Формирование коммуникативных умений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на логопедических занятиях.
статья по логопедии

Развитие коммуникативных умений представляет большую значимость для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т.к. если ребёнок будет способен выразить свои желания, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научится жить в нем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных умений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на логопедических занятиях.

Познавательные процессы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными) нарушениями формируются в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции развиваются замедленно и обладают своеобразными чертами.

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является формирование коммуникативной компетенции (через коммуникативные учебные действия), которая позволит обучающимся данной категории успешно подготовиться к самостоятельной жизни, овладеть доступными видами труда, социализироваться в обществе. Для детей с умственной отсталостью это  представляет большую значимость, т.к. если ребёнок будет способен выразить свои желания, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научится жить в нем.

Логопедическая работа в школе проводится с позиций учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его возможностей. Главной задачей логопедических занятий является формирование субъекта полноценной речевой деятельности. Речевая деятельность ребенка включает с одной стороны произношение (звуки, слоги, слова, предложения), а с другой - свободное, осознанное использование детьми в своей речи изученного материала, ведь «коммуникация, общение» – это не только произнесение слов, данные понятия предполагают умение слушать и понимать, умение наблюдать очередность в разговоре. На коррекционных логопедических занятиях обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  учатся не только говорить, но и слушать других людей.

Коррекционная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями стандартными методами и приемами не всегда имеет положительный и устойчивый эффект. Для успешной и эффективной коррекционной работы на логопедических занятиях с детьми нужна специальная среда, стимулирующая их познавательную и  речевую активность. Специалисты в области коррекционной педагогики  неоднократно акцентируют внимание на том факте, что быстрее усваивается и прочнее держится в памяти то, что было ярким эмоционально, доступным, интересным и в чем ребенок активно участвовал.  

Важным условием организации коррекционной работы с обучающимися является создание предметно-развивающей среды для занятий с учётом возрастных  и индивидуальных особенностей развития детей, коррекционной направленности обучающего процесса, современных принципов построения предметно-развивающей среды.

При проведении коррекционной работы по формированию коммуникативных умений необходимо опираться на следующие подходы:

- социокультурный (формирование коммуникативных умений через усвоение норм, образцов взаимодействия, принятых в обществе, т.е. коммуникативные навыки развиваются в контексте социокультурной среды, которая включает как образовательную среду школы, так и внешние факторы);

- интегративный (взаимосвязь всех предметных областей для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- прагматический (создание специальных условий, при которых ребёнок хочет вступить в коммуникацию и при этом в его арсенале имеются доступные средства общения);

- ситуативный (использование естественных ситуаций приветствия, прощания и др.) или создание специальных ситуаций (ситуация знакомства);

- инструментальный (жесты, картинные символы,  пиктограммы и др.).

В процессе коррекционного воздействия важно применять индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий как вариативные уровни сформированности коммуникативных умений, так и индивидуальные психологические особенности каждого обучающегося. Специалистом создаются условия, способствующие пробуждению у обучающихся коммуникативной активности (поддерживаться и поощряется любая коммуникативная активность),  интереса к предметному миру и человеку. Так неговорящие дети имеют ограниченные возможности формирования навыков взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в познавательном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия недоступна таким обучающимся. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, также активизировать его участие в коррекционно - педагогическом процессе.

Чем бы ни занимался ребенок на занятии, необходимо обращать внимание на его речь. Речь формируется в деятельности, в неразрывной связи с остальными психическими процессами. Основное, чего должен добиваться специалист от детей, -это не только умение произносить слова, но и осмысливать их, чтобы речь не превращалась в набор заученных и непонятных слов. Общение должно стать важной частью всех взаимоотношений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) со сверстниками и взрослыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме: Одежда. Головные уборы.

В конспекте представлены игры и упражнения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия»

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающ...

Приёмы формирования смыслового чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в старших классах

Смысловое (продуктивное) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, ул...

Методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

1. Обязательно установите личный контакт с детьми:обращайтесь по имени;занимайте позицию на уровне глаз ребенка;используйте тактильное прикосновение2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже ...