"ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КУРС «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ( ВАРИАНТ 2) 2 класс"
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Белякова Светлана Викторовна

Логопедический курс «Альтернативная коммуникация» для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

 
2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommunikatsiya_2_klass.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КУРС  «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С  УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ( ВАРИАНТ 2)

2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2) 1-4 классов составлена на основании нормативно-правовых документов:

-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

-Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

-10.07.2015 №26 Постановление "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

-примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственней отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

         Цель программы :

-создание оптимальных, наиболее благоприятных условий для формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, а также расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребёнка пределах.

         Основные задачи программы по альтернативной  коммуникации:

1)        Учить овладевать доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.

2)        Научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

3)        Коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, артикуляционной и мелкой моторики.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

         Федеральный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) гарантирует каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья реализацию права на образование, соответствующее его потребностям и возможностям в зависимости от степени тяжести нарушений психического развития, способности к освоению образования.

         Современная наука говорит о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения, которые призван реализовать Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

         У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

           Программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» формирует коммуникативные и речевые навыки расширяет жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребёнка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта.

МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

          Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий, рассчитан на первые 2 – 3 недели учебного года.По итогам обследования формируются группы для логопедических занятий, которые комплектуются из детей, имеющих однородные нарушения речи с учетом уровня их общего развития и возраста.

         Обучающиеся, зачисленные в логопедическую группу, посещают групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, согласно расписанию.

         Логопедические занятия с детьми проводятся после учебных занятий (уроков) в соответствии с режимом дня и с учетом школьной нагрузки обучающихся. Программа предусматривает проведение групповых занятий во вторую половину дня. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество часов, предусмотренных учебным планом - 66 часов в учебном году в первом классе (2 часа в неделю), 68 часов во II - IV классах (2 часа в неделю).

         Логопедическая  работа ведется в тесном контакте с учителями, воспитателями, дефектологами, психологами и медицинскими работниками,  с вовлечением родителей в коррекционную работу.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Содержание программы строится с учетом возможности выбора доступных средств коммуникации. Обучение исходит от реального предмета/объекта к абстрактному символу или жесту. Применяется метод постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач различного назначения).

Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором в данный момент находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению.

Реализация программы предполагает:         

- Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы.

- Использование средств альтернативной коммуникации в процессе общения: предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатора, компьютерного устройства).

- Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

- Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание), благодарности, своих желаний; обращение  за помощью,  ответы на вопросы с  использованием с помощью мимики, жестов, звучащего предмета, предметного символа, графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма), карточек с напечатанными словами, компьютера (планшетного компьютера).

Коррекционная работа направлена на овладение вербальными и невербальными, альтернативными  средствами коммуникации  (экспрессивно-мимические, предметно-действенные средства общения,  общение с помощью графических символов), формирование навыков глобального чтения и альтернативного письма.

           В программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы  коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности  развития  детской  речи  применительно  к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • принцип  коррекции  и  компенсации,  позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  • деятельностный   принцип,   определяющий   ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс (68 час)

п/п

Раздел

Примерные темы занятий

Примерное содержание занятий

1 четверть-16 час.

1

Обследование учащихся - 4 час.

1.Изучение медицинских карт, сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии.

2.Обследование речи:

-понимание обращённой речи.

- внятность речи.

-лексический строй речи.

  1. Психомоторное развитие:

-мелкая моторика рук.

-общая координация движений.

-мимика.

4.Обследование психических процессов.

Первичная диагностика

2

Жесты и символы: «Ребёнок и семья» - 10 час.

1.Повторение жестов и символов «Дом, мама, папа»

2. Повторение жестов и символов «Брат, сестра, бабушка»

3. Знакомство с жестом и символом «Дедушка»

4. Знакомство с жестом и символом «Мужчина/Дядя»

5. Знакомство с жестом и символом «Женщина/Тётя»

6. Знакомство с жестом и символом «Мальчик»

7.Знакомство с жестом и символом «Девочка»

8 Знакомство с жестом и символом «Малыш»

9-10. Сюжетно-ролевые игры «Моя семья»

Использование

доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи.

Формирование первичных коммуникативных навыков.

Семья, традиции, сюжетно-ролевые игры, обязанности членов семьи.

3

Жесты и символы: «Ребёнок и домашние животные» - 2 час.

  1. Знакомство с жестом и символом «Кошка»

2.Знакомство с жестом и символом «Собака»

Использование

доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи.

Формирование первичных коммуникативных навыков.

2 четверть 16 час.

4

Жесты и символы: «Ребёнок и его игрушки» - 3 час.

1-2.Повторение жестов и символов «Кукла, кубики, мяч»

3. Игры с предметами

Использование

доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи.

Формирование первичных коммуникативных навыков.

Игры с предметами, любимые игрушки.

5.

Жесты и символы: «Еда» - 8 час.

  1. Знакомство с жестом и символом «Хлеб»
  2. Знакомство с жестом и символом «Суп»
  3. Знакомство с жестом и символом «Яблоко»

4.Знакомство с жестом и символом «Макароны»

  1. Знакомство с жестом и символом «Пирог»
  2. Знакомство с жестом и символом «Молоко»
  3. Знакомство с жестом и символом «Чай»

8.Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол»

Использование

доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи.

Формирование первичных коммуникативных навыков.

Культура поведения за столом, сюжетно-ролевые игры.

6

Жесты и символы: «Привычное окружение» - 5 час.

1. Знакомство с жестом и символом «Дверь»

2. Знакомство с жестом и символом «Окно»

3. Знакомство с жестом и символом «Телевизор»

4. Знакомство с жестом и символом «Свет/Лампа»

5. Знакомство с жестами и символами «Телефон», «Звонить(по телефону)»

Использование

доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи.

Формирование первичных коммуникативных навыков.

3 четверть 20 час.

7

Жесты и символы: «Еда» - 7 час.

  1. Знакомство с жестом и символом «Каша»
  2. Знакомство с жестом и символом «Банан»
  3. Знакомство с жестом и символом «Картошка»
  4. Знакомство с жестом и символом «Йогурт»
  5. Знакомство с жестом и символом «Яйцо»
  6. Знакомство с жестом и символом «Сок»

7.Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол»

Использование

доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи.

Формирование первичных коммуникативных навыков.

Культура поведения за столом, сюжетно-ролевые игры.

8

Жесты и символы: «В столовой» -7 час.

1. Знакомство с жестом и символом «Тарелка»

2.Знакомство с жестом и символом «Ложка»

3.Знакомство с жестом и символом «Вилка»

4.Знакомство с жестом и символом «Чашка»

5.Знакомство с жестом и символом «Нож»

6.Знакомство с жестом и символом «Резать (ножом)»

7.Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол»

Использование

доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи.

Формирование первичных коммуникативных навыков.

Культура поведения за столом, сюжетно-ролевые игры.

9

Жесты и символы: «Привычное окружение» - 6 час.

1. Знакомство с жестом и символом «Птица»

2. Знакомство с жестом и символом «Дерево»

3. Знакомство с жестом и символом «Цветок»

4.Повторение жестов и символов «Собака», «Кошка»

5-6.Сюжетно-ролевые игры

Использование

доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи.

Формирование первичных коммуникативных навыков.

4 четверть 16 час.

10

Жесты и символы: «В школе» - 6 час.

1.Знакомство с жестом и символом «Книга»

2.Знакомство с жестом и символом «Где?»

3.Знакомство с жестом и символом «Что?»

4.Знакомство с жестом и символом «Здесь»

5.Знакомство с жестом и символом «Там»

6.Знакомство с жестом и символом «И (союз)»

Использование

доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи.

Формирование первичных коммуникативных навыков.

Знакомство с правилами поведения в школе.

11

Жесты и символы: «Свойства объектов» - 6 час.

1.Знакомство        с        жестом и символом «Тёплый»

2.Знакомство        с        жестом и символом «Горячий»

3.Знакомство        с        жестом и символом «Холодный»

4.Знакомство        с        жестом и символом «Чистый»

5.Знакомство        с        жестом и символом «Грязный»

6.Сюжетно- ролевая игра

Использование

доступных жестов для передачи сообщений. Соотносить жест со словом. Развитие понимания ситуативной и бытовой речи.

Формирование первичных коммуникативных навыков.

12

Обследование учащихся - 4 час.

