Методика исследования ....
материал по логопедии
Методика исследования артикуляционной моторики.
Методика исследования фонематических процессов у школьников.
Методика исследования зрительного гнозиса.
Методика исследования особенностей речи и предпосылок её становления у детей третьего года жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика исследования артикуляционной моторики
Структура методики
- Исследование состояния статической координации движений
2. Исследование состояния динамической организации движений
Содержание методики
1. Исследование состояния статической координации движений
А) Исследование состояния статической координации движений артикуляторных органов
1) Для челюстей: «Открывание, закрывание рта».
Процедура: Ребенок широко открывает рот и удерживает в таком положении. Затем закрывает его.
Инструкция:
– «Посмотри на меня и сделай так же»;
– «Широко открой рот».
2) Для губ:
«Улыбка»
Процедура: Ребенок растягивает губы в улыбке.
Инструкция:
– «Посмотри на меня и сделай так же»;
– «Покажи улыбку».
«Трубочка»
Процедура: Ребенок вытягивает губы вперед.
Инструкция:
– «Посмотри, как делаю я и повтори»;
– «Покажи трубочку».
«Поднятие верхней губы»
Процедура: Ребенок поднимает верхнюю губу вверх, так, что бы были видны верхние зубы.
Инструкция:
– «Посмотри, как делаю я и повтори»;
– «Покажи верхние зубки».
«Опускание нижней губы»
Процедура: Ребенок опускает нижнюю губу, так, что бы были видны нижние зубы.
Инструкция:
– «Посмотри на меня и сделай так же»;
– «Покажи нижние зубки».
«Заборчик»
Процедура: Ребенок поднимает верхнюю губу и опускает нижнюю, так, что бы были видны все зубы.
Инструкция:
– «Посмотри, как делаю я и повтори»;
– «Покажи «заборчик».
3) Для языка:
«Лопатка»
Процедура: Ребенок высовывает широкий, распластанный язык на нижнюю губу.
Инструкция:
– «Посмотри на мой язык и сделай так же»;
– «Сделай язык «лопаткой».
«Иголочка»
Процедура: Ребенок высовывает узкий, вытянутый язык
Инструкция:
– «Посмотри на мой язык и сделай так же»;
– «Сделай язык «иголочкой».
«Орешек»
Процедура: Ребенок упирается кончиком языка во внутреннюю стенку щеки и с силой водит по ней языком.
Инструкция:
– «Посмотри на меня и сделай так же»;
– «Покажи, как ты делаешь «орешек».
Б) Исследование состояния статической координации движений пальцев рук
«Коза»
Процедура: ребенок вытягивает вперед 2 и 5 пальцы. Сначала выполняет правой рукой, затем левой, затем двумя руками одновременно.
Инструкция:
– «Посмотри, как делаю я и повтори» (по образцу);
– «Попробуй сделать сам» (по словесной инструкции).
«Ножницы»
Процедура: ребенок вытягивает вперед 2 и 3 пальцы. Сначала выполняет правой рукой, затем левой, затем двумя руками одновременно.
Инструкция:
– «Посмотри, как делаю я и повтори».
– «Попробуй сделать сам».
«Очки»
Процедура: Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Инструкция:
– «Посмотри, какие у меня очки, сделай такие же».
– «Вспомни, как ты делал очки и сделай снова».
«Замок»
Процедура: Ребенок прижимает ладошки друг к другу. Пальцы переплетены.
Инструкция:
– «Сделай из пальчиков такой же замочек, как и у меня».
– «Теперь сделай замочек сам».
В) Исследование состояния статической координации общих движений
«Цапля»
Процедура: ребенок попеременно стоит то на правой, то на левой ноге (свободная нога согнута под прямым углом в коленном суставе, левое бедро параллельно правому, слегка отведено, руки – вдоль туловища).
Инструкция:
– «Внимательно посмотри, как делаю я, и сделай так же»
– «Подними левую ногу и постой на правой, пока я считаю до 10».
«Цыпочки»
Процедура: ребенок стоит на цыпочках.
Инструкция:
– «Внимательно посмотри, как делаю я, и сделай так же»
– «Встань на цыпочки и постой, пока я считаю до 10».
Оценка результатов за задания на статику движений:
- «3 балла» - По образцу выполняет с первой попытки. Так же выполняет без ошибок по словесной инструкции. Движения достаточной силы, объема, поза длительно удерживается, без напряжения. При исследовании статики общих движений балансирование минимально, схождения с места нет.
- «2 балла» - Правильно выполняет с 1-2 попыток по образцу. Допускает неточности в выполнении по словесной инструкции. Движения достаточной силы, объема, но удерживает позу недостаточно длительно, с напряжением, отмечаются поиски нужной позы.
- «1 балл» - Выполняет с ошибками на пространственное расположение по образцу. Затрудняется в нахождении нужной позы при выполнении по словесной инструкции. Движения недостаточной или чрезмерной силы, объема. Поза удерживается плохо, напряженное выполнение, тремор. При нахождении и формировании артикуляционной и пальцевой позы отмечается помощь другой рукой. При исследовании статики общих движений сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует руками, туловищем, головой.
- «0 баллов» - Допускает ошибки (на расположение в пространстве) при выполнении по образцу. По словесной инструкции самостоятельно не воспроизводит. Отсутствует удержание позы, отмечаются выраженные изменение точности движений, наличие разнообразных синкинезий при выполнении. При исследовании статики общих движений отмечается схождение с места, касается пола другой ногой или падает.
2. Исследование состояния динамической организации движений
А) Исследование состояния динамической организации движений артикуляторных органов
1) Для челюстей: «Движения нижней челюсти влево, вправо»
Процедура: Ребенок приоткрывает рот и двигает нижней челюстью влево и вправо.
Инструкция:
– «Посмотри на меня и сделай так же»;
– «Подвигай нижней челюстью из стороны, в сторону».
2) Для губ: «Улыбка - трубочка»
Процедура: Ребенок поочередно растягивает губы в улыбке и вытягивает их вперед трубочкой.
Инструкция:
– «Посмотри, как делаю я и повтори»;
– «Покажи улыбку и трубочку».
3) Для языка
«Лопаточка – иголочка»
Процедура: Ребенок поочередно делает язык то широким, то узким высунув его изо рта.
Инструкция:
– «Посмотри на меня и сделай так же»;
– «Сделай язык то лопаточкой, то иголочкой».
«Качели»
Процедура: Ребенок поочередно поднимает широкий язык на верхнюю губу и опускает на нижнюю.
Инструкция:
– «Посмотри на мой язык и сделай так же»;
– «Сделай «качели» сам».
«Вкусное варенье»
Процедура: Открыв рот, кончиком языка ребенок по кругу облизывает верхнюю губу, затем нижнюю.
Инструкция:
– «Посмотри на мой язык и сделай так же»;
– «Покажи, какое вкусное варенье».
«Лошадка»
Процедура: Открыв рот, ребенок щелкает (цокает) языком.
Инструкция:
– «Посмотри, как делаю я и повтори»;
– «Покажи, как скачет лошадка».
«Маятник»
Процедура: Открыв рот поочередно касаться языком углов рта.
Инструкция:
– «Посмотри на мой язык и повтори».
– «Сделай «маятник» сам.
Б) Исследование состояния динамической организации движений пальцев рук
«Кольцо»
Процедура: ребенок поочередно соединяет 1 и 2; 1 и 3; 1 и 4; 1 и 5 пальцы. Сначала выполняет правой рукой, затем левой, затем двумя руками одновременно.
Инструкция:
– «Внимательно посмотри, как делаю я, и сделай так же»
– «Вспомни, как ты делал и повтори».
«Кулак – ребро – ладонь»
Процедура: ребенок последовательно чередует движения руки в порядке кулак – ребро – ладонь; затем ладонь – кулак – ребро; затем ребро – ладонь – кулак. Сначала выполняет правой рукой, затем левой, затем двумя руками одновременно.
Инструкция:
– «Внимательно посмотри, как я выполняю упражнение и повтори за мной» (допускается не более 5 демонстраций);
– «Выполни упражнение сам».
«Игра на пианино».
Процедура: Ребенок выполняет поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу: 1,2,3,4,5 - 5,4,3,2,1. Сначала выполняет правой рукой, затем левой, затем двумя руками одновременно.
Инструкция:
– «Внимательно посмотри, как я выполняю упражнение и повтори за мной».
– «Выполни упражнение сам».
«Смена рук»
Процедура: Ребенок одновременно сжимает кисть одной руки в кулак и разжимает кисть другой руки.
Инструкция:
– «Посмотри, как делаю я, и повтори за мной»;
– «Выполни упражнение сам».
В) Исследование состояния динамической координации общих движений
«Перепрыгни»
Процедура: ребенок прыгает с места через веревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола.
Инструкция:
– «Встань ровно, ноги вместе, перепрыгни через веревку»
«Присядки»
Процедура: ребенок выполняет три приседания.
Инструкция:
– «Сделай, не останавливаясь, три плавных приседания».
«Одновременные движения»
Процедура: ребенок выполняет одновременные движения руками и ногами. Предлагается катушка ниток; маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец сначала правой, затем левой руки (в течение 15 сек.).
Инструкция:
– «Возьми катушку в левую руку. А теперь одновременно с ходьбой сматывай нитку с клубка и наматывай на указательный палец правой руки. Когда я скажу стоп, остановись».
– «Поменяй руки, теперь возьми катушку в левую руку, а нитку наматывай на палец правой руки. Не забудь, ты должен все это время маршировать».
«Попади в цель»
Процедура: ребенок попадает мячом в мишень, помещенной на расстоянии 1,5м. от ребенка; предлагалось 3 попытки для правой и левой рук.
Инструкция:
– «Возьми мячик в правую руку, попади им в мишень. Теперь попробуй еще раз».
– «Поменяй руки, теперь возьми мячик в левую руку, хорошо прицелься и попробуй попасть в мишень».
Оценка результатов за задания на динамику движений:
- «3 балла» - Правильно воспроизводит с 1–2 попытки, после 1 демонстрации. (Допускается не более 5 демонстраций). Не испытывает затруднений при выполнении по словесной инструкции. Отмечается одновременное, плавное, точное выполнение задания. При исследовании динамики общих движений приседания выполняет правильно, не касаясь пятками пола; прыжок производится легко и свободно.
- «2 балла» - Правильно воспроизводит со 2-3 попытки, после 1-2 демонстраций. Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения выполняются с недостаточной или чрезмерной скоростью, силой, объемом, с некоторым мышечным напряжением. Отмечаются замедленное переключение с одного движения на другое. Движения не всегда одновременные; неловкие, недостаточно точные. При исследовании динамики общих движений - прыжок неловкий, нет толчка двумя ногами, балансирует; при выполнении броска в цель отмечается напряжение рук, тела, выполнение без замаха.
- «1 балл» - Правильно выполняет после 4-5 демонстраций или после 3-х демонстраций, со 2-й и более попытки. Затрудняется при переключении с одного движения на другое. Движения выполняются с недостаточной или чрезмерной скоростью, силой, объемом. Отмечается не одновременное выполнение, лишние движения или замена одного движения другим; единичные синкинезии. При исследовании динамики общих движений - при прыжке сильные взмахи руками, не удается оттолкнуться двумя ногами, задевает веревку; при приседании отмечается напряжение, тремор, остановки после каждого приседания.
- «0 баллов» - Не воспроизводит правильно после 5 демонстраций. Допускает ошибки при выполнении по словесной инструкции. Отмечаются добавления и пропуски движений, чрезмерное напряжение мышц и истощаемость движений, множественные синкинезии. Разновременное неуклюжее выполнение, переключаемость отсутствует. При исследовании динамики общих движений - прыжок через веревку не удается, неправильная техника выполнения, попытка разбежаться, падает.
Предварительный просмотр:
Методика исследования фонематических процессов у школьников
При разработке методики исследования фонематических процессов у школьников использованы материалы Г.А. Волковой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой, Т.Б. Филичевой, О.И. Азовой, О.В. Елецкой и др. (Волкова Г.А., 1993, Чиркина Г.В., 2003, Лалаева Р.И., 2004, Прищепова И.В., Лалаева Р.И., 1999, Азова О.И., 2007, Елецкая О.В., 2005).
Структура методики
Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем)
Исследование фонематического анализа
2.1 Выделение звука на фоне слова
2.2 Определение первого и последнего звуков в словах
2.3 Определение количества и последовательности звуков в слове
2.4 Определение места звука по отношению к другим звукам
2.5 Нахождение общего звука в словах
3. Исследование фонематического синтеза
4. Исследование фонематических представлений
4.1 Подбор слов, состоящих из определенного количества звуков
4.2 Подбор слов с определенным звуком в начале (в конце слова)
5. Исследование слогового анализа и синтеза
5.1 Выделение слога на фоне слова
5.2 Определение количества слогов в слове
5.2 Определение последовательности слогов в слове
5.4 Составление слов из слогов
6. Фонетический разбор слова
Содержание методики
1. Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем) по признакам:
звонкие – глухие, твердые – мягкие, переднеязычные – заднеязычные, переднеязычные – среднеязычные, среднеязычные – заднеязычные, губные –переднеязычные, губно – губные – губно - зубные, переднеязычные смычные – переднеязычные щелевые, свистящие – шипящие, вибранты – смычно-проходные ротовые.
