Развивая речь - развиваем личность
элективный курс (3 класс) по теме

Горбунова Надежда Николаевна

В этой статье рассказывается о системе работы по развитию речи по программе внеурочной деятельности "Родничок" в 3 классе, где раскрываются приёмы и методы работы, структура и содержание занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья о развитии речи58 КБ

Предварительный просмотр:

Развивая речь – развиваем личность

Горбунова Надежда Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри

Республика Саха (Якутия),

первая квалификационная категория

Третий год мы работаем по ФГОС нового поколения. Помимо учебной деятельности по новым  образовательным стандартам предусмотрена и внеурочная деятельность по разным направлениям. В своём 3 классе я провожу кружок по развитию речи «Родничок». Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также во внеурочной деятельности - в игровой и художественной, в повседневной жизни ребенка. Я составила  программу по развитию речи, где представлена развернутая система подобных занятий.

Цель моей программы - всестороннее развитие личности; развитие  связной речи младших школьников, творческого мышления, эмоционального мира ребёнка.

Назначение программы состоит в повышении качества работы по  развитию и  совершенствованию устной, письменной речи учащихся, формированию речевых умений и навыков детей, повышению качества работ учащихся творческого характера. По ФГОС мы должны прививать детям коммуникативные навыки и этому способствует программа «Родничок».

Задачи курса:

развитие  связной устной и письменной речи;

совершенствование грамматического строя речи;

формирование умения понимать и сознательно строить высказывание (устное и письменное) на заданную тему в определённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно;

обогащение словарного запаса детей;

развитие  орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.

Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Разнообразные методы и приёмы, используемые на занятиях по развитию речи, повышают эмоциональный уровень ребёнка, способствуют формированию позитивного отношения к учёбе.

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.

Данная программа нацелена на формирование ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:

коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

информационная - умение работать со всеми видами информации;

социальная - умение жить и работать с другими людьми;

Используя творческий потенциал учеников, на занятиях у детей развиваются креативные способности, познавательные интересы, самостоятельная мыслительная деятельность, формируется культура речевого поведения.

Содержание курса призвано обеспечить:

развитие речевого творчества,

формирование  у  школьников положительного отношения к изучению русского языка,

развитие  у обучающихся воображения, мышления, умения делать выводы,

пробуждение познавательной активности,

умение ясно выражать свои мысли,

формирование нравственных ценностей.

В программе выделено четыре основных раздела.

Содержание курса  по разделам:

№ п/п

Содержание

Количество часов

1

Слово

5

2

Предложение и словосочетание.

5

3

Текст. Речевые жанры.

18

4

Культура общения.

6

Формирование умений и навыков осуществляется благодаря системе работы по развитию связной речи и взаимосвязей:

связь работы с житейским опытом (пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, подумал, почувствовал);

взаимосвязь в работе устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной речи;

связь работы с изучением русского языка (фонетика, лексика, морфемика, грамматика и стилистика);

межпредметная связь (окружающий мир, литература, технология, изобразительное искусство и др.).

Занятия по развитию речи состоят из двух частей: лингвистической и литературоведческой. В первой части большое внимание уделяется мыслительной деятельности учащихся: выполняют задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют чистоговорки, сказки, стихи, считалки, скороговорки, пишут сочинения и изложения с творческим заданием.

Важнейшим средством развития речи в данной программе служит система упражнений. Огромное значение упражнений  в связной устной речи для овладения навыками письменной речи и роль устных высказываний показана на этапе подготовки к письменным изложениям и сочинениям. Они различаются по степени сложности заданий и уровню познавательной активности:

по образцу;

по заданным элементам текста (опорные слова, начало сюжета, план);

творческие – сочинения, словарное и графическое иллюстрирование, задание на переработку,  дополнение текста, сокращение текста.

Занятия выстроены следующим образом:

Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Примерная структура занятия:

Формулировка темы учащимися (целеполагание);

Эмоциональная речевая разминка;

Конкурсы скороговорителей (чтецов);

Орфографическая минутка;

Весёлая минутка: языковые игры, загадки, ребусы, шарада, анаграммы, кроссворды и т.д.

Речевое творчество (написание сочинений-миниатюр, иллюстрирование, сочинение сказок, считалок и т.д.)

На занятиях используются следующие виды работ и упражнений:

Работа с готовым текстом:  выделение  опорных слов, составление цепочек связей.

Конструктивные текстовые упражнения:  деформированный текст, редактирование текста.

Изложение  по вопросам, по плану.

Сочинение  по сюжету картины, по личным впечатлениям, сочинение – описание.

Диалоги по различным темам.

 Составление и запись рассказа или сказки на тему, заданную учителем или выбранную учеником: по серии картинок, по наблюдениям, впечатлениям, по опорным словам, с продолжением, описание предметов.

При проведении занятий используются цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные пособия, презентации.

На всех занятиях стараюсь использовать различные приёмы и формы проведения, широко применяю игровой  и занимательный материал, особенно в 1 классе. На каждом занятии использую малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Перед составлением текстов подбираем  опорные слова, составляем словарь. Дети с удовольствием выполняют эту работу.

Например, 5 октября мы составляли текст «За грибами».  В начале урока была предложена загадка о грибах. Проведена беседа о видах грибов и правилах  их сбора. После чего были проведены эмоционально-речевая разминка, игра «Угадай слово», работа с орфографическим словарём, орфографическая минутка, работа над загадками, этимология слова, весёлая минутка (физминутка), работа с авторскими текстами, составление тематического словаря – словаря грибника, составление коллективного устного рассказа «За грибами» по предложенному плану. В процессе работы была организованна работа детей в группе, парами, индивидуальная работа. Затем текст с собственными рисунками был записан в тетрадь.

Тетради учащиеся оформляют  по своему усмотрению с творческим подходом. Дети не только пишут в них тексты, но и рисуют, составляют в цветном изображении анаграммы, ребусы, кроссворды.

Основной упор делается на развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением простых и сложных предложений; за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. В программу входят самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. На каждом занятии идет работа по развитию устной и письменной речи, обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов по толковому словарю, словарю синонимов. Этот курс обучает умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: формирует языковые, грамматические и правописные умения и навыки, необходимые для успешного обучения.

Результатом  работы по программе «Родничок» можно считать у детей умение общаться; сформированность коммуникабельности, любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать  в интеллектуальных викторинах и конкурсах. Развивая речь учащихся, мы, прежде всего, развиваем саму личность. А это очень важно и необходимо для жизни в современных условиях.

Литература:

1. Козлова М.А  Я иду на урок в начальную школу. -  М., Первое сентября, 2000.

2.  Бетенкова М.С, Фонин Д.С.  Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Москва. Астрель,  2006.

3. Т.Н. Соколова  Школа развития речи. – Москва: РОСТ книга, 2011 г.

4.Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. 1 класс.- Москва «Вако». 2009

5. Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. 2 класс.- Москва «Вако». 2009

6. Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. 3 класс.- Москва «Вако». 2009

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. - Москва. «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 128с

8. Мали Д. Уроки развития речи в третьем классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с

9. Прищепова И.В. «Речевое развитие младших школьников» КАРО; Санкт-Петербург. 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как развивать познавательную компетентность личности в современном мире"

Статья на тему ""Как развивать познавательную компетентность личности в современном мире"...

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Развиваем мелкую моторику-развиваем речь

Центры мозга, ответственные за развитие речи развиваются, если мы развиваем мелкую моторику.Это взаимосвязанные процессы.Поэтому важно уделять время данному направлению....

консультация родителей детей младшего школьного возраста имеющих проблемы в развитии речи. «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».

Конспект консультации-практикума Образцовой Г.В.  для родителей детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в развитии речи.«Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».Лите...

Развиваем руку-развиваем речь

Советы логопеда по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей....