Технологическая карта логоритмического занятия по теме: Координация движений каждого ученика с темпом движения всего коллектива. День народного единства.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Грязных Ольга Николаевна

Технологические карта занятия по логопедической ритмике  для  обучающихся  4 класса с  нарушениями речи.   Данное занятие  предназначено для использования в коррекционной работе с обучающимися начальной школы (КТП 4 класс курса "Логопедическая ритмика") специалистами  специального и инклюзивного образования, учителеми - логопедами, учителями - дефектологами образовательных организаций.  Материал  опубликован в сборнике "Реализация ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник технологических карт" (Сборники 2020 года).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: Координация движений каждого ученика с темпом движения всего коллектива.

День народного единства.

Форма занятия: фронтальное логопедическое занятие «Логопедическая ритмика»

Класс: 4класс

Логопедическое заключение: в классе 15 обучающихся с заключением - общее недоразвитие речи IIIуровня,  из них с дизартрией –3чел, стёртой дизартрией -3 чел.  Со стёртой дизартрией осложненное заиканием -1чел, выход из моторной алалии- 1 чел. Воспитывающийся в условиях билингвизма - 1 чел.

Цель: Координация движений каждого ученика с темпом движения всего коллектива, формирование основ российской гражданской идентичности, своей этнической и национальной принадлежности

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать  словарь по теме «День народного единства»

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слухо-зрительно-двигательную координацию;
  • развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другое;
  • развивать пространственные представления (ориентировка в пространстве класса, ориентировка в схеме собственного тела)
  • развивать произвольное внимание, двигательную память, мышление;
  • развивать эмоциональную сферу детей, невербальные средства общения: умение выражать эмоции с помощью мимики и выразительности движений;
  • закреплять умения детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
  • развивать диафрагмальное дыхание
  • развивать общую  и артикуляционную моторику , координацию движений,

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  • воспитывать умение определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.

Планируемые результаты:

Предметные:  

  • координировать движений с темпом движения всего коллектива
  • нааходить правильно нужный темп ходьбы в соответствии с характером и строением музыкальных произведений
  • воспроизводить ритмический рисунок хлопками и игрой на деревянных палочках.
  • менять самостоятельно характер движений в соответствии со сменой частей в музыке,

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  • увеличение степени выраженности социальных компетенций, демонстрация усвоенных способов действий.

Социальные компетенции мальчиков

Социальные компетенции девочек

Уверенность в себе

Доброта

Ответственность

Привлекательность

Трудолюбие

Трудолюбие

Упорство

Ум

Мужественность

Забота о людях

Дисциплинированность

Жизнерадостность

Честность

Дисциплинированность

Способность защищать свои взгляды

Общительность

Ум

Скромность

Активность

Культурность

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • освоение форм познавательной и личностной рефлексии;

Оборудование: музыкальный центр, АРМ, башкирская народная, татарская народная, русская народная мелодия; песня  о Родине, о Челябинске, 4е национальных платка, 4е мольберта, деревянные палочки, пословицы о Родине  и дружбе.

Предшествующая работа:

-беседы классного руководителя о государственной символике, об истории возникновения праздника «День народного единства»;

- тематическая общешкольная линейка для обучающихся начальной школы посвящённого Дню народного единства

- уроки по предмету «Окружающий мир» по  теме НРК о Родном крае, его природных богатствах и народностях проживающих на Южном Урале, их традициях;

- уроки по предмету ОРКЭС по теме ….

- Разучивание народных игр:  «Юрта»- башкирская народная игра, «Темирбай» - татарская народная игра, «Плетень»- русская народная игра.

- подбор иллюстративного материала (юрта, изба, национальная одежда коренных жителей Южного Урала башкир, татар, русских – уральских казаков);

- подбор музыкального сопровождения.

Словарная работа: разучивание стихов,  активизация словаря по теме «День народного единства» (юрта, тюбетейка, изба, картуз, кушак).

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

  1. Организационный момент

Традиционное приветствие учащихся медленно, быстро (Здравствуйте, доброе утро.)

Послушайте музыку и ответьте на вопрос: О чем, мы будем говорить на нашем уроке?

Правильно ребята будем говорить о нашей Родине, дружбе,  о бережном отношении ко всему окружающему нас.

Построение в две колонны:

Поприветствуем наших гостей.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика.Ведущий проведёт  артикуляционную гимнастику.

Спасибо, оцените ведущего аплодисментами, если вы считаете, что он все сделал хорошо -хлопаем громко, если на ваш взгляд сделал с ошибками  –тихо.

Дети садятся на скамейки по команде.

Ответ учащихся с заданным темпом.

Слушают музыку «о Родине» отвечают на вопрос. (Будем говорить о Родине.) исполняют танец

«Наш Челябинск».

Здравствуй Небо голубое!

Здравствуй Солнце золотое!

Здравствуй вольный Ветерок!

Здравствуй маленький Дубок!

Мы живём в родном краю

Всех я вас приветствую!

Выполняют за ведущим артикуляционные упражнения.

Дети оценивают ведущего

Личностные: мотивация к учебной деятельности, умение позитивно настраиваться на работу.

Регулятивные: выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем для выявления цели занятия. осуществлять самоконтроль.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  1. Основная часть

Вводная беседа о Родине

Напомните, пожалуйста, о чем, мы будем с вами говорить?

Будем говорить о нашей Родине России и о нашей малой родине.

Подумайте и ответьте на вопрос, почему так говорят:

  • «Береги землю родимую, как мать любимую»,
  • «Родина - всем матерям мать»
  • Наша страна  большая многонациональная и поэтому мы сегодня с вами вспомним и поиграем в игры народов, которые населяют нашу с вам и малую Родину.
  • Назовите как называется наша малая Родина? –Кто назовёт коренных жителей Урала? (башкиры, татары, русские)
  • Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.
  • Что является очень важным в жизни многонациональной страны,  нашего края для сохранения мира и спокойствия?

Сегодня мы с вами вспомним и поиграем в народные национальные игры

Мы будем говорить о Родине, о России.

 Дети рассуждают о Родине и любви к ней.

Дети продолжают ответ о Южном Урале.

Ответы рассуждения детей.

На Южном Урале проживали в старину башкиры, татары, русские.

Важным является уважение между людьми и дружба народов.

Личностные: формирование основ этнической принадлежности в форме осознания как представителя народа, гражданина России.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные:

построение речевого высказывания.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Строить рассуждения в форме связи простых суждений.

1. Юрта (Тирмэ) башкирская игра

Внимание- «На первый четвёртый расчитайсь!» Первые номера встают в круг в дальнем левом углу ведущий ставит мальберт с  платком. Вторые номера строятся в круг в правом дальнем углу, углу ведущий ставит мальберт с  платком.  Третьи номера строятся в ближнем  левом углу, ведущий ставит мальберт с  платком. Четвёртые строятся в правом ближнем углу,  ведущий ставит мальберт с  платком»

Показ картинки «юрта»

Кто догадался в какую игру мы будем играть?

Что такое юрта?

Юрта (Тирмэ)

Напоминаю правило:

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему мольберту и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

В данной игре побеждает «дружба» все юрты сделаны быстро.

Оцените себя аплодисментами:

Понравилось и все хорошо- хлопаем громко, и наоборот – тихо.

Игру какой национальности мы поиграли? Поднимите руку те, кто является представителем этой национальности.

Прошу всех сесть и вспомнить ритмическое упражнение «Барабанщик»

Дети выполняют команды.

Мы будем играть в игру Юрта.

Юрта национальное жилище башкир, татар, сделанное из деревянного каркаса и из выделанной шкуры животных, войлока.

В игре участвуют четыре или 3 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга мольберт, на котором повешен платок с национальным узором. Все идут четырьмя кругами топающим шагом под музыку.

Ведущий:«Вы, веселые ребята,

Собирайтесь все  в кружок

Поиграйте, попляшите,

Все бегите на  лужок» (хлопает в ладоши)

На мелодию без слов ребята переменным шагом  по хлопку перемещаются в общий круг. По кругу двигаются, выполняя ногами упражнение «гармошка» По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Личностные: формирование основ этнической принадлежности в форме осознания как представителя народа гражданина России.

Регулятивные: учитывать установленные правила в контроле  способа решения; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество и взаимодействие всех участников игры

2. Ритмическое упражнение

Помощники помогают раздать деревянные палочки. Напоминаю слова и правила выполнения упражнения. Сначала дети выполняют задания сопровождая голосом, затем шепотом и последний раз с внутренним проговариванием.

БЕЙ-БЕЙ-БЕЙ

БЕЙ БАраБАНщик БЕЙ

БЕЙ БАраБАНщик СТАрый БАраБАНщик

БЕЙ БАраБАНщик БЕЙ

Дети выполняют ритмическое упражнение деревянными палочками всей группой и подгруппой.

Личностные: самоконтроль соответствия результатов  требованиям поставленной задачи

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

3.«Темирбай» татарская национальная игра

Показываю тюбетейку,  спрашиваю: Что это? Правильно, тюбетейка- национальный головной убор. Кто догадался, какая у нас будет следующая игра?

Напоминаю правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Игру какой национальности мы поиграли? (Темирбай татарская национальная игра)Поднимите руку те, кто является представителем этой национальности.  Выразим своё уважение аплодисментами

Прошу вас сядьте, пожалуйста, на скамейки.

 Ответ детей.

У вас в руках тюбетейка – это национальный головной убор у мусульман (татар, башкир) Следующая татарская народная игра  «Темирбай».

Ход игры:

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Темирбая. Он становится в центре круга. Все участинки двигаясь по кругу говорят и выполняют движения по :

Пять детей у Темирбая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Темирбай говорит: Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение под музыку  Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Личностные: формирование основ этнической принадлежности в форме осознания как представителя народа гражданина России.

Регулятивные: учитывать установленные правила в контроле  способа решения; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество и взаимодействие всех участников игры

4. Упражнение на развитие эмпатии, группового взаимодействия

Упражнение «Согреем птенца»

Обращаюсь  к детям со словами: «Представьте, что у вас в руках беспомощный, маленький птенец, он нечаянно выпал из гнезда. Давайте, вытянем руки ладонями вверх. И, как будем «согревать птенца», пряча его в ладошках; нежно, ласково подышим на него, согревая своим ровным дыханием, приложим ладони к своей груди, отдадим птенцу доброту своего сердца и дыхания.

А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему, не грустите — он еще прилетит к вам! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.От птенцов вам послание соберите пословицу объясните её значение:

Дети выполняют упражнение согласно текста.

Личностные: развитие эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей (живых существ) и сопереживание им.

5. Упражнение «Собери пословицу»

  • Объясните значение пословицы «Если дружба велика, будет Родина крепка!». Поможет вам правильно собрать пословицу знание о расположение цветов радуги.
  • Построение в две шеренги.

Дети собирают пословицу  по  цветам радуги, объясняют её значение.

Личностные: осознание ответственности человека за общее благополучие, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении поставленной задачи.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество и взаимодействие всех участников игры

6. Игра Плетень

  • Мы сейчас вспомним хорошо знакомую вам игру, посмотрите на картинку и скажите какую «Плетень»
  • Правила игры: после слов «Раз, два, три русы косы заплети!» Нужно сплести плетень. Та команда, которая это сделает- четко без ошибок и  быстро- выигрывает.

Игру, какой национальности мы поиграли? (Русская народная игра «Плетень»)

Поднимите руку те, кто является представителем этой национальности. Выразим своё уважение аплодисментами

  • Всех прошу сесть на скамейки

Класс делится на две шеренги

Ход игры: хороводным шагом шеренги по очереди двигаются  к центру зала на встречу друг другу со словами

Слова

движения

1 шеренга

Уж как зоренька –заря

Плетнём двигаются вперёд ко 2 шеренге, кланяются

Русы косыньки плела

Возвращаются на место

2 шеренга

Кто те косы сосчитает

Плетнём двигаются на встречу 1ой шеренге, кланяются

Играть вместе с нами станет

Возвращаются на место

Личностные: формирование основ этнической принадлежности в форме осознания как представителя народа, гражданина России.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество и взаимодействие всех участников игры.

III. Итог занятия.

Подведём итоги нашего занятия.  

-О чем мы с вами говори на нашем занятии?

Посмотрите на качества, которые вы выбрали в начале года и они являются для вас важными.

-Какие из них сегодня вам пригодились?

Прошу вас взять смайликов и закрепить его на той игре, упражнении, которое понравилось вам больше всего.

Скажите кто из вас ребята  другой национальности, о которой мы сегодня не говорили. Выразим своё уважение аплодисментами.

Прошу вас ребята, познакомить нас на следующих занятиях с понравившейся вам народной игрой вашей национальности.  Всем вам ребята выражаю своё уважение и  примите в память об этом уроке маленькое сердце, частицу любви к нашей великой, прекрасной  стране- Россия. Помните только дружба и уважение позволяют стране жить  в мире и благополучии. Построение в колонну, Традиционное прощание

Под музыку дети покидают зал.

Дети отвечают на вопросы.

Закрепляют смайлики на оценочных листах.

Личностные: чувства  сопричастности и гордости за свою родину, народ.

Познавательные:  рефлексия оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество и взаимодействие всех участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к занятию по теме «Первые шаги в космос» (Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением).

Данные материалы могут быть использованы во время мероприятий приуроченных ко дню космонавтики. Они помогут в увлекательной форме расширить и углубить знания ребят, полученные на занятиях....

Технологическая карта хорового занятия по теме "Работа над развитием чувства лада", для детей 7-8 лет, 1 год обучения.

В технологической карте  хорового занятия прописаны УУД, отображен каждый этап занятия....

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Птицы. Работа с природным материалом". 3 класс

Тема  занятия: Птицы. Работа с природным материалом.Цели занятия: учить изготавливать птиц из природного материала, замечать красоту и разнообразие форм в природе.Задачи: развивать и закреп...

Технологическая карта фрагмента занятия по теме "Составление и решение задач"

Фрагмент занятия по математике был проведен в рамках межмуниципального семинара по теме "Введение ФГОС"...

Технологическая карта внеурочного занятия по теме «Русские традиции».Направление: духовно - нравственное

Внеурочное занятие –фолклорный  праздник,  целью которого является - познакомить учащихся с традициями подготовки и проведения праздников «Сороки», «Пасха»; разучить народные игры «Дударь», ...

Технологическая карта логоритмического занятия по теме: Координация движений каждого ученика с темпом движения всего коллектива. День народного единства.

Технологические карта занятия по логопедической ритмике  для  обучающихся  4 класса с  нарушениями речи.   Данное занятие  предназначено для использования в коррекци...