Конспекты уроков русского языка по теме "Учимся писать письма"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Елена МихайловнаСамарина

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся писать письма"

ЦЕЛИ УРОКА: 

  1. Обобщить и углубить знания детей об истории письма, о правилах его написания и оформления;
  2. Обратить внимание учащихся на ценности родного языка;
  3. Повысить интерес к эпистолярному жанру.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТСО (мультимедийная приставка, ноутбук, диск со слайдами, экран).

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака “Почта”, а вы подумайте, каким образом то, о чем говорится в этом стихотворении, может быть связано с нашим уроком.

Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.

(Сегодня на уроке мы будем писать письма).

- Да, сегодня наш урок посвящен написанию письма, а кому будет адресовано письмо, вы узнаете чуть позже. Но прежде, чем приступить к написанию письма, нам нужно повторить правила его написания и оформления, вспомнить, что поможет сделать письмо ярким, образным, эмоциональным, интересным для адресата.

III. Актуализация знаний учащихся.

- А для чего люди пишут письма? (Чтобы рассказать о себе, об увиденном, поделиться своими мыслями, чувствами).

- Но, ведь есть телефон, телеграф? (С помощью телеграфа много информации не сообщишь, а по телефону не всегда можно рассказать о своих чувствах).

- В стихотворении С.Я. Маршака “Почта” говорится о том, что письмо пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути. Что это значит? (Это значит, что письма перевозят и на самолетах, и на поездах, и на теплоходах, а в труднопроходимых местах, может быть, и на лошадях или оленях).

- А какие другие способы доставки писем вы знаете? (Бутылочная почта, голубиная почта).

- А сейчас совершим небольшое путешествие в прошлое. В XVII веке и в начале XVIII, когда еще не существовало почтовой службы, письма (их называли “грамотки”) передавали с гонцом или через знакомых. Касались они, обычно, лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Из грамоток, дошедших до наших дней, ученые узнали множество сведений о жизни того времени, о круговороте мелких и крупных проблем, из которых складывалась жизнь обыкновенного человека.

- А что вы знаете о написании писем? (Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным).

- Вы абсолютно правильно назвали основные правила написания письма. Но еще хочу обратить ваше внимание на то, что прежде, чем писать письмо, нужно продумать его содержание, позаботиться о бумаге. Приглашения, благодарности, поздравления, соболезнования пишутся только от руки. Как вы думаете, почему? (Потому что письмо, написанное от руки, выражает теплое отношение писавшего человека к адресату).

- Подумайте, как вы обратитесь и как будете прощаться в письме, если оно адресовано:

а) Учителю;
б) Другу или подруге;
в) Родителям, бабушке, дедушке;
г) Инопланетянину.

(Ответы детей).

- А вот, как обращался в своих письмах к родным и друзьям А.П. Чехов.

Милый Виктор Викторович, извините, я сделал кляксу!
Многоуважаемый Павел Федорович.
Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?
Дорогой брат Миша!

- А вот как А.С. Пушкин обращался в письме к своему другу И.И. Пущину, находившемуся в ссылке. И, конечно же, это обращение было в стихах.

Мой первый друг,
Мой друг бесценный!

- Какое обращение было бы приятно прочитать вам? (Ответы детей).

Учитель может дать историческую справку, объяснив значение слов:

  1. Привет – корень -вет- означал “разговор, то, что связано с речью” (“ветити” - говорить). Сейчас в слове “привет” приставка не выделяется.
  2. Здравствуй – это приветствие родилось из выражения “я здравствую тебя”, то есть “желаю тебе здоровья”. Слово “здравствуйте” очень старое, оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося “здравствуйте”, желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево.

- Я уже говорила, что перед написанием письма нужно позаботиться о бумаге. Лист бумаги должен быть чистым, непомятым, с аккуратно обрезанным краем. В конверт не полагается вкладывать письмо, сложенное более чем в 2-3 раза. Поэтому письма на нескольких листах требуют нестандартного конверта.

Вспомните, а на чем еще писали письма? Как люди раньше обменивались информацией? (Люди писали на папирусе, на бересте, на ткани, на глиняных табличках).

IV. Рассказ учителя о видах письма и способах передачи информации.

- А сейчас снова отправимся в путешествие в прошлое.

Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный смысл. Люди не буквами, которых не знали, а рисунками и знаками писали то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, точка или круг, поза, поворот головы животных – все имело вполне определенное значение. Это были пиктограммы. “Pictus” в переводе с латинского “нарисованный”.

Слайд № 2. На слайде – изображение пиктограммы.

- Сейчас пиктограммы – это эмблемы международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображаются на флагах, логотипах различных организаций и т. д.

Слайд № 3. На слайде – логотип зимней олимпиады в г.Сочи.

Слайд № 4. На слайде – логотип “Почта России”.

- Латиноамериканские индейцы использовали узелковое письмо – “кипу”.

Слайд № 5. На слайде – изображение узелкового письма – “кипу”.

- К толстой веревке или палке прикреплялись более тонкие поперечные шнуры с различного рода узлами и сплетениями. Количество шнуров и узлов, их величина, взаиморасположение и сочетание цветов веревок помогали составителю “кипу” записать определенное смысловое значение. Красный цвет обозначал войну, желтый – золото, зеленый - маис, белый – мир, черный – смерть, несчастье. Если шнуры не были окрашены, то они служили для счета или запоминания знаменательных дат. Главное назначение “кипу” - напомнить о том, что надо передать.

- Может быть, с тех времен пришло к нам выражение “узелок на память”? Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

- Никто не знает, где и когда возникла письменность. Древние египтяне использовали иероглифы (знаки, изображающие звуки речи, а не только предметы и явления).

Слайд № 6. На слайде – египетские иероглифы.

- С развитием цивилизации возникла потребность в большом количестве знаков. Так возник метод написания слов в соответствии с их звучанием. Знак, обозначающий звук – фонема. Следующий шаг – создание алфавита.

- В Петровскую эпоху (XVIII в.) в России возникла потребность в регулярном почтовом сообщении. Первое упоминание о почтовой службе в Москве можно встретить еще в 1711 году.

Из занятия для себя сочинение писем постепенно развилось в особый литературный жанр. Из писем писатели составляли целые сборники и даже писали повести и романы в виде писем на основе реальной переписки реальных людей.

V. Работа по редактированию письма.

- Сейчас вы прочитаете письмо.

Слайд № 7.

Здравствуй Петр!

Я получил твое письмо. Мы обыграли в фудбол 4 “Б”. Твое письмо я прочитал с интересом. Некоторые мои однокласники играют только в фудбол, а на уроках считают синиц и отвечают невпопад. Еще я хожу в музыкальную школу. Учусь играть на гитаре. На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю тональность на уроке сольфеджио. Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Я нашел котенка, и он стал моим пернатым другом. Моя сестра Оля передает тебе привет. Оля – сестра харошая, но с плахим характером. Приезжай ко мне на день рождение.

- Автор этого письма – вымышленный герой. Как вы думаете, почему я заострила ваше внимание на том, что герой вымышленный?

(Чужие письма читать нельзя. Но, если, автор письма сам захочет его кому-нибудь показать, то в этом случае можно).

Учащиеся находят и исправляют устно пунктуационные, орфографические, стилистические ошибки, логические несоответствия; исправления отражены и на слайде.

Физ. минутка.

Выполняется гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко “Раскрашивание”.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

VI. Работа над фразеологизмами.

- В исправленном вами тексте встретились устойчивые обороты речи: считать ворон, волчий аппетит. Как называются такие устойчивые обороты речи? (Фразеологическими оборотами).

- Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Для чего их используют в речи? (Фразеологические обороты делают нашу речь более образной, яркой, позволяют рассказать о событиях и о героях с юмором).

Далее детям можно предложить работу по соотнесению фразеологического оборота с его значением.

Работа выполняется на карточках, затем самопроверка или взаимопроверка, используя слайд № 8.

- Есть такие крылатые фразы “бумага не краснеет”, “бумага все стерпит”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).

- Впервые эти выражения применил римский писатель и известный оратор Цицерон в своих письмах “К друзьям”. Выражения эти означают, что письменно можно высказать любые мысли, даже те, в которых, обычно, стесняются признаться устно.

Однако, русская пословица гласит: “Что написано пером, не вырубишь топором”. Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей) .

- Поэтому, прежде чем что-то написать, в том числе письмо, нужно, конечно, подумать.

VII. Работа над правильностью оформления конверта.

- Есть еще одна крылатая фраза “На деревню дедушке”. Откуда она появилась в нашем языке? (Из рассказа А.П. Чехова “Ванька”. Мальчик Ванька Жуков так подписал конверт. Конечно, его письмо дедушке не пришло. Мальчик не написал адрес).

- А чтобы письмо доставили по назначению, что нужно сделать? (Правильно указать на конверте индекс и адрес получателя и отправителя. Данные отправителя нужны, чтобы письмо вернулось, если его не удалось доставить адресату).

- На каждом конверте или открытке должен быть указан точный адрес: название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также написано, кому адресовано письмо.
- Сейчас на конвертах вы укажите адрес того человека, которому будете писать письмо.

Слайд № 9. На слайде изображен конверт с адресом.

Дети подписывают конверт.

VIII. Написание письма.

- Может кто-то из вас знает, что это за адрес? Да, это адрес нашей школы. А письмо я попрошу написать мне, вашему учителю. Скоро вы перейдете в пятый класс, а мне хотелось бы, чтобы ваши письма остались у меня на память. Расскажите в них о своих мыслях и чувствах, о своих планах и увлечениях, о том, что вас волнует, радует и огорчает; о том, что было для вас самым запоминающимся за эти 4 года. Старайтесь писать письмо в соответствии с теми правилами написания и оформления, которые мы сегодня повторили.

Ученики пишут письма.

- Может быть, кто-то хочет прочитать свое письмо? (Если будут желающие прочитать свое письмо, то можно спросить у ребят, что понравилось в письме, а что стоит изменить).

IX. Домашнее задание (по желанию).

- Дома перечитайте то письмо, которое вы написали в классе. Внести, если это необходимо, в него коррективы и перепишите его аккуратно. Завтра я с нетерпением буду ждать ваших писем.

X. Кроссворд.

В конце урока можно предложить учащимся решить кроссворд.

Слайд № 10.

- Если вы правильно решите кроссворд и впишите слова по горизонтали, то по вертикали в выделенных цветом клетках появится слово, называющее послание, которое всегда приятно получать.

  1. Здесь сортируют корреспонденцию, принимают и отправляют письма, открытки, телеграммы, посылки. (Почта).
  2. 6 цифр на конверте, которые указывают регион, населенный пункт, куда отправлено письмо. (Индекс).
  3. Тот, кому адресовано письмо. (Адресат).
  4. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он, краснодарский… (Почтальон).
  5. Это приклеивают на конверт. (Марка).
  6. С чего начинается письмо? (Обращение). 

XI. Итог урока.

- Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: “А тебе письмо!” Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.

Список используемых источников: 

  1. Ликум А. Популярная энциклопедия для детей “Всё обо всём”. – М.:

Образовательная линия " Школа XXI века"

Урок  русского языка по теме «Учимся писать письма»

Цели и задачи:

  1. Формировать умение создавать собственный текст ( письмо).
  2. Научить правильно оформлять адрес на конверте.
  3. Развить общеучебные умения: ставить и решать учебную задачу, выполнять действия в определенной последовательности ( в соответствии с образцом), умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.
  4. Развить у учащихся языковое чутьё.
  5. Воспитывать культуру письма.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.

  1. Если что-то надо сообщить человеку, который находится далеко. Как это сделать ? ( позвонить).
  2. А писем никто не пишет?
  3. Недавно мы читали рассказ, где говорится о письме. Кто автор рассказа? ( А.П. Чехов " Ванька").
  4. Кто писал письмо? Кому?
  5. Как вы думаете получит ли дедушка письмо? Почему? Вывод: что же надо написать на конверте, когда отправляешь письмо?

Закрепление: учебник стр.112.

3.        Работа в парах.

  1. У вас на партах лежат старые конверты. Рассмотрите конверты.
  2. Что вы видите на конверте?

-        Какие записи надо делать на конверте, чтобы письмо попало к
адресату. ( верхний левый угол- от кого, правый нижний- куда, кому,
индекс-
9 Для чего9)

Стр.113 Учебник

  1. А теперь рассмотрите рисунок конверта в учебнике.
  2. Сравните с настоящими конвертами. Чем похожи? Чем отличаются?

Вывод: мы должны все таки выполнить требования почты.

4.        Практическая работа.

-        Сегодня мы поучимся правильно подписывать конверты.

У вас на парте чистые конверты. Вы будете писать на них, а я на большом конверте на доске.

-        С чего начать? ( от кого9)  Найдите на конверте строку " от кого". И рядом напишем свою
фамилию в нужной форме ( я на доске прикрепляю Вандышевой Л.Н.),
( спросить несколько).        -        А какую орфограмму надо поменять чтобы записать адрес? (
название адреса, улиц, имя, фамилия- пишем с заглавной буквы) .