Цель: исследование владения слухо - произносительной дифференциацией и идентификацией фонем русского языка;
Оборудование: картинки на слова - квазиомонимы (Смирнова И.А., 2004).
Инструкция: «Покажи, пожалуйста, на какой картинке нарисована марка, а на какой майка и т. д.».
Оценка результатов:
5 баллов – правильное, быстрое выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – показ картинок сопровождается 1-2 несистематическими ошибками (замены звуков), помощь исследователя приводит к исправлению ошибок;
3 балла (средний уровень) – выраженные трудности в дифференциации одной группы звуков, задание выполняется самостоятельно;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки (замены звуков) в дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок;
1 балл (низкий уровень) – неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.
2. Исследование фонематического анализа
2.1 Выделение звука на фоне слова
Цель: определение уровня сформированности простого фонематического анализа.
Речевой материал – слова: окно, крыша, дом, люстра, щука, шарфик, телевизор, робот, львенок; карточки-сигналы.
Инструкция: «Подними карточку-сигнал, когда услышишь в слове звук…..».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – быстрое и безошибочное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки (не различает на фоне слова той или иной фонемы, заменяет одни звуки другими), указание исследователя на них приводит к их исправлению;
3 балла (средний уровень) – наличие ошибок в сложных по звукослоговой структуре словах, (слова со стечением согласных, многосложные слова) выполнение требует активной помощи исследователя;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;
1 балл (низкий уровень) – отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
2.2 Определение первого и последнего звуков в словах
Цель: определение уровня сформированности сложных форм фонематического анализа.
Речевой материал– слова: пар, крысы, пригорок, фонарь, ухо, тучи, белила, красивый, игры, сани, лужок, регулировщик.
Инструкция: «Я назову тебе слово, внимательно послушай и назови первый и последний звук в этом слове».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – быстрое и безошибочное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки, (замены, пропуски, добавления) указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
3 балла (средний уровень) – наличие ошибок (замены, пропуски, добавления) в сложных по звукослоговой структуре словах (слова со стечением согласных), выполнение требует активной помощи экспериментатора;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;
1 балл (низкий уровень) – отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
2.3 Определение количества и последовательности звуков в слове
Цель: определение уровня сформированности сложных форм фонематического анализа.
Речевой материал– слова: шуба, крыша, журавли, банкнота, ястреб, аквалангист, регулировщик, альбатрос.
Инструкция: «Я назову слово, внимательно послушай. Сколько в слове звуков? Назови их последовательность».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – быстрое и безошибочное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки (пропуски, прибавления, перестановки, замены), указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
3 балла (средний уровень) – наличие ошибок (пропуски, прибавления, перестановки, замены) в сложных по звукослоговой структуре словах, (слова со стечением согласных) выполнение требует активной помощи экспериментатора;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки, (пропуски, прибавления, перестановки, замены) которые не замечаются и не исправляются учеником;
1 балл (низкий уровень) – отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
2.4 Определение места звука по отношению к другим звукам
Цель: определение уровня сформированности сложных форм фонематического анализа.
Речевой материал – слова: кошка, каток, точка, завтрак, подснежник, плющ, клюква, контрабас.
Инструкция: «Какой по счету звук [ш] в слове «кошка»? Какой по счету звук [о] в слове «каток»? и т.д.».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – быстрое и безошибочное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки, (замены, перестановки) указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
3 балла (средний уровень) – наличие ошибок в сложных по звукослоговой структуре словах, (слова со стечением согласных) выполнение требует активной помощи экспериментатора;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки, (замены, перестановки) которые не замечаются и не исправляются учеником;
1 балл (низкий уровень) – отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
2.5 Нахождение общего звука в словах
Цель: исследование звукового анализа слова.
Речевой материал – слова: дом – сом – окна; ваза – зонт – зуб; лес – сад – осы, лиса – мир – кит; змея – яма – заяц; блюдо – изюм – брюква.
Инструкция: найди общий звук в словах.
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – быстрое и безошибочное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки, (замены, пропуски, добавления) указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
3 балла (средний уровень) – наличие ошибок (замены, пропуски, добавления) в наиболее сложных словах, (с йотированными гласными, в словах со стечением согласных) выполнение требует активной помощи экспериментатора;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки, (замены, пропуски, добавления) которые не замечаются и не исправляются учеником;
1 балл (низкий уровень) - отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
3. Исследование фонематического синтеза
Цель: определение уровня сформированности фонематического синтеза.
Речевой материал – слова: ш-у-м, л-у-н-а, п-о-л-к-а, м-а-л-и-н-а, к-а-р-м-а-н, в-о-л-о-с-о-к, р-и-с-у-н-о-к, ш-л-ю-п-к-а, и-з-ю-м, у-х-в-а-т, а-н-г-и-н-а, с-и-т-о.
Инструкция: «Я сейчас произнесу тебе звуки, послушай внимательно. Соедини все звуки и скажи, какое слово получилось».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – быстрое и безошибочное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки, (добавления, пропуски, перестановки, замены) указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
3 балла (средний уровень) – наличие ошибок в сложных по звукослоговой структуре словах, (слова со стечением согласных, многосложные слова) выполнение требует активной помощи экспериментатора;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки, (добавления, пропуски, перестановки, замены) которые не замечаются и не исправляются учеником;
1 балл (низкий уровень) – отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
4. Исследование фонематических представлений
4.1 Подбор слов, состоящих из определенного количества звуков
Цель: определение уровня сформированности фонематических представлений.
Оборудование: карточки с цифрами 3, 4, 5, 6, 7 и схемы слов с обозначением количества звуков.
Инструкция: «Подбери слово, состоящее из … звуков».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – безошибочное и быстрое выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки (добавления, пропуски) исправляются самостоятельно или после подсказки исследователя;
3 балла (средний уровень) – половина подобранных слов, не соответствуют содержанию задания, отказ от подбора слов с определенным количеством звуков;
2 балла (уровень ниже среднего) – ошибки (добавления, пропуски, отказ от подбора слов с определенным количеством звуков) в большинстве подобранных слов, самопроверка или подсказка исследователя не приводят к правильному результату;
1 балл (низкий уровень) – все подобранные слова не соответствуют содержанию задания, задание не выполнено.
4.2 Подбор слов с определенным звуком в начале (в конце слова)
Цель: определение уровня сформированности фонематических представлений.
Инструкция: подбери слово, начинающееся на звук…(оканчивающееся на звук…).
