СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
статья по логопедии
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 378.034 (470)
Л.Е. Щеглакова
L.T. Shcheglakova
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» г. Челябинск
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
liuba.bulanova@mail.ru
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
STRUCTURAL COMPONENTS OF THE STUDY OF THE FUNCTIONAL BASIS OF WRITTEN SPEECH IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH DEFECTIVE GROWTH
Аннотация.
В статье говорится об исследовании структурных компонентов функционального базиса. Расписывается поэтапно структура исследования функционального базиса письменной речи у детей младшего школьного возраста с зпр.
Abstract.
The article deals with the study of the structural components of the functional basis. The structure of the study of the functional basis of written speech in children of primary school age with mental retardation is described in stages.
Ключевые слова:
Функциональный базис письменной речи, структурные компоненты, этапы исследования функционального базиса, взаимодействие специалистов.
Keywofrds:
Functional basis of written speech, structural components, stages of the study of the functional basis, interaction of specialists.
Овладение письменной речью требует от ребенка владение несколькими навыками, а именно умение читать и писать, как основные и быть в курсе орфографических и грамматических норм и правил оформления и написания текста, как дополнительные. Первый шаг овладения навыком письменной речи – это научиться читать.
Для овладения ребенком письменной речью, должны быть сформированы предпосылки функционального базиса письменной речи [2, с. 98].
Функциональный базис письменной речи тесно связан с онтогенетическими операциями письма, а именно навыком символизации, навыком моделирование звуковой структуры с помощью букв и графо-моторными навыками.
У детей с задержкой психического развития формирование функционального базиса письменной речи задерживается, так как этиология данного нарушения (ЗПР) связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы резидуального или генетического характера.
При формировании функционального базиса письменной речи у детей с ЗПР для наиболее эффективной работы, следует учитывать особенности речевого развития. Отметим, что такие детки имеют проблемы с вербализацией, составлением фразовой речи, и не способны проговаривать развернутое речевое высказывание [4, с. 153].
У детей с ЗПР недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении письменной речью.
Первым компонентом исследования является обследование в рамках психолого-педагогического консилиума, который выявляет особые образовательные потребности, разрабатывает рекомендации, определяет необходимость и время консультирования участников сопровождения, и объемы оказания обучающимся психолого-педагогической помощи каждым специалистом.
1 этап – Диагностический включает:
- Логопедическое обследование: Обследование речевого и неречевого блока функционального базиса письменной речи.
- Психологическая диагностика: Психологическое обследование.
- Дефектологическая диагностика: Обследование зрительного восприятия, развитию слухоречевой памяти, развитию зрительно-предметной памяти, развитию внимания.
Психолого-педагогический консилиум также определяет направления коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий их объем, взаимодействие участников психолого-педагогического сопровождения.
Вторым компонентом исследования является разработка коррекционного маршрута с участием каждого из работающих с детьми специалистов.
2 этап – Коррекционный.
Коррекционная составляющая представляет особую значимость для нашей исследуемой группы детей с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала.
Поэтому особое значение имеет тесная связь логопедических и психокоррекционных занятий, а также обеспечение сопряженности их с изучаемым предметным содержанием [3, с. 184].
Взаимодействие специалистов при реализации сопровождения детей осуществляет внутришкольный психолого-педагогический консилиум. Он же определяет направления взаимодействия с родителями.
Содержание коррекционной работы состоит из 2 блоков:
1 блок – речевой блок (фонематическое восприятие; словарь; грамматическая сторона речи; связная речь);
2 блок – неречевой блок (двигательная сфера; процесс зрительного восприятия; особенности сформированности звукобуквенного произношения; слухоречевая память; зрительно-предметная память; внимание).
Речевой блок основан на учебном процессе и включает следующие виды деятельности:
- Коррекция звукопроизношения (гласные и согласные звуки и различия в их артикуляции, дифференциация звуков);
- Коррекция фонематических процессов (работа над дифференциацией звуков и развитием слогоритмической структуры слова);
- Коррекционная работа на лексическом уровне (уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе обучающихся, обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов, обогащение номинативного словаря);
- Коррекционная работа на синтаксическом уровне (тренировка в определении количества и последовательности слов в предложении, составление схемы предложения);
- Совершенствование связной речи (умение выделять предложения из сплошного текста; умение писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены; умение формировать и устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание). [5, с. 166].
В речевом блоке участвует учитель-логопед и учитель. Логопед проводит все коррекционные занятия и проводит консультации с родителями.
Учитель класса реализует коррекционную часть работы, которую внедряют специалисты.
Неречевой блок основан на учебном процессе и включает следующие виды деятельности:
1. Развитие моторики, умение держать ручку и развитие двигательной сферы.
2. Развитие зрительного восприятия;
3. Развитие слухоречевой памяти;
4. Развитие зрительно-предметной памяти;
5. Развитие внимания.
В неречевом блоке коррекционную деятельность сопровождают дефектолог, психолог и учитель, а при реализации коррекционной составляющей по речевому блоку привлекается логопед и учитель.
Учитель-дефектолог обследует учащихся с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся дефектов, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, проводит занятия по развитию зрительного восприятия, развитию слухоречевой памяти, развитию зрительно-предметной памяти, развитию внимания.
Психолог в процессе сопровождения работает над развитием памяти, мышления и внимания.
Учитель класса реализует коррекционную часть работы, которую внедряют специалисты.
Третьим структурным компонентом исследования является повторная диагностика для определения эффективности проведенной коррекционной работы.
3 блок – Контрольный.
Таким образом, данные структурные компоненты позволяют провести исследование при организации комплексного сопровождения младших школьников с ЗПР по предупреждению нарушений письменной речи, с учетом того, что каждый специалист, осуществляющий коррекционно-педагогическую деятельность, проводит диагностические и коррекционные мероприятия в рамках своей компетенции. При этом, в коррекционном процессе участвуют как дети, так и родители.
Список литературы:
1. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2012. - № 1. - С. 23-31.
2. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика : монография / Н.Ю. Борякова. - М. : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2016. - 170 с.
3. Екжанова, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание) / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2003. -203 с.
4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. – 294 с.
5. Шереметьева, Е.В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению: монография / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. - 282 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР по средствам абилитационной педагогики.
Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функц...

РАССТРОЙСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ
Обращаясь к процессу исправления у детей недостатков произношения, свойственных кавказской группе языков, следует выделить в нем этап первичной постановки правильной артикуляции и ее закрепления в реч...

Особенности нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обу...

Рабочая программа групповой коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста
Программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современн...

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР...

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР...

Результаты исследования функционального базиса письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Результаты исследования функционального базиса письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР...
