Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных" 1 класс, ПНШ.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шумилкина Дарья Геннадьевна

Цели деятельности учителя: Формирование умения определять функцию гласных звуков, бозначать твёрдость и мягкость согласных перед ними, проводить звуковой анализ слова, определять слова с равным и разным количеством букв и звуков.

Планируемые результаты:
Предметные:

  • Знать обозначение на письме твёрдых и мягких согласных;
  • Уметь определять функцию глассных звуков;
  • Уметь проводить звуковой анализ слова.

Личностные:

  • понимать необходимость сотрудничества с учителем, ребятами в группе, паре;
  • проявляют интерес к новому учебному материалу;
  • осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 04.2019                                                                                                                 Учитель: Хайбулина Г.З.

Школа: №  95                                                                                                               Студент: 42 группы, Шумилкина Д.

Класс: 1- 4                                                                                                                       Методист: Батуева Л.И.



Конспект урока по русскому языку
Тема: «Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных».

Цели деятельности учителя: Формирование умения определять функцию гласных звуков, бозначать твёрдость и мягкость согласных перед ними, проводить звуковой анализ слова, определять слова с равным и разным количеством букв и звуков.

Планируемые результаты:
Предметные:

  • Знать обозначение на письме твёрдых и мягких согласных;
  • Уметь определять функцию глассных звуков;
  • Уметь проводить звуковой анализ слова.

Личностные:

  • понимать необходимость сотрудничества с учителем, ребятами в группе, паре;
  • проявляют интерес к новому учебному материалу;
  • осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Тип урока: «открытие нового знания».

Оборудование: ПК, презентация, УМК (ПНШ) русский язык 1 класс.

Челябинск, 2019

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Давайте проведём с вами разминку «Солнышко».

- Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту.

- Здравствуйте!

Выполнять движения.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

беседа

5

мин.

- Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том.

- Произнесите каждое имя. Что заметили?

- Какими звуками различаются?

- Одинаковые или разные звуки в этих именах?

- Назовите первые в имени Том.

- А первый звук в имени Тим.

- Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга.

- Давайте вместе скажем т.

- Какой он?

- Скажем звук Т. Какой он?

Слушать учителя.

- Первые звуки разные: -т и -ть.

-Твердый.

- Мягкий.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

Беседа

Наглядный:

презентация

4 мин.

 - Так как же называются согласные, которые любит Том?

- Как называются согласные, которые любит Тим?

-Вы догадались, кто из них Том, а кто - Тим?

- Так над какой темой урока мы будем работать?

- Чем же мы будем заниматься на уроке?

-Сегодня на уроке мы с вами поупражняемся на твёрдые и мягкие согласные звуки.

- Твёрдые.

- Мягкие.

- Да! По цвету костюма.

- Тема нашего сегодняшнего урока: «Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных».

- Учиться различать твёрдые и мягкие согласные.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Наглядный:

Презентация

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Учебник

Словесный:

Диалог

14

мин.

- Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга.

- А мы с вами можем помочь нашим братьям?

-Давайте поможем Тиму и Тому распределить гласные между ними.

на - ня

во - вё

ру - рю

тэ - те

мы - ми

- Как произносится согласный звук в первом столбике - твёрдо или мягко? Какие это согласные?

- Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?

- Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного?

- Какие гласные обозначают мягкость согласного?

- Посмотрите на стенд: верхний ряд гласных обозначает твёрдость согласного перед ними, а нижний ряд - мягкость согласного перед ними.

- Открываем маленькие рабочие тетрадки, вниз отступаем 2 строчи и записываем число, классная работа.
- Теперь с новой строчки, с красной строки, с заглавной буквы -записываем небольшой словарный диктант: карман, пальто, дежурный, телевизор, Москва, пенал.

- Положили ручки, взяли карандаши указываем безударные и ударные позиции и подчёркиваем опасные места в словах.

- Сейчас я вам прочитаю ещё раз слова, а вы внимательно послушайте их: карман, пальто, дежурный, телевизор, Москва, пенал.

- Всё закончили. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы, отгадав её, должны будете сделать звуко - буквенный анализ этого слова.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

- Теперь давайте проанализируем это слово, я буду писать на доске, а вы у себя в тетрадях.