Оценка выполнения:
5 (высокий уровень) баллов – безошибочное и быстрое выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки (замены, пропуски, добавления, перестановки) исправляются самостоятельно или после подсказки логопеда;
3 балла (средний уровень) – половина подобранных слов, не соответствуют содержанию задания;
2 балла (уровень ниже среднего) – ошибки (пропуски, замены, добавления, перестановки) в большинстве подобранных слов, самопроверка или подсказка исследователя не приводят к правильному результату;
1 балл (низкий уровень) – все подобранные слова не соответствуют содержанию задания
5. Исследование слогового анализа и синтеза
5.1 Выделение слога на фоне слова
Цель: определение уровня сформированности простого слогового анализа.
Речевой материал – слова с разным количеством слогов: корень, барсуки, стакан, сурок, косуля, трость, гимнаст, сучок, костюм, костюмер.
Инструкция: Подними руку, когда услышишь в слове слог «СУ».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – правильное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – неуверенность, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок, 1 -2 не замеченные самостоятельно ошибки; (пропуски, добавления)
3 балла (средний уровень) – 3 ошибки; (пропуски, добавления)
2 балла (уровень ниже среднего) – более 3 ошибок; (пропуски, добавления)
1 балл (низкий уровень) – задание не выполняется.
5.2 Определение количества слогов в слове
Цель: определение уровня сформированности сложного количественного слогового анализа.
А) определение количества слогов в произнесенных экспериментатором словах:
Речевой материал – слова: лист, машина, луковица, фиалка, сороконожка, квадрат, корона, электричество, сковорода, гвоздь.
Инструкция: «Я назову слово, а ты скажи, сколько в нем слогов».
Б) определение количества слогов в словах при повторении их учеником.
Речевой материал – слова: компот, вермишель, сороконожка, тумба, сковорода, примчался, велосипедист, милиционер.
Инструкция: "Сейчас я назову слово, повтори его по слогам и назови, сколько в этом слове слогов".
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – правильное и самостоятельное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – для определения количества слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнения задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно (пропуски, добавления, перестановки слогов) темп работы – замедленный;
3 балла (средний уровень) – ошибки (пропуски, добавления, перестановки слогов) отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов, наблюдается смешение понятий слога и звука;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки в большинстве предложенных слов, (пропуски, добавления, перестановки слогов) правильное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью экспериментатора;
1 балл (низкий уровень) – задание не выполнено, помощь экспериментатора неэффективна.
5.3 Определение последовательности слогов в слове
Цель: определение уровня сформированности сложного позиционного слогового анализа.
Речевой материал – слова: магнитофон, страница, мышонок, велосипед, варежки, машина, гусеница.
Инструкция: «Внимательно послушай слово. Какой слог стоит перед слогом ни в слове «магнитофон»; после слога фет в слове «салфетка»? Назови 1-й слог в слове «машина», 2-й слог в слове «варежки», 3-й слог в слове «велосипед». Назови по порядку слоги слова «страница», «дрова», «мышонок», «вылетает», «гусеница».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – правильное и самостоятельное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – для определения позиции слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнения задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно (пропуски, добавления, перестановки слогов) темп работы – замедленный;
3 балла (средний уровень) – ошибки (пропуски, добавления, перестановки слогов) отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов, наблюдается смешение понятий слога и звука;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки в большинстве предложенных слов, (пропуски, добавления, перестановки слогов) правильное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью экспериментатора;
1 балл (низкий уровень) – задание не выполнено, помощь экспериментатора неэффективна.
5.4 Составление слов из слогов
Цель: определение уровня сформированности слогового синтеза.
Речевой материал – слова: дож-дик, ко-тя-та, о-го-ро-ды, ос-та-нов-ка, ус-лы-ха-ли, биб-ли-о-граф, ко-ню-хи.
Инструкция: «Я произнесу по слогам слово. Соедини слоги и назови получившееся слово».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – правильное выполнение заданий;
4 балла (уровень выше среднего) – выполнение правильное, но в замедленном темпе и с использованием вспомогательных средств (проговаривание, пересчёт пальцев, хлопки в ладоши); отдельные ошибки (пропуски, добавления, перестановки) замечаются и самостоятельно исправляются;
3 балла (средний уровень) – 2-4 ошибки; (пропуски, добавления, перестановки) нарушена дифференциация таких понятий, как звук и слог;
2 балла (уровень ниже среднего) – более 4 ошибок; (пропуски, добавления, перестановки)
1 балл (низкий уровень) – задание не выполняется.
6. Фонетический разбор слова
Цель: проверка усвоения теоретических знаний, умения определять характеристику звука в словах. Согласных - по твердости - мягкости, глухости-звонкости, парности – непарности, гласных – в качестве ударных или безударных.
Инструкция: сделай фонетический разбор слов по плану:
План фонетического разбора слова:
Разделить слово на слоги, поставить ударение;
Дать характеристику гласного звука: ударный или безударный;
Дать характеристику согласного звука: парный или непарный, твердый или мягкий, звонкий или глухой;
Количество звуков и букв в слове.
Речевой материал: серые, кольцо, подъём, радуга, чародей, вооружение.
Оценка выполнения:
5 (высокий уровень) баллов – правильное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего)– единичные ошибки в 1-2 пунктах плана (неправильная характеристика звуков, неправильное количество звуков и букв). Самостоятельное исправление ошибок при указании на них исследователя.
3 балла (средний уровень) – единичные ошибки в 2-3 пунктах плана, самостоятельное исправление ошибок при указании на них исследователя.
2 балла (уровень ниже среднего) – большое количество ошибок во всех пунктах плана, указание на них исследователя не приводит к самостоятельному исправлению их испытуемым.
1 балл (низкий уровень) – задание не выполняется.
Предварительный просмотр:
Методика исследования зрительного гнозиса
Структура методики
- Предметный гнозис
- Зрительно-пространственный гнозис
- Буквенный гнозис
Содержание методики
- Предметный гнозис
Задание 1. Выбор картинки по слову, наименованию.
Материал: 1) реальные предметы; 2) предметные картинки
Инструкция: «Найди, где тетрадь, где медведь и т.д.»
Анализ симптомов (ошибок): Исследуется восприятие и узнавание предметов, организация восприятия словом (речь). Ошибки могут говорить о возможной дисфункции средне-височных отделов левого полушария.
Задание 2. Называние
Материал: 1) контурные изображения, 2) перечеркнутые изображения, 3) конфликтные фигуры («кентавры»).
Инструкция: «Что здесь нарисовано – назови».
Анализ симптомов (ошибок): сенсибилизированная проба; исследуется вычленение существенных признаков предмета.
Задание 3. Классификация предметов одинаковых по форме и величине, но разных по цвету
Материал: Лоскутки или картонные фигурки одинаковой формы, но разного цвета, карандаши.
