"Использование инновационных технологий в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по логопедии

Доклад

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное образовательное учреждение “ Тонкинская СШ ” Доклад на тему: “ Использование инновационных технологий в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ ” Подготовил: учитель-логопед Удалова В.Л. р.п. Тонкино 202 1 г.

Слайд 3

ПОЧЕМУ ?

Слайд 4

У нас все получится ! ! ! Подарите частичку своего сердца

Слайд 5

Инновационные технологии в логопедии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога. я

Слайд 9

Письмо на спине было рекомендовано Питером Янгом и Колином Тайр в книге "Научи своего ребенка читать" ( Peter Young , Colin Tyre , Teach Your Child To Read ) Данная система работает благодаря "мускульной памяти": способности запоминать информацию через действия тела. По словам Янга и Тайр , "за многие годы этот метод не потерпел ни одной неудачи".

Слайд 15

ЕЖИКЖИВЕТВЛЕСУЛИСАТАНЦЕВАЛАСЕЖИКОМ Игра: “Читать - отсекать” ЕЖИК I ЖИВЕТ I В I ЛЕСУ I. ЛИСА I ТАНЦЕВАЛА I С I ЕЖИКОМ . Ежик живет в лесу. Лиса танцует с ежиком.

Слайд 16

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость , синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Слайд 18

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

Слайд 19

В коррекционно-логопедической работе приемы Су - Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Слайд 20

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев ».

Слайд 21

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Тонкинская средняя школа»

Доклад

на тему: «Использование инновационных технологий в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

Подготовила: учитель-логопед

Удалова В.Л.

р.п. Тонкино

2021 год

 «Использование инновационных технологий в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются  в нашей  помощи.

Мир “особого” ребенка меня, как учителя-логопеда, очень волнует.

Почему он так агрессивен?

Почему скован?

Почему испуган?

Или почему совсем молит?

Мир этих детей закрыт от чужих людей и открыт только для своих. Чтобы стать для этих детей своим, необходимо отдавать частичку своего сердца, любить их и верить, что “ВСЁ получится”.

В коррекционной работе нет готовых рецептов. Каждый в своей трудовой деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, нормами, знаниями… НЕЗЫБЛЕМО только одно – сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ.

В последнее время активно используется инновационная деятельность в педагогической практике, увеличивается степень свободы, расширяются возможности для проявления инициативы свободного выбора оптимальных технологий, серьёзно изменяются цели, содержание и функции образования. 

Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик, реализующих средств обучения.

Логопедическая работа позволяет повысить физическую и умственную работоспособность детей с ОВЗ.

Для оптимизации коррекционной работы я активно использую компьютерные и мультимедийные технологии, а для активизации речи использую портал МЕРСИБО, Дефектология Проф, онлайн-игры на сайте Шкатулка логопеда и т.д.

Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, позволяет разумно сочетать традиционные, современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и активному закреплению дома с родителями.

Свою работу считаю творческой, где главное не только знание своего дела, но и умение найти индивидуальный подход к каждому “особому” ребенку. Чтобы добавить “изюминку” я использую различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, развития связной речи, а также когнитивных процессов детей: внимания, памяти, мышления.

При формировании звукопроизношения использую упражнения на развитие артикуляционного аппарата, слухового внимания и  упражнения на выработку длительной целенаправленной воздушной струи.

Работая, в школе с детьми с ОВЗ стала использовать дермолексию - это способность распознавать начертанных на коже букв, слов, цифр. Письмо на спине было рекомендовано Питером Янгом и Колином Тайр в книге "Научи своего ребенка читать" для детей, у которых возникают
сложности с распознаванием различий между некоторыми буквами. Ребёнка ставим у доски, учитель-логопед пишет букву указательным пальцем четко, медленно, а ребенок прописывает эту букву на доске мелом и проговаривает её, произносит звук. Это упражнение можно проводить в кругу семьи.

Также на занятиях мы с детьми с ОВЗ оживляем каждую изучаемую букву – рисуем её в цвете, выкладываем из счетных палочек, лепим из пластилина, добавляя крупы или бусины, затем несколько раз проводим по ней указательным пальчиком, тактильное восприятие позволяет гораздо лучше запомнить эту букву. Учимся “Читать - отсекать”, в этой игре нужно отделить одно слово от другого (можно вертикальными чертами), поставить точку, где заканчивается предложение. ЕЖИКЖИВЕТВЛЕСУЛИСАТАНЦЕВАЛАСЕЖИКОМ Важно, чтобы ребенок контролировал процесс чтения, то есть включалась саморегуляция и контроль. Еще мы совершаем поиск буквы в тексте или на картинке, так проводим профилактику оптической дисграфии.

Использую кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование. Нарушена координация работы зрительного и фонематического восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимать информацию на слух или глазами, т.е отмечается увеличение количества детей с фонетико-фонематическими нарушениями в речи, а также с общим недоразвитием речи. Для преодоления  таких нарушений, а так же предупреждения развития таких состояний необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Например, упражнение кулак-ладонь-ребро или покажи класс и укажи на меня. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка с ОВЗ память, речь, внимание, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Также использую здоровьесберегающие технологии, которые хорошо повышают эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Детям нравятся различные виды самомассажа: щек, губ, пальчиков рук. Традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики – биоэнергопластика театр пальчиков и язычка, очень любит …….  

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия, используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, т.к. на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком и кольцом-пружинкой. Су-Джок терапию любит…….,  и с которым у нас пошли небольшие сдвиги. Благодаря инновационным технологиям, я прошла очень много вебинаров и курсов. ……. успешно учится произносить парные согласные и прописывать буквы на доске. На последних занятиях научились произносить слова – БАБА, ПАПА, ДА. И я верю, что даже безречевые дети с нашей помощью приобретут, не только жестовую речь, но коммуникативные навыки.

В завершении про Су-Джок терапию хочется произнести высказывание, принадлежащее известному советскому педагогу-новатору, основателю народной педагогики Василию Александровичу  Сухомлинскому: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Нет сомнений, что на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ нужно обязательно заниматься  мелкой моторикой, тем более все эти методы очень нравятся детям и дают хороший результат.

«Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в это же время усердно не учатся сами» 

Али Апшерони.

               Инновационные технологии позволяют нам учится и самосовершенствоваться, без всяких трудностей мы можем создать любой индивидуальный речевой и картинный материал, создать карточки с индивидуальными заданиями и познавательными текстами.

              Все вышеперечисленные методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с ОВЗ. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в специальной коррекционной школе VIII вида.

В период введения ФГОС с УО, необходим поиск наиболее оптимальных путей обучения в развитии способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью....

Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.Задачи:1.   Ознакомить педагогов с &laq...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ...

«Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ».

МАСТЕР- КЛАССпо теме: «Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ»....