Индивидуальная рабочая программа Предмет: Графика и письмо Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
рабочая программа по русскому языку

Пузина Елена Владимировна

Предмет: Графика и письмо

Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2

Класс: 7 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafika_i_pismo1.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.   Цели  рабочей программы

Основной целью обучения грамоте является не механическое «научение» их читать и писать, а воспитание и развитие их стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения.

Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

2. Задачи программы:

- главная задача начального обучения грамоте – развитие коммуникативной функции речи;

−  организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты;

- развитие регулирующей и исполнительской функции речи, по формированию и отработки предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами и др.;

- усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности.

Предмет «Графика и письмо» также интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области «Программы».

3.  Информация о программе и  внесенных коррективах

 В 7 классе на изучение предмета «Графика и письмо» отводится  102 часа  в год, из них обязательная нагрузка составляет 34 часа в год (1 раз в неделю),самостоятельная работа – 68 часов в год. С учетом выходных и праздничных дней программа может быть скорректирована.

4.    Информация об используемом учебнике.

Используются учебные пособия и дополнительная развивающая литература, рекомендованные Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под. ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.

5.  Планируемый уровень достижения обучающимися овладения образовательной программой.                                                                                                                      

Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

6.  Содержание учебного предмета, курса.

Данная рабочая программа включает в себя следующие разделы:

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Развитие произвольной регуляции силы мышечного тонуса рук, регуляции направления приложения силы.

Развитие двигательных стереотипов и графических способностей учащихся.

Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

Упражнения на развитие двигательной памяти.

Систематическое уточнение и закрепление приемов самомассажа рук.

Пальчиковая гимнастика.

«Рисуночное письмо» .

Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона.

Обводка и штриховка.

Выполнение графических изображений лепных изделий после лепки.

Упражнения в сопоставлении вылепленных объектов и рисунков.

Обучение приемам изображения природных объектов.

Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги.

Выполнение различных узоров. Аппликации.

Жестово-образные игры.

Игры –пантомимы на выражение эмоционального состояния.

«Письменные упражнения».

Письмо букв по трафарету (трафарет-буква размером 1-3 см).

Письмо букв по контурным ориентирам, соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или с соответствующей буквой в слове.

Письмо букв и цифр по трафаретам в тетради, на двух листах (цифры и буквы).

7.Характеристика ученика.

 Обращенную речь понимает с большим трудом. Собственная речь- отдельные звуки. Не понимает последовательности событий. Концентрация  внимания  слабая. Требует постоянного контроля. Память  механическая . Ограниченный объём памяти. Может вести себя импульсивно. Любит слушать музыку, музыкальные инструменты, смотреть  мультфильмы . Требуется постоянное сопровождение взрослого в учебном процессе.

         

         

         

8 .Календарно-тематическое планирование:

     Обязательная нагрузка:

Тема

(раздел)

Дата план

Коррекция даты

Наименование темы урока

Кол-во

часов

1 четверть

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

03.09

Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики.

1

10.09

Упражнение на развития артикуляционных органов.

1

17.09

Упражнение с использованием внешних и внутренних трафаретов.

1

24.09

Обучение приемам сглаживания поверхности лепного изделия,.

1

01.10

Лепка букв.

1

Развитие двигательных стереотипов и графических способностей учащихся.

08.10

Рисование красками. Использование различных приемов

1

15.10

Рисование несложных натюрмортов из овощей и фруктов.

1

22.10

Рисование предметов, состоящих из различных частей и различной формы.

1

2 четверть

Развитие двигательных стереотипов и графических способностей учащихся.

Письмо по трафаретам букв А.О,У,И,Э,Ы,М,Н с размером 3 см.

1

Рисование натюрмортов  из овощей и фруктов (трафарет).

1

Письменные упражнения: буквы П,Б,Т,Д. Письмо по точкам.

1

Использование тетрадей в клетку и линейку. Письмо линий в тетради по образцу.

1

Письмо букв по принципу «свободного письма»

2

Игра: «Как встречаем Новый год». Оформление открытки

2

3 четверть

Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона.

Упражнения с трафаретами из дерева, пластмассы, картона.

1

Лепка различных предметов из школьных принадлежностей.

1

Совместное  выполнение предметной аппликации с использованием приема рваной аппликации.

1

Рисуночное письмо

:  Перенесение симметричных узоров в круге и в полоске на основе образца, чередование элементов.

1

Наклеивание полосок бумаги на картон , составление аппликации.«Зимний лес», « На прогулке».

1

Вырезание круглых и овальных форм, составление изображений из нескольких деталей.

1

Наклеивание контурных изображений букв, цифр на лист бумаги. Рисование леса, разных деревьев.

1

Рисование овощей и фруктов.

1

Письменные упражнения.

Рисование горизонтальных, вертикальных линий  по двум и нескольким опорным точкам.

