Методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
методическая разработка (3 класс)
1. Обязательно установите личный контакт с детьми:
- обращайтесь по имени;
- занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
- используйте тактильное прикосновение
2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.
- всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
- не возникает ли желание его перебить?
- не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
- проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.
3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:
- исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
- обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
- постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1. Обязательно установите личный контакт с детьми:
- обращайтесь по имени;
- занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
- используйте тактильное прикосновение
2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.
- всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
- не возникает ли желание его перебить?
- не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
- проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.
3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:
- исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
- обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
- постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)
4. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.
5. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:
- как часто вы улыбаетесь детям;
- способны ли вы смеяться вместе с детьми;
- как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.
6. Учитесь видеть себя со стороны:
- чаще анализируйте собственную деятельность;
- стремитесь ставить себя на место ребенка;
- развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.
7. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:
- быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
- ясно и понятно излагать доводы детям;
- проявлять выдержку и терпение.
Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.
8. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:
- требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
- наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
- оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");
- возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");
- предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
- вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".
9.Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:
- предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
- ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
- выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
- разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").
10. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:
- непонимание психологической ситуации, настроения детей;
- недостаточная саморегуляция;
- несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к урокам. 1-4 классы. ОВЗ. Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Методические рекомендации к урокам.1-4 классы. ОВЗ. Обучающихся с умственнной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)....

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Общие рекомендации педагогам начальных классов по работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Общие рекомендации педагогам начальных классов по работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Методические рекомендации родителям по формированию коммуникативных навыков детей с умственной отсталостью
Материал содержит методические рекомендации родителям по формированию коммуникативных навыков детей с умственной отсталостью...

Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “З...

Развитие коммуникативно-речевой компетенции у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством применения программно-дидактического комплекса ЛОГОМЕР, МЕРСИБО РИТМ
laquo;Логомер» — это индивидуализированная цифровая образовательная среда для кабинета логопеда и дефектолога. Игры Мерсибо можно использовать в коррекционной деятельности прак...
Формирование коммуникативных умений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на логопедических занятиях.
Развитие коммуникативных умений представляет большую значимость для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т.к. если ребёнок будет способен выразить свои желания, попрос...
