«Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ».
материал по музыке

Сергеева Екатерина Владимировна

МАСТЕР- КЛАСС

по теме: «Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomy_muzykalno_-_korrektsionnoy_raboty.docx34.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОАОУ «ЦОРиО»

МАСТЕР- КЛАСС

по теме: «Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ».

Учитель музыки

Сергеева Екатерина Владимировна

2023г.

Работа учителя музыки в образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

Музыка – источник особой детской радости, и применение на уроках музыки различных педагогических методов решает важнейшую задачу музыкального воспитания детей.

Музыкально-коррекционная деятельность направлена на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности. Развивая музыкальные способности ребенка, мы развиваем его внутренний мир, его память, координацию движения и ритмическую активность, фонематический слух, организованность и внимание. Все эти качества нужны каждому человеку в современном мире.

Каждый год я стараюсь обновлять методы и приёмы, которые помогают улучшить музыкально - речевые способности детей ОВЗ. Ведь для того, чтобы вовлечь ребёнка в любую совместную деятельность, необходимо, прежде всего самому загореться интересом к этой работе. Музыка и движения занимают особое место в развитии и коррекции отклонений у детей с различными проблемами.

Цель: изучение инновационных методик в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Задачи коррекционно-образовательной работы.

  • Развивать артикуляционный аппарат.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать дыхание.
  • Развивать координацию движений и моторные функции.
  • Развивать чувство ритма, ритмическую, интонационную выразительность.
  • Формировать способность восприятия музыкальных образов.
  • Совершенствовать коммуникативные качества.

Направления музыкальной работы.

#1056;итмическая разминка. Приветствие.

(Коммуникативная игра «Ты шагай»)

2. Артикуляционная гимнастика.

(«Часики» Фиксики)

#1044;ыхательные упражнения.

(«Летка-енька»)

#1059;пражнения фонематической ритмики.

Автомотизация гласных звуков.

#1051;огоритмика Е.С. Железнова.

(Ли-ли), («Ми- ма - мэ»)

#1056;итмодекламация. Музыкально – ритмическая работа.

(Оркестр « Добрый мастер»)

#1042;арежковый театр.

Инсценировка песни «Ёлочка»

#1061;ор рук.

Ожидаемые результаты

*Повышение уровня речевого развития

*Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка

*Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей

Музыкальное приветствие – самый первый и важный раздел музыкального занятия, который настраивает ребёнка на позитив, создаёт атмосферу заинтересованности и активного участия. В игровой форме дети учатся взаимодействовать в коллективе, осваивают коммуникативные навыки.

Так же решаются музыкально ритмические задачи – ориентировка в пространстве, развитие чувства ритма, артикуляция, музыкальная память, слух, интонационная выразительность.

  1. Ритмическая разминка. Приветствие.

Коммуникативная игра «Ты шагай»муз. Коротаевой

Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.

Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.

1куплет. Поздоровайся ладошкой и своей красивой ножкой.

Плечиком и локотком и, конечно, язычком.

- Здравствуйте! (говорят)

Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.

Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.

2куплет. Поздоровайся головкой, как ты делаешь все ловко.

Пальчиком и кулачком и, конечно, язычком.

- Здравствуйте!

Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.

Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.

3куплет. Поздоровайся макушкой и своим красивым ушком.

Спинкой, тепленьким бочком.

И, конечно, язычком.

- Здравствуйте!

При разучивании песен на музыкальных занятиях я часто наблюдаю, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата.

Вокально-артикуляционные упражнения способствуют разогреву речевого аппарата и работе над певческой дикцией и артикуляцией. Для того, чтобы упражнения не превращались в рутину, подбираю музыкальное или видео сопровождение. Такой приём вносит игровой момент в упражнение.

Упражнение «часики», «качелька», «лошадка», «конфетка», ритмические движения.

  1. Артикуляционная гимнастика.

«Часики» - Фиксики.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики минуты берегут.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики лениться не дадут.

Тики-так, тики-так –

Нам без часиков никак.

Дыхательная гимнастика - очень сложный раздел музыкального занятия. Как научить ребёнка правильно пользоваться дыханием? Как сделать дыхательную гимнастику не скучно? Закрепить и автоматизировать навык. Я практикую такие упражнения, как «цветок», «пылесос», «вертолёт», «бегимотик», «погреем руки», «накачаем шины».

Сегодня я представляю вашему вниманию упражнение на короткий вдох, задержку дыхание и несколько коротких выдохов. Такой приём позволит ребёнку правильно взять дыхание и при пении равномерно распределить на всю музыкальную фразу. Эта методика представляется мне интересной, продуктивной. Проходит в игровой форме, пользуется интересом у детей.

В данном случае мелодия служит ритмической поддержкой для тренировки дыхания. В качестве игрового моментами мною найден мультфильм к песне, который позволяет проводить дыхательное упражнение с удовольствием и автоматизировать навык.

3. Дыхательные упражнения на мелодию песни.

«Летка-енька» М. Пляцковский

Учёными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно влияя на функцию речевых зон головного мозга. Фонетическая ритмика предлагает ребёнку комбинацию движений в сочетании с произношением звуков, слогов, фраз и коротких текстов. Моё внимание привлек метод вызывания гласных звуков. С этим связаны такие нарушения, как ринолалия (заложенность носа, оденоиды, риниты), дизартрия (нарушение произношения, высокий или низкий тонус мягкого нёба). Часто ребёнок не может направить воздух через рот, обеспечить правильное положение языка при пении. Часть воздуха уходит в нос, что влияет на качество звука.

#1059;пражнения фонематической ритмики.

Вызывание гласных звуков.

Звук а: руки перед грудью, произнося звук а_, широко, плавно развести руки в стороны;

Звук о: руки в стороны, произнося звук о_, руки плавно округло соединить перед грудью (над головой).

Звук у: руки перед грудью, кисти обращены друг к другу, произнося звук у_, плавно вытянуть напряженные руки вперед.

Звук э: руки вытянуты вперед на уровне плеч, произнося звук э_, напряженные руки медленно согнуть в локтях, приблизить к плечам. Если получается звук близкий к а, то на ранних этапах обучения это допустимо.

Звук и: кисти рук у плеч, произнося звук и_, очень напряженные руки поднимать вверх; педагог может за пальчики как бы тянуть детей все выше. Если вместо и_ получается звук, похожий на э, то это в начале обучения допустимо.

5. Логоритмика Е.С. Железнова.

Методика Железновых - способ разговорить молчуна.

Жизнь ребёнка – это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Логоритмика, речь с движением – это тоже игра. Ребёнок перевоплощается, принимает другой образ, и в нём ему уже не страшно, он может показать то, над чем другие не будут смеяться – ведь сейчас он другой…

Во всех этих песнях одинаковая мелодия. И всего 2 ноты. Одна нота выше, другая ниже. Распевки похожи на русские народные потешки и очень нравятся детям. Просты в исполнении и образны.


Жа – мы нашли в лесу ежа
Жу – дали яблоко ежу
Же - ежик съел его уже
Жи - нам животик покажи

Ши – как конфетки хороши
Шо – мойте ручки хорошо
Шу – я к столу вас приглашу
Ша – будем кушать не спеша

Су – не пускают в дом лису
Са – ждет за дверью 2 часа
Сы – она хочет колбасы
Си – ей кусочек отнеси

Ли – улетели журавли
Ло – все дорожки замело
Ля – побелела вся земля
Лю – Новый год встречать люблю

Развитие музыкального слуха у детей с нарушением речи вызывает определённые трудности. Очень важно при этом уделять внимание комплексному сочетанию слова, музыки и движения.

Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств общим для речи и музыки. К ним относятся: темп (агогика), ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, динамика, тесситура, фразировка, форма.

Ритмодекламация - одна из перспективных форм коррекционной работы с учащимися. Ее использование в работе способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения настроений в речевом или музыкальном материале.

Ритмодекламация – это четкое произношение текста или стихов в заданном ритме, представляет собой синтез поэзии и музыки.

6. Ритмодекламация. Музыкально – ритмическая работа.

«Добрый мастер» Ю. Селивёрстова

1. Добрый мастер в сказке славной инструменты мастерил,

Ложки, бубны и звоночки детям с радостью дарил.

Тук-тук, ложки в руки, тук-тук, туки-туки,

Тук-тук, поиграйте, от меня не отставайте

Тук-тук, ну-ка, вместе, тук-тук, эту песню,

Тук-тук, посмелее, тук-тук, веселее!

#1044;обрый мастер в сказке славной даже бубны вырезал,

Песенки припев забавный он всё время повторял:

Шлёп-шлёп, бубен в руки, шлёп-шлёп, туки-туки,

Шлёп-шлёп, поиграйте, от меня не отставайте.

Шлёп- шлёп, ну-ка, вместе, шлёп-шлёп, эту песню,

Шлёп-шлёп, посмелее, шлёп-шлёп, веселее!

#1044;обрый мастер в сказке славной инструменты мастерил,

И бубенчики -звоночки детям с радостью дарил.

Дзынь-дзынь, пошумите, дзынь-дзынь, позвените,

Дзынь-дзынь, поиграйте, от меня не отставайте,

Дзынь-дзынь, ну-ка вместе, дзынь-дзынь, эту песню,

Дзынь-дзынь, посмелее, дзынь-дзынь, веселее!

4. Добрый мастер в сказке славной очень музыку любил,

Музыкальных инструментов много детям подарил.

Тук-тук, ложки в руки, тук-тук, туки-туки,

Дзынь-дзынь, колокольчик, развесёлый ты звоночек,

Шлёп-шлёп, ну-ка, вместе, шлёп-шлёп, эту песню

Все-все, посмелее, все-все, веселее!

7. Варежковый театр.

Инсценировка песни более полно и красочно раскрывает музыкальный образ произведения. Пение в движении в театральных костюмах часто используется в детских театрализованных представлениях.

Варежковый театр- приём индивидуальной театрализации вместе со всеми. Необычность в том, что дети хором исполняют произведение и каждый ребёнок имеет возможность самовыражения по - своему. Здесь задействованы сразу множество способностей исполнителя. Он поёт, танцует, показывает руками сюжет действия, задействован в игре. Детям очень нравится такая музыкальная деятельность. И главное, что все музыкальные способности развиваются в игре.

Инсценировка песни «Ёлочка» С. Крючкова

#1025;лочка стояла,стройной вырастала.
Вот такой, вот такойстройной вырастала.
2.
Жил под ёлкой зайка, зайка – побегайка.
Вот такой, вот такой зайка - побегайка.
3.
Как увидел волка, спрятался за ёлку.
Там сидит и дрожит,спрятался за елку.
4.
Как увидел мишку,выглянул зайчишка.
В прятки будет играть зайка вместе с мишкой.
5.
К елочке лисичкакак –то подбежала
И зайчишку онатут же увидала.
Лиса: Я – лиса-плутовка, зайчиков поймаю,
Но не буду их есть,только поиграю.

8. «Хор рук»-одна из инновационных музыкально-педагогических технологий, и одна из линий авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик.

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей, зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая, соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера».

Вначале мы отрабатываем один музыкальный образ. Я беру роль ведущего – дирижёра на себя, дети быстро вовлекаются в действие и с удовольствием пробуют себя в этой деятельности.

Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку.

И действительно все без исключения дети хотят побывать в роли дирижёра.

Эта технология может быть использована как на занятии, так и в любой концертной деятельности.

«Хор рук» «Звёзды и цветы» муз. В. Косма

Музицирование – мощный фактор развития жизненно важных умений и навыков, способ коррекции особенностей развития. У детей с ограниченными возможностями могут быть неограниченные творческие способности. И наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку открыть для себя прекрасный мир музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики руки у детей с ЗПР посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой»

Большинство детей общеобразовательной школы, имеющих комплекс трудностей, составляют учащиеся с различными формами отклонений в психическом развитии, в частности, ...

Методическая рекомендация на тему: "Инновационные методики в логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта".

Рекомендация для учителей- логопедов школ, учителей начальных классов коррекционных школ....

Использование здоровьесберегающих методик и технологий в работе с детьми с ОВЗ для сохранения и укрепления здоровья

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех его этапах обучения в ...

Методика Марии Монтессори в работе с детьми с ОВЗ

Мария Монтессори – выдающийся педагог, психиатр, психолог и философ. М. Монтессори создала специ­альную школу, а затем и медико-педагогиче­ский институт для умственно отсталых де­тей...

Инновационные методики и технологии в практической работе учителя- логопеда

Использование в работе инновационных методик и технологий помогает оптимизировать работу учителя- логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ученика....

Инновационные методики и технологии в практической работе учителя- логопеда

Цель: Использование инновационных технологий в моей логопедической практике....