Картотека дидактических игр по речевому развитию детей с речевыми нарушениями
картотека по логопедии

Ушакова Татьяна Алексеевна

Дети, имеющие проблемы с речью, испытывают трудности в первую очередь в процессе общения. Эти трудности обусловлены дефектами в различных аспектах языковой системы, таких как произношение, словарный запас и грамматика. Для развития речи у таких детей полезно использовать игровые методы, которые побуждают их активно экспериментировать со словами и их образованием. Каждая игра должна быть направлена на конкретные речевые цели, включая улучшение произношения, формирование правильной грамматики, расширение словарного запаса и развитие умения связно выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_logopunkta.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Игра

Как проводить?

Под какие звуки можно адаптировать?

Для кого проводить? (возраст, речевое нарушение)

Когда проводить? (этап коррекции, место в занятии)

«Помоги Саше»

Педагог говорит: «Саша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Саше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, и т.д.).

Шипящие звуки:

Ш – Ж.

4-6 лет-ФНР, НПОЗ, ФФНР, Дислалия, Алалия, ОНР

Автоматизация звука Ш в словах., а также дифференциация звуков Ш – Ж. ( на любом этапе занятия)

«Цветные автомобили»

Оборудование: цветные обручи по числу играющих, несколько цветных флажков.

Ход: на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому дается обруч – это руль. Перед водящим на столе лежат несколько флажков. Он поднимает один из них и дети, у которых руль того же цвета бегут по комнате, подражая звуку мотора. По сигналу дети останавливаются и возвращаются на свои места.

Сонорный звук Р

4-5 лет-ФНР, ФФНР, ОНР

формирование правильного произношения звука Р, в начале занятия.

«Закончи словечко»

Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).

Звук Ж

Звук З

4-6 лет-ФНР, НПОЗ, ФФНР, ОНР

Дифференциация звуков З-Ж в словах.

Основная часть занятия

«Неудачный улов»

Ход: воспитатель предлагает ребенку перечислить, что попалось на крючок лягушонку вовремя рыбалки. Ребенок называет слова с правильным звуком ЛЬ (лейка, колесо, туфля, кошелек и т.д.).

[л] и [л’]

5-6 лет-Ламбдацизм, ФНР, ФФНР

Автоматизация звука ЛЬ в слогах. Начало занятия.

«Путаница».

Логопед: - Соня и Шпуля приготовили красивые картинки и подписали их. Посмотри, всё-ли в порядке. Если есть ошибки, то исправь их. (Ребёнок четко проговаривает правильный вариант предложения).

Суп ест Наташу.

Стакан моет Мишу.

Ананасовый сок пьет дедушку.

Окошко сидит на кошке.

[С] и [Ш]

5-6 лет, Сигматизм, ФФНР, ФНР

Дифференциация звуков С-Ш в предложениях. На завершающем этапе занятия.

"Театр"

Логопед: Скажи, как "Хвастунов", приподнимая кверху нос: "ЩА-ЩА-ЩА-ЩА-ЩА-ЩА".

Скажи, как "Грустяшкин": ЩУ-ЩУ-ЩУ-ЩУ-ЩУ-ЩУ.

Скажи, как "Нехочукин", скрестив на груди руки, выражая нежелание общаться: ЩО-ЩО-ЩО-ЩО-ЩО-ЩО.

Скажи, как "Злюкин": ЩИ-ЩИ-ЩИ-ЩИ-ЩИ-ЩИ.

[Щ]

5 лет- парасигматизм шипящих звуков- замена Щ на С из-за недоразвития фонематического слуха. Дислалия.

Автоматизация звука "Щ". Начало занятия

«Один-много»

(Называем существительное в единственном числе, ребенок называет это существительное во множественном числе).

-Я говорю, как называется предмет, если он один, а ты говори, как называется этот предмет, если их несколько.

[Ч]

5-6 лет- ФФНР, ОНР 3

Автоматизация звука Ч в словах (в середине слова)

«Как Буратино за грибами ходил»

Педагог объясняет ребенку, что Буратино пошел за грибами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения.

«Рь» и «Р» а так же «Ш»,»Ж», «Ч», «Щ»

5-7 лет- ФФНР, ОНР 3,

Постановка звука. Начало занятия

«Мишень»

(метание левой и правой руками поочередно в горизонтальную цель).

Ход игры: Ребенок достает из волшебного мешочка картинки с заданным звуком, называет их во множественном числе. Если выполняет задание без ошибок, стреляет по мишени, если нет, то сначала исправляется, потом стреляет. 

 [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ш], [ж], [з]

Дислалия. ФНР, ФФНР, ОНР

Автоматизация заданного звука в словах.

Либо закрепление звуков: свистящие-шипящие, глухие-звонкие.

 

Середина занятия

«Поймай рыбку»

На игровое поле «Море» раскладываются

рыбки с наложенными на них картинками, в названии которых встречается автоматизируемый звук, например З.

— Хочешь пойти на рыбалку. Посмотрим,

будет ли она удачной. Интересно, сколько

рыбок ты сможешь поймать. Если ты назовешь слово и звук в нем правильно, то

рыбка будет считаться пойманной. Если

нет, то рыбка срывается с крючка и опять

уплывает в море.

Ребенок ловит рыбку, называет слово, выделяя голосом автоматизируемый звук, кладет рыбку в тарелочку.

[с], [з], [ш], [ж], [р]

4-6 лет-ФНР, НПОЗ, ФФНР, Дислалия, Алалия, ОНР

Автоматизация звуков С, З, Ш, Ж, Р. Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение речи у школьников. Определение и характеристика речевого развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи)

Нарушение речи у школьников. Определение и характеристика речевого развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи)...

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети  имеют ряд психолого-педагогич...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данный материал будет полезен учителям, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...