Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
рабочая программа по русскому языку

Шапарь Ольга Игоревна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Цели и задачи рабочей программы:

Целями изучения предмета «Русский язык» являются ознакомление учащихся с основными положениями о языке, формирование логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетентности учащихся:

- развитие устной и письменной речи, монологический и диалогической речи, навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека.

В рабочей программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.

Задачи рабочей программы:

- овладение навыками правильного беглого выразительного чтения;

- получение достаточно прочных навыков грамотного письма;

- обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме;

-  помощь в социальной адаптации в плане общего развития и формировании нравственных качеств;

- развитие коммуникативных умений, развитие нравственных и эстетических чувств, развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач в изучении предмета: развитие речи, мышления, воображения школьников.

Формирование навыков культуры речи, умений правильно писать и читать, составлять несложные устные и письменные тексты, воспитание позитивного эмоционального отношения к русскому языку,

пробуждение познавательного интереса к языку.

2. Информация о внесенных коррективах и их обоснование.

В соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка в 7 классе отводится 4 часа в неделю -136 часов в год. С учетом календарного учебного графика, выходных и государственных праздничных дней планирование может быть скорректировано.

3. Информация об используемых учебниках.

Русский язык Галунчикова Н.Г, Якубовская.Э.В.7 кл. - М., «Просвещение», 2013.

4. Планируемый уровень достижения обучающимися овладения  образовательной программой.

Требование к уровню овладения образовательной программы  структурированы к последующим компонентам:

Учащиеся должны уметь:

Писать текст под диктовку,  применять правила проверки написания слов;

- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

- различать части речи;

- строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

- писать изложение и сочинение;

- оформлять деловые бумаги;

 - пользоваться словарём.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учащиеся должны знать:

главные и второстепенные члены предложения;

названия частей речи их значение;

наиболее распространённые правила правописания слов.

5.Содержание разделов (отдельных крупных тем программы).

Повторение.

Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисления без союзов, с одиночным союзом И, союзами А, НО.  Сложные предложения с союзами А, И, НО.

Состав слова.

Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными О, Е..

Имя существительное.

Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное.

Значение имени прилагательного в речи. Согласование существительным в роде, числе, падеже. Правописание родовых и падежных окончаний в единственном и множественном числе.

Местоимение.

Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.

Глагол.

Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам и числам.  Частица НЕ с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2 лица. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на СЯ, СЬ.    

Предложение.

Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами А, И, НО и без союзов. Сравнение5 простых предложений с однородными членами, соединённых союзами со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения со словами КОТОРЫЙ, КОГДА, ГДЕ, ЧТО, ЧТОБЫ, ТОТОМУ ЧТО. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Связная речь. 

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по картинам русских и отечественных художников. Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний. Сочинения творческого характера. Отзыв о прочитанной книге.

Деловое письмо: заметка в стенгазету, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка.

Текст. Данная тема реализуется в процессе прохождения всего курса грамматики, правописания и развития речи. При изучении темы «Текст» у учащихся в 7 классе формируются следующие умения:

      • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

      • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

      • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

      • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;

      • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;

      • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений

6. Характеристика класса.

7А класс

I группа

В целом правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программы

II группа

Более медленный темп продвижения, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, справляются с основными требованиями программы.

III группа

Отличаются замедленной деятельностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к ошибочному выполнению действий; обучаются по сниженной программе.

При планировании учебного материала в данных  классах  учитываются психологические особенности обучающихся.

Наибольшее внимание уделяется детям 3 и 4 групп. Для них предусмотрены в плане индивидуальные формы контроля  усвоения учебного материала: индивидуальные задания с поэтапным их выполнением, задания с частичной подсказкой.

Для учащихся 1 и 2 групп предусмотрены задания повышенной сложности и творческого характера, развивающие упражнения с использованием персонального компьютера.


7.Календарно-тематическое планирование  по русскому языку 7А класс

Формы и виды итогового и промежуточного контроля

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:

-тренировочные упражнения, диктанты (словарные, выборочные,

-комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные,

-объяснительные),

- письмо по памяти,

-грамматический разбор,

-подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

В конце каждой темы проводится контрольная работа – диктант (но не более 9 за учебный год).

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Предусмотрены виды работ, которые позволяют вести контроль за усвоением учебного материала, а именно:

- проверочные диктанты по темам

- самостоятельные и практические работы

- обобщающие уроки по темам

- тест-контроль по изученным темам

- контрольные работы по окончании каждой четверти.

