Конспект логопедического занятия «Обучение рассказыванию по опорной схеме на тему «Профессии»».
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Головко Марина Михайловна

Данная методическая разработка представляет собой конспект логопедического занятия для обучения младших школьников с ОВЗ (ЗПР) рассказу по опорной схеме и расширению знаний о профессиях.

В методической разработке представлены разнообразные формы и методы логопедической деятельности, направленные на развитие сенсомоторных связей, навыков анализа и синтеза, расширение семантических полей, активизация глагольного словаря, формирование умения составлять предложения с противительным союзом «а» и навыка составления рассказа по опорным схемам, с помощью мнестических таблиц, с учетом современных образовательных технологий.

В методической разработке представлена одна из практик профориентационной работы учителя-логопеда с младшими школьниками с ОВЗ (ЗПР) в условиях бесшовного инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrab_konurs.docx427.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области

(МБОУ Купинская школа-интернат № 1)

Название работы: Конспект логопедического занятия «Обучение рассказыванию по опорной схеме на тему «Профессии»».

(групповое занятие)

            Номинация: методическая разработка

Авторский коллектив: 

Головко Марина Михайловна

учитель-логопед.

Севрюкова Лариса Александровна

учитель-логопед

г. Купино

2025 г

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой конспект логопедического занятия для обучения младших школьников с ОВЗ (ЗПР) рассказу по опорной схеме и расширению знаний о профессиях.

В методической разработке представлены разнообразные формы и методы логопедической деятельности, направленные на развитие сенсомоторных связей, навыков анализа и синтеза, расширение семантических полей, активизация глагольного словаря, формирование умения составлять предложения с противительным союзом «а» и навыка составления рассказа по опорным схемам, с помощью мнестических таблиц, с учетом современных образовательных технологий.

В методической разработке представлена одна из практик профориентационной работы учителя-логопеда с младшими школьниками с ОВЗ (ЗПР) в условиях бесшовного инклюзивного образования.

Пояснительная записка

Обоснование актуальности: из беседы с детьми с ОВЗ (ЗПР) стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях. Многие дети не знают профессий своих родителей, не могут назвать, где работают их родители и что делают во время работы. Это говорит о том, что родители мало разговаривают с детьми о своей работе, не рассказывают, почему они выбрали именно эту деятельность. Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.

Поэтому на логопедических занятиях большое внимание уделяем развитию знаний обучающихся о разнообразным мире профессий. Это способствует развитию речевого, нравственного и трудового воспитания младших школьников, и в будущем они сумеют сделать осмысленный профессиональный выбор. Чем больше разных знаний, умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности во взрослой жизни.

Адресная группа: обучающиеся с ОВЗ (ЗПР) 7 – 8 лет

Цель: обучение рассказыванию по опорной схеме по теме «Профессии»

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

1. Расширение знаний детей о профессиях;

2. Обогащение предикативного словаря;

3. Обучение работе с опорными схемами.

Коррекционно-развивающие:

4. Развитие слухового внимания и слухо-речевой памяти;

5. Развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные:

6. Воспитание интереса к профессиональному труду взрослых;

7. Формирование умения слушать окружающих;

8. Формирование положительного опыта публичных выступлений.

Ожидаемые результаты:

Личностные УУД:

- мотивация учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучению;

- активизация самостоятельности, интереса к способу действий;

Предметные результаты:

-активизация пассивного словаря, расширение словарного запаса;

- уметь рассказывать по опорной схеме.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;

- устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные:

- систематизировать знания о профессиях;

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;

- уметь выделять формальную структуру задачи.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;

- осуществление совместной деятельности.

        

Технологическая карта занятия

Организационная информация

Ф.И.О. учителя-логопеда /категория

Головко Марина Михайловна/ 1 категория

Севрюкова Лариса Александровна/1 категория

Логопедическое заключение

СНР, III ур.р.р., нарушение формирования процесса чтения и письма, обусловленное ЗПР

Тип/продолжительность занятия

Получение знаний, выработка умений и навыков. Занятие в системе образовательных мероприятий.  40 мин

Раздел (этапы программы)

Формирование связной речи. Основы коммуникации.

Последовательный пересказ с опорой на мнестическую таблицу.

Организация образовательного пространства

Ресурсы:  

Основные

Дополнительные

Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Программно-методические материалы для организации коррекционно-логопедической работы. Сборник рабочих программ учителя-логопеда. Учебно-методическое пособие. – М.: Редкая птица, 2018.

Компьютер, интерактивная доска, мнестичекая таблица, мяч, наглядный материал для «Волшебного мешочка».

Методическая информация

Логопедическая тема: «Обучение рассказыванию по опорной схеме на тему «Профессии»» (мнестическая таблица)

Цель: обучение рассказыванию по опорной схеме (мнестическая таблица)

Задачи:

Коррекционно-образовательные

1. Расширение знаний детей о профессиях;

2. Обогащение предикативного словаря;

3. Обучение работе с опорными схемами.

 Коррекционно-развивающие

4. Развитие слухового внимания и слухо-речевой памяти;

5. Развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные

6. Воспитание интереса к профессиональному труду взрослых;

7. Формирование умения слушать окружающих;

8. Формирование положительного опыта публичных выступлений.

Формы работы

Фронтальная ФР, Индивидуальная ИР

Методы, приемы, технологии

Нейрогимнастика, кинезиологические упражнения, здоровьесберегающие технологии, мнемотаблицы, ИКТ

Характеристика учебных возможностей и достижений

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

- формирование положительного отношения к учебной деятельности;

- формирование интереса к учебному материалу;

-  адекватность оценки действий.

Регулятивные УУД:

 - формирование умения определять цель деятельности на занятии;

- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;

- формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом;

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.  

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать, слышать и понимать учителя – логопеда и товарищей.

- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

- формирование умения на основе анализа делать выводы;

- формирование умения обобщать.

Планируемые результаты        

Личностные УУД:

- мотивация учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучению;

- активизация самостоятельности, интереса к способу действий;

Предметные результаты:

- активизация пассивного словаря, расширение словарного запаса;

- уметь рассказывать по опорной схеме.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;

- устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели;

Познавательные:

- систематизировать знания о профессиях;

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

- уметь выделять формальную структуру задачи.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;

- осуществление совместной деятельности.

Оценка результатов деятельности ученика

Уметь соотносить результат с поставленной целью, оценивать результат учебной деятельности поэтапно, уметь вербализовать свое эмоционально-личностное отношение к занятию.

Ход занятия

Содержание деятельности учителя-логопеда

Виды деятельности обучающихся

УУД

I. Мотивация к деятельности

  1. Организационный момент

Проверка готовности детей к занятию; эмоциональный настрой на занятие.

- Ребята, сядем рядышком по кругу!

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет» и «Добрый день»!

Если каждый улыбнется,

 Утро доброе начнется!

Доброе утро!!!

Скажите, какое у вас сейчас настроение после того, как вы улыбнулись друг другу?

Обучающиеся пожимают друг другу руки и улыбаются друг другу.

Ответы детей.

Личностные: мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

Игра «Волшебный мешочек»

- Посмотрите, у меня в руках «Волшебный мешочек». Вам интересно,

что там внутри? Хотите посмотреть?

- Что это, ребята? (Инструменты)

- Для чего они нужны? (Ответы детей, подвести в беседе, что они нужны людям разных профессий)

- Предлагаю поиграть с этими инструментами? 

Сейчас каждый из вас достанет, не подглядывая, какой-нибудь инструмент и

назовет, что им или с ним делают.

(Ножом-режут; пилой-пилят; ножницами – отрезают, вырезают, режут; в кастрюле – варят; в сковороде – жарят; шприцем – делают укол; кистью – рисуют, раскрашивают; расческой – расчесывают).

- Отлично, вы знаете применение всем инструментам.

