«методика исследования грамматического строя речи у младших школьников»
презентация к уроку по логопедии

Наумова Виктория Алексеевна

Презентация разработанной методики исследования грамматического строя речи у младших школьников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«методика исследование грамматического строя речи младших школьников» Выполнила: Кожемяко Виктория Алексеевна.

Слайд 2

Актуальность исследуемой проблемы Не овладев грамматическим строем, ребенок не сможет ни понять речь окружающих, ни выразить свои собственные мысли, поэтому проблема развития грамматического строя речи является одной из самых актуальных.

Слайд 3

Разработанность исследуемой проблемы Изучение детской грамматики было начато в Академии педагогических наук в послевоенные годы Е.И. Радиной , Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Е.А. Флериной , А.П. Усовой, Л.А. Пеньевской , М.М. Кониной и др . В большей степени они имели опору на опыт Е.И. Тихеевой. Более глубоко эта проблема стала изучаться в пятидесятые годы XX в . после публикации фундаментального труда А.Н. Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка». К.И. Чуковский поддерживал идеи А.Н. Гвоздева и подчеркивал изящество и меткость детских изречений. К.И. Чуковский и А.Н. Гвоздев сравнивали достижения детей и сам метод словесного творчества с деятельностью художников слова.

Слайд 4

Цель и задачи исследования Цель исследования : формирование грамматически правильной речи детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить лингвистическую, психолингвистическую и логопедическую литературу по проблеме исследования . 2 . Определить содержание методики исследования грамматического строя речи детей младшего школьного возраста. 3. Выявить особенности грамматического строя речи у младших школьников.

Слайд 5

исследование грамматического строя речи младших школьников по методике Т.А. Фотековой Структура методики Повторение предложений. Верификация предложений. Составление предложений из слов в начальной форме. Добавление предлогов в предложение. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах .

Слайд 6

Содержание методики Повторение предложений. (Различной грамматической сложности – ребенок может повторить такой тип предложения, которым уже овладел в собственной речи) Цель: Исследование правильного повторения предложений. Материал. Написанные на листочке предложения. Инструкция. П ослушай предложение, повтори его точно. Наступила осень. Птичка свила гнездо. Над водой летали белые чайки. В саду было много красных яблок. Земля освещается солнцем Ранней весной затопило весь наш луг. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу. Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Слайд 7

Оценка результатов: 1 – правильное и точное воспроизведение; 0,5 – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 – пропуск частей предложения с искажением смысла и структуры, предложение не закончено; 0 – невоспроизведение .

Слайд 8

Содержание методики 2.Верификация предложений. Цель: исследование умения выявлять ошибку в неправильном произведении предложений. Материал: написанные на листочке предложения. Инструкция. Я буду читать предложения, если услышите ошибку, исправьте ее. Девочка гладит утюгом Дом нарисован мальчик Мальчик умывается лицо Собака вышла в будку Березки склонились от ветра Солнце освещается землей По морю плывут корабль У нины большая яблоко Хорошо спится медведь под снегом Над большим деревом была глубокая яма

Слайд 9

Оценка результатов: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов); 0,25 – ошибка выявлена но не исправлена; 0 – ошибка не выявлена.

Слайд 10

Содержание методики 3. Составление предложений из слов в начальной форме Цель : исследование умения детей младшего школьного возраста составлять предложения из слов в начальной форме. Материал. Слова в начальной форме написанные на карточках. Инструкция. Я буду называть слова, составь из них предложения. мальчик, открывать, дверь. девочка, читать , книжка. доктор, лечить, дети. рисовать, карандаш, девочка. в, сад, расти, вишня. сидеть, синичка, на, ветка. груша, бабушка, внучка, давать. Витя, косить, трава, кролики, для. миша , дать, собака, большая, кость. Петя, купить, шар, красный, мама.

Слайд 11

Оценка результатов: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 – нарушен порядок слов; 0,25 – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизм , незначительные смысловые неточности (ПЕТЯ КУПИЛ ШАР КРАСНЫЙ МАМЕ); 0 баллов – смысловая неадекватность или невыполнение.

Слайд 12

Содержание методики 4. Добавление предлогов в предложение Цель: исследование детей младшего школьного возраста умения правильно добавлять предлоги в предложение. Материал. Предложения с пропущенными предлогами. Инструкция. Я назову предложение, в котором пропущено слово, найди это слово и вставь. Используют два вида помощи: стимулирующая (Подумай еще) и вопрос к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?) Лена наливает чай … чашки. Почки распустились … деревьях. Лодка плывет … озеру. Чайка летит … водой. Птенец выпал … гнезда. Деревья шумят … ветра. Последние листья падают … березы. Щенок спрятался … крыльцом. Пес сидит … конуры. Большая толпа собралась … театром.

Слайд 13

Оценка результатов: 1 балл – правильный ответ; 0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – правильный ответ после наводящего вопроса; 0 – неэффективное использование помощи, невыполнение.

Слайд 14

Содержание методики 5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах . Цель: исследование умения образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах. Материал. Слова - стол, стул, окно, звезда, ухо. Инструкция 1: один -- дом, а если много, то это – дома. Инструкция 2: один – дом, а много чего? … домов (Слова те же ).

Слайд 15

Оценка результатов: 1 балл – правильный ответ; 0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – форма образована неверно; 0 – невыполнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с  трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...

Развитие грамматического строя речи у младших школьников

курсовая работа по методике преподавания русского языка...

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками на материале родственных слов

В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями  особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесооб...

Статья "Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР"

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающе...

Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с ТНР

Данный материал предназначен для консультативной работы с родителями, с учителями начальных классов....