Эффективные методики и технологии в достижении результатов коррекционной работы с детьми ОВЗ
статья по логопедии
В статье говорится о хорошо себя зарекомендовавших, наиболее часто используемых методиках (способах, приёмах) коррекционной логопедической работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эффективные методики и технологии в достижении результатов коррекционной работы с детьми ОВЗ
Нарушения устной речи обучающихся с ОВЗ приводят к возникновению нарушений письменной речи, так как письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи. Клинические исследования обнаруживают у детей с трудностями в усвоении письма незрелость познавательных процессов, неполноценность внимания, памяти, восприятия (А.Н. Корнев).
Общие подходы к преодолению трудностей в усвоении письма и чтения предполагают:
- восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах
- обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи
- развитие связной речи
Важное место в структуре логопедических занятий занимают:
- развитие аналитико-синтетической деятельности
- развитие слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления
- совершенствование таких функций, как: рядообразование, слухоречевая память на временные последовательности, воспроизведение и различение ритмов
- развитие двигательной сферы
- Игровые технологии, приёмы и методы
- Информационно-коммуникационные технологии
- Технология Портфолио
- Технология наглядного моделирования
- Мнемотехника
Игровые технологии:
- Игра существенно укрепляет свои позиции не только как самостоятельный и самоценный вид детской деятельности, но и как средство воспитания, форма организации обучения и воспитания, метод и также прием обучения и воспитания детей.
- Педагогическая ценность игровых методов и приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.
- Таким образом, применение игровых технологий - один из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.
Игры на развитие словесно-логического мышления:
|
|
Игры на развитие памяти:
- Что исчезло?
- Что изменилось?
- Запомни и повтори
- Вспомни и покажи
- Цепочка действий (с элементами мнемотехники)
Игры на развитие зрительного внимания:
- Найди два одинаковых предмета
- Найди отличия
- Выкладывание узора
- Рисование по клеточкам
Технология наглядного моделирования и Мнемотехника
Наглядное моделирование – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Технология Портфолио
Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка. Преимуществом технологии «Портфолио» является то, что она направлена на сотрудничество: педагога и ребёнка, педагогов и родителей, родителей и детей.
В логопедической работе с младшими школьниками с ЗПР исключительно важно формировать положительную мотивацию к речевому взаимодействию, способность ориентироваться в заданиях, развивать навыки анализа и синтеза (на речевом материале), учить обдумывать и планировать предстоящую деятельность, следить за правильностью ее выполнения, рассказывать о проделанном и адекватно оценивать результат деятельности.
На логопедических занятиях обучающиеся с ЗПР выполняют различные устные и письменные задания, направленные на звуковой анализ слова, учатся различать звуки и буквы, соединять звуки и слоги в слова, выстраивать фразы, составлять связные высказывания, что способствует развитию устной и письменной речи.
Обучающихся с ЗПР необходимо максимально развернуто знакомить с новым материалом, используя при этом доступные алгоритмы, определяющие порядок выполнения действий. Например, могут применяться пошаговая памятка или знаково-символическая карточка с этапами выполнения заданий.
При изучении звуков и букв полезно задействовать различные анализаторы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на сыпучем материале (песке, манке и т. п.), поиск буквы в «зашумленном» изображении).
На логопедических занятиях обучающиеся выкладывают графические схемы фишками и полосками; работают с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр.
Активному усвоению учебного материала, созданию интереса и положительного эмоционального фона на уроке способствует использование наглядных и технических средств обучения, дидактических игр (ребусов, шарад, кроссвордов, "превращений" слов).
Активно используются упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, анаграммы и др.), с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются преимущественно на иллюстративном материале).
Для автоматизации формируемого навыка, упрочения связей между языковыми единицами необходимо систематически повторять и закреплять пройденный материал, используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальную опору, памятку).
Применяемый на занятиях словарный материал следует уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира при активном использовании интернет-ресурсов. Следует учить детей самостоятельно находить необходимую информацию, используя для этого разные источники (словарь, интернет, энциклопедию).
При обучении звуко-буквенному анализу работа выстраивается пошагово, начиная с выделения звуков в слове, и лишь потом используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития в общеобразовательной школе".
Только вся система коррекционно-развивающего обучения, позволяет решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе....

Приёмы повышения эффективности коррекционной работы с детьми ОНР
Приемы повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР...

Доклад на тему: «Использование технологии формирующего оценивания для достижения качественных образовательных результатов при работе с детьми ОВЗ в начальных классах»
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся с ОВЗ. Оценка не только дает возможность уча...

Методика заданий с условиями: возможности в коррекционной работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Описание методики заданий с условиями (автор - Коновалова Ю.А.). Материалы для педагогов - психологов, воспитателей, учителей и родителей....

Диагностика обследования и результат коррекционной работы с детьми с особенными возможностями здоровья.
Диагностика обследования и результат коррекционной работы с детьми с особенными возможностями здоровья....
Сурдопедагогические, логопедические и психологические методики, использующие пиктограммы в коррекционной работе с детьми.
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной мере...

«Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ».
МАСТЕР- КЛАССпо теме: «Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ»....