Конспект логопедического занятия в 1 классе на тему "Речь.Предложение"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

В конспекте раскрыто занятие для фронтальной группы 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_predlozhenie.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

  1. “Речь. Предложение” в 1 классе

Тема: «Речь. Предложение».

Цель: закрепить знания учащихся по теме.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания учащихся по теме “Речь. Предложение”.

Развивающие: развивать умение составлять предложения по картинке, а также составлять предложения из слов, данных в начальной форме, развивать умение отвечать полным предложением, развивать слуховое внимание, умение улавливать интонационную законченность, дифференцировать на слух набор слов и предложения, активизировать умение различать вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию; работать над совершенствованием интонационной стороны речи; развивать мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, умение организовывать собственную деятельность.

Оборудование: индивидуальные сюжетные картинки; цифры 3, 5, 6 у каждого ребенка; индивидуальные полоски для составления схем предложений; индивидуальные карточки с точкой; поощрительные наклейки.

Ход занятия

Организационный момент (1 мин). Дети, сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии наши глаза внимательно смотрят и все (видят). Уши внимательно слушают и все (слышат). Голова хорошо (работает).

Дыхательная гимнастика (3 мин).

Чтобы легче дышалось, я предлагаю сделать дыхательную гимнастику.

Гласные тянутся песенкой звонкой И – И – И – И
Могут заплакать и застонать О – О – О – О
Могут качать в колыбели Аленку А – А – А – А
Могут как эхо в лесу закричать АУ – АУ – АУ – АУ
Могут лететь высоко в синеву АУ – У – И – А – У – И

Основная часть (8 мин).

             А) Беседа на повторение.

- Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

- Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

- Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

- Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

- Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

- Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.

- Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.

- Какие знаки могут стоять в конце предложения? /в конце предложения может стоять точка, вопросительный или восклицательный знак/.

            Пальчиковая гимнастика (2 мин).

- А теперь давайте отдохнем и потренируем наши пальчики!

“Крючки”, “Кулачки”, “Стряхнули капельки водички”, “Пальчики здороваются”, “Ёжик”, “Замок”.

             В) Загадка. Работа в тетради. Составление схем.

1. – Хорошо, молодцы! Откроем тетради, но ничего пока писать в них не будем!

- Прослушайте и отгадайте загадку.

Листья желтые летят.

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда все это бывает? /Осенью/

2. – Теперь прослушайте ещё раз и запомните первое предложение.

Логопед читает загадку.

- Кто запомнил? /Листья желтые летят/.

- Да, начертим схему к этому предложению.

Дети чертят схему в тетрадях, логопед – на доске.

- С чего начинаем чертить? /с уголка/.

- Что значит уголок? /Начало предложения, пишем с заглавной буквы/.

- Как мы отделяем слова в предложении? /Мы отделяем слова пробелом/.

- Сколько слов в предложении? /в предложении три слова/.

- Да, как пишутся слова в предложении? /Слова в предложении пишутся раздельно/.

- Правильно. Поэтому мы как их будем чертить на схеме? /Будем чертить через пробел/.

- Что означает точка? /Точка означает конец предложения/.

- А стрелочка? /Стрелочка показывает понижение голоса/.

- Хорошо. А какое будет первое слово в предложении? /Листья/.

- А последнее слово какое? /Летят/.

- А второе слово? /Желтые/.

            3. – Послушайте четвертое предложение. Как оно звучит? /с вопросом/.

- Что происходит с моим голосом? /Голос повышается/.

- Да. А теперь каждый по очереди скажите это предложение. /Когда всё это бывает? /.

- Я спрашиваю? /Да/.

- Какой знак поставим в конце? /Поставим вопросительный знак/.

- Начертите схему этого. предложения.

Дети чертят схему самостоятельно.

- А теперь давайте скажем это же предложение так, чтобы наш голос понизился, чтобы оно стало повествовательным. /Когда всё это бывает/.

- Хорошо. А теперь чтобы голос повысился, скажем радостно. /Когда всё это бывает! /

            Физминутка (2 мин).

           - А теперь немножко отдохнем. Встали все.

            Игра “Если слово – хлопнем, если предложение – топнем”.

           - Если услышите слово – хлопните, а если предложение – топните.

            День. Пошел мелкий дождь. Месяц. Осень. Мы идем гулять. Светит солнышко.          Грибы.  Ты любишь осень? Я люблю лето. Лист. Какая хорошая погода! Тучи. На небе появилось много туч.

            - Присаживаемся. А как вы определили, где слово, а где предложение? /В предложении много слов/.

          Г) Дид.игра “Это предложение?”

Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Оно красиво звучит? /Нет/.

- А сделайте так, чтобы оно красиво звучало.
Мальчик, открыть, дверь.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Петя, купить, шар, красный, мама.

Девочка, положить, книга, стол, на.

Дети верно составляют предложения.

-Ребята, а почему то, что я называла, нельзя назвать предложением? /Там слова не связаны по смыслу, не порядку/.

Д) Работа с индивидуальными картинками.

Логопед раздает детям картинки и полоски для составления схем предложений.

Мальчики играют.

Девочка стеллит постель.

Медведь чистит ботинки.

Мальчик одевает носки.

Мальчики ловят рыбу.

Девочка пьет чай.

Рыба плавает.

Дети читают книгу.

Птицы клюют зерно.

Кабан ест банан.

- Ребята, вам нужно составить предложение по картинке и выложить из полосочек схему этого предложения.

- Как мы обозначаем начало предложения? /Начало обозначаем уголочком/.

- А что ставим в конце предложения? /в конце предложения ставим точку/.

Дети придумывают предложение и выкладывают его схему из полосок.

Далее - индивидуальная проверка выполненного задания.

- Хорошо. Что мы составляли? /Мы составляли предложения/.

- Что выкладывали? /Мы выкладывали схемы/.

- Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

  1. Итог занятия (2 мин).

- Чем мы занимались сегодня на занятии?

- Что мы вспомнили сегодня на занятии?

- Что Вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. 2 класс

Конспеккт логопедического занятия. Тема: "Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж)....

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...