Применение фонематических игр в работе с детьми с РАС
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Установление контакта с ребенком с аутизмом может быть непростой задачей. Наиболее сложные для аутичных детей игры – это коллективные игры, направленные на взаимодействие со сверстниками.
Как правило, аутичным детям бывает трудно сразу включиться в игровой процесс. Обычно они сначала просто наблюдают со стороны, а затем при желании могут принять участие в индивидуальной или в групповой игре со своими сверстниками.
Как мы знаем, дети учатся через игру, в том числе во время игры они обучаются речи и социальному взаимодействию. Я обязательно включаю в учебный процесс различные игры, чтобы впоследствии определить от какой игры ребенок будет получать удовольствие.
О некоторых из них я расскажу более подробно. Может быть, кто –то из вас включит данные игры в свой учебный процесс и пополнит свою творческую копилку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Основную часть учащихся в нашей школе составляют дети с расстройством аутистического спектра. Установление контакта с ребенком с аутизмом может быть непростой задачей. Наиболее сложные для аутичных детей игры – это коллективные игры, направленные на взаимодействие со сверстниками.
Как правило, аутичным детям бывает трудно сразу включиться в игровой процесс. Обычно они сначала просто наблюдают со стороны, а затем при желании могут принять участие в индивидуальной или в групповой игре со своими сверстниками.
Как мы знаем, дети учатся через игру, в том числе во время игры они обучаются речи и социальному взаимодействию. Мы обязательно включаем в учебный процесс различные игры, чтобы впоследствии определить от какой игры ребенок будет получать удовольствие.
О некоторых из них я расскажу более подробно. Может быть, кто –то из вас включит данные игры в свой учебный процесс и пополнит свою творческую копилку.
Начну с того, что я использую большое количество наглядного материала, чередуя различные виды деятельности: игровую и учебную, обязательно включаю на занятиях выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики, стараюсь подбирать интересные физминутки, и всегда отмечать даже незначительные успехи ребенка. Это помогает адаптироваться к учебному процессу, ориентироваться в заданиях и выполнять их.
Вашему вниманию представлены ритмические игры с сенсорным компонентом (тактильным взаимодействием), которые направлены на положительный эмоциональный контакт с ребенком и стимуляции речи. Это такие игры как: «Шалтай - Болтай», «Жмурки», «У Маланьи у старушки», «Хоровод», «Баба сеяла горох», «Запрещенные движения», «Береги ручки», «Угадай, чей голосок», «Дует ветер», «Найди пару» и т.д.
На занятиях я часто использую мяч, поэтому большая часть игр будет с применением мяча, как хорошего стимула для двигательной активности ребенка, концентрации внимания, координации речи и движения: «Снежный ком», «Ты катись веселый бубен», «Съедобное/несъедобное» и т.д.
Для профилактики специфических ошибок, связанных с недостаточной сформированностью фонематических процессов, мне хочется предложить несколько игр, которые апробированы мною на практике и не требуют длительной подготовки и сложного оборудования.
Игра «Покажи кружок нужного цвета»: логопед называет любой звук, а ребенок должен поднять соответствующий кружок: красного, синего или зеленого цвета. Игра «Твердый или мягкий» для этой игры я использую мягкие и твердые игрушки/предметы, игрушки с определенным цветом, объясняю, что эта мягкая/твердая игрушка, вначале ребенок ее трогает, держит в руке. Потом я называю звук, а ребенок должен взять соответствующую игрушку.
Еще одна игра на развитие звукобуквенного анализа и синтеза и моторики «Цветные шурупы». Для этого нам потребуется конструктор, отвертка и разноцветные шурупы. Взрослый использует шурупы в соответствии с теми задачами, которые он преследует: на определенный звук ребенок закручивает шуруп определенного цвета, или может составить целое слово.
Подвижная игра по «Цветным дорожкам» может разнообразить индивидуальное или групповое занятие учителя. Для этой игры потребуется цветная бумага и контейнер (синего/зеленого/ красного цвета). Из цветной бумаги разного цвета я вырезала отпечатки ног. Перед стартом я объясняю ребенку, что сейчас он должен пойти по определенной «цветной дорожке» в соответствии с заданной буквой (или с заданной буквой в слове, которое я заранее показываю детям). Я даю ему букву и даю выбрать цвет дорожки, по которой он сейчас отправиться. Когда ребенок выбрал цвет, он должен пройти весь путь по заданному цвету и оставить букву в соответствующем контейнере (синего/зеленого или красного цвета) и вернуться назад.
Игра «Великаны». Для этой игры также потребуется цветная бумага (синего/зеленого/красного цвета), швейная резинка, трафарет ладошки. Перед началом задания я объясняю ребенку, что он превратился в большого великана с большими руками. Я фиксирую ладошку определенного цвета на руке ребенка и показываю букву (слог). Если ребенок касается буквы зеленой ладошкой он называет звук мягко, соответственно называет твердый звук при касании синей ладошкой.
Игра «Ладошка» наверное, все знают классический вариант этой игры, где соревнуются два человека. Обводится ладошка, на ней пишутся цифры до определенного числа в хаотичном порядке. Потом игроки обмениваются своими ладошками. Первый игрок называет число, второй ищет это число на ладошке. Пока второй игрок ищет названную цифру, первый быстро рисует крестики или нолики в свободных клетках на своем листе. Побеждает тот, кто быстрее заполнит все клетки своего поля. Я использовала эту игру под свои цели. Правила не изменились, только вместо цифр использовала буквы. В этой игре могут отрабатываться написание и название букв, дифференциация парных согласных, оптические и кинетические сходные буквы.
Игра «Возьми букву». Эта игра очень нравится детям, так как в ней присутствует элемент соревнования. Правила игры очень простые: взрослый на небольших карточках пишет разные буквы или слова и объясняет правила ребенку: я называю буквы, а ты должен успеть взять ее раньше, чем я. Игра очень функциональная, ее можно совершенствовать каждый раз, исходя из ваших требований. Например, с помощью этой игры дифференцируем парные согласные или, например, говорим ребенку: это первый/второй/ последний звук в слове. Ребенок должен выбрать соответствующую букву среди других букв. Либо используем другой вариант игры. Говорим ребенку: этот звук есть в слове: лиса. Ребенок должен взять карточку с определенным звуком и так далее. Можно писать на карточках короткие слова и сказать ребенку, что в этом слове 3 буквы. Ребенок должен успеть взять соответствующую карточку. Дайте ребенку время подумать и победить. Игра подходит как для индивидуальных, так и для групповых занятий и развивает концентрацию вниманию, фонематическое восприятие, анализ и синтез.
Игра «Барабум» очень похожа на предыдущую игру. Она также предназначена для развития внимания и скорости реакции. Существует настольная игра с изображением веселых монстриков на карточках. Играть в эту игру можно от 2-х до 6- ти человек. Я сделала аналог этой игры, вместо картинок использовала буквы. На коррекционных занятиях я применяю ее для индивидуального занятия с ребенком. Правила игры очень простые: необходимо выкладывать карточки до тех пор, пока у игроков не будет совпадения. Как только игрок обнаруживает совпадение, он должен первым успеть нажать на колокольчик, который расположен перед игроками. Тот, кто не ошибается и первый нажимает на колокольчик получает все карты и выигрывает.
«Самолетики» на пол раскладываем буквы и говорим детям, что они превращаются в самолетики. А разложенные буквы это аэродромы. Если это индивидуальное занятие, то называем ребенку буку, и он летит на данный аэродром с буквой/ слогом/ словом. Если урок проходит в формате группового занятия, то мы можем сказать, что самолеты летят только на аэродромы с гласными буквами или согласными, звонкими или глухими буквами. Или кто первый прилетит на аэродром с заданной буквой или словом. И т.д
Всем известная игра «Мемори» будет понятна ребенку, так как в ней очень понятные правила. Я предлагаю два варианта этой игры. В первом варианте я отрабатывала навык запоминания прописных и строчных букв с помощью липучек. Игроку необходимо найти пару строчной и прописной буквы на данном шаблоне. Второй вариант игры с использованием игрового поля и карточек. Перед началом игры необходимо поместить одну из карточек внутрь игрового поля. Через определенное время необходимо постараться запомнить расположение всех картинок и закрыть все поля фишками. Задача игроков найти две одинаковые картинки на поле, открыв две фишки. Если игрок угадал, забирает фишки себе, если открыл две разные картинки, возвращает фишки на поле. Игроки ходят по очереди. Выигрывает тот, кто у кого окажется большее количество фишек. Мой вариант игры предполагает отработку букв, слогов и слов с соотнесением с картинкой.
Также активно использовала веселую, и в то же время познавательную игру ««Летела корова, сказала слово» Цель: Упражнять в определении последовательности звуков в слове. Каждый игрок произносит одно слово из строки и в это время хлопает своей ладошкой по ладони соседа. Последний игрок, на ком кончается стих, называет любое слово, далее игроки вместе с хлопком называют слово по буквам. Задача последнего – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
Напоследок, хочется отметить, что в работе детьми с РАС младшего школьного возраста, имеющие проблемы в школьной адаптации, очень важно использовать увлекательные задания и игры, помнить о том, что высокие результаты можно достичь только в том случае, если ребенку интересно. Увлекательные и полезные логопедические игры помогут детям освоить материал в привычной для их возраста деятельности и внесут разнообразие в учебный процесс учителя и ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ
В данной статье описано применение логопедического массажа в работе с детьми по устранению нарушений звукопроизношений...

"Применение игровых технологий в работе с детьми"
Основные виды деятельности человека : игра, учеба и труд. Все они органически присуще ему, последовательно развиваются плавно притекая друг в друга. Игра – первый важный вид деятельности и не надо отн...

Эффективность применения инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ
Данный материал поможет в выборе инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ...

Применение компьютерных игр в работе с детьми со сложной структурой дефекта.
Использование компьютерных игр с детьми....
Актуальный опыт применения психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации
Я поставила для себя цель рассмотреть поняти основные виды психолого-педагогических технологий в начальной школе, необходимые для работы с детьми, оказавшимися в сложной социальной ситуации....

Применение дидактических игр при работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы)
Применение дидактических игр при работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы)...