Тема урока

Содержание учебного материала по теме

Требования к усвоению данного материала

Словарь

Кол-во час

Дата по плану

Дата (коррек

ция)

1

1 четверть (32ч.)

Повторение 

Предложение.

Простое предложение. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Схемы предложения. Связь слов в предложении.

Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами.  Схемы предложения с однородными членами.  

Обоснование постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами без союзов и с союзами «и», «а», «но». Различие простого предложения с однородными членами, соединёнными союзом «и» и сложного предложения, части которого соединены союзом «и».

Пунктуация сложного предложения с союзами и без союзов. Нахождение главных членов в сложном предложении. Отработка умения пунктуационно и схематически верно оформлять на письме.

Уметь: строить простое распространённое предложение, разбирать его,

выделять главные и второстепенные члены.

Уметь находить однородные члены, правильно ставить знаки препинания

Уметь выделять части предложения, схематично оформлять на письме. Различать сложные предложения без союзов от сложного предложения, части которого соединены союзами «и», «а», «но».

2

Простые предложения с однородными членами.

сантиметр

километр

3

Перечисление без союзов.

4

Перечисление с одиночным союзом и, союзами а, но.

5

Сложные предложения с союзом и.

мотор

6

Сложные предложения с союзами а, но.

7

Упражнения на закрепление

8

Развитие речи. Деловые бумаги. «Телеграмма».

9

Контрольные вопросы и задания

Состав слова

1

Корень

Понятие корня, его назначение «корень- сердце слова». Способы правильного подбора  однокоренных слов. Различие однокоренных слов и однокоренных слов с омонимическими корнями. Образование однокоренных слов.

Понятие приставки, её назначение. Написание неизменяемых приставок.

Понятие суффикса, его значение.

Понятие окончания, его значение. Графическое выделение орфограммы.

Знать о роли частей слова, определять их значение, работать с памяткой «Разбор слова по составу». Уметь находить корень слова, образовывать однокоренные слова, доказывать, что это корень, графически выделять его. Находить приставку и суффикс, образовывать слова Изменять и согласовывать слова в предложении, выделять окончание

2

Приставка

делегат

документ

3

Суффикс

4

Окончание

5

Упражнения на закрепление

6

Безударные гласные в корне

Способы проверки правильности написания слов с безударными гласными в корне. Умение графически выделять орфограмму.

Знать способы проверки безударных гласных в корне. Уметь подбирать проверочное слово несколькими способами.

7

Звонкие и глухие согласные в корне

Способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова. Умение графически выделять орфограмму.

Знать способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова. Уметь изменять слова и подбирать однокоренные для проверки.

насекомое

8

Непроизносимые согласные в корне

Способы проверки написания непроизносимых согласных в корне слова.

Знать способы проверки написания непроизносимых согласных.

9

Упражнения на закрепление

Повторение и закрепление полученных знаний.

Уметь находить и отмечать в словах орфограммы.

государство

население

10

Контрольный диктант

11

Гласные и согласные в приставках

Понятие «приставка». Отличие приставки от предлога. Образование слов с помощью приставок. Правописание приставок и предлогов.

Знать определение приставки, её назначение. Уметь  грамотно писать гласные в приставках, образовывать с помощью приставок слова, выделять графически гласные в приставках.

Уметь отличать приставку от предлога.

Знать правило о правописании приставок и предлогов.

12

Разделительный Ъ после приставок

13

Приставка и предлог

Упражнения на закрепление

лекарство

рецепт

14

Сложные слова

Значение понятия «сложные слова», способы их образования. Умение выделять графически соединительные гласные в сложных словах.

Знать понятие «сложные слова», способы их образования. Уметь графически выделять орфограмму.

15

Упражнения на закрепление

беречь

стеречь

16

Развитие речи. Деловые бумаги. «Объяснительная записка».

Работа с документами. Умение грамотно оформить деловую бумагу-

Уметь оформлять грамотно деловую бумагу - объяснительную записку (по плану в учебнике).

17

Контрольные вопросы и задания

Закрепление изученных орфограмм. Правильное выполнение графических заданий.

Уметь графически выделять изученные орфограммы.

18

Контрольный диктант

19

Работа над ошибками

20

Имя существительное 

Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение.

Уметь находить существительное в тексте по вопросу, определять, каким членом предложения является.

21

Основные грамматические категории имени существительного – род, число.

22

Основные грамматические категории имени существительного – падеж, склонение.

2 четверть (32ч.)

