"ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КУРС «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ( ВАРИАНТ 2) 2 класс"
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Логопедический курс «Альтернативная коммуникация» для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КУРС «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ( ВАРИАНТ 2)
2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2) 1-4 классов составлена на основании нормативно-правовых документов:
-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
-Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
-10.07.2015 №26 Постановление "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
-примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственней отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель программы :
-создание оптимальных, наиболее благоприятных условий для формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, а также расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребёнка пределах.
Основные задачи программы по альтернативной коммуникации:
1) Учить овладевать доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
2) Научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
3) Коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, артикуляционной и мелкой моторики.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Федеральный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) гарантирует каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья реализацию права на образование, соответствующее его потребностям и возможностям в зависимости от степени тяжести нарушений психического развития, способности к освоению образования.
Современная наука говорит о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения, которые призван реализовать Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» формирует коммуникативные и речевые навыки расширяет жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребёнка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта.
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий, рассчитан на первые 2 – 3 недели учебного года.По итогам обследования формируются группы для логопедических занятий, которые комплектуются из детей, имеющих однородные нарушения речи с учетом уровня их общего развития и возраста.
Обучающиеся, зачисленные в логопедическую группу, посещают групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, согласно расписанию.
Логопедические занятия с детьми проводятся после учебных занятий (уроков) в соответствии с режимом дня и с учетом школьной нагрузки обучающихся. Программа предусматривает проведение групповых занятий во вторую половину дня. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество часов, предусмотренных учебным планом - 66 часов в учебном году в первом классе (2 часа в неделю), 68 часов во II - IV классах (2 часа в неделю).
Логопедическая работа ведется в тесном контакте с учителями, воспитателями, дефектологами, психологами и медицинскими работниками, с вовлечением родителей в коррекционную работу.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Содержание программы строится с учетом возможности выбора доступных средств коммуникации. Обучение исходит от реального предмета/объекта к абстрактному символу или жесту. Применяется метод постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач различного назначения).
Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором в данный момент находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению.
Реализация программы предполагает:
- Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы.
- Использование средств альтернативной коммуникации в процессе общения: предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатора, компьютерного устройства).
- Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
- Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание), благодарности, своих желаний; обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием с помощью мимики, жестов, звучащего предмета, предметного символа, графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма), карточек с напечатанными словами, компьютера (планшетного компьютера).
Коррекционная работа направлена на овладение вербальными и невербальными, альтернативными средствами коммуникации (экспрессивно-мимические, предметно-действенные средства общения, общение с помощью графических символов), формирование навыков глобального чтения и альтернативного письма.
В программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (68 час)
№ п/п | Раздел | Примерные темы занятий | Примерное содержание занятий |
1 четверть-16 час. | |||
1 | Обследование учащихся - 4 час. | 1.Изучение медицинских карт, сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии. 2.Обследование речи: -понимание обращённой речи. - внятность речи. -лексический строй речи.
-мелкая моторика рук. -общая координация движений. -мимика. 4.Обследование психических процессов. | Первичная диагностика |
2 | Жесты и символы: «Ребёнок и семья» - 10 час. | 1.Повторение жестов и символов «Дом, мама, папа» 2. Повторение жестов и символов «Брат, сестра, бабушка» 3. Знакомство с жестом и символом «Дедушка» 4. Знакомство с жестом и символом «Мужчина/Дядя» 5. Знакомство с жестом и символом «Женщина/Тётя» 6. Знакомство с жестом и символом «Мальчик» 7.Знакомство с жестом и символом «Девочка» 8 Знакомство с жестом и символом «Малыш» 9-10. Сюжетно-ролевые игры «Моя семья» | Использование доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи. Формирование первичных коммуникативных навыков. Семья, традиции, сюжетно-ролевые игры, обязанности членов семьи. |
3 | Жесты и символы: «Ребёнок и домашние животные» - 2 час. |
2.Знакомство с жестом и символом «Собака» | Использование доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи. Формирование первичных коммуникативных навыков. |
2 четверть 16 час. | |||
4 | Жесты и символы: «Ребёнок и его игрушки» - 3 час. | 1-2.Повторение жестов и символов «Кукла, кубики, мяч» 3. Игры с предметами | Использование доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи. Формирование первичных коммуникативных навыков. Игры с предметами, любимые игрушки. |
5. | Жесты и символы: «Еда» - 8 час. |
4.Знакомство с жестом и символом «Макароны»
8.Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол» | Использование доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи. Формирование первичных коммуникативных навыков. Культура поведения за столом, сюжетно-ролевые игры. |
6 | Жесты и символы: «Привычное окружение» - 5 час. | 1. Знакомство с жестом и символом «Дверь» 2. Знакомство с жестом и символом «Окно» 3. Знакомство с жестом и символом «Телевизор» 4. Знакомство с жестом и символом «Свет/Лампа» 5. Знакомство с жестами и символами «Телефон», «Звонить(по телефону)» | Использование доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи. Формирование первичных коммуникативных навыков. |
3 четверть 20 час. | |||
7 | Жесты и символы: «Еда» - 7 час. |
7.Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол» | Использование доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи. Формирование первичных коммуникативных навыков. Культура поведения за столом, сюжетно-ролевые игры. |
8 | Жесты и символы: «В столовой» -7 час. | 1. Знакомство с жестом и символом «Тарелка» 2.Знакомство с жестом и символом «Ложка» 3.Знакомство с жестом и символом «Вилка» 4.Знакомство с жестом и символом «Чашка» 5.Знакомство с жестом и символом «Нож» 6.Знакомство с жестом и символом «Резать (ножом)» 7.Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол» | Использование доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи. Формирование первичных коммуникативных навыков. Культура поведения за столом, сюжетно-ролевые игры. |
9 | Жесты и символы: «Привычное окружение» - 6 час. | 1. Знакомство с жестом и символом «Птица» 2. Знакомство с жестом и символом «Дерево» 3. Знакомство с жестом и символом «Цветок» 4.Повторение жестов и символов «Собака», «Кошка» 5-6.Сюжетно-ролевые игры | Использование доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи. Формирование первичных коммуникативных навыков. |
4 четверть 16 час. | |||
10 | Жесты и символы: «В школе» - 6 час. | 1.Знакомство с жестом и символом «Книга» 2.Знакомство с жестом и символом «Где?» 3.Знакомство с жестом и символом «Что?» 4.Знакомство с жестом и символом «Здесь» 5.Знакомство с жестом и символом «Там» 6.Знакомство с жестом и символом «И (союз)» | Использование доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи. Формирование первичных коммуникативных навыков. Знакомство с правилами поведения в школе. |
11 | Жесты и символы: «Свойства объектов» - 6 час. | 1.Знакомство с жестом и символом «Тёплый» 2.Знакомство с жестом и символом «Горячий» 3.Знакомство с жестом и символом «Холодный» 4.Знакомство с жестом и символом «Чистый» 5.Знакомство с жестом и символом «Грязный» 6.Сюжетно- ролевая игра | Использование доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи. Формирование первичных коммуникативных навыков. |
12 | Обследование учащихся - 4 час. | 1.Обследование речи: -понимание обращённой речи.
-лексический строй речи.
-мелкая моторика рук. -общая координация движений.
-мимика. 3.Понимание и использование альтернативных средств коммуникации | Итоговая диагностика |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2 )результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Ожидаемые результаты освоения программы.
У обучающихся будут сформированы:
1. Потребность в коммуникации.
2. Способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий,символов.
3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них жестом; использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;использовать графические изображения (символы) объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
4. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
5. Умение использовать вербальные средства коммуникации.
Основные требования к умениям обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
- понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, символов и т.д.;
- использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, символы, коммуникативные тетради;
- использовать вербальные средства общения (слово);
- использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;-понимать слова, обозначающие объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.);
- выполнять задания по словесной инструкции учителя;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
- выполнять развивающие упражнения для рук;
- выполнять графические упражнения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
2 класс
1.Положительное отношение к учителю, эмоционально-положительные проявления к коммуникативной ситуации.
2.Положительное отношение к использованию альтернативных средств коммуникации.
3.Умение активизировать и поддерживать контакт с окружением в ситуациях, приближенных к жизненному опыту обучающегося.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
2 класс
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- овладение оптико-кинетической, пара-и экстралингвистической системами знаков (взглядом, мимикой, жестами, пантомимикой, модуляцией голоса, вокализациями), дополнительными средствами альтернативной коммуникации (карточками, планшетом) для выражения своих желаний, потребности, обозначения интересов и отношения к окружающим;
- выполнение задания по словесной инструкции учителя.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в СИПР.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в СИПР, и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося по критериям:
-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен).
-действие выполняется ребенком:
- со значительной помощью взрослого;
- с частичной помощью взрослого;
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально);
- по подражанию или по образцу;
- самостоятельно.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.В работе активно используются: компьютерные программы, разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов.
Литература:
1.Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №3. - Цветная вкладка.
2.Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2007
3.Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008
4.Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Ребенок и мир растений. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008
5.Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Ребенок в школе. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008
6.Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Ребенок и его игрушки. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008
7.Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Ребенок и мир животных. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008
8.Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. - СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004
9.Дедюхина, Г.В. Кириллова, Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997
10.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Нисневич, Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001
11.Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006
12.Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1 - М.: ВЛАДОС, 2005
13.Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 2 - М.: ВЛАДОС, 2005
14.Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДАС, 2003. -280с.: ил.
15.Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми /СПб: Союз, 2011
16.Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011
17.Кириллова, Е.В. Начальные этапы коррекционной работы с безречевыми детьми / / Логопедия. 2005. № 3 (9) Кириллова, Е.В. К вопросу о дифференциальной диагностике безречевых детей / / Детская и подростковая реабилитация. 2007. № 1 (8)
18.Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. - М.: ВЛАДОС, 2003
19.Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
20.Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2012
21.Маллер, А.Р., Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. М.: «Академия», 2003
22.Матвеева, О.В. Альтернативная коммуникация (из практики работы). // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №7. - С. 42 - 47.
23.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010
24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова идр.; Подред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предметам для обучающегося с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 4 класса.
Адаптированная рабочая программа и календарно тематическое планирование для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающегося c умственной отсталостью (интеллектуа...
Рабочая программа по математике для обучающихся с легкими интеллектуальными нарушениями (вариант 1) для 1 (доп.) класса
Математика является одним из ведущих учебных предметов в школе, основная цель которой – социальная реабилитация и адаптация детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ...

Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"
Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.
Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Программа "Русский язык" входит в предметную область "Язык и речевая практик...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.
Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Поограмма входит в предметную область "Обществознание" и относится к обязательной...