1

Рисование городского дома. Рисование улицы.

1

4 четверть

Письмо букв по трафарету

«Письмо» букв А,О,У,И,Э,Ы,М,Н,П по трафаретам с размером 3 и 1 см

1

  «Письмо» букв по принципу «свободного письма».

А, а, О, у ,И, э ,Ы, М,Н

П, п,  Тт,  Дд

1

Упражнения для развития тонкой моторики рук:

2

Упражнение с использованием внешних и внутренних трафаретов

1

Жестово-образные игры.

Игры- пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния : радость, печаль, спокойствие.

2

Упражнения для развития тонкой моторики рук:. Письмо букв по трафаретам.

1

9.Тематическое планирование:

        Часы самостоятельной работы:

Тема (раздел)

Тема урока

Кол-во

часов

Упражнения для развития тонкой моторики рук:

Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов.

1

Упражнения на развитие общей и ручной моторики..

1

Упражнения с разнообразными деревянными и пластмассовыми фигурами .

1

Пальчиковая гимнастика. Упражнение с картонными фигурами, шнурками.

1

Закрепление навыков владения самомассажа рук с использованием различных массажеров.

1

«Рисуночное письмо». Упражнение с использованием внешних и внутренних трафаретов

1

Самомассаж рук с использованием различных массажеров.

1

Упражнения с трафаретами из дерева, пластмассы, картона.

1

«Рисуночное письмо»

Упражнения с трафаретами из дерева, пластмассы, картона.

1

Обводка по контурам изображений овощей, фруктов. Штриховка  прямыми, косыми линиями.

1

Рассматривание картин, фотографий с архитектурными и художественными украшениями. Работа с ножницами.  

1

Лепка различных предметов из школьных принадлежностей.

2

Рисование красками. Использование различных приемов. Узоры из точек и мазков на бумажной полоске.

2

Рисование несложных натюрмортов из овощей и фруктов.

2

Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги, на два листа – цифры и буквы.

2

Рисование  узоров в полоске, квадрате, круге, овале.

2

Рисование в технике кляксографии. «Опредмечивание» цветных пятен.

2

Жестово-образные игры

Игры- пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: спокойствие, злость.

1

Письменные упражнения

Письмо по трафаретам букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н .

2

Продолжение обучения письму букв по принципу «свободного письма».

2

Обучение письму букв по принципу «свободного письма».

2

Письменные упражнения: буквы П, Б, Т, Д. Письмо по точкам.

2

Закрепление умений в изображении линии, точки, капли, штрихи под музыку в разной тональности и громкости.

2

 «Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку под ритмические удары музыкальных инструментов.

2

Письмо букв по принципу «свободного письма».

2

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов, пальцев.

1

«Рисуночное письмо»

Упражнения с трафаретами из дерева, пластмассы, картона.

2

Рисование («письмо») различных линий карандашом, ручкой по точкам, пунктирам и самостоятельно.

2

Узоры в круге и в полоске на основе образца и самостоятельного вычленения принципа чередования элементов.

2

Симметричные узоры (переносить узор с одной стороны листа на другую).

2

Совместное выполнение аппликации по сюжетам сказок с использованием приема рваной аппликации .

2

 Перенесение симметричных узоров в круге и в полоске на основе образца, чередование элементов.

1

Наклеивание полосок бумаги на картон, составление аппликации.

«Зимний лес», «На прогулке» .

2

Вырезание круглых и овальных форм, составление изображений из нескольких деталей.

2

Работа по внешним и внутренним трафаретам с последующей штриховкой, раскрашиванием изображения.

1

Наклеивание контурных изображений букв, цифр на лист бумаги.

1

Создание коллективных аппликаций «Березовая роща», «Осень в парке» «Листья березы на земле».

2

Рисование леса, разных деревьев. Использование различных приемов рисования красками.

2

Рисование горизонтальных, вертикальных, ломаных линий по начальной, по двум и нескольким опорным точкам.

1

Рисование городского дома. Рисование улицы.

2

«Письменные упражнения»

«Письмо» букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П, Б, Т, Д по трафаретам  размером 3 и 1 см.

2

  «Письмо» букв по принципу «свободного письма.

1

40

«Свободное письмо» Упражнения в тетради.

2

Лист коррекции.

Дата

Внесенные изменения

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Индивидуальная рабочая программа Предмет : Адаптивная физкультура Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Рабочая программаПредмет: адаптивная физкультурадля обучающегося с интеллектуальными нарушениями  (с ТМНР)...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Альтернативное чтение Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Альтернативное чтениеВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР 9 класс

Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо»9 класс Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Конспект урока по предмету Графика и письмо - "Радуга" для обучающихся 2 класса с ТМНР

Конспект урока по предмету Графика и письмо - "Радуга" для обучающихся 2 класса с ТМНР...