Диагностика пространственных представлений ребенка по Семаго М.М.
проект по логопедии (1 класс)
Данная разработка известных авторов Семаго М.М. и Семаго Н.Я. будут полезны специалистам начальной школы, учителям-дефектологам и логопедам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностика пространственных представлений ребенка».
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
Дата рождения________________ возраст_________ОУ_________________ класс___________
Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле
Инструкция: Закрой глаза и скажи, что у тебя находится
Вопрос | Отметка о выполнении | Уровень выполнения | |
Что выше: голова или плечи | а) Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами 6б б) Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами, но с помощью прощупывания указываемых частей пальцем психолога – 5б в) Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами, но с помощью прощупывания указываемых частей собственным пальцем – 4б г) Выполняет задание с открытыми глазами, с ориентацией на лицо психолога или вертикально расположенное изображение лица – 3б. д) Выполняет задание, глядя в зеркало – 2б. е) Выполняет задание, глядя в зеркало и ощупывая свое лицо – 1б ж) Ребенок не выполнил задание – 0 б | ||
Что ниже: глаза или нос | |||
С боку от носа | |||
Над глазами | |||
Под носом | |||
Над носом | |||
Надо лбом | |||
Под губами | |||
Что находится между глазами и ртом | |||
Какая часть тела находится над шеей | |||
Какая часть тела находится под шеей | |||
Какая часть тела находится под коленом | |||
Что находится между коленом и стопой | |||
Всего баллов | |||
Инструкция: Покажи..
Вопрос | Отметка о выполнении | Уровень выполнения | |
Какой рукой ты кушаешь, пишешь, рисуешь? назвать ее | а) Ребенок различает правые и левые части тела - 4б б) Ребенок различает правые и левые части тела, но ему нужно время для ответа - 3б в) Ребенок испытывает трудности определения правых и левых частей тела, помощь заключается в озвучивании сторонности части тела в начале опроса - 2б. г) Ребенок не различает правые и левые части тела даже после озвучивания их взрослым – 1б | ||
Показать левую/правую руку | |||
Правую ногу | |||
Левый глаз | |||
Правое ухо | |||
Левую ногу | |||
Показать левой рукой правый глаз | |||
Правой рукой показать левое ухо | |||
Части тела у человека, сидящего напротив | |||
Правую руку | |||
Левый глаз | |||
Левую ногу | |||
Правое ухо | |||
Всего баллов | |||
Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу)
Оборудование: книга (тетрадь), ручка, карандаш
Вопрос | Отметка о выполнении | Уровень выполнения | |
Покажи, какой предмет находится справа от тебя | а) Ребенок различает право и лево в пространстве - 4б б) Ребенок различает правые и левые части тела, но ему нужно время для ответа - 3б в) Ребенок испытывает трудности определения «право»-«лево», помощь заключается в озвучивании направления - 2б. г) Ребенок не различает понятия «право – лево» даже после озвучивания их взрослым - 1б | ||
Покажи, какой предмет находится слева от тебя | |||
Что находится впереди тебя | |||
Что находится сзади тебя | |||
Положи книгу справа от себя | |||
Положи карандаш слева от себя | |||
Положи ручку перед собой | |||
(предметы должны быть справа или слева) | |||
Где находится шкаф | |||
Где находится окно | |||
Где находится дверь | |||
Всего баллов | |||
Третий уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов
Уровень вербализации пространственных представлений
Ребенку показывается коробочка с лежащим на ней карандашом/ручкой. Эти предметы называются. (лист 35 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М. или коробка и карандаш)
Инструкция. Вот видишь, карандаш находится НА коробке.