- Ребята, назовите, кто может пользоваться этими инструментами?

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек, берут предмет, наощупь определяют, что это, достают и рассматривают, проговаривают название инструмента, называют действие, которые ими выполняют.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;

- устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели.

           Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;

- осуществление совместной деятельности.

II. Актуализация необходимых знаний. Сообщение темы занятия.

  1. Сообщение темы урока

- Сегодня мы поговорим о людях разных профессий.

Игра с мячом «Путаница»

- Сейчас я вам буду кидать мяч и называть, что делают люди разных профессий, а вы внимательно слушайте, правильно ли я буду говорить или что-то перепутаю?

- повар лечит, а врач готовит

- учитель ловит преступников, а полицейский учит

- художник шьет, а швея рисует

- парикмахер тушит пожар, а пожарный делает модные прически

- учитель лечит, а врач учит

- музыкант танцует, а танцор поет.

- Молодцы, ребята, вы исправили все мои ошибки.

Предлагаю отдохнуть.

Дети ловят мяч и исправляют логопеда, используя противительный союз а.

Личностные:

- развитие познавательного интереса к обучению;

- активизация самостоятельности, интереса к способу действий;

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;

- осуществление совместной 

деятельности.

  1. Физминутка с использование нейроупражнения

Считалка

«На златом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной…

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!»

Каждый ребенок, произнося слова скороговорки передает теннисный мяч соседу одной рукой, а другой принимает.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;

Коммуникативные:

- формирование умения слушать, слышать и понимать учителя – логопеда и товарищей.

III. Практические упражнения для закрепления темы

  1. Составление рассказа о профессии по опорной схеме (мнестическая таблица).

        Рассматривание схемы составления рассказа о профессии.

- Сегодня на занятии мы вспоминали и говорили о разных профессиях, а теперь предлагаю вам рассказать о той профессии, которая вам понравилась больше всего. Для этого у нас есть подсказка в виде таблицы. Сначала (первая картинка) нужно сказать о какой профессии вы будете рассказывать, затем (вторая картинка), где работает человек этой профессии, после (третья картинка) что он делает на своей работе, и в конце (четвертая картинка) какие инструменты ему нужны. Будет замечательно, если в конце вы скажете, что эта профессия очень важна для людей.

Образец рассказа педагога:

«Я хочу рассказать о профессии швеи. Швея работает в ателье. Она шьет

разнообразную одежду или ремонтирует изношенную. Для работы ей нужна швейная машинка, нитки, иглы и ткань. Профессия швеи очень важна для людей.»

Обучающиеся рассматривают таблицу, слушают объяснение задания.

Дети составляют рассказы (сначала по желанию, затем побуждение к рассказыванию с помощью педагога)

Познавательные УУД:

- формирование умения на основе анализа делать выводы;

- формирование умения обобщать.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;

- осуществление совместной деятельности.

IV.Подведение итогов занятия.

- Спасибо, ребята, за ваши интересные рассказы. А какое задание было самым сложным? А самым легким?

Ответы обучающихся.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;

Познавательные УУД:

- формирование умения на основе анализа делать выводы;

- формирование умения обобщать.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс. Тема :" Дифференциация звуков [с]- [з] ".

Практический материал представлен в игровой форме для автоматизации свистящих звуков....

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс.Тема :" Путешествие в сказку".

Практический материал по дифференциации мягкого звука [т] и звука [ч]....

Конспект логопедического занятия в 4 классе с ОВЗ (ЗПР) Тема: Прилагательные - антонимы.

У обучающихся с ЗПР особые затрудения вызывает усвоение такой части речи, как имена прилагательные. Занимательные приемы, используемые на занятии, способствуют устранению этой проблемы....

План-конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Проектируем будущее» по теме: "Профессии моего города через краеведение. Презентация своего опыта"

   Цель: расширение представления о труде людей разных профессий.Задачи:Образовательные:- обобщить знания детей о разнообразных профессиях людей своего города, результатах их тру...