Нейропсихологический подход в коррекции дислексии
презентация к уроку по логопедии

Коваленко Наталья Владимировна

Данная методическая разработка представляет серию ЭОР в формате Power Point: 5 презентаций.

Целевая аудитория: старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, испытывающие трудности в овладении навыками правильного, беглого чтения.

Дополнительное оборудование: кинезиологические мячики или мешочки, доска  Бильгоу, метроном.

Предварительная работа: освоить основные приемы работы с нейромячиками и нейромешочками, работу на балансире.

Каждая презентация состоит из двух блоков: 1 блок – 9 слов на слайде, 2 блок – 25 слов на слайде. Слайды с анимацией запускаются щелчком мыши.

Принцип работы: стоя на балансире ребенок читает слова в указанном направлении, отбивая каждое слово мячём об пол или подкидывая/перекладывая нейромешочек. Усложнение: работаем под метроном.

Подбор речевого материала в презентациях основан на классификации слоговой структуры слова по А.К. Марковой. Рекомендуем начинать работу с 3 класса слоговой структуры, так как в этих словах нет привязки к ударению.

В работе сделан акцент на правильность прочитывания окончаний слов, так как это одна из самых распространенных ошибок при чтении, что затрудняет понимание прочитанного.

При необходимости можно адаптировать речевой материал: разделить слова на слоги, увеличить время показа слов и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx16.66 КБ
Файл metodika_raboty_s_neyromyachikami.docx14.52 КБ
Файл 1._slova_3_sss.ppsx282.5 КБ
Файл 2._slova_1_sss.ppsx923.75 КБ
Файл 3._slova_2_sss.ppsx872.03 КБ
Файл 4._slova_4_sss.ppsx281.78 КБ
Файл 5._slova_5_sss.ppsx213 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» ПОЖАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Адрес: 692001, пгт Лучегорск, 1 микрорайон, дом 12

ИНН/КПП 2526007997/252601001, ОГРН1032501147744, ОКПО 39864403

Телефон: (842357)36-6-66 (факс); (842357)36-4-03, сайт: http://lschool2.edusite.ru; E-mail: Luch2-25@yandex.ru

«Нейропсихологический подход к коррекции дислексии»

Учитель-логопед, учитель-дефектолог

МОБУ СОШ № 2 Пожарского

муниципального округа

Коваленко Наталья Владимировна

пгт Лучегорск, 2024 г.

Пояснительная записка

Дислексия — это специфическое расстройство, которое затрудняет освоение навыков чтения и письма. Она не связана с уровнем интеллекта или мотивацией ребёнка, а обусловлена особенностями работы мозга. Дети и взрослые с дислексией испытывают трудности в распознавании и обработке письменных символов, что может приводить к проблемам в обучении. В этой ситуации помощь нейропсихолога становится ключевым фактором для преодоления этих трудностей и адаптации человека к процессу обучения.

Важно понимать, что дислексия может проявляться по-разному: у кого-то больше страдает фонематическое восприятие, у кого-то — пространственная организация, у других — оперативная память.

Специалист использует упражнения, направленные на укрепление слабых когнитивных функций, активизацию резервов мозга. Например, могут применяться задания на координацию движений, развитие зрительного восприятия и пространственной ориентации. Это позволяет улучшить общую способность к чтению

Ребёнок с дислексией часто сталкивается с низкой самооценкой, особенно если его учебные достижения не соответствуют ожиданиям. Нейропсихолог помогает ребёнку принять себя и развивать уверенность, объясняет, что дислексия — это не приговор, а особенность, с которой можно жить и эффективно учиться.

Помощь нейропсихолога при дислексии — это важный и необходимый этап на пути к адаптации ребёнка с этим расстройством. Своевременная диагностика, разработка индивидуальной программы коррекции и психологическая поддержка могут существенно улучшить качество жизни ребёнка, его успехи в школе и уверенность в себе.

Данная методическая разработка представляет серию ЭОР в формате Power Point: 5 презентаций.

Целевая аудитория: старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, испытывающие трудности в овладении навыками правильного, беглого чтения.