Для начала сделаем транскрипцию этого слова:

За/яц-(з а й' а ц)-2 сл., 4 б., 5 зв., 2 гл., 3 согл.

- Теперь открываем учебник на странице 52.

- Давайте выполним с вами задание под номером 1. Здесь даны слова, наша задача указать твёрдость и мягкость букв. Я буду писать эти слова на доске, а вы списываете их к себе в тетрадь. Не забываем наверху указывать твёрдость и мягкость согласных звуков.

Пар (п), пять (п'); мозг (м), мёд (м'); луч (л), ключ (к'); мэр (м), метр (м'); мыл (м), мир (м').

2) Физминутка.

Если названные мною слова надо писать с большой буквы - поднимайте руки вверх, если с маленькой - приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

Слушать задание учителя.

- Твердые.

- Мягкие.

- А, О, У, Э, Ы.

- Я, Ё, Ю, Е, И.

Записывать слова.

- Заяц.

Выполнять задание.

Слушать задание.

Повторять движения.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный:
Беседа

1

мин.

- Теперь открываем печатную тетрадь на странице 31 и кладем её наверх, находим упражнение 4. Читаем задание самостоятельно.

- Давайте прочитаем задание в слух.

- Сейчас я вам прочитаю задание.

Выпиши те слова, в которых буквы гласных указывают на мягкость стоящих перед ними согласных. (рис, тюк, мел, лис, кит, вил, лён, бил).

- Давайте разберём задание сначала устно.

- Записываем слова, в которых буквы гласных указывают на мягкость.

- Будем выходить к доске и работать в тетрадях.

Открыть печатную тетрадь.

Читать задание.

Слушать учителя.

Выполнять задание.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практическое:

Работа с учебником в тетради

13 мин.

 Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».

Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово Тома, другое - Тима. (устно)

рад - ряд

мал - мял

лук - люк

был - бил

ров – рёв
-Прочитайте, что у нас получилось, чем отличаются слова?





Гимнастика для глаз.

1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз.

2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

Работать в парах.

Выполнять задание.

 Читать, сравнивать написание и значение слов.
Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

Выполнять гимнастику для глаз.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

Беседа

1

мин.

- Откладываем тетради и переходим к учебнику упражнение 23.

- Читаем задание.

- Теперь я вам его прочитаю: читай название каждого животного. Чётко произноси каждый звук отдельно.

-Читаем эти слова по цепочке.

- Посмотрите на подчёркнутые слова.

- В слове гусь- сь обозначает сколько звуков?

- Давайте спишем к себе в тетрадь эти слова в столбик и сделаем их транскрипцию.

- Кто пойдёт к доске запишет первое слово? Все остальные работают в тетрадях.

гусь- (г у с')

енот- (й'э н о т)

ёж- (й'о ш)

конь- (к о н')

лось- (л о с')

мышь- (м ы ш')

ястреб- (й'а с т р' э п)

Открыть тетрадь, читать задание.

Совместно с учителем устно разбирать подчеркнутые слова.

Записывать слова в тетради.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

1 мин.

- Итак, ребята, чем же мы сегодня занимались на уроке?

- Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные». Молодцы! Урок окончен.

- Сегодня на уроке мы повторяли словарные слова, занимались повторением гласных звуков, показывающих мягкость и твёрдость перед ними согласного.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов» 2 класс

Урок русского языка во 2 классе по теме "Повторение правописания корней, приставок и суффиксов". Урок разработан в технологии встречных усилий....

Конспект урока русского языка "Обозначение звука [й] на письме при помощи ъ и ь знаков.

Этот конспект поможет учителям провести урок по системе "Гармония" во 2 классе....

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс

Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....

Урок русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного звука буквами е,ё,ю,я"

УМК: «Развивающее обучение по системе .Л.В.Занкова»2. Предмет: русский язык3. Автор учебника: А.В.Полякова4. Класс: 1 класс 5. Тип урока: урок открытия новых знаний6. Тема: Обозначение мягкости согла...

Урок русского языка по теме "Обозначение мягкости согласного мягким знаком". 2 класс.

Урок русского языка. 2 класс. Школа России. Урок с элементами применения мнемотехнического плана....

Конспект урока русского языка на тему: Обозначение мягкости согласного мягким знаком.

Конспект урока, проведенного во 2 классе по программе "Школа России"....