Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя - логопеда.
методическая разработка (1, 2, 3 класс)
Нейропсихологические методы в работе учителя -логопеда - это интеграция упражнений для развития высших психических функций (внимание,память,мышление,моторика). через стимуляцию мозговой деятельности,напрвленная на компенсацию нарушенных речевых и связанных с ними процессов,таких как межполушарное взаимодействие ,зрительное восприятие и саморегуляция,что улучшает эффективность коррекции при ЗПР,РАС,и других нарушениях речи,опираясь на принципы А.Р.Лурия о трех блоках мозга. Учитель -логопед использует специальные приемы для развития мелкой моторики,глазодвигательные упражнения,перекрестные движения(самомоссаж,зеркальное рисование).чтобы скоординировать работу разных мозговых структур для речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.94 КБ | |
| 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по логопедии на тему:
Использование нейропсихологических методов и приемов в
коррекционной работе учителя- логопеда.
Нейропсихологические методы и приемы используются в коррекционной работе учителя-логопеда для коррекции речевых нарушений , развития коммуникативных навыков у детей. Эти методы основаны на понимании механизмов функционирования мозга и его связи с психологическими процессами.
Цель – создать условия для развития речи за счет формирования слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга.
Теоретические основы
Нейропсихологический подход рассматривает речь как продукт взаимодействия различных мозговых структур. Учитель – логопед использует знания о том, какие области мозга отвечают за различные аспекты речевой деятельности, чтобы эффективно проводить коррекционные занятия. Например, при работе с детьми с задержкой речевого развития могут использоваться специальные упражнения для активации определенных областей мозга, ответственных за звукопроизводство и артикуляцию.
Индивидуальный характер: учитель -логопед адаптирует методы работы к особенностям каждого ребенка и его мозговой структуре.
Наиболее подробно методы нейропсихологического обследования представлены в работе Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б. были разработаны «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет». По мнению Ахутиной Т.В., с помощью нейропсихологических методов обследования можно выявить сильные и слабые стороны ребенка надежным и валидным способом; предсказывать, до какой степени особенности обработки информации будут влиять на развитие высших психических функций и обучение.
Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных ВПФ или их компонентов (Ахутина, 2000). По данным Н.Г. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами:
- Трудность поддержания оптимального уровня активности.
Наблюдается быстрое утомление, невозможность следить за объяснением учителя. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок.
- Отставание функций программирования и контроля деятельности.
Характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое уязвимое место. В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:
- пропуск или вставка букв, слогов, слов;
- персеверация предшествующих букв, слогов, слов;
- контаминация двух слов;
- нарушение границ предложения;
- орфографические ошибки.
То есть всё то, что относится к дисграфии обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
- Отставание в развитии функций переработке слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно – пространственной информации.
В письменных работах наблюдаются следующие проблемы:
- трудности нахождения и соблюдение строки;
- колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова;
- трудности запоминания букв и их искажение;
- устойчивая зеркальность букв;
- пропуск и замена гласных;
- фонетическое письмо;
- трудности запоминания словарных слов.
Данные ошибки относятся к артикуляторно – акустической, акустической и оптической дисграфиями.
Так как все выше указанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – логопедическую работу. А логопеду, совершенствовать свою профессиональную компетентность.
В структуре логопедического занятия мною используются следующие упражнения:
- Дыхательные упражнения
Основной задачей дыхательных упражнений является формирование правильного четырехфазного дыхания, которое позволит даже в ситуации стресса обеспечить мозг кислородом. Дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик», пауза – задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в себя, пауза – задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности одинакова. Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2-3 секунд. Можно помочь ребенку, положив руку ему на живот, добавить счет. В качестве усложнения можно добавить движения рук – на вдохе - руки вверх, на выдохе - вниз.
- Упражнения для нормализации тонуса
Направлены на формирование умения управлять своим тонусом, т.к. гипо - или гипертонус негативно сказывается на соматическом, эмоциональном состоянии ребенка. Включают в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения и упражнения на стимуляцию тонуса.
Упражнения на расслабление. Дети кладут голову на парту. Затем логопед предлагает расслабиться, дает слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут. Эти упражнения прекрасный способ настроить детей на занятие.
Контрастные упражнения на тонус. Необходимы для того, чтобы ребенок научился различать и создавать состояние напряжения и расслабления в своем теле.
-«Силачи» - наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.
-«Огонь и лед» - по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.
- Упражнения на развитие внимания.
- «Запретное движение». Логопед показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.
- «Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.
- «Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «А» в бланке и обвести их.
- «Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их.
- «Птица, рыба, зверь...». Дети стоят в кругу. Первый ребенок называет птицу, а изображает в это время рыбу, следующий называет рыбу, а изображает зверя, следующий за ним называет зверя, а изображает птицу и т.д. Сделавший ошибку выбывает из игры.
- «Музыкальное рисование». Включается ритмичная музыка (особенно подходит современная «клубная»). Инструкция: отстучать по нарисованному. положенному на стол листу круг или квадрат в ритм.
- «Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т.п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.
- Развитие межполушарного взаимодействия
Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе». Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.
- «Ухо-нос» - одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.
- «Лезгинка» - ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки - 6-8 раз.
- Письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);
- раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);
- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;
- Развитие пространственных представлений
Проводится в четыре этапа:
- Формирование пространственных представлений в схеме собственного тела. Отрабатываются понятия право-лево, верх-низ, ближе-дальше;
- Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу;
- «Робот» - ребенок изображает робота, которому можно отдавать различные команды: шаг вперед, два шага влево, повернуться направо и т.п.
- «Кладоискатели» - ребенок должен найти клад по словесной инструкции. Кладом может служить любой предмет или буква, связанная с темой урока. - Освоение пространства между предметами без использования схемы тела;
- «Продавец канцелярских товаров» - просим детей положить тетрадь на середину парты, сверху положить карандаш, линейку справа от тетради и т.д.
- «Очередь» - предлагаем детям в определенной последовательности расставить картинки, игрушки, буквы.
4) Ориентировка в схеме человека, стоящего напротив.
- «Делай как я» - дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ученик из пары должен принять такую же позу.
- Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти:
- « Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.
- «Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.
- «Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков.
- «Слово по звукам». Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Поменяйтесь ролями.
- «Слоговые ряды». Перед ребёнком выкладываются в ряд карточки со слогами. Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки или вниз, произнося слог вслух, или вверх, читая слог про себя. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов: мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов.
- «Шаги». Чтение слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).
БА – ПА БЯ - ПЯ
БО – ПО БЁ - ПЁ
БУ – ПУ БЮ - ПЮ
БЫ – ПЫ БЕ - ПЕ
По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).
БА – топнуть, ПА - хлопнуть
БО – топнуть, ПО - хлопнуть
БУ – топнуть, ПУ - хлопнуть
В упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.
- «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего. Следующий этап – усложнение задания.
- « Зашифрованное слово». Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово.
- «Буква заблудилась». Ребенку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова.
- «Знаток слов».Из разрезных карточек – букв для ребёнка выкладывается слово. Задача, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.
- «Арабское письмо».Диктуется слово, которое ребёнок должен записать задом наперёд.
ТОК – КОТ, РОЗА – АЗОР, ВЕТЕР – РЕТЕВ.
- «Древнерусское письмо». Записывается слово либо только согласными буквами, либо гласными.
МЫШИ М...Ш..., ...Ы...И
КРЫША КР...Ш..., ......Ы...А
- «Стукачок»Ребёнку читаются слова с проблемными для него звуками, например со звуком Ж. Только во время произнесения звука нужно стукнуть по столу карандашом. А ребёнок, должен правильно записать слово.
Ё(стук)ИК, (стук)АБА.
- «Связалочка».Это упражнение хорошо использовать при нарушениях лексико – грамматического строя речи. Необходимо правильно собрать рассыпавшиеся пословицы.
ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.
ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ -В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.
ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ЛУЧШЕ.
ШИЛО – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.
Большое количество упражнений представленных в работах Т.В. Ахутиной, Семенович А.В, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса. В работах Л.С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации было показано, что единая сюжетно-смысловая организация занятия резко повышает его эффективность. Такая организация занятия была названа Л.С. Цветковой «метод введения в контекст». Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Логопедическое занятие может проходить с использованием: сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, приключений; специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей и т. д.
Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.
Список использованной литературы:
- Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика.- М., МПСИ, 2001.