1.Обследование речи:

 -понимание обращённой речи.

  • внятность речи.

-лексический строй речи.

  1. Психомоторное развитие:

   -мелкая моторика рук.

-общая координация движений.

  • артикуляционная моторика;

-мимика.

3.Понимание и использование альтернативных средств коммуникации

Итоговая диагностика

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

             В        соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2 )результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Ожидаемые результаты освоения программы.

У обучающихся будут сформированы:

1.        Потребность в коммуникации.

2.        Способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий,символов.

3.        Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них жестом; использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;использовать графические изображения (символы) объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

4.        Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

5.        Умение использовать вербальные средства коммуникации.

Основные требования к умениям обучающихся.

Обучающиеся должны уметь:

-        понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, символов и т.д.;

-        использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, символы, коммуникативные тетради;

-        использовать вербальные средства общения (слово);

-        использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;-понимать слова, обозначающие объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.);

-        выполнять задания по словесной инструкции учителя;

-        правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

-        выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

-        выполнять развивающие упражнения для рук;

-        выполнять графические упражнения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

2 класс

1.Положительное отношение к учителю, эмоционально-положительные проявления к коммуникативной ситуации.

2.Положительное отношение к использованию альтернативных средств коммуникации.

3.Умение активизировать и поддерживать контакт с окружением в ситуациях, приближенных к жизненному опыту обучающегося.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

2 класс

- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

- овладение оптико-кинетической, пара-и экстралингвистической системами знаков (взглядом, мимикой, жестами, пантомимикой, модуляцией голоса, вокализациями), дополнительными средствами альтернативной коммуникации (карточками, планшетом) для выражения своих желаний, потребности, обозначения интересов и отношения к окружающим;

- выполнение задания по словесной инструкции учителя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ

 КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

       Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в  СИПР.

       Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в  СИПР, и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося по критериям:

-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен).

-действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого;

- с частичной помощью взрослого;

- по последовательной инструкции (по изображению или вербально);

- по подражанию или по образцу;

- самостоятельно.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

          Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.В работе активно используются: компьютерные программы, разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов.

Литература:

1.Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №3. - Цветная вкладка.

2.Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2007

3.Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008

4.Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Ребенок и мир растений. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008

5.Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Ребенок в школе. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008

6.Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Ребенок и его игрушки. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008

7.Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Ребенок и мир животных. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008

8.Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. - СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004

9.Дедюхина, Г.В. Кириллова, Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997

10.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Нисневич, Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001

11.Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной.        - 2-е        изд. - М.: Экзамен, 2006

12.Иншакова,        О.Б.        Развитие и коррекция графо-моторных навыков        у        детей 5-7 лет. Часть        1        - М.:        ВЛАДОС, 2005

13.Иншакова,        О.Б.        Развитие и коррекция графо-моторных навыков        у        детей 5-7 лет. Часть        2        - М.:        ВЛАДОС, 2005

14.Иншакова,        О.Б.        Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр        ВЛАДАС, 2003. -280с.:        ил.

15.Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми /СПб: Союз, 2011

16.Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011

17.Кириллова, Е.В. Начальные этапы коррекционной работы с безречевыми детьми / / Логопедия. 2005. № 3 (9) Кириллова, Е.В. К вопросу о дифференциальной диагностике безречевых детей / / Детская и подростковая реабилитация. 2007. № 1 (8)

18.Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. - М.: ВЛАДОС, 2003

19.Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

20.Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2012

21.Маллер, А.Р., Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. М.: «Академия», 2003

22.Матвеева, О.В. Альтернативная коммуникация (из практики работы). // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №7. - С. 42 - 47.

23.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010

24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова идр.; Подред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предметам для обучающегося с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 4 класса.

Адаптированная рабочая программа  и календарно тематическое планирование для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающегося c умственной отсталостью (интеллектуа...

Рабочая программа по математике для обучающихся с легкими интеллектуальными нарушениями (вариант 1) для 1 (доп.) класса

Математика является одним из ведущих учебных предметов в школе, основная цель которой – социальная реабилитация и адаптация детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ...

Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"

Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.

Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Программа "Русский язык" входит в предметную область "Язык и речевая практик...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.

Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Поограмма входит в предметную область "Обществознание" и относится к обязательной...