Использование здоровьесберегающих методик и технологий в работе с детьми с ОВЗ для сохранения и укрепления здоровья
рабочая программа по зож на тему

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех его этапах обучения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_metodika.docx778.03 КБ

Предварительный просмотр:

Аникина С. Н. учитель начальных классов, ГБОУ «Казанская школа-интернат №4, для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Использование здоровьесберегающих методик и технологий в работе с детьми с ОВЗ для сохранения и укрепления здоровья

(Авторская методика по укреплению здоровья детей с ДЦП)

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Главная цель деятельности всех общеобразовательных учреждений, не только дать знания, но и укрепление, и сохранение здоровья. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В первую очередь проводится анализ состояния здоровья по основным показателям: физическому развитию, общему соматическому и психоневрологическому статусу, состоянию функциональных систем организма, степени устойчивости к заболеваниям. Для этого педагог беседует с родителями, проводит анкетирование; анализ медицинских карт и учёт медицинских  рекомендаций. На основании этого подбираются здоровьесберегающие и укрепляющие технологии.

Использование здоровьесберегающих технологий оказывает положительное влияние на развитие произвольного внимания и памяти детей, моторики пальцев рук, самостоятельности, усидчивости, творческого воображения, словарного запаса, а также предотвращает переутомление детей с ОВЗ,  поддерживает познавательную активность.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Целью здоровьесберегающих технологий в учреждениях для обучающихся с ОВЗ является: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка,  развития  осознанного отношения к своему здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Задачи:

  • сохранить и укрепить здоровье;
  • стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил;
  • создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы,
  • распределять  образовательные и физические нагрузки; 
  • предотвращать перегрузки и усталость;
  • пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей и детей.

Принципы здоровьесберегающего урока, направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья:

  • принцип двигательной активности;
  • принцип оздоровительного режима;
  • принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
  • принцип реализации эффективного закаливания;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущей модальности, темперамента, билатеральности);

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса) ;

• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Этапы педагогической диагностики детей с ОВЗ

  1. Этап знакомства. Наблюдение за учениками

В процессе педагогической работы на уроках, выявляются дети, у которых имеются проблемы в обучении, поведении, общении. Определяется уровень проблем.

  1. Этап обобщения данных.

На этом этапе педагог изучает анамнез развития ребёнка, особенности здоровья, течения беременности, родов, перенесённые болезни, социальные условия жизни. Психолог проводит тестирование и определяется уровень развития ребёнка. Индивидуальные беседы с родителями.

Признаки, которые должны обычно вызывать тревогу у педагогов и родителей:

1. Проблемы в общении, низкий уровень коммуникации.

2. Неадекватная самооценка, реакция на критику.

3. Узкий круг интересов.

4. Нервно-психические расстройства

5. Асоциальное поведение ребёнка или членов семьи

6. Гиперопека или наоборот гипоопека

Основным методом педагогической диагностики является наблюдение, анализ результатов деятельности и педагогический эксперимент.

Полученные данные служат основой для:

- составления социально-психологического портрета ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- определения путей и форм оказания помощи ребенку;

- разработки индивидуальных программ обучения, воспитания и развития ребёнка.

III. Основной этап. Этап коррекции и помощи

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий

Каждый педагог в развития детей с ОВЗ должен учитывать  основополагающие принципы в своей работе, как индивидуальный подход, учёт возрастных особенностей, развитие личной мотивации к обучению, таких личностных качеств, как целеустремлённость, самооценка, формирование универсальных учебных действий.

При реализации индивидуального подхода обеспечивается успешность выполнения учебных задач детьми с ОВЗ. Разрабатываются индивидуальные посильные задания, вспомогательные карточки, оказывается помощь в выполнении заданий, даются пошаговые алгоритмы выполнения заданий, составляются рекомендации родителям.

Детям с особенностями в развитии посильны не все задания, кому-то легче выполнять тестовые задания, которые требуют минимального заполнения, другим показать или рассказать Широко используется приём самооценки, взаимооценки, шкалированые или цветовые отметки.

