Развиваем речь у детей с ТНР
консультация по логопедии
представлены примеры при развитии речи у детей с ТНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Играем и развиваем речь с детьми ТНР
Подготовила учитель – логопед МБОУ СОШ «Новая Эра» г.Тулуна
Ионец О.В.
Речевое подражание — воспроизведение за говорящим человеком, произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения.
Чтобы вызвать речевое подражание, следует находиться в поле зрения малыша, учить ребенка произвольно произносить сначала те звуки, которые имеются в его спонтанном лепете, и постепенно добавлять новые, близкие по звучанию звуки и слоги.
Необходимо создать такие условия обучения, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Ребенок не станет повторять слова за незнакомым взрослым или если отсутствует взаимное доверие между ребенком и взрослым. Поэтому очень важно перед началом работы наладить эмоциональный контакт с малышом, что обеспечит необходимую мотивацию речевой деятельности.
К концу первого года жизни в речи малыша появляются слитно произнесенные слоги-слова. Ребёнок может выговаривать около 10 слов, легких для произношения:
ту-ту
ав-ав
би-би.
Малыша сначала учат понимать слово, затем произвольно повторять его при восприятии предмета и, наконец, с помощью вопросов, игр, поручений добиваются, чтобы ребенок употребил слово в осмысленной ситуации.
Для успешной стимуляции речевого подражания важно обратить внимание:
У взрослых:
-речь была правильной и чистой, без речевых нарушений;
артикуляция - четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
-речь - не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;
-слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;
-взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
-взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует
-повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
У ребенка ответы ребенка принимаются в любом виде.
На этапе развития речевого подражания не следует слишком многого требовать от ребенка и его речи. Главное — добиться того, чтобы ребенок начал говорить.
Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.
Как и речь формируется постепенно, так и в изучении и формировании навыков звукопроизношения осуществляется принцип «от простого к сложному».
Важным является прохождение всех этапов:
- слова звукоподражания, слова – слоги. (Мууу, ав-ав, би-би);
- простые короткие слова (мама, папа…), «упрощенные» слова (кися, утя);
двух-трех сложные слова, произнесение их может быть приближено к правильному, сохраняется ритмико – интонационный рисунок слов.
- повторение коротких фраз, сначала это будут фразы из 2 слов («Мама, дай», «идем гулять»), позже количество слов будет увеличиваться.
Так мы видим, как и развитие речи, так и формирование звукоподражаний, первых слов и фраз будет проходить по схеме:
слова-слоги (упрощенные слова) – слова – фраза.
Вот примеры игр, которые помогут вызвать звукоподражания, закрепить их в речи ребенка, что будет способствовать общему развитию речи:
Кто за дверью? Разложите перед ребёнком игрушки или картинки и попросите: «Дай му-му!» или «Дай ав-ав!» В следующий раз внесите в игру элемент неожиданности или загадочности. Например, спросите ребенка: «Кто это стучится к нам в дверь?» Открыв ее и обнаружив плюшевую собачку, предложите поиграть с ней в прятки. Потом покажите малышу, какие цирковые номера может показать собачка: ходить на задних лапках, делать сальто, прыгать до потолка, запрыгивать малышу на плечо и т. п. Имейте в виду, что при этом собачка не молчит, а звонко и задорно лает: «Ав-ав!».
Что делает ребёнок? Покажите, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определенного сочетания звуков. Например, кормя ребенка, говорите: «Ам-ам!», купая: «Куп-куп!», а укладывая спать: «Бай-бай!» Играя с малышом в подвижные игры, не забывайте озвучивать ваши действия. Танцуя, напевайте: «Ля-ля-ля!», топая ногами, произносите: «Топ-топ-топ!», хлопая в ладоши: «Хлоп-хлоп!», прыгая: «Прыг-скок!» Играя с ребенком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!» Показывая малышу, как копать лопаткой песок или снег, не забывайте озвучивать свои действия: «Коп-коп!» и стимулируйте к этому ребенка.
Музыкальные игрушки (с 1 года) Продемонстрируйте игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому. Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-динь!», барабан: «Бум-бум!» После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике. Стимулируйте малыша повторять за вами движения и звукоподражания.
Игра приучает с ребёнком активно использовать звукоподражания.
Список литературы
- Динкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.
- Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.
- Селиверстов В.. Речевые игры с детьми. - М., 1994, с.32,35,39, 40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивая речь - развиваем личность
В этой статье рассказывается о системе работы по развитию речи по программе внеурочной деятельности "Родничок" в 3 классе, где раскрываются приёмы и методы работы, структура и содержание занятий....

Статья. "Формирование положительной мотивации у детей при изучении русского языка ( развиваем речь играя).
Тесная связь литературы и русского языка поможет творческому развитию детей....
Консультация для родителей первоклассников:"Развиваем пальчики – развиваем речь"
Консультация для родителей...

консультация родителей детей младшего школьного возраста имеющих проблемы в развитии речи. «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».
Конспект консультации-практикума Образцовой Г.В. для родителей детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в развитии речи.«Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».Лите...
Подготовка к школе. Развиваем речь детей.
Данные материалы могут быть полезны для занятий при подготовке к школе будущих первоклассников....

Методическое пособие для педагогических работников "Как развивать связную речь у детей младшего школьного возраста посредством работы над изложением"
Методическое пособие включает необходимую информацию для разработки уроков русского языка начальных классов, которые будут направлены на развитие связной речи детей младшего школьного возраста, посред...
