Коррекционно развивающее занятие по логопедии - Звук [Ч] и буква Ч. Лексическая тема: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Коррекционно развивающее занятие по логопедии
Звук [Ч] и буква Ч
Лексическая тема: «Перелетные птицы»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук [Ч] и буква Ч
Лексическая тема: «Перелетные птицы»
Цель: Учиться определять наличие звука [Ч] и буквы Ч в словах и употреблять слова с этими звуком и буквой в предложении
Ход занятия
- Организационный момент
Здравствуйте ребята! Ребята у нас необычное занятие, сказочное и полное разных, чудес. Чудеса поможет совершить вот эта волшебная палочка. Стоит взмахнуть ею, сказать волшебные слова и произойдет чудо. Вы хотите увидеть чудо? (Да.) Тогда давайте все вместе, дружно повторим 1-2-3 — чудо произойди! (Включается запись со звуками весны, пением птиц).
Какие звуки Вы услышали?
С каким временем года они связаны? (Весна). Правильно.
Вот и произошло природное чудо. Наступила весна.
А какие изменения в природе происходят весной?
Журчат ручьи.
Птички поют.
Травка зеленеет.
Солнышко блестит.
Дует легкий ветерок.
И я Вам тоже предлагаю побыть немножко весенним ветерком.
Давайте попробуем: вытянем губки хоботком и начнем дуть, не надувая щеки.
Молодцы!
А теперь возьмите трубочку и подуйте на лоток с песком. Под песком увидите небольшое волшебство. Дуйте осторожно, легко, как весенний ветерок, чтобы песок в разные стороны не разлетался. Дети раздувают песок трубочкой.
Какое волшебство у вас появилось? Что вы увидели? (Слово).
Давайте прочитаем, какие слова у Вас появились (чайка, грач, чиж, ласточка). (вывешиваются на доску слова)
Правильно. Молодцы.
Скажите какой согласный звук и буква повторяется в каждом слове. (Звук и буква Ч).
Кто догадался, с каким звуком и буквой мы будем сегодня работать?(Звук и буква Ч).
Да, правильно. Сегодня мы будем работать со звуком и буквой ч в слогах, словах и предложениях. На занятии вы должны быть внимательными, отвечать полными ответами, и если нужна будет помощь товарищу, то помочь ему.
Ребята, что вы знаете про звук Ч Он согласный, глухой, всегда мягкий.
Давайте еще раз хором прочитаем наши слова.Читают хором
А скажите, каким одним словом мы можем назвать эти слова? ( Птицы).
Давайте определим в какой части слова стоит буква Ч в словах.
Чайка — в начале слова
ласточка — в середине слова
чиж — в начале слова
грач — в конце слова
Давайте вспомним, что мы сейчас с Вами делали?
(дули на песок, искали слова, определяли место буквы в слове
Кто появляется у птиц весной?
У всех птиц появляются птенцы. А когда птенцы голодные нужно их покормить
Упражнения для щёк и губ
-Голодные птенчики.
Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы)
-Птенчики глотают пищу. Сглатывание слюны. (5 раз)
-Клювы разных птиц. Медленно втягиваем щёки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.
Волшебство продолжается, и мы сейчас будем ловить звук Ч.
Я буду произносит слова, а вы когда услышите слово со звуком Ч должны заштриховать солнышко и запомнить это слово
(мяч, солнце, ручей, весна, луч, щука, туча, цветок).
А теперь давайте проверим.
Вспомните, какие слова вы услышали со звуком Ч.
Дети называют слова, логопед вывешивает солнышко.
Проверьте у себя, у всех столько солнышек сколько и у меня?
Молодцы. Справились с заданием.
Что мы с Вами сейчас делали? (Определяли и запоминали слова со звуком Ч)
«Маленькие птички»
Так как птенцы маленькие нам нужно для них уменьшить предметы.
Я сейчас буду показывать картинку, а Вы должны уменьшить этот предмет, для маленьких птичек :
ветка — веточка
птица — птичка
листок — листочек
гнездо - гнездышко
Молодцы. Хорошо справились с заданием.
Ребята, что мы сейчас с Вами делали? (уменьшали предметы или называли маленькие предметы)
Работа в парах
Ребята, мы часто видим на деревьях скворечники. Вот один нуждается в ремонте (выставляется сломанный скворечник)
Посмотрите, какие хрупкие дощечки у скворечника, если их не собрать, то птицам негде будет жить. Давайте отремонтируем его. Для этого нужно скрепить две половинки одной дощечки, но это не простые дощечки, а со слогами. На каждой половине написан слог. Если правильно соединить, то получится слово.
Чер-вяк, руч-ка, ка-лач, чай-ник, коч-ка
Давайте прочитаем слова, которые у вас получились.
Вы молодцы, быстро и прочно отремонтировали скворечник.
Ребята, что мы с Вами сейчас делали? (Ремонтировали скворечник, соединяя слоги в слова)
Физкультминутка
Солнце светит горячо (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло (обнимают себя)
Тает снег от лучей (Приседание)
вот течет лесной ручей (Руками делают волнистые движения).
Вы за ручейком бегите(Ходьба на месте).
На занятие спешите.
Работа с текстом.
Ребята, весенний дождь смыл некоторые слова с листа, и я не могу понять, про что там написано.
Помогите мне вставить правильные по смыслу слова, чтобы получился связанный рассказ.
Давайте посмотрим на картинки, которые нам помогут:
Грачи, листочки, скворечники, ручьи (ручейки).
Что изображено на картинках?
Прочитайте текс самостоятельно и подумайте, какие слова можно вставить в предложения, используя картинки, впишите пропущенные слова.
Давайте прочитаем текст какой получился.
Читаем цепочкой, все следят и проверяют, правильно ли вставили слова.
Начинает……..
Дети читают по одному предложению до точки и вставляют нужное слово помощник, где оно пропущено.
Наступила весна и по дорогам побежали веселые ……..
Уже прилетели ……. - вестники весны.
Дети сделали для птиц …...
На деревьях появились первые, зеленые ……....
Все радуются весёлому пению птиц и тёплому солнцу.
В каких словах вы написали букву Ч.
Хорошо. Молодцы. Правильно справились с заданием.
Ребята, чему учились вы сегодня на занятии?
Рефлексия.
Ребята, а как бы вы оценили свою работу сегодня на занятии?
Выберите соответствующую ступеньку на «Лестнице успеха» и поставьте своего человечка.
Вот и подошло наше занятие к концу. Вы были сегодня моими самыми лучшими помощниками. И я Вам хочу подарить скворечник, который мы отремонтировали. А Вы с учителями повесите его на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога.Тема:Путешествие в страну "Ключик знаний"
Путешествуя с детьми по стране "Ключик знаний", дети выполняютт различные задания, при этом развивают дыхание, голос, непроизвольное внимание, долговременную память, зрительно-пространственные ориенти...

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Дифференциация согласных звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях»
Задания используются в работе с учащимися 2 класса. Они направлены на коррекцию акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания использу...

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»
Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания использую...
Отчет о проведении коррекционно - развивающее занятие по логопедии на тему: "Буквы разные нужны, буквы разные важны"
Отчет о проведении коррекционно - развивающее занятие по логопедии на тему: "Буквы разные нужны, буквы разные важны"...
Коррекционно - развивающее занятие по логопедии на тему: Звук и буква И. Лексическая тема "Посуда".
Коррекционно - развивающее занятие по логопедии на тему: Звук и буква И. Лексическая тема "Посуда"....

