Логопедическое занятие на тему: «Звуки и буквы. Гласные и согласные». 2 класс для детей с УО
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Логопедическое занятие на тему: «Звуки и буквы. Гласные и согласные».
Тема: Путешествие в страну Гласных и Согласных звуков
Цель: Формирование представлений о гласных и согласных звуках на основе различий их акустических и артикуляционных признаков.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Учить различать гласные и согласные звуки на основе их восприятия и собственного произношения. Закреплять понятия «звук» и «буква». Учить выделять первый звук в слове.
Коррекционно-развивающие: Развивать речевой слух, фонематическое восприятие. Развивать артикуляционную моторику, голос, дыхание. Развивать зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику. Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение).
Коррекционно-воспитательные: · Воспитывать умение слушать инструкцию логопеда. Формировать положительную мотивацию к занятию через игровые ситуации. Воспитывать навыки сотрудничества.
Оборудование: Зеркала для каждого ребенка. Картинки-символы: «Красный домик» для гласных, «Синий домик» для согласных. Карточки с буквами (А, О, У, И, Ы; М, Н, П, Т, К) крупные. Предметные картинки: аист, утка, осы, иголка, мак, нос, кот, торт. «Волшебный мешочек» с пластиковыми буквами или объемными фигурками (А, О, У, М, Н). Красные и синие квадраты (символы звуков) для каждого ребенка. Мяч. ·Песочный поднос или кинетический песок (по возможности).
Ход занятия: 1. Организационный момент. «Умные ушки» (2-3 мин) Цель: Настроить на занятие, развивать слуховое внимание.
Логопед: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в удивительную страну Звуков. Но попадут в нее только самые внимательные. Давайте проверим ваши ушки. Хлопните в ладоши, если услышите звук [А] в словах, которые я назову: Аист, кот, утка, Аня, дом, Ира. Молодцы! Все были внимательными. Проходите на свои места.»
2. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка для язычка» (3-4 мин) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Проводится по картинкам-образцам. Логопед показывает, дети повторяют перед зеркалом. «Улыбочка» (держим губы в улыбке 5 секунд). «Трубочка» (вытягиваем губы вперед). «Качели» (рот открыт, язык поднимается к носу, опускается к подбородку). «Часики» (рот открыт, язык движется от одного уголка рта к другому).
3. Введение в тему. «Сказка о двух домиках» (5-7 мин) Цель: Дать первичные сенсорные представления о различии звуков.
Логопед вывешивает на доску два домика: красный и синий. Логопед: «В стране Звуков есть два волшебных домика. В красном домике живут звуки, которые умеют ПЕТЬ. Их можно петь долго-долго, голос свободно идет через рот. Возьмите зеркальце, посмотрите, как рот им помогает. Давайте споем звук [А-а-а-а]. Чувствуете, как воздух идет свободно? Ничто ему не мешает. Это гласный звук. Он живет в красном домике.
А в синем домике живут звуки, которые НЕ УМЕЮТ ПЕТЬ громко. Им мешают губы, зубки или язычок. Они шепчут, шумят или стучат. Давайте попробуем пропеть звук [М-м-м]. Видите? Губки мешают, получается только гудеть. А звук [П]? Он вообще не поется, он как хлопок. Это согласные звуки. Они живут в синем домике.
4. Дидактическая игра «Определи и положи» (5-6 мин) Цель: Учить различать гласные и согласные звуки на слух и по артикуляции.
Логопед раздает детям красные и синие квадраты. Логопед: Сейчас я буду произносить звук. Если это гласный звук (умеет петь), вы поднимаете красный квадрат. Если согласный (не умеет петь) – синий. Произносятся звуки: [А], [М], [О], [П], [У], [Н], [И], [Т]. После каждого звука логопед спрашивает у 1-2 детей: «Почему ты поднял красный/синий?» (Потому что он поется/не поется).
5. Физкультминутка «Звуковичок» (3 мин) Цель: Смена деятельности, снятие мышечного напряжения. Логопед бросает мяч ребенку и называет звук. Ребенок должен: Если звук гласный – поймать мяч и поднять руки вверх над головой. Если звук согласный – поймать мяч и присесть. (Звуки:[Ы], [К], [У], [С], [И], [М])
6. Игра «Поймай звук в слове» (5-6 мин) Цель: Учить выделять первый звук в слове и определять его тип.
На доске предметные картинки: аист, утка, осы, иголка, мак, нос, кот, торт. Логопед: Давайте поможем картинкам найти свои домики. Чтобы узнать, в какой домик отправить картинку, нужно определить ПЕРВЫЙ ЗВУК в слове и вспомнить, какой он. Ребенок выходит, берет картинку, называет ее, интонационно выделяет первый звук ([а-аист]) и говорит, гласный он или согласный. После этого помещает картинку под красный или синий домик. Пример: «Это [у-утка]. Первый звук [У]. Он гласный, потому что поется. Отправлю его в красный домик».
7. Тактильное закрепление. «Волшебный мешочек» (4-5 мин) Цель: Закрепление зрительного и тактильного образа букв, дифференциация.
Логопед: Мы с вами говорили о звуках, а как мы их видим и пишем? (Как буквы). У меня есть волшебный мешочек, где спрятались буквы. Достань одну, не подглядывая. Определи на ощупь. Теперь посмотри. Скажи, это буква гласного или согласного звука? Почему? (Ребенок достает пластиковую букву (например, «А»), ощупывает, называет, говорит, что она красная, потому что обозначает гласный звук, и кладет ее рядом с соответствующим домиком).
8. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 мин)
Логопед: Молодцы, ребята! Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним: В каком домике живут звуки, которые умеют петь? (В красном). Какие это звуки? (Гласные). А какие звуки живут в синем домике? (Согласные). Почему? (Они не умеют петь, им мешают губы, зубки, язык). Вам понравилось в стране Звуков? Вы сегодня были очень внимательными и все правильно поняли!
Оценка деятельности детей: Логопед хвалит каждого ребенка за конкретные успехи («Саша здорово пел звуки!», «Маша правильно все кружочки показала!»).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 2 22.09.2025 г
Логопедическое занятие на тему: «Звуки и буквы. Гласные и согласные».
Тема: Путешествие в страну Гласных и Согласных звуков
Цель: Формирование представлений о гласных и согласных звуках на основе различий их акустических и артикуляционных признаков.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Учить различать гласные и согласные звуки на основе их восприятия и собственного произношения. Закреплять понятия «звук» и «буква». Учить выделять первый звук в слове.
Коррекционно-развивающие: Развивать речевой слух, фонематическое восприятие. Развивать артикуляционную моторику, голос, дыхание. Развивать зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику. Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение).
Коррекционно-воспитательные: · Воспитывать умение слушать инструкцию логопеда. Формировать положительную мотивацию к занятию через игровые ситуации. Воспитывать навыки сотрудничества.
Оборудование: Зеркала для каждого ребенка. Картинки-символы: «Красный домик» для гласных, «Синий домик» для согласных. Карточки с буквами (А, О, У, И, Ы; М, Н, П, Т, К) крупные. Предметные картинки: аист, утка, осы, иголка, мак, нос, кот, торт. «Волшебный мешочек» с пластиковыми буквами или объемными фигурками (А, О, У, М, Н). Красные и синие квадраты (символы звуков) для каждого ребенка. Мяч. ·Песочный поднос или кинетический песок (по возможности).
Ход занятия: 1. Организационный момент. «Умные ушки» (2-3 мин) Цель: Настроить на занятие, развивать слуховое внимание.
Логопед: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в удивительную страну Звуков. Но попадут в нее только самые внимательные. Давайте проверим ваши ушки. Хлопните в ладоши, если услышите звук [А] в словах, которые я назову: Аист, кот, утка, Аня, дом, Ира. Молодцы! Все были внимательными. Проходите на свои места.»
2. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка для язычка» (3-4 мин) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Проводится по картинкам-образцам. Логопед показывает, дети повторяют перед зеркалом. «Улыбочка» (держим губы в улыбке 5 секунд). «Трубочка» (вытягиваем губы вперед). «Качели» (рот открыт, язык поднимается к носу, опускается к подбородку). «Часики» (рот открыт, язык движется от одного уголка рта к другому).
3. Введение в тему. «Сказка о двух домиках» (5-7 мин) Цель: Дать первичные сенсорные представления о различии звуков.
Логопед вывешивает на доску два домика: красный и синий. Логопед: «В стране Звуков есть два волшебных домика. В красном домике живут звуки, которые умеют ПЕТЬ. Их можно петь долго-долго, голос свободно идет через рот. Возьмите зеркальце, посмотрите, как рот им помогает. Давайте споем звук [А-а-а-а]. Чувствуете, как воздух идет свободно? Ничто ему не мешает. Это гласный звук. Он живет в красном домике.
А в синем домике живут звуки, которые НЕ УМЕЮТ ПЕТЬ громко. Им мешают губы, зубки или язычок. Они шепчут, шумят или стучат. Давайте попробуем пропеть звук [М-м-м]. Видите? Губки мешают, получается только гудеть. А звук [П]? Он вообще не поется, он как хлопок. Это согласные звуки. Они живут в синем домике.
4. Дидактическая игра «Определи и положи» (5-6 мин) Цель: Учить различать гласные и согласные звуки на слух и по артикуляции.
Логопед раздает детям красные и синие квадраты. Логопед: Сейчас я буду произносить звук. Если это гласный звук (умеет петь), вы поднимаете красный квадрат. Если согласный (не умеет петь) – синий. Произносятся звуки: [А], [М], [О], [П], [У], [Н], [И], [Т]. После каждого звука логопед спрашивает у 1-2 детей: «Почему ты поднял красный/синий?» (Потому что он поется/не поется).
5. Физкультминутка «Звуковичок» (3 мин) Цель: Смена деятельности, снятие мышечного напряжения. Логопед бросает мяч ребенку и называет звук. Ребенок должен: Если звук гласный – поймать мяч и поднять руки вверх над головой. Если звук согласный – поймать мяч и присесть. (Звуки:[Ы], [К], [У], [С], [И], [М])
6. Игра «Поймай звук в слове» (5-6 мин) Цель: Учить выделять первый звук в слове и определять его тип.
На доске предметные картинки: аист, утка, осы, иголка, мак, нос, кот, торт. Логопед: Давайте поможем картинкам найти свои домики. Чтобы узнать, в какой домик отправить картинку, нужно определить ПЕРВЫЙ ЗВУК в слове и вспомнить, какой он. Ребенок выходит, берет картинку, называет ее, интонационно выделяет первый звук ([а-аист]) и говорит, гласный он или согласный. После этого помещает картинку под красный или синий домик. Пример: «Это [у-утка]. Первый звук [У]. Он гласный, потому что поется. Отправлю его в красный домик».
7. Тактильное закрепление. «Волшебный мешочек» (4-5 мин) Цель: Закрепление зрительного и тактильного образа букв, дифференциация.
Логопед: Мы с вами говорили о звуках, а как мы их видим и пишем? (Как буквы). У меня есть волшебный мешочек, где спрятались буквы. Достань одну, не подглядывая. Определи на ощупь. Теперь посмотри. Скажи, это буква гласного или согласного звука? Почему? (Ребенок достает пластиковую букву (например, «А»), ощупывает, называет, говорит, что она красная, потому что обозначает гласный звук, и кладет ее рядом с соответствующим домиком).
8. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 мин)
Логопед: Молодцы, ребята! Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним: В каком домике живут звуки, которые умеют петь? (В красном). Какие это звуки? (Гласные). А какие звуки живут в синем домике? (Согласные). Почему? (Они не умеют петь, им мешают губы, зубки, язык). Вам понравилось в стране Звуков? Вы сегодня были очень внимательными и все правильно поняли!
Оценка деятельности детей: Логопед хвалит каждого ребенка за конкретные успехи («Саша здорово пел звуки!», «Маша правильно все кружочки показала!»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква Р"
Тема: «Звук и буква Р»Лексическая тема: «Птицы»Грамматический строй: образование притяжательных прилагательных.Цель:Четкое произнесение и характеристика звука [Р];Выделение согласного звука [Р] в слов...
Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Б" 1 класс
Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звука [Б], выделение согласного звука в словах, звуковой анализ слов. Презентацию можно использовать как при проведении фронтальной , так и индивидуа...
Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Ш"
Презентацию можно использовать как при проведении фронтальной , так и индивидуальной работы.Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звука [Ш], выделение согласного звука в словах, звуковой ...

конспект логопедического занятия по теме" Звуки и буквы. Гласные и согласные", 1класс
конспект группового логопедического занятия с учащимися с ОНР, 1 класс...
Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква О"
Данная презентация является дополнением к конспекту логопедическго занятия, посвящённого закреплению использования в речи звука и буквы О...

Конспект логопедического занятия на тему: "Звуки и буквы Ц-Ч"
Задачи:коррекционно-развивающиекоррекционно-образовательныекоррекционно-воспитательные- учить учащихся дифференцировать звуки Ц-Ч изолировано, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте;-учить соотнос...

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Звук и буква Лл" 1 класс
Открытое логопедическое занятие по теме "Звук и буква Лл" для логопедической группы 1-ого общеобразовательного класса....