Комплекс упражнений на развитие фонематических процессов
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)

Громова Екатерина Георгиевна

Комплекс предназначен для развития фонематических процессов на уроках обучения граммоте и русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений

на развитие фонематических процессов

 

  1. Какой звук есть во всех словах?

Учитель произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук:

Шуба, коШка, мыШь, Шапка.

  1. «Назови лишние слово»

Звук А

Арбуз, ослик, автобус, азбука

Океан, ананас, апельсин, цветок

Абрикос, мыло, автомобиль, афиша

Айболит, аквариум, штаны, окно

  1. Каким звуком отличаются слова?        

уДочка – уТочка

мИшка-мЫшка

коЗа – коСа

Мак-Рак

4.. «Хлопни в ладоши».

Учитель  называет слова, а учащиеся  должен хлопнуть в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком:

Трактор, лак, рак, робот, лампа, мотор, стол.

5.«Слоговой аукцион».

Придумайте слова, начинающиеся со слога БУ ( бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино ).

6. Подберите похожие по звучанию рифмующиеся слова.

Мальчик – пальчик – зайчик

Медаль – педаль – деталь

Пелёнка – зелёнка – продлёнка

Боль – моль – соль – роль - ноль

7.Превращение слов.

Дочка, точка, почка, мочка, кочка, ночка.

8.Слово в слове. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово.

Столб - стол,                                  укол - кол,

 полк, волк, тепло, стол, клад, лампа, горсть, хлев, уточка.

9.Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

Мак, лак, рак, сон, душ

Каша, кино, кран, рука

Мышка, кошка, диван

10.Найти слова, в названии которых 3, 4, 5 звуков. (Например, на картинках)

  1. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором месте.

Рама, армия, парта, тундра, комар

  1. Составить из одного слова как можно больше слов.

 платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот .

  1. Игра « Путаница ». В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно.

ХОУПЛ (ЛОПУХ)

СМТО (МОСТ)

УГРША (ГРУША)

  1. Игра « Разведчик ».

Из заданного текста найти и назвать  только те слова, в которых есть данный звук.

  1. Игра « Добавь звук ».

Какое слово получится, если добавить звук [К] в конце слова:

вол - волк

рыба -

завтра -

пар –

14.Игра « Отними звук ».

Какое слово получится, если убрать первый звук:

косы – осы, крот – рот, смех - мех

15.«Цепочка слов».

Дети по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например : зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.

  1. «Собери слово»

Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам:

[м], [а], [к].

Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются.

  1. Выдели слово.

Учитель предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

  1. «Подумай, не торопись»

Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова  стол .

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова  сыр . (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний - а .

  1. Игры на развитие слогового анализа и синтеза.

Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово : па-

па-- (парк)

па--- (паром)

па---- (паруса);

  1. Переставьте звуки в словах, чтоб получилось другое слово:

пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак

  1. Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых есть заданный звук.

  1.  Определение место звука по отношению к другим звукам:

Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр .

  1.  Засели домики:

     

Учитель предлагает детям составить слова , в которых заданный звук будет в определенном месте в слове .

  1. Назови соседей звука ш в слове 

кОшКа,  крЫшА,  мАшИна,  камЫшИ.

  1. Слово рассыпалось на слоги:

ран ка даш,  

ши, на, ма

жи, на, пру

  1. Учитель читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый звук.

  1. Цифровой диктант.

Напиши цифрой, сколько букв в данном слове: мечта, рис, тень .

  1. Назови, какой звук слышится
  • между М и К в слове «мАк»;
  • Между С и О в слове «сТол».
  • Между  Уи О в слове «дуБок»

 

  1.  Дифференциация звуков сходных по звучанию (с-ш).

Записать слова в два столбика: в первый – слова со звуком [С], во второй - со звуком [Ш].

  1. Графический диктант. 

Учитель называет слово со звуком [С] или [Ш]. Дети называют соответствующую букву (С или Ш), а также цифру, указывающую какой по счету этот звук в слове.

Например: косынка С3 -вешалка - ШЗкарандаш - Ш8колбаса - С6ромашка Ш5камыш - Ш5посуда - СЗ и т.д.

  1. Определи слово на слух.  

 Слова подбираются в соответствии с темой урока .

доЧКа, молодой, коЧКа,  молоЧКо,  плечо, руЧКа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Комплекс игр и заданий для развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста

     Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся н...

Система упражнений по развитию фонематического слуха

Даны виды упражнений для работы в начальной школе на этапе словарной работы по русскому языку...

Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...

Картотека игр и упражнений для формирования фонематических процессов у ребёнка

Подобраны игры и упражнения для формирования фонематического восприятия, анализа и представления....

" Учебно- методический комплекс направленный на развитие фонематического слуха и логического мышления"

материалы республиканской научно- практической конференции " Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья" ( статья в сборнике)...