  1. Что дальше?
  2. Найдем строку " откуда". ( напишем адрес нашей школы). Сначала что?

1)Область. 2)Город. 3)Улица. 4)Дом №


5)Индекс. ( обратить внимание на сокращения - д., кв., ул.)

  1. Всегда ли надо писать название страны ?
  2. Записи должны быть разборчивые, четкие, красивые.
  3. Что дальше?
  4. Чтобы письмо дошло, надо точно знать адрес. Поскольку мы сегодня только учимся, то будем писать

одинаковый адрес. (дети на своих конвертах, а я на большом конверте) С разрешения Люды ( ученицы нашего класса) мы сегодня напишем ее адрес, в дальнейшем вы будете писать тот адрес, кому захотите отправить письмо.

-        Отложите конверты.

5. Работа с учебником. Упр.З

  1. А сегодня какое число?
  2. А какой праздник приближается? Сколько дней осталось до нового года?
  3. Найдите упр.З в учебнике и прочитайте задание.
  4. Почему авторы учебника предлагают написать письмо Деду Морозу?
  5. Прочитайте текст упражнения ( про себя, вслух)
  6. Что такое Финляндия?
  7. Кто из вас был в Финляндии9
  8. Что такое Лапландия?
  9. Почему дети пишут письма Деду Морозу? Найдите ответ из упражнения.
  10. Какой адрес дан в упражнении? ,
  11. Но у Деда Мороза из Лапландии есть помощники во всех странах. И у нас в России находится резиденция Деда Мороза. И она находится по адресу ( Показать, повесить на доске).                162350

Вологодская обл. Г. Великий Устюг Ул. Виноградова, д.4 Деду Морозу.

  1. Ребята, как вы думаете по какому адресу лучше отправит письмо? Почему?
  1. По этому адресу уже отправляли письма и даже получали ответы.
  2. А кто из вас хочет написать письмо Деду Морозу?
  3. О чем вы его попросите?
  4. Как вы думаете удобно ли сразу просить подарок?
  1. А с чего можно начать письмо? Посоветуйтесь в парах ( приветствие, обращение).

  1. Как можно обратится к Деду Морозу?
  2. Обращение! Как выделить? ( запятая)
  3. Как вы думаете, Деду Морозу будет интересно узнать что нибудь о вас?
  4. Что МОЖНО рассказать О Себе?(Гдс живу.в каком городе,чем город интересен, чем увлекаюсь, о семье...).

Как можно вежливо сказать о подарке?(... Мне бы хотелось.. ,я давно

мечтаю....У меня есть заветная мечта...).

Как закончить ПИСЬМО?(Поздравить Деда Мороза с Новым Годом,

пожелания)

-    Как обратиться в письме к Деду Морозу-«тебе» или «Вам» ? Вывод: мы сейчас обговорим план письма.

6. Самостоятельная работа.

  1. А на чем обычно пишут письма?
  2. Поэтому возьмите лист бумаги и начните самостоятельно писать

письмо Деду Морозу. Если у вас возникнут вопросы по

написанию слов, вы можете спросить у меня или посмотреть в

словаре в конце учебника. (Дети работают самостоятельно, за 3-4 мин. До конца урока спросить)

-        Мы все знаем, что читать чужие письма нельзя, но вы ведь только

учитесь писать письма, поэтому помощь и подсказка не помешают.

-        Кто хочет прочитать только начало своего письма, не рассказывая

О СВОИХ желаниях?(послушать 3-4 учеников)

ИТОГ УРОКА:

-        Скажите пожалуйста, поможет ли в жизни это умение писать
письма?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....

конспект урока русского языка 2 класс "Проект. Письмо Деду Морозу"

Тема: «Наши проекты. Пишем письмо Деду Морозу»Цель: обучение  правильному написанию письмаЗадачи: Показать учащимся, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистическ...

План - конспект урока русского языка в технологии "Мастерская письма"

Методическая разработка урока русского языка в технологии "Мастерская письма"....

Конспект урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв З,з"

Конспект урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв З,з"...

Конспект урока русского языка 3 класс, «Составление письма другу», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Составление письма другу»Цели деятельности учителя: формирование способности излагать свои мысли письменно через построение предложений. Планируемы...

Конспект урока русского языка "Учимся писать письма"

Конспект урока русского языка "Учимся писать письма"...