Памятка для родителей по автоматизации звуков
консультация по логопедии

Калинина Екатерина Александровна

В процесссе автоматизации звука в речи ребенка огромную роль играет семья. Так как именно с ней ребенок проводит большую часть времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_po_avtomatizatsii_zvuka.docx224.41 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Учитель\Downloads\logope.jpg

Рекомендации для родителей по автоматизации звука.

Важным этапом на пути к четкой и красивой речи ребенка является этап автоматизации поставленного звука. Это момент когда Ваш ребенок четко и красиво «рычит», но в словах он звук «Р» не произносит.

Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

В первую очередь Вы должны понимать:

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

C:\Users\Учитель\Downloads\DJCH2QV8A6nBn9O8CtgO871FAFStmZZoDFpE1u2iee9UgJFgoA6UGkJFvCQCnnFkHG49gkJkFxeBzKqkRtbcKbqN.jpg

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Рассмотрим на примере звука Р:

Автоматизация звука в слогах.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Например, при автоматизации звука «Р» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: ра, ры, ро, ру, затем в обратные: ар, ыр, ор, ур, далее в слоги, где звук находится между гласными: ара, ары, аро, ару, ыра, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): тро, тра, сра, рва, рвы и т.п.

На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: рá - ра, ра - рá, рá – ра - ра, ра - рá - ра, ра – ра - рá .

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (ра – рад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

Автоматизация звука «р» в простых односложных словах (звук в начале слова): рад, раз, рак, рок, рот, руль, рык.

Автоматизация звука «р» в простых односложных словах (звук в конце слова): сор, сыр, дар, мор.

Автоматизация звука «р» в односложных словах со стечением согласных: враг, врач, пруд, труд, прыг, крот, груз.

Автоматизация звука «р» в простых двусложных словах (звук в начале слова): рана, репа, рука, рыба, рота.

Автоматизация звука «р» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): ура, ору, Юра и др.

Автоматизация звука «р» в двусложных словах со стечением согласных: рамка, матрос, бархат, корка, форма, карман, проба.

Автоматизация звука «р» в трёхсложных словах без стечения согласных: рукава, корыто, топоры, ворона.

Автоматизация звука «р» в трёхсложных словах со стечением согласных: тропинка, перчатки, картошка, правило, громада.

Автоматизация звука в словосочетаниях.

Автоматизация звука в словосочетаниях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности.

Рад видеть, большой рост, глубокий ров, говорит радио, летит ракета.

Автоматизация звука в предложениях.

У Федора новый барабан. Друзья всегда помогают друг другу. Мама испекла вкусные ватрушки с творогом. В огороде растут огурцы и помидоры.

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Из-за леса, из-за гор,

Едет дедушка Егор.

Проворонила ворона вороненка.

C:\Users\Учитель\Downloads\7laIyHx9IJM.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей для автоматизации звука с

Памятка создана в помощь родителям для домашней работы....

Приёмы автоматизации звука Р в домашних условиях. Памятка для родителей.

В памятке описаны разнообразные игры, направленные на автоматизацию звука Р в слогах, словах и связной речи, которые родители могут использовать дома с детьми....

Рекомендации родителям по автоматизации звуков у детей.

Взаимодействие логопеда и родителей  делает коррекционный процесс по автоматизации поставленных звуков в речь ребёнка более эффективным.В чём заключается помощь родителей?...

Памятка для родителей «Приемы автоматизации звука [р] в домашних условиях»

КнопочкиРебенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком [р], нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек — сто...

Консультация для родителей «Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда»

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной...

Памятка для родителей по автоматизации поставленных звуков.

Памятка для родителей по автоматизации поставленных звуков....

Памятка. Автоматизация звука "С". От слова к связной речи

Памятка. Автоматизация звука "С". От слова к связной речиПамятка подойдет для родителей и пед. работников...