Вопрос | Отметка о выполнении | Уровень выполнения | |
А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается НАД коробкой)? | а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос -3б б) Ребенок испытывает трудности вербализации взаиморасположения объектов, помощь заключается в просьбе составить предложение с указанием объектов и их расположения -2б. (Скажи, где карандаш?) г) Ребенок не выполняет задание - 1б | ||
А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается ПОД коробкой)? | |||
А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается МЕЖДУ ребенком и коробкой)? | |||
А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается СПРАВА или СЛЕВА от коробки)? | |||
А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается ЗА коробкой (по отношению к ребенку).)? | |||
Всего баллов | |||
лист 34 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Вопрос | Отметка о выполнении | Уровень выполнения | |
Понимание предлогов | а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос - 3б б) Ребенок испытывает трудности в понимании взаиморасположения объектов, помощь заключается в озвучивании направления в относительно тела ребенка - 2б. г) Ребенок не выполняет задание 1б | ||
Скажи, что ближе всего | |||
Скажи, что дальше всего | |||
Что перед квадратом | |||
Что за квадратом | |||
Что впереди круга | |||
Что сзади круга | |||
Употребление предлогов | а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос -3б б) Ребенок испытывает трудности в вербализации взаиморасположения объектов, помощь заключается в просьбе составить предложение с указанием объектов и их расположения - 2б. (Вот крест, где круг?) г) Ребенок не выполняет задание - 1б | ||
Скажи, где находится круг по отношению к квадрату | |||
Где находится ромб по отношению к кресту | |||
Где находится квадрат по отношению к кругу и ромбу | |||
Где расположен крест по отношению к остальным фигурам | |||
Где расположен ромб по отношению к остальным фигурам | |||
Всего баллов | |||
лист 33 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Вопрос | Отметка о выполнении | Уровень выполнения | ||
Понимание предлогов | а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос - 3б б) Ребенок испытывает трудности в понимании взаиморасположения объектов, помощь заключается в определении понимания предлога - 2б. г) Ребенок не выполняет задание - 1б | |||
Что расположено выше треугольника | ||||
Что расположено ниже треугольника | ||||
Что расположено над звездой | ||||
Что расположено под звездой | ||||
Какая фигура расположена в верхнем ряду | ||||
Что расположено ближе к кресту | ||||
Что расположено дальше от креста | а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос - 3б б) Ребенок испытывает трудности в вербализации взаиморасположения объектов, помощь заключается в просьбе составить предложение с указанием объектов и их расположения - 2б. (Вот круг, где ромб? г) Ребенок не выполняет задание - 1б | |||
Употребление предлогов | ||||
Где находится ромб по отношению к кругу | ||||
Где находится ромб по отношению к треугольнику | ||||
Где находится круг по отношению к ромбу | ||||
Где находится звезда | ||||
Всего баллов | ||||
Четвертый уровень. Лингвистические представления (пространство языка) (данные задания даются ребенку с 7 лет)
лист 37 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Инструкция: Покажи, где…
Вопрос | Отметка о выполнении | Уровень выполнения | |
перед ящиком бочонок | а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос - 3б б) Ребенок испытывает трудности в понимании взаиморасположения объектов, помощь заключается в повторении задания - 2б. (четкое проговаривание предлога и окончаний) г) Ребенок не выполняет задание - 1б | ||
под бочонком ящик | |||
в ящике бочонок | |||
ящик на бочонке | |||
перед бочонком ящик | |||
Всего баллов | |||
лист 38,42,43 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Инструкция: Покажи, где…
Вопрос | Отметка о выполнении | Уровень выполнения | |
дочкина мама | а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос - 3б б) Ребенок испытывает трудности в понимании взаиморасположения объектов, помощь заключается в повторении задания - 2б. (четкое проговаривание предлога и окончаний) г) Ребенок не выполняет задание - 1б | ||
мамина дочка | |||
хозяин коровы | |||
корова хозяина | |||
Скатерть накрыта клеенкой | |||
Мальчик спасен девочкой | |||
Мужчина обижен женщиной | |||
Перед грузовиком трактор | |||
Книгой накрыта газета | |||
Всего баллов | |||
лист 44 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Вопрос | Отметка о выполнении | Уровень выполнения | |
