Конспект урока во 2 классе на тему: «Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака в конце слова»
план-конспект урока по логопедии (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока во 2 классе на тему:
«Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака в конце слова»
Цель: сформировать умение – обозначать мягкость согласных посредством написания мягкого знака на конце слова.
Задачи:
- развивать умение различать твердые и мягкие согласные;
- упражнять в обозначении мягкости согласных на письме мягким знаком;
- формировать навык чтения слов с «Ь» - показателем мягкости согласных звуков;
- познакомить с противоположными предлогами: В-ИЗ, служащими для обозначения направления;
- добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука;
- развитие слухового внимания.
Оборудование: карточка с напечатанным мягким знаком, тетради, ручки.
Ход урока
- Оргмомент
- Назовите число, месяц, день недели.
- Формулировка темы занятия
- Посмотрите на доску. Кто знает, как называется эта буква? (мягкий знак)
Послушайте стихотворение про эту букву:
Мягкий знак - хитрый знак, Это сделал мягкий знак.
Не сказать его никак. Сделать нам не так уж труд!
Он не произносится, Чтоб на мель не село судно
Но в слово часто просится. Мягкий знак перечеркнуть -
Почему у дома угол И свободен водный путь.
Превратился сразу в уголь - Корабли плывите смело!
Без пожара, просто так? Стала мель кусочком мела.
- Знакомство с новой буквой
- Давайте сравним следующие слова по написанию, значению и произношению:
угол-уголь, мел-мель, ел-ель, брат-брать.
- Что надо сделать, чтобы во втором случае [л], [т] произносить мягко?
(Подставить знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука.)
- Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
- Запишите в своих тетрадях эту букву в строчку.
- «Измени слова»
- Измените слова так, чтобы на конце появился мягкий знак. (дети по очереди выходят к доске, дописывают слова и выделяют мягкий знак)
Например: лоси-лось
Слова: снегири, медведи, рыси, кони, гуси, лебеди, ели, двери.
- «Слушай внимательно»
- Послушайте внимательно текст и скажите, на конце каких слов вы напишите мягкий знак. Запишите их в тетради.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест.
Вместо есть напишем ест.
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
- Физкультминутка
Шел царь по лесу, по лесу, по лесу. Дети идут по кругу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. взявшись за руки.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. Дети прыгают.
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Подергивают ногами в воздухе.
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. Хлопают в ладоши.
Ножками потопаем, потопаем, потопаем. Топают ногами.
Головкой помотаем. Мотают головой.
На корточки приседаем. Приседают на корточки.
- Игра «Поможем Незнайке»
-Незнайка составил предложения. Все
ли у него правильно?
Предложения: Я пришел /куда/ из школу, из бассейн.
Я пришел /откуда/ в школы, в бассейне.
Куда? Откуда?
В ИЗ
(школа, театр, город, кино, деревня, цирк, универмаг, магазин, библиотека, столовая)
- Как надо сказать правильно?
- «Запиши слова»
- Запишите слова только с мягким согласным в конце слова:
конь, слон, соль, стал, дверь, двор, хорь, жар, хор, лебедь,
журавль.
- Итог
- Послушайте стихотворение:
Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.
(мягкий знак)
- А мы сегодня с вами в каком месте слова писали мягкий знак? (на конце)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
Планируемые результаты: Личностные УУД:- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;- формировать навыки контроля и самоконтроля. Метапредметные УУД:Коммуникативные:- развива...

Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."
Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией. 1 класс...

Урок русского языка 4 класс УМК «Начальная школа XXI века». Тема «Мягкий знак на конце слов после шипящих»
Данный конспект урока помогает систематизировать знания о написании мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи; развивать мышление учащихся с помощью составления схемы-опоры и классификац...

Конспект занятия "Обозначение мягкости согласного посредством мягкого знака"
Обобщающее занятие в 3 классе....

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных" 1 класс, ПНШ.
Цели деятельности учителя: Формирование умения определять функцию гласных звуков, бозначать твёрдость и мягкость согласных перед ними, проводить звуковой анализ слова, определять слова с равным и разн...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе (УМК " Школа России") на тему "«Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком».
Презентация,на мой взгляд, может быть использована на уроке в качестве структуриющего и иллюстрационного компонента. Белый фон позволяет сконцентрировать внимание учеников, а анимационная составляющая...

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе на тему: "ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ МЯГКИМ ЗНАКОМ. ПЕРЕНОС СЛОВ С МЯГКИМ ЗНАКОМ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА С НАРУШЕННЫМ ПОРЯДКОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ"
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе посвящена теме «Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком?» к УМК «Школа России» и включа...