Инструкция: 1) Разложи все фигурки в разные стопки, чтобы в каждой были фигурки одного цвета;
2) Положи сюда все красные, а сюда все синие фигурки;
3) Скажи, какого цвета эта фигурка.
2. Зрительно-пространственный гнозис
Задание 4. Узнавание времени на схематических часах
Материал: Нарисованные схематические часы без циферблата
Инструкция: "Скажи, сколько времени на этих часах" (задача - узнавание).
Анализ симптомов (ошибок): Ошибки в этих текстах говорят о нарушении в понимании пространственного расположения стрелок и связи их положения со значением, т.е. с временем, о квазипространственном нарушении. Этот дефект указывает на дисфункцию теменно-затылочных отделов мозга (не только левого, но и правого полушария)
Задание 5. Установка стрелок на часах по образцу
Материал: Тот же.
Инструкция: "Поставь стрелки часов точно, как у меня" (дается образец).
Анализ симптомов (ошибок): Исследуется пространственное восприятие.
Задание 6. Установка заданного времени
Материал: Тот же.
Инструкция: "Поставь стрелки на часах так, чтобы получилось "без 15 три", "25 седьмого" и т.д. (задача - восприятие по речи).
Анализ симптомов (ошибок): Исследуется регуляция пространственного восприятия речью, связь речи с пространственным восприятием.
Задание 6. Узнавание и называние римских чисел
Материал: Пространственно-ориентированные числа IX, XI, IV, VI
Инструкция: "Узнай и скажи, какое это число" (предъявляется одно число)
Анализ симптомов (ошибок): Ошибки в оценке пространственно-ориентированных цифр и букв - это тоже симптом нарушения или дисфункции теменно-затылочных отделов, как левого, так и правого полушария мозга.
Задание 7. Узнавание и название арабских чисел
Материал: Пространственно-ориентированные арабские числа 6,9,66,99
Инструкция: 1) "Назови эти числа" (предъявляется одна цифра или одно число). 2) "Покажи такое же число"
Анализ симптомов (ошибок): То же
- Буквенный гнозис
Задание 8. Узнавание и называние букв
Материал: Пространственно-ориентированные буквы: Ф-В, р-d, d-б, 3-Э
Инструкция: "Назови эти буквы. Скажи, есть здесь неправильные буквы? Покажи и скажи, что в них неправильно"
Анализ симптомов (ошибок): То же
Анализ симптомов (ошибок): Агнозия на цвета часто сочетается с агнозией на лица и поэтому возникает при дисфункции затылочных отделов как левого, так и правого полушария, но преимущественно правого. Нарушение называния цвета сочетается с поражением затылочных отделов левого полушария
Предварительный просмотр:
Методика исследования особенностей речи и предпосылок её становления у детей третьего года жизни
При составлении методики использованы разработки Л.Н. Галигузовой Л.Н., Ермоловой Т.В., Мещеряковой С.Ю.,Л.А. Федорович, Г.А. Урунтаевой, Ю.В. Герасименко (Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О., 2013; Федорович Л.А., 2009; Урунтаева Г.А., 2001; Герасименко Ю.В., 2013).
Структура методики
- Исследование предпосылок становления речи у детей третьего года жизни
- Исследование познавательного развития детей третьего года жизни
- Исследование двигательного развития детей третьего года жизни
1.3 Исследование социального развития детей третьего года жизни
2. Исследование речевого развития детей третьего года жизни
2.1 Экспрессивная речь
2.1.1 Звукоподражание
2.1.2 Активный словарь: номинативный и предикативный словарь
2.2 Импрессивная речь
2.2.1 Выполнение простых слухоречевых инструкций
2.2.2 Выполнение многоступенчатых слухоречевых инструкций
Содержание методики
1. Исследование предпосылок развития речи у детей третьего года жизни
1.1 Исследование познавательного развития детей третьего года жизни
Задание 1. «Построй башню»
Цель: выяснить умение ребенка строить башню из 6- 10 кубиков.
Материал исследования: кубики
Процедура и инструкция: взрослый предлагает ребенку построить башню.
Критерии и оценки
Низкий - 0 баллов - Ребенок не может построить башню, потому что кубики сразу падают.
Средний - 1 балл - Ребенок строит башню из 4 кубиков.
Выше среднего - 2 балла - Ребенок строит башню из 6-8 или 10 кубиков после повтора.
Высокий - 3 балла - Строит башню из 6- 10 кубиков.
Задание 2. «Собери по размеру»
Цель: выяснить умение ребенка ориентироваться в контрастных величинах по увеличению-уменьшению в пределах 3-4 предметов (4 кольца пирамидки), соотносить их по размеру «больше – меньше».
Процедура и инструкция: ребенку предлагают собрать пирамидку от большего колечка к меньшему
Критерии и оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок хаотично одевает кольца
Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - Ребенок может собрать пирамидку после повтора
Высокий 3 балла - ребёнок может собрать пирамидку по размеру
Задание 3. «Подбери шарфики, шапочки для девочек»
Цель: выяснить умение ребенка ориентироваться в 4 основных цветах и способность назвать 1-2 цвета.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают подобрать вещи по цвету.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок не выполняет задания
Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - Ребенок ориентируется в цветах после повтора
Высокий 3 балла - ребёнок ориентируется в цветах
Задание 4. «Маленький мастер»
Цель: выяснить умение ребенка использовать один предмет для действия со вторым (бьет молоточком по доске, по стержню, как взрослый мастер).
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают отремонтировать игрушки.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок пытается выполнять действие, но игрушки все время выпадают из рук и ребенок промахивается
Средний 1 балл- Ребенок действует только с одним предметом
Выше среднего 2 балла - Ребенок бьет молоточком по доске, по стержню, как взрослый мастер, после повтора
Высокий 3 балла - Ребенок бьет молоточком по доске, по стержню, как взрослый мастер
Задание 5. «Найди один цветочек среди листочков»
Цель: выяснить умение ребенка отличать понятие «один – много»,
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают найти один предмет среди многих,
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок не понимает просьбу
Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - Ребенок отличает понятие "один - много" после повтора
Высокий 3 балла - Ребенок отличает понятие "один - много"
Задание 6 «Найди одинаковые картинки»
Цель: выяснить умение ребенка подбирать парные картинки, называть картинки по темам («животные», «одежда», «посуда», «мебель»).
Инструкция к выполнению: попросить ребенка найти парные картинки и разложить их по темам.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок не понимает просьбу
Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - Ребёнок находит после повторения
Высокий 3 балла - Ребенок находит парные картинки
Задание 7 «Собери картинку»
Цель: выяснить умение ребенка вместе со взрослым играть с разрезными картинками из двух частей.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку собрать картинку собаки, состоящую из двух частей.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок не понимает просьбу и хаотично перебирает картинки
Средний 1 балл - Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - Ребенок составляет разрезные картинки после повторения
Высокий 3 балла - Ребенок составляет разрезные картинки
Задание 8. «Поймай рыбку»
Цель: выяснить умение ребенка вылавливать магнитной удочкой рыбок.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают магнитной удочкой поймать рыбок.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок достает рыбок рукой
Средний 1 балл - Ребенок ловит рыбок, но промахивается
Выше среднего 2 балла - Ребенок самостоятельно ловить рыбок после повторения
Высокий 3 балла - Ребенок самостоятельно ловить рыбок
Задание 9 «Сложи фигуру из трёх палочек»
Цель: выяснить умение ребенка работать по образцу
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают 3 палочки из которых повторить сложить узор за взрослым (треугольник).
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок хаотично играет палочками
Средний 1 балл - Ребенок складывает, но допускает ошибки
Выше среднего 2 балла - Ребенок складывает после повторения
Высокий 3 балла - Ребенок самостоятельно повторяет узор за взрослыми
Задание 10 «Домик»
Цель: выяснить умение ребенка подбирать каждой геометрической фигуре свой домик
Инструкция к выполнению: попросить ребенка найти домик фигуркам и поселить их в нём.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок не понимает просьбу
Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - ребёнок находит после повторения
Высокий 3 балла - Ребенок справляется с заданием
Задание 11. «Геометрики»
Цель: выяснить умение ребенка подбирать каждую геометрическую фигуру с определённым количеством дырок к такому же количеству деревянных палочек.
Инструкция к выполнению: попросить ребенка найти домик фигуркам и поселить их в нём.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок не выполняет просьбу
Средний 1 балл - Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - Ребёнок находит после повторения
Высокий 3 балла - Ребенок справляется с заданием
Задание 12. «Урожай в корзинке»
Цель: выяснить умение ребенка сопоставлять предметы по цвету и называть их
Инструкция к выполнению: попросить ребенка найти кубикам определённого цвета свои корзинки.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок не выполняет просьбу
Средний 1 балл - Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - Ребёнок находит после повторения
Высокий 3 балла - Ребенок справляется с заданием
1.2 Исследование двигательного развития детей третьего года жизни
Цель: выявить состояние общей моторики ребёнка.
Задание 1. «Пройти по дорожке»
Материал исследования: цветная лента длинной 2 метра шириной 5 см.
Процедура и инструкция: взрослый предлагает ребёнку пройти по красивой дорожке никуда не сворачивая.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не может держать равновесие, идёт за ручку
Средний 1 балл - Ребёнок удерживает равновесие, но часто идёт мимо дорожки
Выше среднего 2 балла - Ребёнок выполняет упражнение после повтора
Высокий 3 балла - Ребёнок удерживает равновесие
Задание 2. «Мостик»
Материал исследования: ребристая доска, длиной 3 метра, шириной 10 см
Процедура и инструкция: взрослый предлагает ребёнку пройти по мостику
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не может держать равновесие, идёт за ручку
Средний 1 балл - Ребёнок удерживает равновесие, но часто падает
Выше среднего 2 балла - Ребёнок выполняет упражнение после повтора
Высокий 3 балла - Ребёнок удерживает равновесие
Задание 3. «Цапля»
Материал исследования: квадратный мягкий модуль диаметром 25 – 30 см
Процедура и инструкция: взрослый предлагает ребёнку как цапле высоко поднять ногу и перешагивать через препятствие.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не выполняет просьбу взрослого
Средний 1 балл - Ребёнок на четвереньках перелазит через препятствие
Выше среднего 2 балла - Ребёнок перешагивает, падает.
Высокий 3 балла - Ребёнок перешагивает через препятствие.
Задание 4. «Зайка прискакал»
Материал исследования: маска зайчика, кубики
Процедура и инструкция: ребёнку предлагают прыгать как зайчик через кубики
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок пытается поднять ногу, но с помощью взрослого
Средний 1 балл - Ребёнок перепрыгивает, но падает
Выше среднего 2 балла - Ребёнок перепрыгивает после повтора
Высокий 3 балла - Ребёнок перепрыгивает
Задание 5. «Кто выше подпрыгнет?»
Материал исследования:
Процедура и инструкция: ребёнку предлагают подпрыгнуть на двух ногах, кто выше
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок пытается подпрыгивать, но с помощью взрослого
Средний 1 балл - Ребёнок подпрыгивает, падает
Выше среднего 2 балла - Ребёнок подпрыгивает после повтора
Высокий 3 балла - Ребёнок хорошо подпрыгивает на двух ногах
Задание 6. «Снежинки закружились»
Материал исследования: аудио запись метели
Процедура и инструкция: ребёнку предлагают медленно покружиться на месте под музыку
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не выполняет просьбу взрослого
Средний 1 балл - Ребёнок кружится, но падает
Выше среднего 2 балла - Ребёнок кружится после повтора
Высокий 3 балла - Ребёнок медленно кружится, не падает
Задание 7. «Игра с мячом»
Материал исследования: резиновый мячик
Процедура и инструкция: ребёнку предлагают бросить мячи к руками от груди
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не выполняет просьбу взрослого
Средний 1 балл - Ребёнок кидает со взрослым
Выше среднего 2 балла - Ребёнок кидает мяч после повтора
Высокий 3 балла - Ребёнок кидает мяч правильно
Задание 8. «Мяч»
Материал исследования: резиновый мячик
Процедура и инструкция: ребёнку предлагают бросить мячи из-за головы
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не выполняет просьбу взрослого
Средний 1 балл - Ребёнок кидает со взрослым
Выше среднего 2 балла - Ребёнок кидает мяч после повтора
Высокий 3 балла - Ребёнок кидает мяч правильно
Задание 9. «Лови!»
Материал исследования: резиновый мячик
Процедура и инструкция: ребёнку предлагают ловить двумя руками резиновый мячик
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не выполняет просьбу взрослого
Средний 1 балл - Ребёнок пытается ловить, но у него не получается удержать его руками
Выше среднего 2 балла - Ребёнок ловит мяч после повтора
Высокий 3 балла - Ребёнок ловит мяч
Задание 10. «Неваляшка»
Материал исследования: игрушка-неваляшка
Процедура и инструкция: ребёнку предлагают наклониться вперёд, в стороны, как кукла неваляшка
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не выполняет просьбу взрослого
Средний 1 балл - Ребёнок наклоняется с помощью взрослого
Выше среднего 2 балла - Ребёнок наклоняется после повтора
Высокий 3 балла - Ребёнок делает наклоны вперёд, в стороны.
Задание 11. «Гуси-гуси»
Материал исследования: игрушка, волка и маска гуся для ребёнка
Процедура и инструкция: ребёнку читают стихотворение и в конце взрослый расставляет руки, побуждая ребёнка бежать к нему, чтоб спастись от волка. Если ребёнок не понимает, что нужно делать, взрослый повторяет игру и немножко подталкивает ребёнка
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не выполняет просьбу взрослого
Средний 1 балл - Ребёнок бегает, но часто падает
Выше среднего 2 балла - Ребёнок выполняет после повтора
Высокий 3 балла - Ребёнок с удовольствием бегает и не падает
Задание 12. «Прыгай!»
Материал исследования: подиум высотой 15 см
Процедура и инструкция: ребёнку предлагают прыгнуть с подиума, приземляясь на обе ноги
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок сползает с подиума
Средний 1 балл - Ребёнок держится руками за взрослого
Выше среднего 2 балла - Ребёнок самостоятельно прыгает приземляясь на обе ноги после повтора.
Высокий 3 балла - Ребёнок самостоятельно прыгает, приземляясь на обе ноги.
1.3 Исследование социального развития детей третьего года жизни
Задание 1. «Навыки самообслуживания»
Цель: исследовать поведение ребёнка во время еды
Материал для исследования: ложка, тарелка с супом, хлеб
Процедура и инструкция: взрослый приглашает детей обедать в игровой форме, читает потешку.
Критерии и оценки
Низкий 0 баллов - Ребенок не ест, не берёт ложку в руку.
Средний 1 балл - Ребенок держит ложку, играет с ней, но не ест.
Выше среднего 2 балла - Ребенок начинает, есть сам, после просьбы взрослого
Высокий 3 балла - Ребёнок есть самостоятельно без помощи взрослого
Задание 2. «Инициативность в общении со взрослыми»
Цель: исследовать поведение ребёнка со взрослыми
Материал для исследования: игрушка плюшевая медвежонок
Процедура и инструкция: взрослый берёт игрушку, садится на стульчик неподалёку от ребёнка и в течение 1 минуты наблюдает за поведением ребёнка не проявляя никакой инициативы.
Критерии и оценки
Низкий 0 баллов - Ребёнок не идёт на контакт со взрослым.
Средний 1 балл - Ребёнок не идёт на контакт со взрослым, но заинтересовывается игрушкой
Выше среднего 2 балла - Ребёнок осторожно идёт на контакт со взрослым, просит игрушку.
Высокий 3 балла - Ребёнок легко идёт на контакт со взрослым, берёт игрушку.
Задание 3. «Инициативность в общении с детьми»
Цель: исследовать поведение ребёнка со сверстниками во время игр
Материал для исследования: кубики - модули
Процедура и инструкция: ребёнку предлагается взять кубики вместе с другими детьми построить башню
Критерии и оценки:
Низкий 0 баллов - Инициативность отсутствует, ребёнок не обращается к сверстнику.
Средний 1 балл - Ребёнок не вступает первым во взаимодействие, принимает инициативу другого ребёнка.
Выше среднего 2 балла - Ребёнок изредка проявляет инициативу, но действует неуверенно.
Высокий 3 балла - Ребёнок постоянно инициирует общение, привлекает к себе внимание сверстников.
Задание 4. «Проявление эмоциональной отзывчивости»
Цель: исследовать эмоциональное восприятие ребёнком сказки
Материал для исследования: набор театра бибабо «Теремок»
Процедура и инструкция: предложить детям посмотреть сказку «Теремок».
Критерии и оценки:
Низкий 0 баллов - Эмоциональная включённость не выражена, ребёнок безразличен к сказке.
Средний 1 балл - Эмоциональная включённость слабо выражена, ребёнок смотрит сказку, но не выражает никаких эмоций.
Выше среднего 2 балла - Эмоциональная включенность не ярко выражена, ребёнок часто отвлекается от просмотра сказки.
Высокий 3 балла - Эмоциональная включенность ярко выражена, ребёнок эмоционально реагирует на героев сказки, улыбается, хлопает в ладоши.
2. Исследование речевого развития детей третьего года жизни
2.1 Экспрессивная речь
2.1.1 Звукоподражание
Задание 1 «Кто как говорит?»
Цель: исследовать звукоподражание ребёнка третьего года жизни
Материал исследования: предметныекартинки игрушек: кошка, собака, корова, свинья, петух.
Процедура и инструкция: взрослый ребёнку показывает картинки, и предлагает ребёнку сказать, как говорят эти животные.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не произносит ни одного звука.
Средний 1балл - Ребенок произносит 1 звук.
выше среднего 2 балла - Ребёнок произносит 2-4 звукоподражания.
высокий 3 балла - Ребёнок произносит все звукоподражания.
Задание 2 «Зазвучали»
Цель: исследовать звукоподражание ребёнка третьего года жизни
Материал исследования: предметные картинки машина, поезд, пароход, молоток, барабан.
Процедура и инструкция: взрослый показывает ребёнку картинки, называет их (например, машина, поезд, молоток) и предлагает воспроизвести звуки, которые издают эти предметы (ребёнок должен сказать «би-би», «ту-ту», «тук-тук»)
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не произносит ни одного звука.
Средний 1балл - Ребенок произносит 1 звук.
Выше среднего 2 балла - Ребёнок произносит 2 - 4 звукоподражания.
Высокий 3 балла - Ребёнок произносит все звукоподражания.
2.1.2 Активный словарь: номинативный и предикативный словарь
Номинативный словарь существительных
Задание 1 «Игрушки»
Цель: исследовать активный словарь существительных ребёнка третьего года жизни.
Материал исследования: игрушки (пирамидка, мяч, кукла, машина, барабан).
Процедура и инструкция: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть игрушки и спрашивает: ты любишь играть игрушками? назови, какие игрушки ты видишь? Какая игрушка тебе больше всего нравится?
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не называет игрушки.
Средний 1балл - Ребенок называет 1 игрушку.
Выше среднего 2 балла - Ребёнок называет 2-4 игрушки;
Высокий 3 балла - Ребёнок называет все игрушки;
Задание 2. «Что это?»
Цель: исследовать активный словарь ребёнка третьего года жизни
Материал исследования: предметные картинки (шапка, куртка, кофта, сапоги, платье)
Процедура и инструкция: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинки и назвать что на них изображено.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не называет предметы.
Средний 1балл - Ребенок называет 1 картинку.
Выше среднего 2 балла - Ребёнок называет 2 -4 картинки.
Высокий 3 балла - Ребёнок называет все картинки.
Предикативный словарь (глаголы)
Задание 1. «Кто как передвигается?»
