Формирование связной речи.
консультация по логопедии (1 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Рекомендации для педагогов и родителей по формированию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_svyaznoy_rechi.docx568.99 КБ

Предварительный просмотр:

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

обучающихся с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:  Составление рассказов по наблюдаемым действиям.

 Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам.  Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.  Составление рассказов по одной сюжетной картине

 Составление рассказов по памяти

 Составление рассказов по символам.  Составление рассказов по схемам.

 Составление рассказов по натуральным предметам  Составление рассказов по предметным картинкам.  Составление рассказов по заданным словам.

Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера. Эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, повысят умственные способности, позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!

Чтобы дополнительно заинтересовать ребёнка занятиями, запишите его рассказы на видео, в специальный, красиво оформленный  альбом.  Так  вы  добьётесь большей активности и старательности от ребёнка,

а после составления рассказов сможете оценить и обсудить с

ребёнком их положительные и отрицательные

стороны.

Не забудьте поощрять ребёнка улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу.

Подробно,        связно,        последовательно        рассказать        о        событиях, составив рассказы со следующими названиями:

Мы покупаем щенка Прогулка в парк

Мы в зоопарке Поход в театр

Внимательно посмотреть, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед тобой маленькие сказки.

Понаблюдать за действиями взрослого, прослушать несколько сказочных историй. Затем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.

ДРАЧУНЫ

В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться.

Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо.

Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы можно решить по-доброму, по-хорошему

ЗАПОЗДАЛАЯ ФОТОГРАФИЯ

Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последовательно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так.

Прослушать тексты.

Глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы. Полно, выразительно, связно пересказать каждую историю.

ДВЕ УЛИТКИ

Как-то летом две улитки отдыхали на листике клёна. Вдруг под

деревом они увидели оленя. Он поедал молодые листья и в любой момент мог дотянуться до листика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они посмотрели вниз, оленя под клёном не было. «Испугался!» — сказала одна улитка. А вторая добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»

Где сидели улитки?

Почему они испугались оленя? Как они спрятались от оленя?

Могли ли улитки быстро покинуть дерево? Почему? Куда исчез олень?

Почему улитки не видели, как олень ушёл? Что сказала одна улитка?

Что ответила вторая?

Олень на самом деле испугался улиток? Что смешного в этом рассказе?

Проанализировать содержание картины. Ответить на вопросы полными предложениями. Составить связные, подробные, полные рассказы по картинам.

СЮРПРИЗ

Откуда идут мальчики? Что у них за плечами?

Что один мальчик кладёт другому в рюкзачок?

Какая погода на улице?

Что случится с мороженым в тёплом месте?

Что такое «сюрприз»?

Приятный ли сюрприз сделал мальчик своему знакомому?

Вспомнить мультфильмы, которые ты смотрел. Рассказать понравившийся мультфильм целиком или отдельный эпизод из него. Не только называть

действия героев, но и давать оценки поступкам, объяснять их причины и последствия.

Пересказать историю, используя имеющиеся опорные картинки. Прослушав рассказ, нарисовать свои собственные картинки-сим-

волы. По ним повторить рассказы целиком.

ДАША-ДОКТОР

Мама подарила Даше игру «Доктор Айболит». Там были градусник, бинты, трубка, игрушечный шприц для уколов. Теперь каждый день Даша в больницу играет. В этой больнице она доктор, а её куклы — больные. Даша кладёт их на диван, ставит им градусник, делает уколы и даёт лекарство. Хотела Даша также полечить своего дедушку, но де-

душка почему-то пошёл к настоящему доктору.

Вместе с мамой рассмотреть б—8 предметов её одежды. Посмотри на схему описания и постарайся рассказать как можно лучше!

Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать.

Придумать и пересказать их разговор, если:

игрушки жалуются друг другу на своего хозяина

игрушки обсуждают своё путешествие по квартире

игрушки хотят вернуться в магазин игрушки очень довольны своим хозяином

Посмотреть на картинки, представить изображённых животных и послушать о них забав- ную небылицу. Придумать свою небылицу об этих же животных. Попросить взрослого записать твоё произведение

Объяснить, что положительного и что отрицательного в названных явлениях:

Рубка леса Снегопад Путешествие

Просмотр телевизионных передач Солнечный загар

Долгий сон

Ремонт в квартире

Придумать и

рассказать истории по предложенным названиям:

Как Дениска испугался своего отражения Как Лена первый раз пришла в детский сад Как Миша капризничал в магазине игрушек Как Серёжа спас котёнка

Как Наташа помогла соседке

Как Максим и его пёс Бимка нашли пропажу

Список литературы

  1. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. – М., 2006. – 136с.
  2. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. – М., 2005. – 40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи.

В методических рекомендациях раскрываются особенности работы с детьми, имеющими недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное  развитие ре...

Логопедические тренинги по формированию связной речи у младших школьников. От прилагательных к рассказам-описаниям.

Пособие включает логопедические тренинги трёх уровней сложности по развитию связной описательной речи у младших школьников....

Работа над формированием связной речи у детей с использованием инновационных технологий.

В работе говорится о том, что при использовании  схем, моделей  дети хорошо усвоят общий способ составления описательных рассказов....

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе

Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Аннотация: Статья посвящена  работе с текстом на уроках развития речи учащихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие связную речь детей с ТНР. Ключевые слова, понятия: работа с т...