Конспект логопедического занятия «Обучение рассказыванию по опорной схеме на тему «Профессии»».
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Данная методическая разработка представляет собой конспект логопедического занятия для обучения младших школьников с ОВЗ (ЗПР) рассказу по опорной схеме и расширению знаний о профессиях.
В методической разработке представлены разнообразные формы и методы логопедической деятельности, направленные на развитие сенсомоторных связей, навыков анализа и синтеза, расширение семантических полей, активизация глагольного словаря, формирование умения составлять предложения с противительным союзом «а» и навыка составления рассказа по опорным схемам, с помощью мнестических таблиц, с учетом современных образовательных технологий.
В методической разработке представлена одна из практик профориентационной работы учителя-логопеда с младшими школьниками с ОВЗ (ЗПР) в условиях бесшовного инклюзивного образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 427.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области
(МБОУ Купинская школа-интернат № 1)
Название работы: Конспект логопедического занятия «Обучение рассказыванию по опорной схеме на тему «Профессии»».
(групповое занятие)
Номинация: методическая разработка
Авторский коллектив:
Головко Марина Михайловна
учитель-логопед.
Севрюкова Лариса Александровна
учитель-логопед
г. Купино
2025 г
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой конспект логопедического занятия для обучения младших школьников с ОВЗ (ЗПР) рассказу по опорной схеме и расширению знаний о профессиях.
В методической разработке представлены разнообразные формы и методы логопедической деятельности, направленные на развитие сенсомоторных связей, навыков анализа и синтеза, расширение семантических полей, активизация глагольного словаря, формирование умения составлять предложения с противительным союзом «а» и навыка составления рассказа по опорным схемам, с помощью мнестических таблиц, с учетом современных образовательных технологий.
В методической разработке представлена одна из практик профориентационной работы учителя-логопеда с младшими школьниками с ОВЗ (ЗПР) в условиях бесшовного инклюзивного образования.
Пояснительная записка
Обоснование актуальности: из беседы с детьми с ОВЗ (ЗПР) стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях. Многие дети не знают профессий своих родителей, не могут назвать, где работают их родители и что делают во время работы. Это говорит о том, что родители мало разговаривают с детьми о своей работе, не рассказывают, почему они выбрали именно эту деятельность. Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.
Поэтому на логопедических занятиях большое внимание уделяем развитию знаний обучающихся о разнообразным мире профессий. Это способствует развитию речевого, нравственного и трудового воспитания младших школьников, и в будущем они сумеют сделать осмысленный профессиональный выбор. Чем больше разных знаний, умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности во взрослой жизни.
Адресная группа: обучающиеся с ОВЗ (ЗПР) 7 – 8 лет
Цель: обучение рассказыванию по опорной схеме по теме «Профессии»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Расширение знаний детей о профессиях;
2. Обогащение предикативного словаря;
3. Обучение работе с опорными схемами.
Коррекционно-развивающие:
4. Развитие слухового внимания и слухо-речевой памяти;
5. Развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные:
6. Воспитание интереса к профессиональному труду взрослых;
7. Формирование умения слушать окружающих;
8. Формирование положительного опыта публичных выступлений.
Ожидаемые результаты:
Личностные УУД:
- мотивация учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучению;
- активизация самостоятельности, интереса к способу действий;
Предметные результаты:
-активизация пассивного словаря, расширение словарного запаса;
- уметь рассказывать по опорной схеме.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;
- устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные:
- систематизировать знания о профессиях;
- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
- уметь выделять формальную структуру задачи.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;
- осуществление совместной деятельности.
Технологическая карта занятия
Организационная информация | ||||
Ф.И.О. учителя-логопеда /категория | Головко Марина Михайловна/ 1 категория Севрюкова Лариса Александровна/1 категория | |||
Логопедическое заключение | СНР, III ур.р.р., нарушение формирования процесса чтения и письма, обусловленное ЗПР | |||
Тип/продолжительность занятия | Получение знаний, выработка умений и навыков. Занятие в системе образовательных мероприятий. 40 мин | |||
Раздел (этапы программы) | Формирование связной речи. Основы коммуникации. Последовательный пересказ с опорой на мнестическую таблицу. | |||
Организация образовательного пространства | ||||
Ресурсы: Основные Дополнительные | Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Программно-методические материалы для организации коррекционно-логопедической работы. Сборник рабочих программ учителя-логопеда. Учебно-методическое пособие. – М.: Редкая птица, 2018. Компьютер, интерактивная доска, мнестичекая таблица, мяч, наглядный материал для «Волшебного мешочка». | |||
Методическая информация | ||||
Логопедическая тема: «Обучение рассказыванию по опорной схеме на тему «Профессии»» (мнестическая таблица) | ||||
Цель: обучение рассказыванию по опорной схеме (мнестическая таблица) | ||||
Задачи: Коррекционно-образовательные 1. Расширение знаний детей о профессиях; 2. Обогащение предикативного словаря; 3. Обучение работе с опорными схемами. Коррекционно-развивающие 4. Развитие слухового внимания и слухо-речевой памяти; 5. Развитие связной речи. Коррекционно-воспитательные 6. Воспитание интереса к профессиональному труду взрослых; 7. Формирование умения слушать окружающих; 8. Формирование положительного опыта публичных выступлений. | ||||
Формы работы | Фронтальная ФР, Индивидуальная ИР | |||
Методы, приемы, технологии | Нейрогимнастика, кинезиологические упражнения, здоровьесберегающие технологии, мнемотаблицы, ИКТ | |||
Характеристика учебных возможностей и достижений | ||||
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: - формирование положительного отношения к учебной деятельности; - формирование интереса к учебному материалу; - адекватность оценки действий. Регулятивные УУД: - формирование умения определять цель деятельности на занятии; - формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; - формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом; - формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать, слышать и понимать учителя – логопеда и товарищей. - формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: - формирование умения на основе анализа делать выводы; - формирование умения обобщать. | |||
Планируемые результаты | Личностные УУД: - мотивация учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучению; - активизация самостоятельности, интереса к способу действий; Предметные результаты: - активизация пассивного словаря, расширение словарного запаса; - уметь рассказывать по опорной схеме. Метапредметные УУД: Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; - устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; Познавательные: - систематизировать знания о профессиях; - уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; - уметь выделять формальную структуру задачи. Коммуникативные: - участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; - осуществление совместной деятельности. | |||
Оценка результатов деятельности ученика | Уметь соотносить результат с поставленной целью, оценивать результат учебной деятельности поэтапно, уметь вербализовать свое эмоционально-личностное отношение к занятию. | |||
Ход занятия | ||||
Содержание деятельности учителя-логопеда | Виды деятельности обучающихся | УУД | ||
I. Мотивация к деятельности | ||||
| ||||
Проверка готовности детей к занятию; эмоциональный настрой на занятие. - Ребята, сядем рядышком по кругу! Скажем «Здравствуйте» друг другу. Нам здороваться не лень: Всем «Привет» и «Добрый день»! Если каждый улыбнется, Утро доброе начнется! Доброе утро!!! Скажите, какое у вас сейчас настроение после того, как вы улыбнулись друг другу? | Обучающиеся пожимают друг другу руки и улыбаются друг другу. Ответы детей. | Личностные: мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. | ||
Игра «Волшебный мешочек» | ||||
- Посмотрите, у меня в руках «Волшебный мешочек». Вам интересно, что там внутри? Хотите посмотреть? - Что это, ребята? (Инструменты) - Для чего они нужны? (Ответы детей, подвести в беседе, что они нужны людям разных профессий) - Предлагаю поиграть с этими инструментами? Сейчас каждый из вас достанет, не подглядывая, какой-нибудь инструмент и назовет, что им или с ним делают. (Ножом-режут; пилой-пилят; ножницами – отрезают, вырезают, режут; в кастрюле – варят; в сковороде – жарят; шприцем – делают укол; кистью – рисуют, раскрашивают; расческой – расчесывают). - Отлично, вы знаете применение всем инструментам. - Ребята, назовите, кто может пользоваться этими инструментами? | Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек, берут предмет, наощупь определяют, что это, достают и рассматривают, проговаривают название инструмента, называют действие, которые ими выполняют. | Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; - устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: - участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; - осуществление совместной деятельности. | ||
II. Актуализация необходимых знаний. Сообщение темы занятия. | ||||
| ||||
- Сегодня мы поговорим о людях разных профессий. Игра с мячом «Путаница» - Сейчас я вам буду кидать мяч и называть, что делают люди разных профессий, а вы внимательно слушайте, правильно ли я буду говорить или что-то перепутаю? - повар лечит, а врач готовит - учитель ловит преступников, а полицейский учит - художник шьет, а швея рисует - парикмахер тушит пожар, а пожарный делает модные прически - учитель лечит, а врач учит - музыкант танцует, а танцор поет. - Молодцы, ребята, вы исправили все мои ошибки. Предлагаю отдохнуть. | Дети ловят мяч и исправляют логопеда, используя противительный союз а. | Личностные: - развитие познавательного интереса к обучению; - активизация самостоятельности, интереса к способу действий; Коммуникативные: - участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; - осуществление совместной деятельности. | ||
| ||||
Считалка «На златом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной… Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей!» | Каждый ребенок, произнося слова скороговорки передает теннисный мяч соседу одной рукой, а другой принимает. | Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; Коммуникативные: - формирование умения слушать, слышать и понимать учителя – логопеда и товарищей. | ||
III. Практические упражнения для закрепления темы | ||||
| ||||
Рассматривание схемы составления рассказа о профессии. - Сегодня на занятии мы вспоминали и говорили о разных профессиях, а теперь предлагаю вам рассказать о той профессии, которая вам понравилась больше всего. Для этого у нас есть подсказка в виде таблицы. Сначала (первая картинка) нужно сказать о какой профессии вы будете рассказывать, затем (вторая картинка), где работает человек этой профессии, после (третья картинка) что он делает на своей работе, и в конце (четвертая картинка) какие инструменты ему нужны. Будет замечательно, если в конце вы скажете, что эта профессия очень важна для людей. Образец рассказа педагога: «Я хочу рассказать о профессии швеи. Швея работает в ателье. Она шьет разнообразную одежду или ремонтирует изношенную. Для работы ей нужна швейная машинка, нитки, иглы и ткань. Профессия швеи очень важна для людей.» | Обучающиеся рассматривают таблицу, слушают объяснение задания. Дети составляют рассказы (сначала по желанию, затем побуждение к рассказыванию с помощью педагога) | Познавательные УУД: - формирование умения на основе анализа делать выводы; - формирование умения обобщать. Коммуникативные: - участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; - осуществление совместной деятельности. | ||
IV.Подведение итогов занятия. | ||||
- Спасибо, ребята, за ваши интересные рассказы. А какое задание было самым сложным? А самым легким? | Ответы обучающихся. | Коммуникативные: - участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; Познавательные УУД: - формирование умения на основе анализа делать выводы; - формирование умения обобщать. | ||
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с презентацией для 2 класса на тему развитие навыков слогового анализа и синтеза на материале сказки В.Бианки"Кто чем поёт"
Конспект логопедического занятия с презентацией для 2 класса Средней общеобразовательной школы...

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»
Цель занятия: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы т - д в устной и письменной речи....

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс. Тема :" Дифференциация звуков [с]- [з] ".
Практический материал представлен в игровой форме для автоматизации свистящих звуков....

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс. Тема :" Путешествие кораблика".
Логопедическое занятие по автоматизации [c],...

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс.Тема :" Путешествие в сказку".
Практический материал по дифференциации мягкого звука [т] и звука [ч]....

Конспект логопедического занятия в 4 классе с ОВЗ (ЗПР) Тема: Прилагательные - антонимы.
У обучающихся с ЗПР особые затрудения вызывает усвоение такой части речи, как имена прилагательные. Занимательные приемы, используемые на занятии, способствуют устранению этой проблемы....

План-конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Проектируем будущее» по теме: "Профессии моего города через краеведение. Презентация своего опыта"
Цель: расширение представления о труде людей разных профессий.Задачи:Образовательные:- обобщить знания детей о разнообразных профессиях людей своего города, результатах их тру...


