Картотека дидактических игр по речевому развитию детей с речевыми нарушениями
картотека по логопедии
Дети, имеющие проблемы с речью, испытывают трудности в первую очередь в процессе общения. Эти трудности обусловлены дефектами в различных аспектах языковой системы, таких как произношение, словарный запас и грамматика. Для развития речи у таких детей полезно использовать игровые методы, которые побуждают их активно экспериментировать со словами и их образованием. Каждая игра должна быть направлена на конкретные речевые цели, включая улучшение произношения, формирование правильной грамматики, расширение словарного запаса и развитие умения связно выражать свои мысли.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра | Как проводить? | Под какие звуки можно адаптировать? | Для кого проводить? (возраст, речевое нарушение) | Когда проводить? (этап коррекции, место в занятии) |
«Помоги Саше» | Педагог говорит: «Саша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Саше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, и т.д.). | Шипящие звуки: Ш – Ж. | 4-6 лет-ФНР, НПОЗ, ФФНР, Дислалия, Алалия, ОНР | Автоматизация звука Ш в словах., а также дифференциация звуков Ш – Ж. ( на любом этапе занятия) |
«Цветные автомобили» | Оборудование: цветные обручи по числу играющих, несколько цветных флажков. Ход: на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому дается обруч – это руль. Перед водящим на столе лежат несколько флажков. Он поднимает один из них и дети, у которых руль того же цвета бегут по комнате, подражая звуку мотора. По сигналу дети останавливаются и возвращаются на свои места. | Сонорный звук Р | 4-5 лет-ФНР, ФФНР, ОНР | формирование правильного произношения звука Р, в начале занятия. |
«Закончи словечко» | Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.). | Звук Ж Звук З | 4-6 лет-ФНР, НПОЗ, ФФНР, ОНР | Дифференциация звуков З-Ж в словах. Основная часть занятия |
«Неудачный улов» | Ход: воспитатель предлагает ребенку перечислить, что попалось на крючок лягушонку вовремя рыбалки. Ребенок называет слова с правильным звуком ЛЬ (лейка, колесо, туфля, кошелек и т.д.). | [л] и [л’] | 5-6 лет-Ламбдацизм, ФНР, ФФНР | Автоматизация звука ЛЬ в слогах. Начало занятия. |
«Путаница». | Логопед: - Соня и Шпуля приготовили красивые картинки и подписали их. Посмотри, всё-ли в порядке. Если есть ошибки, то исправь их. (Ребёнок четко проговаривает правильный вариант предложения). Суп ест Наташу. Стакан моет Мишу. Ананасовый сок пьет дедушку. Окошко сидит на кошке. | [С] и [Ш] | 5-6 лет, Сигматизм, ФФНР, ФНР | Дифференциация звуков С-Ш в предложениях. На завершающем этапе занятия. |
"Театр" | Логопед: Скажи, как "Хвастунов", приподнимая кверху нос: "ЩА-ЩА-ЩА-ЩА-ЩА-ЩА". Скажи, как "Грустяшкин": ЩУ-ЩУ-ЩУ-ЩУ-ЩУ-ЩУ. Скажи, как "Нехочукин", скрестив на груди руки, выражая нежелание общаться: ЩО-ЩО-ЩО-ЩО-ЩО-ЩО. Скажи, как "Злюкин": ЩИ-ЩИ-ЩИ-ЩИ-ЩИ-ЩИ. | [Щ] | 5 лет- парасигматизм шипящих звуков- замена Щ на С из-за недоразвития фонематического слуха. Дислалия. | Автоматизация звука "Щ". Начало занятия |
«Один-много» | (Называем существительное в единственном числе, ребенок называет это существительное во множественном числе). -Я говорю, как называется предмет, если он один, а ты говори, как называется этот предмет, если их несколько. | [Ч] | 5-6 лет- ФФНР, ОНР 3 | Автоматизация звука Ч в словах (в середине слова) |
«Как Буратино за грибами ходил» | Педагог объясняет ребенку, что Буратино пошел за грибами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения. | «Рь» и «Р» а так же «Ш»,»Ж», «Ч», «Щ» | 5-7 лет- ФФНР, ОНР 3, | Постановка звука. Начало занятия |
«Мишень» (метание левой и правой руками поочередно в горизонтальную цель). | Ход игры: Ребенок достает из волшебного мешочка картинки с заданным звуком, называет их во множественном числе. Если выполняет задание без ошибок, стреляет по мишени, если нет, то сначала исправляется, потом стреляет. | [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ш], [ж], [з] | Дислалия. ФНР, ФФНР, ОНР | Автоматизация заданного звука в словах. Либо закрепление звуков: свистящие-шипящие, глухие-звонкие.
Середина занятия |
«Поймай рыбку» | На игровое поле «Море» раскладываются рыбки с наложенными на них картинками, в названии которых встречается автоматизируемый звук, например З. — Хочешь пойти на рыбалку. Посмотрим, будет ли она удачной. Интересно, сколько рыбок ты сможешь поймать. Если ты назовешь слово и звук в нем правильно, то рыбка будет считаться пойманной. Если нет, то рыбка срывается с крючка и опять уплывает в море. Ребенок ловит рыбку, называет слово, выделяя голосом автоматизируемый звук, кладет рыбку в тарелочку. | [с], [з], [ш], [ж], [р] | 4-6 лет-ФНР, НПОЗ, ФФНР, Дислалия, Алалия, ОНР | Автоматизация звуков С, З, Ш, Ж, Р. Л. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение речи у школьников. Определение и характеристика речевого развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи)
Нарушение речи у школьников. Определение и характеристика речевого развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи)...

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогич...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данный материал будет полезен учителям, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей в группе раннего возраста «Капитошки»
Картотека. Сенсорное развитие...