Цель: исследовать глагольный словарь ребёнка третьего года жизни
Материал исследования: предметные картинки с глаголами действия (рыбка плавает, воробей летит, зайчик скачет, машина едет, собака бежит)
Процедура и инструкция: Взрослый показывает ребёнку картинки и спрашивает: что делает рыбка? Что делает воробей? и т.д.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не называет действия ни с одной из картинок.
Средний 1балл - Ребенок называет действие с 1 картинкой.
Выше среднего 2 балла - Ребёнок называет действия с 2-4 картинками.
Высокий 3 балла - Ребёнок называет все действия с картинками.
Задание 2. «Кто что делает»
Цель: исследовать глагольный словарь детей третьего года жизни.
Материал исследования: картинки с изображением людей, на которых есть глаголы - действия (ребёнок плачет, мальчик кушает, девочка играет, мама читает книжку, мальчик купается)
Процедура и инструкция: взрослый раскладывает перед ребенком картинки и спрашивает: «Что делает мальчик?», «Что делает мама?» и. т. д.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не называет ни одного глагола.
Средний 1балл - Ребенок называет только один глагол.
Выше среднего 2 балла - Ребёнок называет 2-4 глагола.
Высокий 3 балла - Ребенок называет все глаголы.
Предикативный словарь (прилагательные)
Задание 1. «Вспоминай-ка»
Цель: исследовать предикативный словарь ребёнка третьего года жизни
Материал исследования: предметные картинки на которых изображены: огонь, снег, конфеты, слон, ёжик
Процедура и инструкция: ребёнку предлагается рассмотреть картинки. Взрослый спрашивает у ребенка, «Это огонь, огонь какой?» «Это снег, снег какой?» «Это слон, слон какой?» и т.д.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не называет ни одного прилагательного.
Средний 1балл - Ребенок называет только 1 прилагательное.
Выше среднего 2 балла - Ребёнок называет 2 -4 прилагательных.
Высокий 3 балла - Ребёнок называет все прилагательные.
Задание 2. «Огород»
Цель: исследовать предикативный словарь ребёнка третьего года жизни
Материал исследования: предметные картинки с изображением лимона, помидора, огурца, банана, яблока.
Процедура и инструкция: ребёнку предлагается рассмотреть картинки. Взрослый спрашивает у ребенка, «Это лимон, какой лимон?» (ребёнок может ответить кислый, жёлтый), «Это огурец, какой огурец?» и т.д.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не называет ни одного признака у предметов.
Средний 1балл - Ребенок называет признак по 1 картинке.
Выше среднего 2 балла - Ребёнок называет признаки по 2 - 4картинкам.
Высокий 3 балла - Ребёнок называет признаки по всем картинкам.
2.2 Импрессивная речь.
2.2.1 Выполнение простых слухоречевых инструкций
Задание 1. «Покажи маму с детёнышами»
Цель: Исследовать пассивный словарь детей третьего года жизни.
Материал исследования: картинки с изображением диких и домашних животных с детёнышами (кошка с котёнком, собака со щенком, корова с телёнком, медведь с медвежонком, свинья с поросёнком).
Процедура и инструкция: взрослый раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и говорит: «Покажи кошку с котёнком», «Свинью с поросёнком» и т. д.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не показывает ни на одну из предложенных картинок.
Средний 1балл - Ребенок показывает только на одну картинку.
Выше среднего 2 балла - Ребёнок показывает 2-4 картинки.
Высокий 3 балла - Ребенок показывает все картинки.
Задание 2 «Урожай»
Цель: исследовать пассивный словарь детей третьего года жизни.
Материал исследования: корзинка, муляжи фруктов и овощей (яблоко, банан, морковь, огурец, апельсин)
Процедура и инструкция: взрослый называет «банан», говорит ребёнку положить его в корзинку; взрослый называет «морковка» и предлагает ребёнку положить её в корзинку и т. д.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок берёт все подряд муляжи, не складывает их в корзинку.
Средний 1балл - Ребенок кладёт в корзинку только один муляж.
Выше среднего 2 балла - Ребёнок кладёт 2 -4 муляжа.
Высокий 3 балла - Ребенок кладёт все муляжи в корзинку.
2.2.2 Выполнение многоступенчатых слухоречевых инструкций
Задание 1.
Цель: выявить уровень понимания речи и выполнение инструкций взрослого.
Материал исследования: игрушки (матрёшка, мишка, кубик, пирамидка, кукла)
Процедура и инструкция: Ребёнку предлагается взять сначала 2 предмета поочередно, а потом по 2 предмета сразу. Например: «Дай мне, пожалуйста, матрёшку, мишку». «Дай мне, пожалуйста, пирамидку и кубик». Если ребенок не понимает этой просьбы и не выполняет действий, взрослый проделывает их сам, комментируя свои действия, после чего предлагает ребенку повторить их.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - У ребёнка отсутствует понимание речи взрослого, он не выполняет ни одну из просьб взрослого.
Средний 1балл - Ребенок узнаёт знакомые предметы, но не показывает по просьбе взрослого ничего.
Выше среднего 2 балла - Ребенок понимает обращенную к нему речь, но выполняет не все просьбы взрослого.
Высокий 3 балла - Ребенок понимает речь взрослого, выполняет инструкцию взрослого.
Задание 2. «Поиграй со мною»
Цель: выявить уровень понимания речи и выполнение инструкций взрослого.
Материал исследования: игрушка (кукла)
Процедура и инструкция: Ребёнку предлагается взять куклу, затем
посадить куклу на стульчик, а потом спрятать ее под стульчик. Если ребенок не понимает этой просьбы и не выполняет действий, взрослый проделывает их сам, комментируя свои действия, после чего предлагает ребенку повторить их.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - У ребёнка отсутствует понимание речи взрослого, он не выполняет ни одну из просьб взрослого.
Средний 1балл - Ребенок узнаёт знакомые предметы, но не показывает по просьбе взрослого ничего.
Выше среднего 2 балла - Ребенок понимает обращенную к нему речь, но выполняет не все просьбы взрослого.
Высокий 3 балла - Ребенок понимает речь взрослого, выполняет инструкцию взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика исследования словесно-логического мышления. Методика исследования словесно-логического мышления. Диагностика
тест направлен на выявление осведомлённости,...

Методика исследования логического мышления "Классификация" (по А.М. Шуберт и А.Я. ивановой)
Методика...
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Исследование письменной речи среди учащихся вторых, третьих и четвертых классов...

Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе Л.А. Ясюковой
Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе Л.А. Ясюковой...
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
В разработке представлены методики исследования уровня восприятия формы первокласниками с нарушениями зрения....

Организация и методика исследования негативных сторон воздействия современных компьютерных технологий.
Организация и методика исследования негативных сторон воздействия современных компьютерных технологий. ...
методика исследования словесно-логического мышления
тесты для определения словесно-логического мышления...
