Логопедическое занятие на тему «Составление предложений из слов, данных в беспорядке». 3 класс для детей с УО
план-конспект урока по логопедии (3 класс)

Логопедическое занятие на тему «Составление предложений из слов, данных в беспорядке».

 

Цель: Научить детей составлять грамматически правильное предложение из набора слов, данных в начальной форме и в беспорядке.

Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить понятие «предложение», «слово». Учить выделять главные члены предложения (кто? что делает?). Формировать навык установления последовательности слов в предложении. Активизировать и расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Развивать логическое мышление (установление причинно-следственных связей). Развивать пространственную ориентировку (слева направо). Совершенствовать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать умение слушать инструкцию до конца. Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи. Воспитывать аккуратность и старательность.

Оборудование: Интерактивная доска или магнитная доска. Магниты. Раздаточный карточки со словами и картинками. Предметные картинки (кошка, собака, мальчик, девочка, мяч, машина и т.д.). Схемы предложений (полоски разной длины для слов). Простые карандаши, рабочие листы. Игрушка-помощник (бегемотик).

 

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2-3 мин) Цель: Создать положительный настрой, настроить на работу. Логопед: Здравствуйте, ребята! К нам сегодня на занятие пришел Бегемотик. Он принес нам интересные задания. Давайте с ним поздороваемся и улыбнемся! Упражнение «Настроение»: Дети по очереди говорят: «Я сегодня в хорошем настроении» или коротко «Я рад».

 

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. (3-4 мин) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Проводится вместе с игрушкой-помощником. Утром солнышко проснулось, широко улыбнулось (упражнение «Улыбка»). Потом спряталось за тучку («Хоботок»). Снова выглянуло (чередование «Улыбка» — «Хоботок»). Дует легкий ветерок (дыхательное упражнение: подуть на воображаемое облачко или на вертушку).

 

3. Введение в тему. Актуализация знаний. (5 мин) Цель: Вспомнить, что такое слово и предложение. Логопед: Бегемотик принесло картинки. Давайте назовем, что на них изображено? (Показывает картинки: мальчик, бежит, собака, лает). Молодцы, вы назвали слова. А теперь давайте из этих слов сделаем предложение. Что получится, если мы скажем: «Мальчик бежит»? (Это предложение). А «Собака лает»? (Тоже предложение). Вывод (хором, с опорой на схему): Предложение — это несколько слов, связанных между собой по смыслу.

 

4. Основная часть. Объяснение нового материала. (15 мин) Цель: Научить алгоритму составления предложения из слов в беспорядке. Этап 1: Работа с графическими схемами. На доске схемы: __ __ __ (три слова). Логопед: Ребята, посмотрите, это подсказка. Здесь три слова. Давайте найдем, про кого или про что можно сказать? (Кто? Что?). Это будет первое слово. Дается набор слов на карточках: девочка, рисует, цветок. Слова в начальной форме. Логопед: Слова перепутались! Помогите Бегемотику собрать предложение.

1. Находим главное слово (подлежащее): «Кто это?» (Девочка). Ставим карточку «девочка» на первую полоску. 2. Находим второе главное слово (сказуемое): «Что девочка делает?» (Рисует). Ставим карточку «рисует» на вторую полоску.

 3. Находим оставшееся слово: «Что она рисует?» (Цветок). Ставим карточку «цветок» на третью полоску. Чтение предложения: Взрослый проводит указкой слева направо, дети хором читают: «Девочка рисует цветок». Повторение алгоритма: Сначала находим, про КТО или про ЧТО, потом — ЧТО ДЕЛАЕТ, а затем — все остальное.

 

Этап 2: Работа у доски (коллективная). Набор слов: книгу, читает, папа. Логопед вызывает к доске 1-2 учеников. С помощью наводящих вопросов («Найдем, кто это?», «Что он делает?») дети выстраивают правильный порядок: Папа читает книгу. Аналогично разбирается еще 1-2 примера с опорой на картинку (Кот пьет молоко).

 

Этап 3: Физкультминутка. (3 мин) «Мы слова»: Логопед дает трем детям карточки со словами: Я, иду, в школу. Дети встают в неправильном порядке. Остальные ребята должны «построить» их правильно, чтобы получилось предложение. Дети-«слова» перестраиваются и хором произносят предложение.

 

5. Закрепление. Практическая работа. (10 мин) Цель: Самостоятельное применение навыка. Работа в парах/индивидуально с раздаточным материалом. Вариант 1 (более легкий): Детям раздаются конверты с 3-4 словами и предметная картинка-подсказка. Задача: выложить предложение на парте, используя картинку как образец. Набор 1: Мяч, катится, по полу. (Картинка: катящийся мяч).

Набор 2: Птицы, летят, юг, на. (Картинка: летящие птицы).

Вариант 2 (более сложный): Рабочий лист. Задание: «Соедини слова стрелочками так, чтобы получилось предложение, и запиши его». ·

Пример:

золотая, наступила., осень

деревьев, листья, с, опадают

земля, разноцветным, ковром, покрылась

идет, и. мелкий, часто, дождь, холодный

небе, крик, в, раздается, грустный, журавлей

6. Итог занятия. Рефлексия. (3-4 мин) Цель: Подвести итоги. Логопед: Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично потрудились и помогли Бегемотику научиться строить предложения. Вопросы: Чем мы сегодня занимались? Что такое предложение? Какое задание вам понравилось больше всего? Оценка деятельности: Логопед хвалит каждого ребенка конкретно

Ритуал прощания: Дети говорят: «Спасибо, до свидания!» игрушке-помощнику и логопеду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_3klass_4nedelya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс                                                                            Урок 4  06.10.2025 г.

Логопедическое занятие на тему «Составление предложений из слов, данных в беспорядке».

Цель: Научить детей составлять грамматически правильное предложение из набора слов, данных в начальной форме и в беспорядке.

Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить понятие «предложение», «слово». Учить выделять главные члены предложения (кто? что делает?). Формировать навык установления последовательности слов в предложении. Активизировать и расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Развивать логическое мышление (установление причинно-следственных связей). Развивать пространственную ориентировку (слева направо). Совершенствовать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать умение слушать инструкцию до конца. Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи. Воспитывать аккуратность и старательность.

Оборудование: Интерактивная доска или магнитная доска. Магниты. Раздаточный карточки со словами и картинками. Предметные картинки (кошка, собака, мальчик, девочка, мяч, машина и т.д.). Схемы предложений (полоски разной длины для слов). Простые карандаши, рабочие листы. Игрушка-помощник (бегемотик).

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2-3 мин) Цель: Создать положительный настрой, настроить на работу. Логопед: Здравствуйте, ребята! К нам сегодня на занятие пришел Бегемотик. Он принес нам интересные задания. Давайте с ним поздороваемся и улыбнемся! Упражнение «Настроение»: Дети по очереди говорят: «Я сегодня в хорошем настроении» или коротко «Я рад».

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. (3-4 мин) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Проводится вместе с игрушкой-помощником. Утром солнышко проснулось, широко улыбнулось (упражнение «Улыбка»). Потом спряталось за тучку («Хоботок»). Снова выглянуло (чередование «Улыбка» — «Хоботок»). Дует легкий ветерок (дыхательное упражнение: подуть на воображаемое облачко или на вертушку).

3. Введение в тему. Актуализация знаний. (5 мин) Цель: Вспомнить, что такое слово и предложение. Логопед: Бегемотик принесло картинки. Давайте назовем, что на них изображено? (Показывает картинки: мальчик, бежит, собака, лает). Молодцы, вы назвали слова. А теперь давайте из этих слов сделаем предложение. Что получится, если мы скажем: «Мальчик бежит»? (Это предложение). А «Собака лает»? (Тоже предложение). Вывод (хором, с опорой на схему): Предложение — это несколько слов, связанных между собой по смыслу.

4. Основная часть. Объяснение нового материала. (15 мин) Цель: Научить алгоритму составления предложения из слов в беспорядке. Этап 1: Работа с графическими схемами. На доске схемы: __ __ __ (три слова). Логопед: Ребята, посмотрите, это подсказка. Здесь три слова. Давайте найдем, про кого или про что можно сказать? (Кто? Что?). Это будет первое слово. Дается набор слов на карточках: девочка, рисует, цветок. Слова в начальной форме. Логопед: Слова перепутались! Помогите Бегемотику собрать предложение.

1. Находим главное слово (подлежащее): «Кто это?» (Девочка). Ставим карточку «девочка» на первую полоску. 2. Находим второе главное слово (сказуемое): «Что девочка делает?» (Рисует). Ставим карточку «рисует» на вторую полоску.

 3. Находим оставшееся слово: «Что она рисует?» (Цветок). Ставим карточку «цветок» на третью полоску. Чтение предложения: Взрослый проводит указкой слева направо, дети хором читают: «Девочка рисует цветок». Повторение алгоритма: Сначала находим, про КТО или про ЧТО, потом — ЧТО ДЕЛАЕТ, а затем — все остальное.

Этап 2: Работа у доски (коллективная). Набор слов: книгу, читает, папа. Логопед вызывает к доске 1-2 учеников. С помощью наводящих вопросов («Найдем, кто это?», «Что он делает?») дети выстраивают правильный порядок: Папа читает книгу. Аналогично разбирается еще 1-2 примера с опорой на картинку (Кот пьет молоко).

Этап 3: Физкультминутка. (3 мин) «Мы слова»: Логопед дает трем детям карточки со словами: Я, иду, в школу. Дети встают в неправильном порядке. Остальные ребята должны «построить» их правильно, чтобы получилось предложение. Дети-«слова» перестраиваются и хором произносят предложение.

5. Закрепление. Практическая работа. (10 мин) Цель: Самостоятельное применение навыка. Работа в парах/индивидуально с раздаточным материалом. Вариант 1 (более легкий): Детям раздаются конверты с 3-4 словами и предметная картинка-подсказка. Задача: выложить предложение на парте, используя картинку как образец. Набор 1: Мяч, катится, по полу. (Картинка: катящийся мяч).

Набор 2: Птицы, летят, юг, на. (Картинка: летящие птицы).

Вариант 2 (более сложный): Рабочий лист. Задание: «Соедини слова стрелочками так, чтобы получилось предложение, и запиши его». ·

Пример:

золотая, наступила., осень

деревьев, листья, с, опадают

земля, разноцветным, ковром, покрылась

идет, и. мелкий, часто, дождь, холодный

небе, крик, в, раздается, грустный, журавлей

6. Итог занятия. Рефлексия. (3-4 мин) Цель: Подвести итоги. Логопед: Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично потрудились и помогли Бегемотику научиться строить предложения. Вопросы: Чем мы сегодня занимались? Что такое предложение? Какое задание вам понравилось больше всего? Оценка деятельности: Логопед хвалит каждого ребенка конкретно

Ритуал прощания: Дети говорят: «Спасибо, до свидания!» игрушке-помощнику и логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по теме: «Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок».

Данный конспект урока предназначен для учащихся 2 класса коррекционной школы V вида. Подгрупповое занятие....

Интегрированное занятие по теме: «Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. Развитие эмоционального интеллекта»

Тема. Составление предложений, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. Развитие эмоционального интеллекта.Цели:1.        развивать умение со...

Групповое занятие с обучающимися 4 класса "Знаки препинания в конце предложения. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме."

Групповое коррекционно-логопедическое занятие с обучающимися  четвёртого класса, имеющими нарушения письменной речи, обусловленное ОНР.Тема. «Знаки препинания в конце предложения....

Конспект урока по развитию речи в 1 классе ( В.2.2) на тему«Составление предложений со словами, отвечающими на вопросы Кто? Что делает? Что? Кому?»

Цель: формировать умения составлять предложения со словами, отвечающие на вопросы Кто? Что делает? Что? Кому?Задачи:Образовательные: учить давать краткий и полный ответ на вопросы, соотносить прочитан...

Логопедическое занятие на тему: «Звуки и буквы. Гласные и согласные». 2 класс для детей с УО

Логопедическое занятие на тему: «Звуки и буквы. Гласные и согласные».Тема: Путешествие в страну Гласных и Согласных звуковЦель: Формирование представлений о гласных и согласных звуках на о...

Логопедическое занятие на тему: «Составляем предложения по сюжетной картинке. Считаем слова.» 3 класс для детей с УО

Логопедическое занятие на тему: «Составляем предложения по сюжетной картинке. Считаем слова.»Цель: Формирование умения составлять распространённое предложение по сюжетной картинке и опреде...

Логопедическое занятие на тему: «Составляем предложения по картинкам. История в картинках». 3 класс для детей с УО

Логопедическое занятие на тему: «Составляем предложения по картинкам. История в картинках».Цель: Развитие связной речи через составление простых распространенных предложений по наглядным о...