- Ахутина Т.В., Иншакова О.Б.. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М.: В. Секачев. — 128 с.. 2008
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд – во МГУ, 1973.
- Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Изд–во «Институт практической психологии», 1996.
- Соболева А.Е., Емельянова Е.Н.. Пишу без ошибок.Русский язык с нейропсихологом. – М.: ПИТЕР. 2008.
Предварительный просмотр:
Статья по логопедии на тему:
Использование нейропсихологических методов и приемов в
коррекционной работе учителя- логопеда.
Нейропсихологические методы и приемы используются в коррекционной работе учителя-логопеда для коррекции речевых нарушений , развития коммуникативных навыков у детей. Эти методы основаны на понимании механизмов функционирования мозга и его связи с психологическими процессами.
Цель – создать условия для развития речи за счет формирования слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга.
Теоретические основы
Нейропсихологический подход рассматривает речь как продукт взаимодействия различных мозговых структур. Учитель – логопед использует знания о том, какие области мозга отвечают за различные аспекты речевой деятельности, чтобы эффективно проводить коррекционные занятия. Например, при работе с детьми с задержкой речевого развития могут использоваться специальные упражнения для активации определенных областей мозга, ответственных за звукопроизводство и артикуляцию.
Индивидуальный характер: учитель -логопед адаптирует методы работы к особенностям каждого ребенка и его мозговой структуре.
Наиболее подробно методы нейропсихологического обследования представлены в работе Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б. были разработаны «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет». По мнению Ахутиной Т.В., с помощью нейропсихологических методов обследования можно выявить сильные и слабые стороны ребенка надежным и валидным способом; предсказывать, до какой степени особенности обработки информации будут влиять на развитие высших психических функций и обучение.
Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных ВПФ или их компонентов (Ахутина, 2000). По данным Н.Г. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами:
- Трудность поддержания оптимального уровня активности.
Наблюдается быстрое утомление, невозможность следить за объяснением учителя. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок.
- Отставание функций программирования и контроля деятельности.
Характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое уязвимое место. В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:
- пропуск или вставка букв, слогов, слов;
- персеверация предшествующих букв, слогов, слов;
- контаминация двух слов;
- нарушение границ предложения;
- орфографические ошибки.
То есть всё то, что относится к дисграфии обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
- Отставание в развитии функций переработке слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно – пространственной информации.
В письменных работах наблюдаются следующие проблемы:
- трудности нахождения и соблюдение строки;
- колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова;
- трудности запоминания букв и их искажение;
- устойчивая зеркальность букв;
- пропуск и замена гласных;
- фонетическое письмо;
- трудности запоминания словарных слов.
Данные ошибки относятся к артикуляторно – акустической, акустической и оптической дисграфиями.
Так как все выше указанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – логопедическую работу. А логопеду, совершенствовать свою профессиональную компетентность.
В структуре логопедического занятия мною используются следующие упражнения:
- Дыхательные упражнения
Основной задачей дыхательных упражнений является формирование правильного четырехфазного дыхания, которое позволит даже в ситуации стресса обеспечить мозг кислородом. Дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик», пауза – задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в себя, пауза – задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности одинакова. Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2-3 секунд. Можно помочь ребенку, положив руку ему на живот, добавить счет. В качестве усложнения можно добавить движения рук – на вдохе - руки вверх, на выдохе - вниз.
- Упражнения для нормализации тонуса
Направлены на формирование умения управлять своим тонусом, т.к. гипо - или гипертонус негативно сказывается на соматическом, эмоциональном состоянии ребенка. Включают в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения и упражнения на стимуляцию тонуса.
Упражнения на расслабление. Дети кладут голову на парту. Затем логопед предлагает расслабиться, дает слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут. Эти упражнения прекрасный способ настроить детей на занятие.
Контрастные упражнения на тонус. Необходимы для того, чтобы ребенок научился различать и создавать состояние напряжения и расслабления в своем теле.
-«Силачи» - наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.
-«Огонь и лед» - по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.
- Упражнения на развитие внимания.
- «Запретное движение». Логопед показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.
- «Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.
- «Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «А» в бланке и обвести их.
- «Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их.
- «Птица, рыба, зверь...». Дети стоят в кругу. Первый ребенок называет птицу, а изображает в это время рыбу, следующий называет рыбу, а изображает зверя, следующий за ним называет зверя, а изображает птицу и т.д. Сделавший ошибку выбывает из игры.
- «Музыкальное рисование». Включается ритмичная музыка (особенно подходит современная «клубная»). Инструкция: отстучать по нарисованному. положенному на стол листу круг или квадрат в ритм.
- «Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т.п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.
- Развитие межполушарного взаимодействия
Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе». Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.
- «Ухо-нос» - одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.
- «Лезгинка» - ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки - 6-8 раз.
- Письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);
- раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);
- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;
- Развитие пространственных представлений
Проводится в четыре этапа:
- Формирование пространственных представлений в схеме собственного тела. Отрабатываются понятия право-лево, верх-низ, ближе-дальше;
- Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу;
- «Робот» - ребенок изображает робота, которому можно отдавать различные команды: шаг вперед, два шага влево, повернуться направо и т.п.
- «Кладоискатели» - ребенок должен найти клад по словесной инструкции. Кладом может служить любой предмет или буква, связанная с темой урока. - Освоение пространства между предметами без использования схемы тела;
- «Продавец канцелярских товаров» - просим детей положить тетрадь на середину парты, сверху положить карандаш, линейку справа от тетради и т.д.
- «Очередь» - предлагаем детям в определенной последовательности расставить картинки, игрушки, буквы.
4) Ориентировка в схеме человека, стоящего напротив.
- «Делай как я» - дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ученик из пары должен принять такую же позу.
- Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти:
- « Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.
- «Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.
- «Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков.
- «Слово по звукам». Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Поменяйтесь ролями.
- «Слоговые ряды». Перед ребёнком выкладываются в ряд карточки со слогами. Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки или вниз, произнося слог вслух, или вверх, читая слог про себя. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов: мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов.
- «Шаги». Чтение слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).
БА – ПА БЯ - ПЯ
БО – ПО БЁ - ПЁ
БУ – ПУ БЮ - ПЮ
БЫ – ПЫ БЕ - ПЕ
По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).
БА – топнуть, ПА - хлопнуть
БО – топнуть, ПО - хлопнуть
БУ – топнуть, ПУ - хлопнуть
В упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.
- «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего. Следующий этап – усложнение задания.
- « Зашифрованное слово». Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово.
- «Буква заблудилась». Ребенку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова.
- «Знаток слов».Из разрезных карточек – букв для ребёнка выкладывается слово. Задача, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.
- «Арабское письмо».Диктуется слово, которое ребёнок должен записать задом наперёд.
ТОК – КОТ, РОЗА – АЗОР, ВЕТЕР – РЕТЕВ.
- «Древнерусское письмо». Записывается слово либо только согласными буквами, либо гласными.
МЫШИ М...Ш..., ...Ы...И
КРЫША КР...Ш..., ......Ы...А
- «Стукачок»Ребёнку читаются слова с проблемными для него звуками, например со звуком Ж. Только во время произнесения звука нужно стукнуть по столу карандашом. А ребёнок, должен правильно записать слово.
Ё(стук)ИК, (стук)АБА.
- «Связалочка».Это упражнение хорошо использовать при нарушениях лексико – грамматического строя речи. Необходимо правильно собрать рассыпавшиеся пословицы.
ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.
ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ -В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.
ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ЛУЧШЕ.
ШИЛО – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.
Большое количество упражнений представленных в работах Т.В. Ахутиной, Семенович А.В, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса. В работах Л.С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации было показано, что единая сюжетно-смысловая организация занятия резко повышает его эффективность. Такая организация занятия была названа Л.С. Цветковой «метод введения в контекст». Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Логопедическое занятие может проходить с использованием: сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, приключений; специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей и т. д.
Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.
Список использованной литературы:
- Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика.- М., МПСИ, 2001.
- Ахутина Т.В., Иншакова О.Б.. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М.: В. Секачев. — 128 с.. 2008
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд – во МГУ, 1973.
- Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Изд–во «Институт практической психологии», 1996.
- Соболева А.Е., Емельянова Е.Н.. Пишу без ошибок.Русский язык с нейропсихологом. – М.: ПИТЕР. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"
Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В данной программе представлены теоретические основы, этапы реализации программы....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)
В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»
РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...
Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"
В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...
