Картотека игр и упражнений по развитию фонематических процессов.
картотека по логопедии (1 класс)

Игонина Светлана Юрьевна

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ

«Где звучит?»

Описание: взрослый с погремушкой, колокольчиком или пищащей игрушкой

звучит с разных сторон. «Где звенит колокольчик? А где сейчас? Ну-ка,

посмотри».

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга,

деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их

звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами

(переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он

слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным

наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание игры: логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

 

Игра «Дятел», «Прохлопай, как я»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.

Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям

повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном

треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...

Игра «Иди-беги».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе

звучания.

Оборудование: бубен.

Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко.

Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бежит.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Дифференциация голосов по тембру.

Игра «Большой, средний, маленький»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: Взрослый выкладывает перед ребёнком трёх медведей

(картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л.

Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и

звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

 

Игра «Улиточка»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему

завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий отгадывает. Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.

Игра «Угадай, кто позвал».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей

подаёт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо

называя изучаемый звук). Водящий угадывает, кто произносил.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ

Игра «Будь внимателен»

Цель: развитие речевого внимания.

Описание игры: взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их

речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не

совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.

Игра «Слушай и выполняй»

Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.

Описание игры: взрослый называет действия, которые должен выполнить

ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ

Игра «Внимательные ушки»

Описание игры: Вариант 1 - Взрослый предлагает детям прослушать и

запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на доске картинки:

сом – дом – лом

мак – рак – лак

кот – кит – кит – кот

крыша – крыса – крыса – крыша – крыса

коза – коса – коса - коса

Вариант 2 - Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово

неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...

Игра «Рифмочки и рифмушки»

Описание игры: взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки,

проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по

картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.

Игра «Какое слово лишнее?»

Описание игры: из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети

должны назвать то, которое отличается от остальных:

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

Игра «Самое короткое слово»

Описание игры: взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово

самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ

СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА

ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

Игра «Самое длинное слово»

Описание игры: взрослый произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют

самое длинное слово.

ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР

ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА

МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

 Игра « Добрый слон».

Цель: развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких позвучанию:

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

 Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

Вот картина, вот…( корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …( букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …( томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …( мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …( книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …( обед, кларнет, винегрет).

( Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра «Запретное слово»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Описание игры: дети встают полукругом, взрослый предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед

произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор

слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч...

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ,

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ЗВУКА В СЛОВЕ

Игра «Цветные ёжики»

Цель: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.

Описание: перед ребенком картинки, в названии которых есть звуки С и СЬ (или другие). Взрослый просит отдать синему ежику все картинки со звуком С, а зеленому - со звуком СЬ.

Игра «Эхо»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.

Оборудование: ширма.

Описание игры: взрослый предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Взрослый четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет. Также произносим и цепочки слогов.

Упражнение «Подними сигнал».

Цель: учить детей выделять согласный звук из ряда звуков, слогов, слов (началаи середины).

Описание: Детям предлагается поднять букву или фишку, когда они услышат

соответствующий звук.

Игра «Какой слог лишний?»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с

оппозиционными согласными.

Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)

 

Игра « А ну-ка, догадайся!»

Описание: Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч;

щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

Упражнение «Волшебные часы».

Цель: развивать навыки дифференциации согласных.

Описание: на больших часах закреплены картинки, в названии которых есть

дифференцируемые звуки. Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку с одним звуком в названии, другой – с другим.

Упражнение «Назови гласные».

Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, умение

дифференцировать гласные и согласные звуки.

Описание: педагог предлагает детям послушать слова и назвать гласные.

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И

СИНТЕЗА

Определение количества слогов в слове, составление слов из разного

количества слогов

Упражнение «Раздели и забери».

Цель: развивать навык слогового анализа слов.

Описание: на наборном полотне выставляется комплект картинок с

изображениеми, например, стола, стула, шкафа, дивана, кровати, кресла, буфета, тумбы, комода. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, произнести слова, отхлопывая количество слогов в названиях мебели. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.

Игра с мячом «Поймай и сосчитай».

Цель: развивать навыки деления слов на слоги.

Описание: дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, произнося, например, название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем.

Игра «Построим пирамиду».

Цель: формировать умение определять количество звуков в словах.

Описание: педагог демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы

будем «строить» из картинок. На вершине должны быть картинки, названия

которых состоят из одного слога, ниже - из двух, еще ниже - из трех.

Игры на выделение места звука в слове.

Игра «Застегни пуговицу на рубашке»

На картонной плоскостной рубашке появляется карман – картинка. Взрослый

просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки –

пуговицы.

Игра «Клумба»

Взрослый показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на

первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове( клумба схематически изображена на листе цветного картона)

Упражнение «Утенок гуляет».

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Описание: перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части.

Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Педагог объясняет, что он будет произносить слова, а дети ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений по развитию фонематических процессов.  

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ

«Где звучит?»

Описание: взрослый с погремушкой, колокольчиком или пищащей игрушкой

звучит с разных сторон. «Где звенит колокольчик? А где сейчас? Ну-ка,

посмотри».

