Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя- логопеда.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Калинина Светлана Анатольевна

Использование нейропсихологических методов и приемов   в работе учителя- логопеда позволяет совершенствовать коррекционный процесс. Результатом является  выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с тяжёлыми нарушениями речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нейропсихологических методов и приемов

 в коррекционной работе учителя- логопеда

Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года, как показывает опыт работы. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться.

Однако, согласно данным Т. В. Ахутиной, Л. С. Цветковой, Л. В. Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.

Наиболее подробно методы нейропсихологического обследования представлены в работе Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б. Были разработаны «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет». По мнению Ахутиной Т. В., с помощью нейропсихологических методов обследования можно выявить сильные и слабые стороны ребенка надежным и валидным способом; предсказывать, до какой степени особенности обработки информации будут влиять на развитие высших психических функций и обучение.

Из-за парциальной слабости отдельных ВПФ или их компонентов 

у школьников возникают следующие трудности при обучении:

  • Трудность поддержания оптимального уровня активности.

Наблюдается быстрое утомление, невозможность следить за объяснением учителя. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок.

  • Отставание функций программирования и контроля деятельности.

Характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое уязвимое место.

В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:

- пропуск или вставка букв, слогов, слов;

- персеверация предшествующих букв, слогов, слов;

- контаминация двух слов;

- нарушение границ предложения;

- орфографические ошибки.

Так как все выше указанные проблемы обучения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – логопедическую работу. А логопеду, совершенствовать свою профессиональную компетентность.

В своей коррекционно – развивающей работе я применяю различные

нейропсихологические методы и приемы. Среди них выделим три направления: 

1. нацеленные на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;

2. ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов.

3. на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

В структуре логопедического занятия мною используются различные нейрокоррекционные упражнения:

  • Дыхательные упражнения.
  • Упражнения на самомассаж.
  • Упражнения для нормализации тонуса.
  • Упражнения на развитие внимания. 
  • Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
  • Работа с межполушарными досками.
  • Работа на балансировочной доске.
  • Развитие пространственных представлений.
  • Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти.

Большое количество упражнений представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционно – логопедического процесса.

Также нейропсихологический подход применяется мной и при обследовании детей. Наиболее подробно методы нейропсихологического обследования представлены в работе Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б. «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет»

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.

Результатом логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с тяжёлыми нарушениями речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового комплекта ПЕРТРА в совместной работе учителя - логопеда и педагога - психолога

Хочу поделиться опытом использования игрового комплекта ПЕРТРА на логопедических занятиях с учащимися с нарушениями речи при формировании зрительно-пространственных функций и развитие кинетических ощу...

Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.

Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...

Использование инновационных приемов в работе учителя-логопеда

Использование ииновационных приемов в работе учителя-логопеда...

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

   Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен К. Г. Юнгом, основателем аналитической терапии. При этом, естест...

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников  с системным недоразвитием речи....

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда для повышения эффективности логопедической работы

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;-формирова...