Картотека игр и упражнений по развитию фонематических процессов.
картотека по логопедии (1 класс)
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ
«Где звучит?»
Описание: взрослый с погремушкой, колокольчиком или пищащей игрушкой
звучит с разных сторон. «Где звенит колокольчик? А где сейчас? Ну-ка,
посмотри».
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга,
деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их
звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами
(переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он
слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
Игра «Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным
наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).
Описание игры: логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.
Игра «Дятел», «Прохлопай, как я»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.
Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям
повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном
треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...
Игра «Иди-беги».
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе
звучания.
Оборудование: бубен.
Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко.
Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бежит.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Дифференциация голосов по тембру.
Игра «Большой, средний, маленький»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: Взрослый выкладывает перед ребёнком трёх медведей
(картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л.
Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и
звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.
Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».
Игра «Улиточка»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему
завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий отгадывает. Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.
Игра «Угадай, кто позвал».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей
подаёт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо
называя изучаемый звук). Водящий угадывает, кто произносил.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ
Игра «Будь внимателен»
Цель: развитие речевого внимания.
Описание игры: взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их
речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не
совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
Игра «Слушай и выполняй»
Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.
Описание игры: взрослый называет действия, которые должен выполнить
ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).
РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ
Игра «Внимательные ушки»
Описание игры: Вариант 1 - Взрослый предлагает детям прослушать и
запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на доске картинки:
сом – дом – лом
мак – рак – лак
кот – кит – кит – кот
крыша – крыса – крыса – крыша – крыса
коза – коса – коса - коса
Вариант 2 - Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово
неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...
Игра «Рифмочки и рифмушки»
Описание игры: взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки,
проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по
картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.
Игра «Какое слово лишнее?»
Описание игры: из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети
должны назвать то, которое отличается от остальных:
КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА
ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
Игра «Самое короткое слово»
Описание игры: взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово
самое короткое.
СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ
СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА
ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА
Игра «Самое длинное слово»
Описание игры: взрослый произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют
самое длинное слово.
ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР
ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА
МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
Игра « Добрый слон».
Цель: развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких позвучанию:
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
Вот картина, вот…( корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …( букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …( томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …( мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …( книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …( обед, кларнет, винегрет).
( Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)
Игра «Запретное слово»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Описание игры: дети встают полукругом, взрослый предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед
произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор
слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч...
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ЗВУКА В СЛОВЕ
Игра «Цветные ёжики»
Цель: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.
Описание: перед ребенком картинки, в названии которых есть звуки С и СЬ (или другие). Взрослый просит отдать синему ежику все картинки со звуком С, а зеленому - со звуком СЬ.
Игра «Эхо»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.
Оборудование: ширма.
Описание игры: взрослый предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Взрослый четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет. Также произносим и цепочки слогов.
Упражнение «Подними сигнал».
Цель: учить детей выделять согласный звук из ряда звуков, слогов, слов (началаи середины).
Описание: Детям предлагается поднять букву или фишку, когда они услышат
соответствующий звук.
Игра «Какой слог лишний?»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с
оппозиционными согласными.
Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)
Игра « А ну-ка, догадайся!»
Описание: Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч;
щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
Упражнение «Волшебные часы».
Цель: развивать навыки дифференциации согласных.
Описание: на больших часах закреплены картинки, в названии которых есть
дифференцируемые звуки. Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку с одним звуком в названии, другой – с другим.
Упражнение «Назови гласные».
Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, умение
дифференцировать гласные и согласные звуки.
Описание: педагог предлагает детям послушать слова и назвать гласные.
РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И
СИНТЕЗА
Определение количества слогов в слове, составление слов из разного
количества слогов
Упражнение «Раздели и забери».
Цель: развивать навык слогового анализа слов.
Описание: на наборном полотне выставляется комплект картинок с
изображениеми, например, стола, стула, шкафа, дивана, кровати, кресла, буфета, тумбы, комода. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, произнести слова, отхлопывая количество слогов в названиях мебели. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.
Игра с мячом «Поймай и сосчитай».
Цель: развивать навыки деления слов на слоги.
Описание: дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, произнося, например, название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем.
Игра «Построим пирамиду».
Цель: формировать умение определять количество звуков в словах.
Описание: педагог демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы
будем «строить» из картинок. На вершине должны быть картинки, названия
которых состоят из одного слога, ниже - из двух, еще ниже - из трех.
Игры на выделение места звука в слове.
Игра «Застегни пуговицу на рубашке»
На картонной плоскостной рубашке появляется карман – картинка. Взрослый
просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки –
пуговицы.
Игра «Клумба»
Взрослый показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на
первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове( клумба схематически изображена на листе цветного картона)
Упражнение «Утенок гуляет».
Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.
Описание: перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части.
Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Педагог объясняет, что он будет произносить слова, а дети ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений по развитию фонематических процессов.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ
«Где звучит?»
Описание: взрослый с погремушкой, колокольчиком или пищащей игрушкой
звучит с разных сторон. «Где звенит колокольчик? А где сейчас? Ну-ка,
посмотри».
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга,
деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их
звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами
(переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он
слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
Игра «Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным
наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).
Описание игры: логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.
Игра «Дятел», «Прохлопай, как я»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.
Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям
повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном
треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...
Игра «Иди-беги».
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе
звучания.
Оборудование: бубен.
Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко.
Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бежит.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Дифференциация голосов по тембру.
Игра «Большой, средний, маленький»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: Взрослый выкладывает перед ребёнком трёх медведей
(картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л.
Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и
звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.
Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».
Игра «Улиточка»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему
завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий отгадывает. Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.
Игра «Угадай, кто позвал».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей
подаёт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо
называя изучаемый звук). Водящий угадывает, кто произносил.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ
Игра «Будь внимателен»
Цель: развитие речевого внимания.
Описание игры: взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их
речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не
совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
Игра «Слушай и выполняй»
Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.
Описание игры: взрослый называет действия, которые должен выполнить
ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).
РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ
Игра «Внимательные ушки»
Описание игры: Вариант 1 - Взрослый предлагает детям прослушать и
запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на доске картинки:
сом – дом – лом
мак – рак – лак
кот – кит – кит – кот
крыша – крыса – крыса – крыша – крыса
коза – коса – коса - коса
Вариант 2 - Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово
неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...
Игра «Рифмочки и рифмушки»
Описание игры: взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки,
проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по
картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.
Игра «Какое слово лишнее?»
Описание игры: из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети
должны назвать то, которое отличается от остальных:
КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА
ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
Игра «Самое короткое слово»
Описание игры: взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово
самое короткое.
СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ
СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА
ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА
Игра «Самое длинное слово»
Описание игры: взрослый произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют
самое длинное слово.
ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР
ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА
МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
Игра « Добрый слон».
Цель: развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких позвучанию:
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
Вот картина, вот…( корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …( букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …( томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …( мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …( книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …( обед, кларнет, винегрет).
( Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)
Игра «Запретное слово»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Описание игры: дети встают полукругом, взрослый предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед
произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор
слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч...
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ЗВУКА В СЛОВЕ
Игра «Цветные ёжики»
Цель: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.
Описание: перед ребенком картинки, в названии которых есть звуки С и СЬ (или другие). Взрослый просит отдать синему ежику все картинки со звуком С, а зеленому - со звуком СЬ.
Игра «Эхо»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.
Оборудование: ширма.
Описание игры: взрослый предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Взрослый четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет. Также произносим и цепочки слогов.
Упражнение «Подними сигнал».
Цель: учить детей выделять согласный звук из ряда звуков, слогов, слов (началаи середины).
Описание: Детям предлагается поднять букву или фишку, когда они услышат
соответствующий звук.
Игра «Какой слог лишний?»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с
оппозиционными согласными.
Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)
Игра « А ну-ка, догадайся!»
Описание: Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч;
щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
Упражнение «Волшебные часы».
Цель: развивать навыки дифференциации согласных.
Описание: на больших часах закреплены картинки, в названии которых есть
дифференцируемые звуки. Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку с одним звуком в названии, другой – с другим.
Упражнение «Назови гласные».
Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, умение
дифференцировать гласные и согласные звуки.
Описание: педагог предлагает детям послушать слова и назвать гласные.
РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И
СИНТЕЗА
Определение количества слогов в слове, составление слов из разного
количества слогов
Упражнение «Раздели и забери».
Цель: развивать навык слогового анализа слов.
Описание: на наборном полотне выставляется комплект картинок с
изображениеми, например, стола, стула, шкафа, дивана, кровати, кресла, буфета, тумбы, комода. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, произнести слова, отхлопывая количество слогов в названиях мебели. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.
Игра с мячом «Поймай и сосчитай».
Цель: развивать навыки деления слов на слоги.
Описание: дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, произнося, например, название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем.
Игра «Построим пирамиду».
Цель: формировать умение определять количество звуков в словах.
Описание: педагог демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы
будем «строить» из картинок. На вершине должны быть картинки, названия
которых состоят из одного слога, ниже - из двух, еще ниже - из трех.
Игры на выделение места звука в слове.
Игра «Застегни пуговицу на рубашке»
На картонной плоскостной рубашке появляется карман – картинка. Взрослый
просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки –
пуговицы.
Игра «Клумба»
Взрослый показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на
первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове( клумба схематически изображена на листе цветного картона)
Упражнение «Утенок гуляет».
Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.
Описание: перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части.
Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Педагог объясняет, что он будет произносить слова, а дети ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.
В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...
Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза слов.
Эти упражнения использую на каждом уроке русского языка....

Система упражнений по развитию фонематического слуха
Даны виды упражнений для работы в начальной школе на этапе словарной работы по русскому языку...

Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...

Картотека игр и упражнений для формирования фонематических процессов у ребёнка
Подобраны игры и упражнения для формирования фонематического восприятия, анализа и представления....

Комплекс упражнений на развитие фонематических процессов
Комплекс предназначен для развития фонематических процессов на уроках обучения граммоте и русского языка....

Картотека дидактических игр и упражнений для развития когнитивных процессов у учащихся начальных классов с легкой степенью умственной отсталости
Собраны дидактические игры и упражнения для развития когнитивной сферы у детей с лёгкой умственной отсталостью в начальной школе....