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга,

деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их

звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами

(переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он

слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным

наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание игры: логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

Игра «Дятел», «Прохлопай, как я»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.

Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям

повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном

треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...

Игра «Иди-беги».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе

звучания.

Оборудование: бубен.

Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко.

Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бежит.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Дифференциация голосов по тембру.

Игра «Большой, средний, маленький»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: Взрослый выкладывает перед ребёнком трёх медведей

(картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л.

Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и

звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

Игра «Улиточка»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему

завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий отгадывает. Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.

Игра «Угадай, кто позвал».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей

подаёт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо

называя изучаемый звук). Водящий угадывает, кто произносил.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ

Игра «Будь внимателен»

Цель: развитие речевого внимания.

Описание игры: взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их

речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не

совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.

Игра «Слушай и выполняй»

Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.

Описание игры: взрослый называет действия, которые должен выполнить

ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).
РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ

Игра «Внимательные ушки»

Описание игры: Вариант 1 - Взрослый предлагает детям прослушать и

запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на доске картинки:

сом – дом – лом

мак – рак – лак

кот – кит – кит – кот

крыша – крыса – крыса – крыша – крыса

коза – коса – коса - коса

Вариант 2 - Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово

неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...

Игра «Рифмочки и рифмушки»

Описание игры: взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки,

проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по

картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.

Игра «Какое слово лишнее?»

Описание игры: из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети

должны назвать то, которое отличается от остальных:

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

Игра «Самое короткое слово»

Описание игры: взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово

самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ

СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА

ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

Игра «Самое длинное слово»

Описание игры: взрослый произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют

самое длинное слово.

ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР

ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА

МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

 Игра « Добрый слон».

Цель: развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких позвучанию:

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

 Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

Вот картина, вот…( корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …( букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …( томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …( мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …( книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …( обед, кларнет, винегрет).

( Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра «Запретное слово»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Описание игры: дети встают полукругом, взрослый предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед

произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор

слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч...

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ,

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ЗВУКА В СЛОВЕ

Игра «Цветные ёжики»

Цель: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.

Описание: перед ребенком картинки, в названии которых есть звуки С и СЬ (или другие). Взрослый просит отдать синему ежику все картинки со звуком С, а зеленому - со звуком СЬ.

Игра «Эхо»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.

Оборудование: ширма.

Описание игры: взрослый предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Взрослый четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет. Также произносим и цепочки слогов.

Упражнение «Подними сигнал».

Цель: учить детей выделять согласный звук из ряда звуков, слогов, слов (началаи середины).

Описание: Детям предлагается поднять букву или фишку, когда они услышат

соответствующий звук.

Игра «Какой слог лишний?»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с

оппозиционными согласными.

Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)

Игра « А ну-ка, догадайся!»

Описание: Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч;

щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

Упражнение «Волшебные часы».

Цель: развивать навыки дифференциации согласных.

Описание: на больших часах закреплены картинки, в названии которых есть

дифференцируемые звуки. Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку с одним звуком в названии, другой – с другим.

Упражнение «Назови гласные».

Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, умение

дифференцировать гласные и согласные звуки.

Описание: педагог предлагает детям послушать слова и назвать гласные.

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И

СИНТЕЗА

Определение количества слогов в слове, составление слов из разного

количества слогов

Упражнение «Раздели и забери».

Цель: развивать навык слогового анализа слов.

Описание: на наборном полотне выставляется комплект картинок с

изображениеми, например, стола, стула, шкафа, дивана, кровати, кресла, буфета, тумбы, комода. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, произнести слова, отхлопывая количество слогов в названиях мебели. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.

Игра с мячом «Поймай и сосчитай».

Цель: развивать навыки деления слов на слоги.

Описание: дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, произнося, например, название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем.

Игра «Построим пирамиду».

Цель: формировать умение определять количество звуков в словах.

Описание: педагог демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы

будем «строить» из картинок. На вершине должны быть картинки, названия

которых состоят из одного слога, ниже - из двух, еще ниже - из трех.

Игры на выделение места звука в слове.

Игра «Застегни пуговицу на рубашке»

На картонной плоскостной рубашке появляется карман – картинка. Взрослый

просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки –

пуговицы.

Игра «Клумба»

Взрослый показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на

первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове( клумба схематически изображена на листе цветного картона)

Упражнение «Утенок гуляет».

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Описание: перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части.

Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Педагог объясняет, что он будет произносить слова, а дети ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Система упражнений по развитию фонематического слуха

Даны виды упражнений для работы в начальной школе на этапе словарной работы по русскому языку...

Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...

Картотека игр и упражнений для формирования фонематических процессов у ребёнка

Подобраны игры и упражнения для формирования фонематического восприятия, анализа и представления....

Комплекс упражнений на развитие фонематических процессов

Комплекс предназначен для развития фонематических процессов на уроках обучения граммоте и русского языка....

Картотека дидактических игр и упражнений для развития когнитивных процессов у учащихся начальных классов с легкой степенью умственной отсталости

Собраны дидактические игры и упражнения для развития когнитивной сферы у детей с лёгкой умственной отсталостью в начальной школе....