Составление портфолио таким детям помогает акцентироваться на успехах и учит объективно оценивать свои возможности в различных видах деятельности. Используются дифференциация заданий от простых, по подражанию, до творческих. Очень помогают и такие формы организации деятельности, как работа в группах и в парах, игровые приемы, совместные всеобучи с родителями.

Приёмы, используемые на уроках при работе с детьми с ОВЗ

Артикуляционная гимнастика.

Она важна не только для детей-логопатов, использование артикуляционной гимнастики на уроках помогает выработке правильных движений и положению органов речевого аппарата, помогают развитию фонематического слуха, способствуют формированию качественного произношения, чтения, кроме того привлекают детей игровой формой. Артикуляционная гимнастика улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость), улучшает подвижность артикуляционных органов, укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк, уменьшает напряжённость артикуляционных органов. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков.

Для того чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

1. Необходимо соблюдать определенную последовательность от простых упражнений к более сложным.

2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз.

Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.

6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.

7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка

Артикуляционная гимнастика. Примерные упражнения

Окошко

широко открыть рот - "жарко"

закрыть рот - "холодно"

Чистим зубки

улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто

улыбнуться, пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка

улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Маляр

губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

Грибочек

улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке, присосать широкий язык к нёбу

Киска

губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Лошадка

вытянуть губы, приоткрыть рот

поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

губы в улыбке, открыть рот

с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Слоник пьёт

вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника", "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

Индюки болтают

языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

Орешки

рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Качели

улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы

Часики

улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Вкусное варенье

улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

Блинчик

улыбнуться, приоткрыть рот

положить широкий язык на нижнюю губу

Гармошка

улыбнуться, сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

Загнать мяч в ворота

"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота), дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Парашютик

на кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

Барабанщик

улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."

Коррекционная ритмика

Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. В своей работе я использую авторскую программу по коррекционной ритмике, разработанную на 4 года обучения в начальной школе.

Пальчиковая  гимнастика.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Эти упражнения рекомендуется проводить регулярно, в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок сам не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой. Следует помнить, что эти упражнения могут проводиться как в водной среде (в качестве рекомендации родителям), и как самостоятельное средство развития моторики детей с ДЦП.

При формировании мелкой моторики рук у детей с ДЦП в школьном возрасте необходимо учитывать следующее:

1. Принципиальный путь помощи детям с ЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.

3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.

4. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка.

Примерные  пальчиковые упражнения:

C:\Users\Пользователь\Desktop\palchiki.png

Дыхательная гимнастика.

Способствует развитию и укреплению всего организма в целом. В программе В.Т.Кудрявцева «Развитие двигательной активности и оздоровительной работы со школьниками» дыхательные и звуковые упражнения объединены в рамках одного раздела. При работе с детьми с ОВЗ они вполне сохраняют свою актуальность. Вот некоторые упражнения: имитация через дыхание (ураган, легкий ветерок, пылесос), дыхание в разном ритме, игровое упражнение «Змейка» (змейка вползает в нос и выползает через рот и наоборот - быстро и медленно) и т.д.

В коррекционных школах, есть инструктора ЛФК, которые в тесном взаимодействии с педагогом помогают при выполнении упражнений на дыхание. Особенности лечебного воздействие ЛФК на организм:

1.Укрепляет ткани и органы детского организма.

2.Активизирует ослабленные мышцы.

3.Улучшает осанку.

4.Нормализует обмен веществ.

5.Улучшает работу головного мозга и кровеносной системы.

6.Способствует общему оздоровлению.

Зрительная гимнастика.

Предупреждает утомление глазных мышц, регулирует работоспоспособность зрительных анализаторов, является профилактикой развития близорукости или дальнозоркости. Гимнастика включается и как этап урока и как режимный момент.

Основными принципами зрительных гимнастик являются:

- индивидуальный подход в зависимости от возраста, состояния здоровья, зрительных нарушений;

- регулярность проведения;

- постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

- правильность выполнения упражнений;

- сочетание с двигательной активностью;

- развитие интереса детей к этому виду упражнений.

Упражнения могут выполняться в статичном положении, а могут быть динамичными, могут проводиться по одному, а могут комплексно (3-5 упр.), форма организации детей может быть групповой, подгрупповой или индивидуальной.