1

Собственные и нарицательные имена существительные

Собственные и нарицательные имена существительные. Работа с памяткой, отработка умения определять падеж, подставлять сущ. с ударным окончанием. Словарная работа, работа с деформированным текстом. Работа с образцом: деление текста на логические части.

отличать сущ. собственные от нарицательных,  писать собственные с большой буквы.

Знать падежные вопросы.

2

Существительные 3 склонения.

3

Правописание существительных 3 склонения

4

Склонение имён существительных.

Словарная работа, работа с деформированным текстом. Работа с образцом: деление текста на логические части.

гастроном универмаг

продавец

5

 Склонение имён существительных в единственном числе.

6

 Падежные окончания имён существительных в единственном числе.

стадион

тренер бассейн

тренировать

независимость

7

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе

8

Упражнения на закрепление

9

Склонение имён существительных во множественном числе

токарь

слесарь

аппарат

тротуар

монтаж

10

Ударные окончания имен существительных.

11

Окончание родительного падежа существительных во множественном числе.

12

Существительные во множественном числе родительном падеже после шипящих.

13

Упражнения на закрепление.

масштаб

электричество

14

Развитие речи. Заявление

15

Контрольные вопросы и задания

16

Контрольный диктант.

17

Работа над ошибками

 1

Имя прилагательное 

Понятие об имени прилагательном.

Понятие об имени прилагательном. Основные грамматические категории – род, число, падеж.

Согласование имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных. Безударные окончания, их проверка. Словарная работа. Работа с текстом.

Уметь отличать прилагательное от других частей речи, согласовывать с именами

существительными, правильно писать падежные окончания,

проверять вопросом.

Знать родовые окончания

прилагательных, проверять вопросом

2

Основные грамматические категории – род.

3

Основные грамматические категории – число.

4

Основные грамматические категории – падеж.

5

Склонение имен прилагательных.

6

Склонение имён прилагательных в ед. числе.

7

Склонение имён прилагательных мужского рода.

почерк

процент

8

Склонение имён прилагательных среднего рода.

платформа

республика

милиция

9

Безударные падежные окончания имен прилагательных в ед. числе.

10

Склонение имён прилагательных женского рода.

11

Склонение имён прилагательных в единственном числе женского рода.

12

Упражнения на закрепление.

13

Контрольный диктант

14

Работа над ошибками

15

Развитие речи. Заметка в стенгазету.

3 четверть (40ч)

16

Склонение имён прилагательных во мн. числе  

спектакль

антракт

гардероб

17

Безударные падежные окончания прилагательных во мн. числе.

18

Окончания после твердых согласных.

19

Окончания после мягких согласных и шипящих.

20

Упражнения на закрепление.

21

Контрольные вопросы и задания

1

Местоимение

Понятие о местоимении.

Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Лицо и число местоимений. Написание местоимений с предлогами. Нахождение речевых ошибок. Работа с текстом: замена существительных местоимениями. Работа с таблицей. Рассматривание серии картинок. Беседа, составление плана, устный рассказ, запись, чтение лучших сочинений, разбор ошибок, исправление.

Уметь находить  местоимения в предложении и выделять их графически,

-правильно употреблять личные местоимения в речи,

-распознавать среди других  частей речи,

-подбирать к глаголам местоимения,

-указывать их лицо и число.

2

Значение местоимений в речи

3

Личные местоимения 1,2,3 лица

мороженое

4

Склонение и правописание местоимений единственного числа.

5

Склонение и правописание местоимений множественного числа

6

Личные местоимения 1 лица.

паспорт

7

Раздельное написание местоимений с предлогами.

8

Личные местоимения 2 лица.

 9

Личные местоимения 2 лица. Упражнения на закрепление.

10

Личные местоимения 3 лица.

кабинет

бригада

11

Изменение по родам.

12

Развитие связной речи.

Сочинение.

13

 Анализ сочинения.

14

Упражнения на закрепление.

температура

15

Контрольные вопросы и задания.

16

Диктант.

1

Глагол

Понятие о глаголе.

Понятие о глаголе. Роль глаголов в предложении.  Время глагола. Изменение глаголов по временам, числам, родам.  Определение времени, числа, лица, спряжения глаголов.

Правописание частицы не с глаголами. Изменение глаголов по лицам.

Правописание личных окончаний глаголов в 1. 2, 3 лице.

