Конспект урока во 2 классе на тему: «Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака в конце слова»
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

конспект фронтального логопедичексого урока-занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myagkiy_znak.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока во 2 классе на тему:

«Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака в конце слова»

Цель: сформировать умение – обозначать мягкость согласных посредством написания мягкого знака на конце слова.

Задачи:

  1. развивать умение различать твердые и мягкие согласные;
  2. упражнять в обозначении мягкости согласных на письме мягким знаком;
  3. формировать навык чтения слов с «Ь» - показателем мягкости согласных звуков;
  4. познакомить с противоположными предлогами: В-ИЗ, служащими для обозначения направления;
  5. добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука;
  6. развитие слухового внимания.

Оборудование: карточка с напечатанным мягким знаком, тетради, ручки.

Ход урока

  1. Оргмомент

- Назовите число, месяц, день недели.

  1. Формулировка темы занятия

- Посмотрите на доску. Кто знает, как называется эта буква? (мягкий знак)

Послушайте стихотворение про эту букву:

Мягкий знак - хитрый знак,        Это сделал мягкий знак.

Не сказать его никак.                       Сделать нам не так уж труд!

Он не произносится,                        Чтоб на мель не село судно

Но в слово часто просится.          Мягкий знак перечеркнуть -

Почему у дома угол                        И свободен водный путь.

Превратился сразу в уголь -          Корабли плывите смело!

Без пожара, просто так?                    Стала мель кусочком мела.

  1. Знакомство с новой буквой

- Давайте сравним следующие слова по написанию, значению и произношению:

угол-уголь, мел-мель,  ел-ель,  брат-брать.

- Что надо сделать, чтобы во втором случае [л], [т] произносить мягко?

(Подставить знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука.)

- Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

- Запишите в своих тетрадях эту букву в строчку.

  1. «Измени слова»

- Измените слова так, чтобы на конце появился мягкий знак. (дети по очереди выходят к доске, дописывают слова и выделяют мягкий знак)

Например: лоси-лось

Слова: снегири, медведи, рыси, кони, гуси, лебеди, ели, двери.

  1. «Слушай внимательно»

- Послушайте внимательно текст и скажите, на конце каких слов вы напишите мягкий знак. Запишите их в тетради.

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак.

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест.

Вместо есть напишем ест.

Станут пенками пеньки,

Уголками - угольки,

 Банька в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

  1. Физкультминутка

Шел царь по лесу, по лесу, по лесу.                              Дети идут по кругу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.             взявшись за руки.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.      Дети прыгают.

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.              Подергивают ногами в                                           воздухе.

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.               Хлопают в ладоши.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.                    Топают ногами.

Головкой помотаем.                                                    Мотают головой.

На корточки приседаем.                                           Приседают на корточки.

  1. Игра «Поможем Незнайке»

-Незнайка составил предложения. Все
ли у него правильно?

Предложения: Я пришел /куда/ из школу, из бассейн.
Я пришел /откуда/ в школы,  в бассейне.

Куда?        Откуда?  

В        ИЗ  

(школа, театр, город, кино, деревня, цирк, универмаг, магазин, библиотека, столовая)

- Как надо сказать правильно?

  1. «Запиши слова»

- Запишите слова только с мягким согласным в конце слова:
конь, слон, соль, стал, дверь, двор, хорь, жар, хор, лебедь,
журавль.

  1. Итог

- Послушайте стихотворение:

Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море,

Кто волшебник – отгадай,

Выше руку поднимай.

(мягкий знак)

- А мы сегодня с вами в каком месте слова писали мягкий знак? (на конце)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

Планируемые результаты: Личностные УУД:- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;- формировать навыки контроля и самоконтроля. Метапредметные УУД:Коммуникативные:- развива...

Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."

Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией.  1 класс...

Урок русского языка 4 класс УМК «Начальная школа XXI века». Тема «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Данный конспект урока помогает систематизировать знания о написании мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи; развивать мышление учащихся с помощью составления схемы-опоры и классификац...

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование умения определять функцию гласных звуков, бозначать твёрдость и мягкость согласных перед ними, проводить звуковой анализ слова, определять слова с равным и разн...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе (УМК " Школа России") на тему "«Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком».

Презентация,на мой взгляд, может быть использована на уроке в качестве структуриющего и иллюстрационного компонента. Белый фон позволяет сконцентрировать внимание учеников, а анимационная составляющая...

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе на тему: "ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ МЯГКИМ ЗНАКОМ. ПЕРЕНОС СЛОВ С МЯГКИМ ЗНАКОМ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА С НАРУШЕННЫМ ПОРЯДКОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ"

    Методическая разработка урока русского языка в 1 классе посвящена теме «Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком?» к УМК «Школа России» и включа...