Условия проведения зрительной гимнастики:

1. Фиксированное положение головы (дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони; дети стоят (или сидят, стараясь не поворачивать голову) - это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 1-3 минуты.

3. Выбор зрительных упражнений определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы.

4. Начинать упражнения с простых движений, увеличивая их сложность.

Таким образом, систематическое использование зрительных гимнастик в работе с детьми с школьного возраста обеспечивает сохранение зрения и коррекцию имеющихся зрительных нарушений, в том числе прогрессирующих заболеваний.

Физкультминутка.

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).

Продолжительность 2-3 минуты. Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.

В состав упражнений для физминуток входят:

• упражнения по формированию осанки,

• укреплению зрения,

• укреплению мышц рук,

• отдых позвоночника,

• упражнения для ног,

• релаксационные упражнения для мимики лица,

• психогимнастика,

• дыхательная гимнастика.

Физкультминутки можно отнести к следующим видам: по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока.

Развитие общей моторики.

Традиционные и необычные физминутки, динамические паузы проводятся в игровой форме в середине урока, но ещё практикую возможность ребёнку самостоятельно сделать несколько упражнений, когда ребёнок чувствует, что устал. При изучении отдельных тем, правил синхронизация движения руки, речи и визуальной картинки облегчает запоминание правил, понятий.

Развитие мелкой моторики.

Учеными давно доказана связь между развитием мелкой моторики и общим развитием, соответственно при работе с ребёнком, особенно с ОВЗ, необходимо больше внимания уделять занятиям, направленным на развитие мелкой моторики.

 Особенности развития детей с ДЦП, которые влияют на формирование навыков мелкой моторики:

• анатомические особенности строения кисти и запястья,

• сниженный мышечный тонус,

• избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок,

• проблемы со зрением, которые мешают развитию координации «рука-глаз»,

• недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия.

Коррекционную работу с ребёнком следует проводить по разным направлениям развития моторики - общей и мелкой. Чтобы у него вырабатывались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм, методов и приёмов обучения. Для лучшего и более быстрого достижения результатов работа должна проводиться учителем-дефектологом.

Начинать занятия можно с самомассажа. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, так же рекомендуют использовать карандаш

Специалисты рекомендуют больше внимания уделять развитию мелкой моторики рук ребенка и координации движений, так как это благотворно влияет на развитие речи у детей с диагнозом ДЦП.

Су – джок терапия (элементы) в виде самомассажа

Из названия понятно, что это направление терапии пришло к нам с востока. В переводе с корейского языка «су»-кисть, «джок»-стопа. Разработал данное направление южно-корейский ученый Пак Чже Ву.

C:\Users\Пользователь\Desktop\su-jok-big.jpg

Известно, что на кистях рук и на стопе существуют высокоактивные точки, которые соответствуют всем органам и системам. Также проведение самомассажа точек на лице, ушах до ощущения тепла способствует профилактике простудных заболеваний, активизирует мозговую деятельность. Самомассаж легко применим и в качестве физминуток, индивидуально и фронтально.

Су-джок – это не знахарство и не целительская практика, это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. На занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен  ручной массаж пальцев (проводит массаж логопед, имеющий специальное образование). Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления теплового эффекта.

Релаксация.

Детям, особенно ослабленным, релаксация помогает снять мышечное и нервное напряжение. Хорошо, работают такие приёмы релаксации, как «минутка тишины», «музыкальная пауза», «движения души». Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

Психогимнастика

Психогимнастика также даёт и релаксирующий эффект, но направлена на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Детям с ОВЗ очень важно учиться управлять различными эмоциями. В игре дети знакомятся с различными проявлениями чувств. («Голоса леса», «Волшебный сад»).

Занятия психогимнастики следует проводить в четыре этапа. На первом этапе следует проиграть мимические и пантомимические этюды для выражения отдельных эмоциональных состояний и чувств, а также для развития внимания и памяти. На втором этапе нужно достичь выражения отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождения.

Третий этап занятий носит психотерапевтический характер и должен развивать способность воплощения в заданный образ, корректировать отдельные качества характера. Четвертый этап включает снятие психоэмоционального напряжения, расслабление, навязывание настроения, желанных способов поведения и черт характера.