Уметь распознавать глагол среди других частей речи по вопросу,

- определять каким членом предложения является глагол в предложении,

- раздельно писать частицу не с глаголом, употреблять глаголы с частицей не и без нее, приводить примеры (пословицы) на изученную орфограмму,

- изменять глаголы по лицам и числам,

называть время глагола.

Знать орфограммы на - тся и – ться.

2

Роль глаголов в предложении.

патриот

3

Изменение глаголов по временам.

литература

4

Глаголы настоящего времени.

5

Глаголы будущего времени.

6

Глаголы прошедшего времени.

7

Изменение глаголов по числам.

8

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

9

Изменение глаголов прошедшего времени по числам.

экзамен

велосипед

10

Не с глаголами

11

Изменение глаголов по лицам

12

1, 2, 3 лицо глаголов

материк

планета

13

14

Правописание глаголов

 на –ся (-сь).

15

Контрольный диктант

16

Работа над ошибками

17-18

 Правописание личных окончаний глаголов во 2 лице ед. числа

4 четверть -32 ч.

19

Правописание глаголов в 3 лице.

Правописание личных окончаний глаголов в 1. 2, 3 лице.

Составление письма. Написание изложения и сочинения.

почтальон

20

Упражнения на закрепление.

21

Изложение упр.309

22

Работа над ошибками

23

Сочинение по картине Васнецова «После побоища…»

24

Развитие речи. Письмо

25

Контрольные вопросы и задания.

26

Работа над ошибками

 1

Предложение.

Простое  предложение.

Признаки простого и сложного предложения. Законченность мысли. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены (основа) предложения. Нахождение главных членов предложения, однородных членов. Работа со схемами, составление по ним предложений. Пунктуация сложного предложения с союзами: и, а, но и без союзов. Нахождение главных членов предложения в сложных предложениях. Назначение обращений, употребление обращений. Вставка обращений в текст. Отработка умения находить в предложении обращение, расставлять знаки препинания при обращениях. Объявление.

Уметь отличать предложения от группы слов,

-  определять границы предложения в деформированном тексте, ---выбирать знак для обозначения конца предложения,

- различать  и выделять главные и второстепенные члены предложения,

- находить однородные члены предложения,

- различать сложные предложения без союзов от сложного предложения, части которого соединены союзами и, а, но,

- находить обращения в предложениях, правильно ставить знаки препинания при обращении.

Знать признаки однородных членов предложения.

 2

Сложное предложение.

3

Простое предложение с однородными членами

чемодан

4

Знаки препинания между однородными членами (бессоюзное перечисление).

5

Перечисление с одиночным союзом и.

6

Перечисление с союзами а, но.

7

Перечисление с повторяющимся союзом и.

8

Сложное предложение.

9

Обращение

10-11

Упражнения на закрепление.

12

Развитие речи. Объявление

13

Подготовка к диктанту.

14

Контрольный диктант.

15

Работа над ошибками

Повторение – 10 ч

1

Состав слова

Разбор слов по составу.

Подбор однокоренных слов.

Применение на практике правила правописания орфограмм.

2

Правописание согласных в корне.

3

Правописание гласных в корне

4-5

Части речи

Дифференциация  частей речи.

6-7

Предложение

Составление распространённых и нераспространённых предложений, сложных предложений.

Деление текста на части. Практикум по определению главных и второстепенных членов предложения.

8-9

Предложение. Текст.

10

Контрольные вопросы и задания.

11

Обобщающий урок

                                                         

8.Лист коррекции

 №

Число

Тема урока

Причина изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Работа с учащимися, имеющими легкую умственную отсталость

На сегодняшний день в Российской Федерации больше 2 млн. детей имеют ограниченные возможности здоровья (8% всей детской популяции). Ежегодно на 3-5% увеличивается количество детей, которые нуждаются в...

Адаптированная образовательная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (Пр. 1599, вариант 1) Для 1 (дополнительного ) класса.

Адаптированная образовательная программа на 2019-2020 учебный год. Для учащихся с легкой умственной отсталостью (Пр.1599, вариант 1)...

Конспект урока по предмету чтение 3 класс учащихся с легкой умственной отсталостью на тему «Обобщающий урок по разделу Сказочные истории»

Конспект урока по предмету чтение на тему «Обобщающий урок по разделу Сказочные истории» для учащегося 3 «В» класса надомного обучения.Цель урока &nda...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» начальное общее образование (для обучающихся легкой умственной отсталости) Класс 2-4

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Рекомендации логопеда для учащихся с легкой умственной отсталостью

В настоящее время   значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. Всё больше с...