«Лого-ритмические упражнения в работе с обучающимися с ТМНР»
консультация по логопедии

Копылова Нина Павловна

Выступление с докладом на методическом объединении педагогов коррекционного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад выступление на МО77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное образовательное учреждение

«Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему:

 «Лого-ритмические упражнения в  работе с обучающимися с ТМНР»

                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                       учитель-логопед

                                                                                                  Копылова Н.П.

                                                                           I квалификационная категория

2024-2025 учебный год

пгт Тёткино

В соответствии с Законом об образовании РФ, лиц, имеющих отклонения в физическом и (или) психическом развитии, определяют как людей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с тяжелыми и  множественными нарушениями развития (ТМНР) являются одной из самых уязвимых категорий в системе специального образования. Они сталкиваются с рядом трудностей, таких как нарушение речи, координации движений, способности к восприятию и пониманию окружающего мира. Образовательный процесс для таких детей требует применения индивидуализированных методов, способствующих развитию когнитивных и моторных навыков, а также социальной адаптации. Олигофренопедагогами и психологами доказано: дети с ТМНР испытывают выраженные затруднения в формировании «алгоритма движения» ввиду недостаточной кинетической основы произвольного действия (Л.С.Выготский, В.М. Мозговой, В.Г.Петрова). Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью действуют хаотично при обследовании предметов, не умеют работать двумя руками одновременно, часто одна из рук не участвует в выполнении заданий.

Нарушения речи у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации.  По уровню сформированности речи можно выделить детей:

- с отсутствием речи;

- со звукокомплексами;

- с потоком бессмысленных штампованных фраз с сохранением ранее услышанных интонаций;

-  с высказыванием на уровне отдельных слов, коротких фраз.

При этом речь у большинства детей невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами.  Пассивный словарный запас  преобладает над активным. У большинства детей  наблюдается  нарушение коммуникации и речевой негативизм. 

Существует огромное количество упражнений для развития мелкой моторики, но самые важные из них те, что требуют не только ловкости пальчиков, но и умения рассчитывать силу движения, его направление, зрительного контроля. Важно, чтобы в подобные игры было включено не только зрение и слух, но и тактильное восприятие. Одним из таких методов является логоритмика - метод, основанный на сочетании речевых упражнений, движений и музыки, направленный на развитие речи, моторики и эмоциональной сферы детей с нарушениями. Основной задачей логоритмики является активизация речевых и двигательных функций через сенсорную и моторную стимуляцию. В исследовательской и педагогической литературе подчеркивается важность интеграции разных сенсорных каналов в процессе обучения. Логоритмические упражнения помогают детям с ТМНР развивать фонематическое восприятие, артикуляцию, моторные навыки, а также обучать их ориентироваться в пространстве и понимать простые социальные взаимодействия. 

Занятия  логоритмикой способствуют непосредственному развитию речи детей: активизации артикуляционных и произносительных навыков, пополнению активного и пассивного словарного запаса, формированию слоговой структуры,  умению понимать обращенную речь, договаривать слоги и слова, регулировать силу и высоту голоса (тихо-громко, низко-высоко).

Кроме непосредственно речевого развития логоритмика развивает у детей:

- двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге, прыжках, способствует  ориентации  в пространстве, развитию общей и мелкой моторики;

-  развивает внимание и память: тренирует способность запоминать предметы и картинки, инструкции – просьбы, последовательность действий в процессе игры;

- формирует слуховое восприятие через использование музыкальных инструментов, узнавание звуков окружающей действительности.

Логопедическая ритмика применяется  мною как на  индивидуальных, так  и  групповых занятий.

Как и любое занятие, логоритмическое занятие имеет определенную структуру и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

В вводную часть, которая длится  3-5 мин., входит:  ритмическое приветствие, объявление темы занятия и артикуляционная распевка, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова и т. д. Тексты распевок  вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. Многократное  их повторение способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков детей.