Дополнительное оборудование: кинезиологические мячики или мешочки, доска  Бильгоу, метроном.

Предварительная работа: освоить основные приемы работы с нейромячиками и нейромешочками, работу на балансире.

Каждая презентация состоит из двух блоков: 1 блок – 9 слов на слайде, 2 блок – 25 слов на слайде. Слайды с анимацией запускаются щелчком мыши.

Принцип работы: стоя на балансире ребенок читает слова в указанном направлении, отбивая каждое слово мячём об пол или подкидывая/перекладывая нейромешочек. Усложнение: работаем под метроном.

Подбор речевого материала в презентациях основан на классификации слоговой структуры слова по А.К. Марковой. Рекомендуем начинать работу с 3 класса слоговой структуры, так как в этих словах нет привязки к ударению.

В работе сделан акцент на правильность прочитывания окончаний слов, так как это одна из самых распространенных ошибок при чтении, что затрудняет понимание прочитанного.

При необходимости можно адаптировать речевой материал: разделить слова на слоги, увеличить время показа слов и т.д.

  



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАБОТЫ С НЕЙРОМЯЧИКАМИ И НЕЙРОМЕШОЧКАМИ

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЯЧИКИ

Основные виды захвата мяча

1.      «Чашечка» - рука ладонью вверх, расположена в виде чашечки (пальцы рук слегка согнуть).

2.      «Стакан» - рука располагается, как будто держит стакан с водой (большой палец с одной стороны, сложенные вместе 4 оставшиеся – с другой).

3.      «Крабик» - захват ладонью вниз (мяч обхвачен рукой сверху).

Упражнения на развитие координации «рука-глаз» и тренировки внимательности.

1.      Броски вниз разными захватами, разными руками по одной и двумя одновременно, с хлопком и без.

2.      Броски «в форме буквы П». Удары мяча и движение рук напоминают букву П: отбиваем мяч о пол левой рукой, перекладываем мяч в правую руку в горизонтальной плоскости и отбиваем мяч о пол правой рукой. Аналогично можно бросать мяч по треугольной траектории или по форме ромба.

Упражнения на развитие межполушарных связей.

Различные броски мячей в разных захватах разными руками. Например:

- одновременно подбрасываем два мяча вверх / одновременно кидаем вниз;

- левая рука кидает вверх, правая вниз;

- перебрасываем мячики друг другу в паре в соответствующие руки или противоположные;

Упражнения с данными мячиками развивают:

- как мелкую, так и крупную моторику;

- координацию «рука-глаз»;

- чувство ритма;

- внимательность и сосредоточенность;

- фонематический слух;

- межполушарное взаимодействие;

-функции переработки кинестетической, слуховой и зрительно-пространственной информации;

- выравнивает тонус мышц в руке

В результате упражнений у детей улучшается настроение, общая успеваемость, налаживается поведение, повышается концентрация и устойчивость внимания, снижается импульсивность, развиваются когнитивные функции, улучшаются навыки чтения и письма, дети становятся более собранными. У взрослых людей отмечается повышение работоспособности, уменьшение стресса, благотворное влияние на головной мозг, сосудистую систему и физическое состояние в целом.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕШОЧКИ

Мешочки с песком – это классический спортивный инвентарь. Широко применяется в детских учреждениях на занятиях физкультурой, специалистами, работающими с детьми, на занятиях ЛФК.

Упражнения с мешочками позволяют сделать увлекательными занятия по физической коррекции тела и развитию двигательного опыта ребенка.

Прямая осанка, ловкость, прыжки, работа в паре и в команде, концентрация внимания, крупная моторика, профилактика плоскостопия - это и многое другое вы сможете отрабатывать с детьми на своих занятиях. 

Упражнения на развитие координации «рука-глаз» и тренировки внимательности.

1.      Броски вверх  разными руками по одной и двумя одновременно, с хлопком и без.

2.      Жонглирование, последовательное подбрасывание 2 или 3 мешочков с быстрым перехватом.

3.      Броски в цель: на стене или на полу.

Упражнения на укрепления контроля над своим телом.

 1. Подбрасывание мешочка одной рукой, второй рукой на каждое подбрасывание менять её положение – вдоль тела, на пояс, на плечо, вверх и потом в обратном направлении.

 2. Ползти с удержанием мешочка на спине.

 3. Пройти с удержанием мешочка на голове. 

Упражнения на стимуляцию двигательных навыков.

1.      Собрать мешочки с пола.

2.      Закинуть мешочек в корзину.

3.      Проползти змейкой по извилистой линии, огибая и не задевая телом мешочки.

4.      Используйте мешочки в эстафетах. 

Мозжечковая стимуляция и укрепление вестибулярного аппарата.

Добавьте к работе с различными упражнениями с мешочками различного типа балансборды. Балансируя ребенок учится чувствовать своё тело и заставляет быть максимально собранным при выполнении любого упражнения.

Упражнения с кинезиологическими мешочками - это:

- развитие мелкой  и крупной моторики;

- выравнивание тонуса мышц кистей, а значит подготовка руки к письму;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие внимательности и сосредоточенности;

- воспитывается острота мышечных ощущений;

- развивается двигательная сноровка;

- способность управлять движениями и дифференцировать усилия;

-развитие пространственного восприятия. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нейропсихологический подход к коррекции дислексии » Часть 1 Слова 3 класса слоговой структуры слова (по А.К. Марковой) Учитель-логопед, учитель-дефектолог МОБУ СОШ № 2 Пожарского муниципального округа Коваленко Наталья Владимировна

Слайд 2

СОК СОМ СОН БАК МАК РАК БУК СУК ТУК

Слайд 3

КОС МОС НОС КАБ КАМ КАР КУБ КУС КУТ

Слайд 5

СОК СОМ СОН БАК МАК РАК БУК СУК ТУК

Слайд 6

СО . СО . СО . . АК . АК . АК Б . К С . К Т . К

Слайд 7

СОК РАК БАК ТУК СОН БУК МАК СУК СОМ

Слайд 8

СОК СОМ СОН НОС РОС БАК МАК РАК ТАК ЛАК БУК СУК ТУК ЛУК ЖУК РОВ РОТ РОК РОС РОМ СЫР СЫН СЫТ СОР МОР

Слайд 9

СОК СОМ СОН НОС РОС БАК МАК РАК ТАК ЛАК БУК СУК ТУК ЛУК ЖУК РОВ РОТ РОК РОС РОМ СЫР СЫН СЫТ СОР МОР

Слайд 11

КОС МОС НОС СОН СОР КАБ КАМ КАР КАТ КАЛ КУБ КУС КУТ КУЛ КУЖ ВОР ТОР КОР СОР МОР РЫС НЫС ТЫС РОС РОМ

Слайд 12

СОК СОМ СОН НОС РОС БАК МАК РАК ТАК ЛАК БУК СУК ТУК ЛУК ЖУК РОВ РОТ РОК РОС РОМ СЫР СЫН СЫТ СОР МОР

Слайд 13

СОК ЛУК РОС РОВ РАК СОР СУК СЫН СОМ РОМ БУК РОК НОС БАК РОС МАК СЫТ ТУК ЛАК СЫР ТАК РОТ ЖУК СОН МОР


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Нейропсихологический подход к коррекции дислексии » Часть 2 Слова 1 класса слоговой структуры слова (по А.К. Марковой) Учитель-логопед, учитель-дефектолог МОБУ СОШ № 2 Пожарского муниципального округа Коваленко Наталья Владимировна

Слайд 2

рота вата дата пони маки кони сани раки рамы

Слайд 3

икур ыбуг ыбуз акум ашак игон яныд ером отел

Слайд 5

кони мыло куча раки лупа жаба лоси соки пузо

Слайд 6

жуки быки дубы сады басы лиса коза мука дуга

Слайд 7

рыбы куры козы гуси мыши мухи розы души небо

Слайд 8

тело муха сено дама ванна туча козы яма рамы

Слайд 9

РУКИ ЖАБА ДУБЫ МУХА КАША КОФЕ ЛУПА МУКА МАКИ

Слайд 10

пена ванна сено дело дама душа сова лиса река поля дева руки тело муха туча иду пою ищу учу бегу дую мою парю жарю чищу

Слайд 12

пена ванна сено дело дама душа сова лиса река поля дева руки тело муха туча иду пою ищу учу бегу дую мою парю жарю чищу

Слайд 13

вина лето сено зима дома дыши сера липа леса доля диво реки тема мука куча буду жуки жую лежу бусы дума море пари жюри пища

Слайд 14

пена ванна сено дело дама душа сова лиса река поля дева руки тело муха туча иду пою ищу учу бегу дую мою парю жарю чищу

Слайд 15

маки лапа роса воры дыши кофе дума душа руки пони лупа горе рыба быки луна ноги ночи часы коза дыра мыши бусы дыры море мыло


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нейропсихологический подход к коррекции дислексии » Часть 3 Слова 2 класса слоговой структуры слова (по А.К. Марковой) Учитель-логопед, учитель-дефектолог МОБУ СОШ № 2 Пожарского муниципального округа Коваленко Наталья Владимировна

Слайд 2

панама ватага полено канава собака макака забота корова романы

Слайд 3

ацирук акызум анибак игопас анилак анялоп ытобаз аноров ытапол

Слайд 5

лошади газета палата канава акула жалоба бумага молоко котята

Слайд 6

поляна мимоза дубина заноза домики лисица колода кулаки радуга

Слайд 7

рыбаки курицы заноза гусята мышата макака работа дорога небеса

Слайд 8

телега мухота сорока панама ворона туманы поляна солома романы

Слайд 9

РУКАВА МАШИНА олово ДОЛОТО КАЛОШИ ХОЛОДА золото КОЛЕНО САПОГИ

Слайд 10

золото молоко белуга пороги колёса лавина поляна курицы шалуны гусята пацаны колени лисята сапоги туманы падала бегала гуляли учили чихала лежали писала парили жарила ехали

Слайд 12

гитара ватага показы морозы холода телята забава канава полено бумага девица забота лилия корова ежата лисята пилоты салюты тишина ужата панама комары бананы пасека олени

Слайд 14

дерево комета лебеда медуза комета малыши полюса лисица синица поляна улики акула домики петухи телега пироги жирафы животы лежаки бусины думали моряки парики камера пещера

Слайд 15

забота лучики полоса ворота волосы карета душили болели думали полюса молоко шипела рыбаки булава летало колено синева голоса кабина ребята машина дорога моряки морока золото


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нейропсихологический подход к коррекции дислексии » Часть 4 Слова 4 класса слоговой структуры слова (по А.К. Марковой) Учитель-логопед, учитель-дефектолог МОБУ СОШ № 2 Пожарского муниципального округа Коваленко Наталья Владимировна

Слайд 2

камень пудель огонь питон лимон пакет совет комар полёт

Слайд 3

тёди тешип тёоп тидуг типос тирав тишуд тирев теал

Слайд 5

ПИОН ЛЮБОВЬ МАКЕТ ПАЦАН НОСОК ЖИРАФ ПАРЕНЬ ПОЛЮС КОМОК

Слайд 6

кусок мороз кубик топор гудок удар баран вагон висок

Слайд 7

любовь петух забор веник венок халат робот буран набат

Слайд 8

БУКЕТ ПАРИК ГУДОК САЛАТ ХОЛОД МАКЕТ СОВЕТ ПАЛАС КАТОК ПИЛОТ КОМОД САЛЮТ ПОЛЁТ

Слайд 9

ИДЁТ-ИДУТ ПОЁТ-ПОЮТ ВАРИТ-ВАРЯТ МОЮТ-МОЕТ ПИШЕТ-ПИШУТ ЛЮБИТ-ЛЮБЯТ ДУШИТ-ДУШАТ

Слайд 10

Маша ела кашу. Машина ехала домой. Гусята весело ныряли. Папа читал газету.

Слайд 11

макет салат халат пакет венок ремень туман кабан салют живот ливень бивень парень камень лапоть падать бегать думать кушать жарить лежать писать варить кипеть кидать

Слайд 13

писать думать жарить пинать ходить летать гадать кидать вопеть бежать лежать жалеть пылить нырять сушить потеть читать шуметь гулять мучить кипеть варить давить носить пулять

Слайд 14

козёл локон лимон веган вагон балет румын богач котёл загон сахар судак позор кабан кисель пирог кефир гамак бидон ролик мотор чулан веник живот замок

Слайд 15

писать-писал думать-думал г адал-гадать ходил-ходить любить-любил гулял-гулять читал-читать шуметь-шумел жалел-жалеть жарить-жарил верил-верить носил-носить

Слайд 16

Кот гулял. Коты гуляли. Собака лежала. Собаки лежали. Петя гулял. Дети гуляли. Жук летал. Жуки летали. Лось бежал. Лоси бежали. Люди ходили. Мама ходила. Суп кипел. Каша кипела.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нейропсихологический подход к коррекции дислексии » Часть 5 Слова 5 класса слоговой структуры слова (по А.К. Марковой) Учитель-логопед, учитель-дефектолог МОБУ СОШ № 2 Пожарского муниципального округа Коваленко Наталья Владимировна

Слайд 2

банка пенка пудра сумка ватка сотня песня ветка кофта

Слайд 3

аквал аклап акпал аксим итсок акрыд актед абрев акдол

Слайд 5

КАРТА ДОЧКА МАРКА СИНЬКА ПУРГА ТУРКА БЕЛКА ВЕТРЫ КАСКА

Слайд 6

ВЕРБА КУДРИ ЛОЖКА КОНЬКИ ПЕНКА БОЧКА КОШКА ЗУБКИ ДЫМКА

Слайд 7

БАНКА ВЕСНА ВЕДРО САБЛЯ ПАЛЬТО КАЗНА ПИСЬМО РУЧКА ВИЛКА МЕТРО КАПЛЯ ПАСТА ДЕСНА

Слайд 8

ватка-ветка карта-парта ветка-метка лапка-лавка форма-норма тачка-качка пудра-кудри почка-дочка речка-печка сумка-думка

Слайд 9

ласка маска каска кашка кошка почка дочка точка почка мочка будка булка белка балка банка сушка сумка думка дымка дырка карта парта парка порка корка

Слайд 11

паста весло корка пески речка почта окно кучка носки печка марка ведро ручка мелки сушка кофта метро ложка венки пушка сумка письмо ножка коньки мошка

Слайд 12

турка носки банка карта варка баржа пушка бочка мышка зебра танцы сумка кучка кошка кирка мошка кофта горка бирка розги будка чукча речка дырка кудри

Слайд 13

песок-пески мелки-мелок коньки-конёк танец-танцы весло-вёсла ведро-вёдра письмо-письма носок-носки окно-окна венки-венок

Слайд 14

Гуси весело гуляли. Весело гусь гулял. Кот лакал молоко. Лакали коты молоко. Мама резала салат. Маша читала газету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Нейропсихологический подход к коррекции нарушений письменной речи на логопедических занятиях с младшими школьниками.

В статье раскрывается суть  нейропсихологического подхода к коррекции нарушений речи в условиях логопункта общеобразовательной школы. Дается характеристика трех групп детей с нарушениями чтения и...

Нейропсихологический подход к коррекции нарушений ВПФ на психологических занятиях с младшими школьниками,со статусом ОВЗ.

За последние годы увеличилось количество учащихся, у которых нарушения устной и письменной речи, задержка психического  развития вызваны неврологическими проблемами. Такие  нарушения  с...

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

Часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, низкая нейродинамика,  отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти. И...

Нейропсихологический подход в коррекции зрительно-пространственных ошибок младших школьников.

В статье приведены  примеры  письменных зрительно-пространственных ошибок у младших школьников....

Нейропсихологический подход к коррекции почерка.

Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» пись...

Нейропсихологический подход в коррекции речевого развития детей

Материалы деятельности МПТГ по теме "Нейропсихологический подход в коррекции речевого развития детей"...