Главные вкладки

    Развивая речь - развиваем личность
    элективный курс (3 класс) по теме

    Горбунова Надежда Николаевна

    В этой статье рассказывается о системе работы по развитию речи по программе внеурочной деятельности "Родничок" в 3 классе, где раскрываются приёмы и методы работы, структура и содержание занятий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Статья о развитии речи58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развивая речь – развиваем личность

    Горбунова Надежда Николаевна,

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри

    Республика Саха (Якутия),

    первая квалификационная категория

    Третий год мы работаем по ФГОС нового поколения. Помимо учебной деятельности по новым  образовательным стандартам предусмотрена и внеурочная деятельность по разным направлениям. В своём 3 классе я провожу кружок по развитию речи «Родничок». Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также во внеурочной деятельности - в игровой и художественной, в повседневной жизни ребенка. Я составила  программу по развитию речи, где представлена развернутая система подобных занятий.

    Цель моей программы - всестороннее развитие личности; развитие  связной речи младших школьников, творческого мышления, эмоционального мира ребёнка.

    Назначение программы состоит в повышении качества работы по  развитию и  совершенствованию устной, письменной речи учащихся, формированию речевых умений и навыков детей, повышению качества работ учащихся творческого характера. По ФГОС мы должны прививать детям коммуникативные навыки и этому способствует программа «Родничок».

    Задачи курса:

    развитие  связной устной и письменной речи;

    совершенствование грамматического строя речи;

    формирование умения понимать и сознательно строить высказывание (устное и письменное) на заданную тему в определённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно;

    обогащение словарного запаса детей;

    развитие  орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.

    Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Разнообразные методы и приёмы, используемые на занятиях по развитию речи, повышают эмоциональный уровень ребёнка, способствуют формированию позитивного отношения к учёбе.

    Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.

    Данная программа нацелена на формирование ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:

    коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

    информационная - умение работать со всеми видами информации;

    социальная - умение жить и работать с другими людьми;

    Используя творческий потенциал учеников, на занятиях у детей развиваются креативные способности, познавательные интересы, самостоятельная мыслительная деятельность, формируется культура речевого поведения.

    Содержание курса призвано обеспечить:

    развитие речевого творчества,

    формирование  у  школьников положительного отношения к изучению русского языка,

    развитие  у обучающихся воображения, мышления, умения делать выводы,

    пробуждение познавательной активности,

    умение ясно выражать свои мысли,

    формирование нравственных ценностей.

    В программе выделено четыре основных раздела.

    Содержание курса  по разделам:

    № п/п

    Содержание

    Количество часов

    1

    Слово

    5

    2

    Предложение и словосочетание.

    5

    3

    Текст. Речевые жанры.

    18

    4

    Культура общения.

    6

    Формирование умений и навыков осуществляется благодаря системе работы по развитию связной речи и взаимосвязей:

    связь работы с житейским опытом (пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, подумал, почувствовал);

    взаимосвязь в работе устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной речи;

    связь работы с изучением русского языка (фонетика, лексика, морфемика, грамматика и стилистика);

    межпредметная связь (окружающий мир, литература, технология, изобразительное искусство и др.).

    Занятия по развитию речи состоят из двух частей: лингвистической и литературоведческой. В первой части большое внимание уделяется мыслительной деятельности учащихся: выполняют задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют чистоговорки, сказки, стихи, считалки, скороговорки, пишут сочинения и изложения с творческим заданием.

    Важнейшим средством развития речи в данной программе служит система упражнений. Огромное значение упражнений  в связной устной речи для овладения навыками письменной речи и роль устных высказываний показана на этапе подготовки к письменным изложениям и сочинениям. Они различаются по степени сложности заданий и уровню познавательной активности:

    по образцу;

    по заданным элементам текста (опорные слова, начало сюжета, план);

    творческие – сочинения, словарное и графическое иллюстрирование, задание на переработку,  дополнение текста, сокращение текста.