1. Перед тем как идти гулять, я зашел к другу. Что было раньше? | а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос - 4б б) Ребенок испытывает трудности в понимании взаиморасположения объектов, помощь заключается в повторении задания - 3б г) Ребенок испытывает трудности в понимании задания, помощь заключается в предоставлении бумаги и карандаша для решения задачи - 2б. д) Ребенок не выполняет задание - 1б | ||
2. Вместо того чтобы надеть сапоги, я надел носки. Что надо было надеть? | |||
3. Что длиннее - час или сутки? | |||
4. Что короче - день или секунда? | |||
5. Что длится меньше - перемена или урок? | |||
6. Какое время года бывает перед осенью? | |||
7. Какой день недели бывает перед средой? | |||
8. После какого дня недели наступает пятница? | |||
9. Какой месяц является первым месяцем зимы? | |||
10. Какой месяц является последним месяцем весны? | |||
Всего баллов | |||
лист 45 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Вопрос | Отметка о выполнении | ||
1. Маша старше Юли, кто из девочек младше? | а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос - 4б б) Ребенок испытывает трудности в понимании задания, помощь заключается в повторении задания - 3б г) Ребенок испытывает трудности в понимании задания, помощь заключается в предоставлении бумаги и карандаша для решения задачи - 2б. д) Ребенок не выполняет задание - 1б | ||
2. Сережа выше Юры, кто из мальчиков ниже? | |||
3. Оля светлее Кати, кто из девочек темнее? | |||
4. В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше? | |||
5. Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду? | |||
6. Я взял книгу у девочкиной мамы. У кого я взял книгу? | |||
7. Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас? | |||
8. Мужчина обижен женщиной. Кто кого обидел? | |||
9. На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера? | |||
10. Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Кто стоял самым первым? | |||
Всего баллов | |||
лист 46 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Вопрос | Отметка о выполнении | Уровень выполнения | |
1. Сколько половинок может быть у яблока (конфеты, мандарина)? (вопрос задается с 6 лет) | а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос (правильна логика пополнения задания) - 4б б) Ребенок испытывает трудности в понимании задания, помощь заключается в повторении задания - 3б г) Ребенок испытывает трудности в понимании задания, помощь заключается в предоставлении бумаги и карандаша для решения задачи - 2б. д) Ребенок не выполняет задание - 1б | ||
2а. В корзине было 4 яблока, это на 3 яблока меньше, чем их было в ведре. Сколько яблок было в ведре? | |||
2б. В корзине было 24 яблока, это на 13 яблок меньше, чем в ведре. Сколько яблок было в ведре? | |||
За. На двух полках было 18 книг. На одной полке на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг было на каждой полке? | |||
3б. На двух полках было 18 книг. На одной полке в 2 раза больше, чем на другой. Сколько книг было на каждой полке? | |||
4. Арбуз и еще половина точно такого же арбуза весят вместе 9 кг. Сколько весит один арбуз? | |||
5. Длина свечи 15 см. Тень от свечи длиннее свечи на 45 см. Во сколько раз тень длиннее свечи? | |||
6. Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет сейчас отцу? | |||
Всего баллов | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Пространственные представления" 1 класс
Тест по математике "Пространственные представления" 1 класс в 2-х вариантах с картинками....
Формирование пространственных представлений у младших школьников с ДЦП на уроках по окружающему миру.
Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП является одним из важнейших разделов воспитания детей с ОВЗ.В связи с этим большое значение имеет поиск педагога...
Упражнения для развития зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Примеры заданий для развития зрительно-пространственных представлений у детей. Это особенно важно при формировании навыка письма и чтения....

Презентация к ЦОР. Тема: " Формирование пространственного восприятия, зрительно- пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений."
Цель: предупреждение и коррекция специфических ошибок, связанных с нарушением оптико – пространственных дифференцировок, пространственно – временных представлений, через включение в систему работ...

Математические представления "Пространственные представления"
quot;Пространственные представления: внутри, снаружи, в, рядом, около"...

Психологическая диагностика пространственных представлений детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР
Психологическая диагностика пространственных представлений детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР...

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И АНАЛИЗА, ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Таблица заданий. Работа с детьми ОВЗ....