Следует отметить необходимость творческого подхода к планированию и проведению психогимнастики с детьми. Обстановка природности, расслабленности, спонтанности при добровольной внутренней дисциплине должны присутствовать во время занятий. Само же занятие по продолжительности не должно превышать 15-20 минут.

Игротерапия

С древних времён человек, чтобы расслабиться или выразить свои чувства и эмоции рисует, лепит, пишет. Арт-терапия ставит своей целью изменение эмоционального состояния, снятие психического напряжения с помощью искусства. Это не только рисование, но и лепка, сочинительство, музицирование, танцы. Игровая терапия – это один из методов лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребенку способ общения с окружающим миром – игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее подходящим для него образом, т.е. играя. Исключительно, через игру ребёнок, являющийся инвалидом, может  проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций. Эти всевозможные ситуации моделируются, а затем обыгрываются в ходе  игрового процесса. В основе игротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста.

Для ребёнка с ДЦП является самым необходимым минимизирование возникающих проблем при вхождении в общество здоровых детей. И если нам удаётся свести эти проблемы к нулю, то наша задача, как педагогов, выполнена.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий системно, не одномоментно, при работе с детьми с ограниченными возможностями позволяют «сгладить», скорректировать проблемы физического и психического здоровья детей, помогают адаптироваться в классе.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее  разнообразной,  интересной для ребенка развивающей среды способствует:

-повышению работоспособности, выносливости детей;

-развитию психических процессов;

-формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-развитию общей и мелкой моторики;

-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ

Использованная литература:

  1. Аленькина Т.Н., Никитина О.В. Гармонизация движений, эмоций, общения и поведения на занятиях по психогимнастике. - "Логопед", № 5 - 2006.
  2.  Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе. - "Логопед", № 6 - 2004.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / / Вопросы психологии. 1966.  № 6
  4.  Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. - Ж. Дефектология, № 3, 1999.
  5. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение// Донецк: Сталкер, 1997
  6.  Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. - Ж. Дефектология, № 4, 1999.
  7.  Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
  8. Кудинова М. А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. –№2, 2010г.
  9.  Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008г.
  10. Мальгавко Н. В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР –, №1, 2012г.
  11. Моргунова Т. Игротерапия. Сайт института психологического консультирования «Новый век» http://www.institutnv.ru Дата обращения: 31.10.2015
  12.  Зарядка для глаз методики Базарного М. Ф. Аветисова Э. С.
  13. 3. Худенко Е.Д., Приходько О.Г., Дедюхина Г.В., Шаховская С.Н., Кириллова Е.В., Москва 2013
  14.  Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/авт-сост. Е.А. Чевылова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123с.
  15.  М.В. Ильина «Чувствуем-познаем- размышляем» Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 7-9- лет Изд. Аркти., М.. 2004.
  16. http://meezer.ru/dokumenty/vidy-fizminutok-v-nachalnoi-shkole/
  17. http://xn--311-5cd3cgu2f.xn--p1ai/index.php?catid=24:2012-01-20-11-56-55&id=437:l----------r&Itemid=9 
  18. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/01/05/fizminutki-dlya-nachalnoy-shkoly 
  19. http://shttp://www.uaua.info/obucheniye/metodiki-rannego-razvitiya-detey/article-8710-palchikovaya-gimnastika-dlya-mladshih-shkolnik.
  20. ov/kosh.ru/index.php/fizkultminutki?limitstart=&showall=18&option=com_content&view=article.
  21. http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/02/15/fizminutki-didakticheskie-igry.
  22. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/01/05/fizminutki-dlya-nachalnoy-shkoly
  23. http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/09/23/fizminutki
  24. http://m.baby.ru/blogs/post/179682547-26152066/,
  25. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/12/18/psikhogimnastika-dlya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta,
  26. http://psiholog1.com/razvivaem_s_pelenok/superdetki-3-5-let/psihogimnastika-dlya-doshkolnikov-etyudyi-i-uprazhneniya.html


 

Комментарии

Дягилева Татьяна Ивановна

Спасибо. Интересный и своевременный материал для работы с детьми ОВЗ.