    Занятия выстроены следующим образом:

    Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

    Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

    Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

    Примерная структура занятия:

    Формулировка темы учащимися (целеполагание);

    Эмоциональная речевая разминка;

    Конкурсы скороговорителей (чтецов);

    Орфографическая минутка;

    Весёлая минутка: языковые игры, загадки, ребусы, шарада, анаграммы, кроссворды и т.д.

    Речевое творчество (написание сочинений-миниатюр, иллюстрирование, сочинение сказок, считалок и т.д.)

    На занятиях используются следующие виды работ и упражнений:

    Работа с готовым текстом:  выделение  опорных слов, составление цепочек связей.

    Конструктивные текстовые упражнения:  деформированный текст, редактирование текста.

    Изложение  по вопросам, по плану.

    Сочинение  по сюжету картины, по личным впечатлениям, сочинение – описание.

    Диалоги по различным темам.

     Составление и запись рассказа или сказки на тему, заданную учителем или выбранную учеником: по серии картинок, по наблюдениям, впечатлениям, по опорным словам, с продолжением, описание предметов.

    При проведении занятий используются цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные пособия, презентации.

    На всех занятиях стараюсь использовать различные приёмы и формы проведения, широко применяю игровой  и занимательный материал, особенно в 1 классе. На каждом занятии использую малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Перед составлением текстов подбираем  опорные слова, составляем словарь. Дети с удовольствием выполняют эту работу.

    Например, 5 октября мы составляли текст «За грибами».  В начале урока была предложена загадка о грибах. Проведена беседа о видах грибов и правилах  их сбора. После чего были проведены эмоционально-речевая разминка, игра «Угадай слово», работа с орфографическим словарём, орфографическая минутка, работа над загадками, этимология слова, весёлая минутка (физминутка), работа с авторскими текстами, составление тематического словаря – словаря грибника, составление коллективного устного рассказа «За грибами» по предложенному плану. В процессе работы была организованна работа детей в группе, парами, индивидуальная работа. Затем текст с собственными рисунками был записан в тетрадь.

    Тетради учащиеся оформляют  по своему усмотрению с творческим подходом. Дети не только пишут в них тексты, но и рисуют, составляют в цветном изображении анаграммы, ребусы, кроссворды.

    Основной упор делается на развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением простых и сложных предложений; за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. В программу входят самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. На каждом занятии идет работа по развитию устной и письменной речи, обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов по толковому словарю, словарю синонимов. Этот курс обучает умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: формирует языковые, грамматические и правописные умения и навыки, необходимые для успешного обучения.

    Результатом  работы по программе «Родничок» можно считать у детей умение общаться; сформированность коммуникабельности, любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать  в интеллектуальных викторинах и конкурсах. Развивая речь учащихся, мы, прежде всего, развиваем саму личность. А это очень важно и необходимо для жизни в современных условиях.

    Литература:

    1. Козлова М.А  Я иду на урок в начальную школу. -  М., Первое сентября, 2000.

    2.  Бетенкова М.С, Фонин Д.С.  Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Москва. Астрель,  2006.

    3. Т.Н. Соколова  Школа развития речи. – Москва: РОСТ книга, 2011 г.

    4.Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. 1 класс.- Москва «Вако». 2009

    5. Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. 2 класс.- Москва «Вако». 2009

    6. Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. 3 класс.- Москва «Вако». 2009

    7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. - Москва. «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 128с

    8. Мали Д. Уроки развития речи в третьем классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с

    9. Прищепова И.В. «Речевое развитие младших школьников» КАРО; Санкт-Петербург. 2005г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Играем пальчиками и развиваем речь

    Знакомство родителей, воспитателей детских садов, логопедов и учителей подготовительных и начальных  классов с пальчиковыми играми, которые способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корк...

    Рекомендации для родителей.Как развивать речь младшего школьника и прививать любовь к чтению.

    Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. Чем больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентировать...

    Доклад по теме "Развивая пальчики-развиваем память и мышление"

    В докладе описаны несколько игр для развития памяти и мышления в  здоровьесберегающей технологии....

    "Как развивать познавательную компетентность личности в современном мире"

    Статья на тему ""Как развивать познавательную компетентность личности в современном мире"...

    Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

    Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

    «Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...