Основная часть предусматривает:

Дыхательные и артикуляционные упражнения, которые развивают силу, выразительность, высоту голоса, а также мышцы артикуляционных органов;

- Подвижные игры под музыку, разные виды ходьбы, маршировки, прыжки, приседания, которые  формируют у детей координацию движений рук и ног, учат ориентироваться в пространстве, понимать, где право и лево, что значит впереди, сзади, сверху, снизу. Танцы. Учат чувству ритма, улучшают пластику и осанку ребенка, дают выход энергии у слишком непоседливых детей. Игра на музыкальных инструментах.

- Упражнения на развитие моторики: общей и мелкой. Способствуют развитию речевых и мыслительных процессов.

- Игры на внимание, развитие памяти. Развивают навыки быстрого переключения между действиями.

- Упражнения на развитие мимики. Незаменимы для детей с нарушениями речи. Часто их лицевые мышцы малоподвижны. Невыразительная мимика делает невыразительным и произношение, поэтому требуется коррекция.

Заключительная часть, включает в себя упражнения на релаксацию. Такие упражнения обычно завершают занятия по логоритмике. Они нужны, прежде всего, детям с гиперактивностью и подобными нарушениями в работе нервной системы, когда накопленная энергия выплескивается с трудом.

На начальном этапе занятий ребенок может просто повторять за взрослым движения, затем – отдельные слова или окончания фраз. Очень важно в занятия включать упражнения, направленные на подражание. Путем подражания ребенок осваивает игровые и бутовые навыки, овладевает речью. Так, ребенок повторяет происходящие у него на глазах движения или действия взрослого, пытается воспроизвести их. При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки – теперь это его собственные действия, жесты, речь. Со временем отпадает необходимость в непосредственном наблюдении перед подражанием – ребенок запоминает способы действия, жесты и мимику взрослого, манеру говорить, постепенно расширяя всю собственную речь.

В своей работе я  использую  различные разработки, упражнения, наглядный материал, конспекты и сценарии логоритмических занятий, адаптирую их под возможности детей (Н.Ю.Костылева, Н.З. Бакиева, соавторы Т.В. Киселева и Л.А. Манакова, М. Кишиневская и Е.Кузнецова), также использую  голосовые игры и песенки С. и Е. Железновых, Д. Степанчишиной.

Логопедическая ритмика очень важна для детей с речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений, снижению психоэмоционального напряжения, что очень важно для детей с ТМНР.

Методы и приемы  логоритмики в работе с детьми с ТМНР является эффективным средством расширения объема понимания обращенной речи и вызывания подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений.  Логоритмические игры развивают не только двигательные умения, но и  познавательные способности, дают возможность задействовать все тело и творчески выразить себя, помогают включиться в совместную деятельность.

А самое главное и ценное в логоритмических играх – это те положительные эмоциональные реакции детей, которые появляются в ходе выполнения движений с речью и пением, а также умение управлять своим телом и поведением, которое так пригодится детям с ТМНР для адаптации к меняющимся условиям жизни.

 

 

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. 

Логоритмика – это методика обучения и лечения детей с различными аномалиями и нарушениями речи.

Логоритмика – своеобразная форма игровой терапии; сочетание слова, музыки, движения.

Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

Объектом логоритмики является ребенок с речевой патологией, с нарушениями психомоторных функций.

Логоритмику можно использовать практически на всех учебных предметах, включенных в программу: развитие речи и окружающий мир,  здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, социально-бытовая ориентировка, альтернативное чтение, математические представления и конструирование, графика и письмо, музыка и движение и другие.

Логоримические упражнения для обучающихся  с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе уроков с использованием логоритмики знания, исполнительские умения и навыки не являются самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса учащихся.

Ведущим видом деятельности с обучающимися в этом направлении являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и пр.).

Выполнение движений с простейшими «звучащими жестами» подготавливает учащихся к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. С помощью картинок, игрушек, и других визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Пение учителя должно вызывать у учеников подражательные реакции.

Особое внимание обращается на стимулирование учащихся к играм на музыкальных инструментах. При этом педагог активно импровизирует на каком-либо музыкальном инструменте.

 Для того, чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и познавательный опыт учащихся, на уроках  предлагается активно использовать самодельные музыкальные инструменты: ложки, горшки, трещотки, погремушки, баночки с различным сыпучим материалом (крупой, песком и др.)» колокольчики и т. п.

Уроки, проводимые с использованием логоритмики направлены на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хороводных играх). Дети и подростки обучаются разнообразным ритмическим движениям, соответствующим характеру звучания музыки: бег по кругу, взявшись за руки, высоко поднимая колени; бег по кругу, не держась за руки; бег в разных направлениях; бег с предметом; бег в колонне небольшими группами; бег по кругу с соблюдением дистанции; прямой галоп; подскоки на месте с поворотом вправо и влево и др.

Музыкальные игрушки, детские (самодельные) музыкальные инструменты также широко используются на уроках. Развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности.

Большое значение в ходе уроков с использованием логоритмики придается коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности по предметам важно учитывать быструю утомляемость учащихся, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать учащихся с одного вида музыкальной деятельности на другой, например, с пения на ритмические упражнения и т. п.

Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, доступный для пения, музыкально-ритмических упражнений и понимания учащимися. Мелодии песен должны быть простыми, а тексты — ясными, конкретными, небольшими по объему. Репертуар песен подбирается в соответствии с возрастом и особенностями речевого развития детей. Учащиеся, которым трудно воспроизвести всю песню, учатся петь ее по частям.

Значительная роль на уроках с использованием логоритмики отводится вокальным упражнениям: «распевание» на попевках и простых по звукослоговой структуре слов песен. «Программой» предусмотрено пение под сопровождение музыкального произведения и без него. Это направление работы интегрируется с логопедической работой с учащимися.

Уроки с использованием логоритмики  имеют общую составляющую, направленную на выработку динамической координации движений учащихся, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение здесь приобретают упражнения по развитию тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия различных анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку. Уроки с использованием логоритмики в данном контексте являются катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Работа в этом направлении требует оснащения соответствующим психологическим инструментарием, дидактическими пособиями, игровым материалом, музыкальным сопровождением и т. п. Обязательным условием работы с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является положительный эмоциональный настрой учителя. В сфере деятельности педагога невозможно получить быстрый результат, так как динамика развития учащихся разворачивается очень медленно, тем не менее, нужно учить их испытывать радость от собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха. В этой многотрудной работе педагогу следует запастись терпением и адекватно оценивать свои усилия, методически грамотно проводить анализ своей деятельности.

Особое внимание в логоритмике уделяется методике использования так называемых «логоритмических дорожек» — специально организованных траекторий с различными упражнениями, которые активизируют не только физические и речевые центры, но и когнитивные способности детей с ТМНР. Дорожка включает в себя различные элементы, которые помогают ребенку активизировать различные части мозга и развивать необходимые навыки. Я хочу поделиться своим опытом применения пальчиковых логоритмических дорожек, а также предложить новые идеи по их использованию в образовательной практике.

Дорожки для логоритмики  можно  сшить  из джинсовой ткани и различных по фактуре материалов: пуговиц, фактурных и гладких; ракушек; камешков, снежинок из пластика; деревяных бусин и палочек и т.п.

Логоритмические дорожки используются для одновременной работы правой и левой рукой, а также поочередно. Дорожки можно соединять попарно, а можно сложить в одну длинную.

Начинаем работу с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцем. Затем усложняем задание: вводим остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и безымянный пальчики; указательный и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный; средний палец и мизинец: безымянный и мизинец.

Как правило, детям сложно выполнять «шаги» мизинцем и безымянным пальчиком, т,к. в быту преимущественно используются движения указательного, большого и среднего пальца. Поэтому очень важно, невзирая на трудность выполнения, прорабатывать все предложенные варианты.

В игровой форме занятия проходят гораздо интереснее и эффективнее. Можно шагать по дорожкам просто пальчиками, но гораздо интереснее делать это с героями, да и нужные нам пальчики проще зафиксировать! Так появились милые шагающие пальчиковые игрушки. Первые куклы я сшила из фетра с прорезями для пальчиков, но дети быстро растут и отверстия для пальчиков становятся маловаты… Поэтому я заменила их на фиксирующую широкую резинку с тыльной стороны куклы.

Играем не только ведущей рукой, но и другой! Если обучающиеся освоили этот этап, начинаем одновременные движения пальчиками обеих рук.

И, наконец, одно из самых сложных заданий, когда нужно выполнить одновременно разнотипные движения. Например, пальчики одной руки «шагают» вниз, другой – вверх или обучающийся использует разные пальчики на разных руках.

 

Потешки для логоритмических упражнений

 

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

-Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Помоги бычку пройти по дощечкам. «Прошагай» пальчиками сначала правой руки по дорожке, а потом пальчиками левой руки.

 

Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

-Гуси-гуси!

-Га-га-га!

-Надевайте тапки!

-Берегите лапки!

Помоги гусю пробежать по дорожке. «Прошагай» пальчиками правой руки по снежинкам, а пальчиками левой руки – по снежкам.

 

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Трава мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Помоги пастушку пробраться к стаду. «Прошагай» пальчиками правой руки по кочкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец.

 

Прыг-скок, прыг-скок,

Я с листка на листок.

Я – веселая лягушка,

Ваша добрая подружка!

Помоги лягушке перепрыгнуть с листка на листок. «Прыгай» большим пальчиком и мизинцем левой руки, большим и безымянным, большим и средним.

 

Трух-тух-тух!

Ходит по двору петух,

Сам со шпорами,

Хвост с узорами!

Помоги петуху пройти по двору. «Прошагай» пальчиками правой руки по зернышкам. Сначала большим и указательным, потом указательным и средним, затем средним и безымянным, безымянным и мизинцем. Повтори всё пальчиками левой руки.

 

Использование логоритмических дорожек в обучении детей с ТМНР представляет собой эффективную методику для комплексного развития речевых и моторных навыков. Данный метод позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, способствует улучшению речевого восприятия, координации движений и мелкой моторики, что, в свою очередь, способствует улучшению навыков самообслуживания и подготовки к письму. Результаты отечественных и зарубежных исследований подтверждают высокую эффективность логоритмических упражнений в обучении детей с множественными нарушениями развития. Эффективность данного подхода подтверждается исследованиями, проведенными как в России (Г.В. Чернова, 2018), так и за рубежом (Patterson, 2019), где логоритмика показала положительные результаты в работе с детьми с множественными нарушениями.

Внедрение логоритмических дорожек в практику специального образования требует тщательной подготовки педагогов и разработки индивидуализированных программ, что сделает этот метод более доступным и эффективным для широкого круга детей с ТМНР.

 

Список источников

1. Бенашвили, Е.А. (2019). *Индивидуализация педагогического процесса в работе с детьми с ТМНР*. Вестник специального образования, 5(12), 22-29.

2. Гвоздева, Н.Н. (2020). *Использование логоритмических упражнений в коррекции речевых нарушений у детей с ТМНР*. Специальная педагогика, 6(13), 14-19.

3. Переслегина, Л.И. (2017). *Логоритмика и ее роль в коррекции нарушений речи у детей с ТМНР*. Коррекционная педагогика, 2(9), 45-51.

4. Чернова, Г.В. (2018). *Логоритмика как метод коррекции речевых и двигательных нарушений у детей с ТМНР*. Вопросы психологии и педагогики, 3(11), 34-39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по воспитательной работе для обучающихся с ТМНР

План по воспитательной работе для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями  развития...

Структура занятий с обучающимися с ТМНР

Структура занятий с обучающимися с ТМНР...

Индивидуальная рабочая программа Предмет : Адаптивная физкультура Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Рабочая программаПредмет: адаптивная физкультурадля обучающегося с интеллектуальными нарушениями  (с ТМНР)...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Альтернативное чтение Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Альтернативное чтениеВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Графика и письмо Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Графика и письмоВид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2Класс: 7...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Музыка и движение Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Музыка и движениеВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Конспект урока по предмету математические представления для обучающихся с ТМНР "Игровые упражнения на сопоставление объектов по величине"

Конспект разработан для обучающихся  4 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития...