать оптико-простанственные представления, умение объяснять.

Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику пальцев рук.

Формировать навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа слов.

Способствовать развитию грамматически правильной речи.

Закреплять знания о написании предложений, развивать умение анализировать предложения по словам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии 2 класс

Составила:

 учитель-логопед О.Н. Шипелёва

Тема: Дифференциация звуков  и букв б, д в слогах и словах.

Цель: Учить различать буквы б-д при письме и чтении.

Задачи.

Совершенствовать оптико-простанственные представления, умение объяснять.

Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику пальцев рук.

Формировать навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа слов.

Способствовать развитию грамматически правильной речи.

Закреплять знания о написании предложений, развивать умение анализировать предложения по словам.

Универсальные учебные действия, формируемые на занятии:

личностные УУД:

- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

-   положительный интереса к изучаемому предмету;

регулятивные УУД:

-   умение высказывать свое предположение,

 -  принимать и сохранять учебную задачу;

коммуникативные УУД:

-   слушать и понимать других,

-    работать самостоятельно;

познавательные УУД: 

-   находить  и структурировать информацию,

-   представлять информацию письменно, кодировать и перекодировать ее,

- на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам.

Материал:

Игра « Буквенные цепочки»  (б → д  в → о → с → х),

Карточка со словами ( в прозрачном файле, маркеры с рукописными слогами ( для каждого ребенка),

Таблица с рукописными слогами,

Игра «Предметные картинки»,

Игра «Алфавит»,

Игра «Путешествие по предложениям»,

Игра «Лабиринт», маркер ( для каждого ребенка),

Цветные кружки.

План занятия.

Организационный момент.

Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснить.

Логопедическая часть занятия:

Повторение артикуляции и характеристики звуков [ б], [ д], написания букв б, д.

Развитие навыков чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.

Развитие навыков звукобуквенного анализа.

Лексико - грамматическая часть занятия.

Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями.

Анализ предложений с  ориентацией на координаты.

Развитие мелкой моторики.

Итог  занятия.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять

На стенд выставляется карточка из игры « Буквенные цепочки»  б-д-в-о-с-х  

- Ребята,  назовите  буквы, написанные на карточке. Как из одной буквы получить другую.  

− Что для этого нужно сделать? (убрать верхний или нижний, правый или левый элементы, добавить … элементы с правой или левой стороны, сверху или снизу)

  1. Логопедическая часть занятия
  1.  Повторение артикуляции и характеристики звуков [б], [д], написания букв б, д

− Наше занятие посвящено двум звукам. Это звуки [б], [д].

− Что общего у звуков [б], [д]? (это звонкие согласные, т. е в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твердыми  или мягкими)

− Чем различаются звуки [б], [д]? ( при произнесении звука [б] воздух встречает на своем пути преграду – губы, а при произнесении звука [д] – язык, поднимающийся к твердому небу)

− Чем похожи буквы б, д? (в их состав входит элемент «овал», обе буквы состоят из двух элементов)

− Чем различается написание этих букв? (у буквы «б» второй элемент смотрит вверх, а у буквы «д» − вниз. У буквы «б» второй элемент – «вертикальная палочка, смотрящая вправо», а у буквы «д» − «палка с длинной петлей внизу»). Ребята, назовите буквы, написанные на карточке.  

  1. Развитие мелкой моторики

Сейчас я раздам вам поле, на котором из фишек одного цвета выложен одинаковый элемент для обеих строчных букв – овал. А вы должны будете с помощью фишек другого цвета превратить свои овалы в букву б или д (выполнение задания чередуется – один ребенок выкладывает букву б, другой – д)

Развитие навыка чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.

− Перед каждым из вас карточка в прозрачном файле. Прочитайте словами. Обведите те слова, в состав которых входит буква б. Куда смотрит второй элемент у буквы б? (вверх)

(Слова: дельфин, болт, белка, д, арбуз, в, сова, океан, юла, с, дрозд, о, ива, человек, улица, ночь, дятел, эхо, питон, бабочка, лимон, эльф).

  1. Формирование навыков слогового анализа

На доске находится таблица с рукописными слогами

Ба-да

 бо-до

бу-ду

бы-ды

бда-бдо

дбе-дбя

бди-бды

− Что написано в таблице? (слоги с буквами «б», «д»)

− Что такое слог? ( часть слова, в которой обязательно присутствует гласная)

Дети хромом читают слоги, определяют в каком из них находятся буквы б, д.

  (Выставляется на стенд карточку « Предметные картинки»

− Назовите картинки (рыба, бабочка, жеребенок, шуба, звезда, арбуз, автобус, карандаш, дерево, удочка).

− Выделите в названиях этих слов слоги с буквами б, д. (дети называют).

− Разделите тетрадный лист пополам. В первый столбик запишите слоги, а во второй – слова.

ба                                                                                     рыба

ба, боч                                                                          бабочка

бё                                                                                      жеребенок

ба                                                                                      шуба

да                                                                                      звезда

буз                                                                                      арбуз

бус                                                                                      автобус

даш                                                                                      карандаш

де                                                                                      дерево

доч                                                                                      удочка

− Подчеркните буквы б, д. Букву, у которой второй элемент смотрит вверх, − одной чертой, букву, у которой второй элемент смотрит вниз, − двумя чертами.

− Сколько черточек будет под буквой б? (1) Под буквой д? (2)

  1. Развитие звукобуквенного анализа

  Выставляет на стенд карточку с игрой « Алфавит»

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

− А теперь поиграем. Перед вами игра « Алфавит». Посмотрите, каждой букве алфавита соответствует какая - то цифра или число. Назовите цифру, которая соответствует букве а(1), букве б (2), букве д (5) и т.д.

− Разгадайте слово, ориентируясь на числа в таблице « Алфавита».

Например:

2, 16, 18 (бор)        2, 1, 18, 19 ( берег)

       18, 29, 2, 1 (рыба)                                        5, 16, 4 (дог)                                                                                                                        

       5,16, 14 (дом)        5, 33, 20, 6, 13 (дятел)

       21, 5, 1, 3 (удав)        2, 21, 19, 29 (бусы)

       5, 29, 15, 33 ( дыня)        5, 33, 5, 33 (дядя)

− А теперь вы сами загадайте слова. Помните, что в них обязательно должны быть звуки [б], [д] или [б‘], [д‘] (варианты ответов детей).

  1. Лексико-грамматическая часть занятия
  1. Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями с ориентацией на координаты.

− Сейчас мы отправимся в путешествие по предложениям, вам будут называть координаты, на месте их пересечения положите цветные кружки. Прочитайте найденные слова, составьте из них предложение.

цифры

1

2

3

4

5

6

буквы

А

рано

ищет

хочет

ест

лесу

шкурой

Б

запасти

ходит

в

корешки

тёплую

медведь

В

спать

ложится

медведь

под

по

осенью

Г

бурый

ещё

жир

косолапый

ягоды

берлогу

     Например.

Г 1, Б 6, В 6, Б 2, В 5, А 5 – Бурый медведь осенью ходит по лесу.

Г 2 , А 1, В 2, В 1, Б 3, Б 5, Г 6 – Еще рано ложиться спать в теплую берлогу.

В 3 , А 3, Б 1, В 4, А 6, Г 3 – Медведь хочет запасти под шкурой жир.

Г 4, А 4, Г 5, А 2, Б 4 – Косолапый ест ягоды, ищет корешки.

  1. Анализ предложений

− Играя в « Путешествие по предложениям», про кого мы узнали? ( Про медведя). Что делал медведь? Почему он не ложился спать? Как называется место, где зимует медведь?

− Попробуйте на слух определить количество предложений.

Например.

Поздняя осень. Бродит по лесу бурый медведь. Косолапый ищет ягоды, корешки. Мишке необходимо подкопить жирую Всю зиму будет спать медведь в теплой берлоге. Без запаса жира он проснется. Голодный медведь опасен для человека, и для зверей.

− Сколько предложений в тексте? (7)

− Сделайте схемы для каждого предложения.

− Впишите буквы б, д в те слова, в которых они встречаются. Помните, что у буквы б второй элемент смотрит вверх, а у буквы д – вниз.

Уточняется наличие буквы д в слове поздняя. Уточняется правописание буквы д в конце слова.

C:\Users\User\Downloads\IMG_9367.JPGC:\Users\User\Downloads\IMG_9368.JPG

V.  Развитие мелкой моторики

Логопед раздает листы с игрой « Лабиринт»

− У каждого  из вас лабиринт. Пройдите путь по лабиринту. Сначала зрительно определите путь прохождения, а потом обозначьте его с помощью маркера.

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2013/05/labirint-dlya-detej-masha-i-medved-4.jpg

VI. Итог занятия

− Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Какие задания мы сегодня выполняли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

Дифференциация звуков и букв д-т в слогах, словах, предложениях

Подгрупповое логопедическое  занятие по теме Гласные. Слог+презентация...

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

Презентация к уроку:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях.»

Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...