Логопедическое занятие на тему «Уточнение и закрепление понятия «Предложение» 4 класс для детей с УО
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Логопедическое занятие на тему «Уточнение и закрепление понятия «Предложение»

Цель: Сформировать представление о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль.

Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить понятия «слово» и «предложение». Учить отличать предложение от набора слов. Учить выделять предложение из потока речи (на слух). Учить составлять простые нераспространенные предложения по картинке и опорным словам.

Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое внимание и восприятие. Развивать пространственную ориентацию (при работе с карточками). Развивать мелкую моторику (раскрашивание, приклеивание). Обогащать пассивный и активный словарь.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе и слушать инструкции. Формировать положительную мотивацию к занятиям.

Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Раздаточный материал: карточки со словами и картинками. Сюжетные картинки («Мальчик рисует», «Девочка кормит птиц», «Кошка пьёт молоко» и т.д.). Схема предложения (полоска-«домик» для предложения и маленькие квадратики-«домики» для слов). Символы: большая полоска – начало предложения (заглавная буква), точка. Мягкая игрушка или мячик. Простые карандаши, фломастеры.

Ход занятия: 1. Организационный момент. (2-3 минуты) Цель: Создать положительный настрой, настроить на работу.

Логопед: «Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в кружок и поздороваемся друг с другом весело». Игра «Веселое приветствие» :Дети передают мягкую игрушку по кругу. У кого игрушка, тот говорит: «Здравствуйте, меня зовут (имя)!» Все хором отвечают: «Здравствуй, (имя)!» Логопед: «Молодцы! Садитесь за свои места. Сегодня нас ждёт интересное путешествие в страну Правильной Речи».

2. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка для язычка» (3-4 мин) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Проводится по картинкам-образцам. Логопед показывает, дети повторяют перед зеркалом. «Улыбочка» (держим губы в улыбке 5 секунд). «Трубочка» (вытягиваем губы вперед). «Качели» (рот открыт, язык поднимается к носу, опускается к подбородку). «Часики» (рот открыт, язык движется от одного уголка рта к другому).

3. Введение в тему. Актуализация знаний. (5 минут) Цель: Напомнить разницу между словом и предложением.

Логопед: «Ребята, послушайте внимательно и скажите, я скажу слово или предложение?» Мяч. (Дети: «Это слово!») Мальчик играет в мяч. (Дети: «Это предложение!») Собака. (Слово) Пушистая собака бежит. (Предложение) Логопед: «Правильно! Чем же предложение отличается от слова? Предложение – это несколько слов, дружных между собой, которые выражают законченную мысль. Оно рассказывает целую историю. Давайте научимся быть строителями правильных предложений!»

4. Основная часть. (15-20 минут) а) Упражнение «Поймай предложение» (развитие слухового внимания) Логопед: «Я буду произносить разные фразы. Если вы услышите предложение – хлопните в ладоши. Если это просто набор слов – тишина». Красивая бабочка летит над цветком. Стол, стул, шкаф. Девочка читает книгу. Солнце светит ярко. Чашка, ложка, тарелка. (Логопед хвалит детей за внимательность)

б) Работа со схемой предложения. На доске вывешивается большая полоска– «домик для предложения». Рядом лежат квадратики – «домики для слов». Логопед: «Посмотрите, это домик, где живут целые предложения. А это кирпичики-слова. Давайте построим предложение!» Логопед произносит предложение: «Маша ест яблоко». Дети вместе с логопедом проговаривают его по словам, выкладывая на доске схему: три квадратика под большой полоской. Логопед: «У нашего предложения есть важные знаки. В начале предложения всегда стоит заглавная буква (ставит соответствующий символ в начале полоски), а в конце – точка (ставит точку)».

в) Упражнение «Исправь ошибку» (Дидактическая игра) Логопед: «К нам в гости пришёл бегемотик. Он всё перепутал и сказал вот так: «рисунок мальчик красивый». Это предложение? Нет! Давайте поможем ему расставить слова правильно». Дети (с помощью логопеда) составляют правильный вариант: «Мальчик рисует красивый рисунок» и выкладывают его схему.

г) Работа с раздаточным материалом (индивидуальная работа) Каждому ребенку раздается лист с двумя заданиями: 1. «Найди предложение»: Даны два варианта: набор слов («синий, небо, облако») и предложение («Птица летит высоко»). Нужно раскрасить картинку рядом с предложением. 2. «Составь предложение»: Даны три опорные картинки (например: девочка + действие (поливает) + цветок). Ребёнок должен составить предложение («Девочка поливает цветок») и, с помощью логопеда, либо записать его, либо выложить из карточек-слов на парте.

5. Физкультминутка. (3-4 минуты) Цель: Сменить вид деятельности, снять мышечное напряжение. Проводится под стихотворение с движениями: Мы словами поиграли, (шагают на месте) Предложения составляли. А теперь мы отдохнём, И за дело вновь возьмёмся! Руки вверх, руки вниз, (выполняют движения по тексту) На носочках подтянись! Руки ставим на бочок, Прыгаем как мячик: скок-скок! А теперь мы тихо сядем, Занятие своё продолжать будем.

6. Закрепление. Творческое задание. (7-10 минут) Работа с сюжетной картинкой. Логопед показывает большую сюжетную картинку(например, «Зимние забавы»). Логопед: «Ребята, посмотрите на картину. Что здесь происходит? Давайте вместе составим предложения о том, что мы видим». «Дети лепят снеговика». «Мальчик катается на санках». «Идёт пушистый снег». Логопед записывает одно-два получившихся предложения на доске, обращая внимание на заглавную букву и точку. Дети «читают» его хором (если уровень не позволяет, то логопед читает, а дети следят).

7. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 минуты) Логопед: «Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?» «Что мы строили? (Предложения)». «Чем предложение отличается от слова? (В предложении много слов, оно выражает мысль)». «С чего начинается предложение? (С большой буквы)». «Чем заканчивается предложение? (Точкой)». Похвала: «Вы все сегодня были такие молодцы! Отлично работали, помогали друг другу

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_4klass_2nedelya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс                                                                         Урок 2  22.09.2025 г.

Логопедическое занятие на тему «Уточнение и закрепление понятия «Предложение»

Цель: Сформировать представление о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль.

Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить понятия «слово» и «предложение». Учить отличать предложение от набора слов. Учить выделять предложение из потока речи (на слух). Учить составлять простые нераспространенные предложения по картинке и опорным словам.

Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое внимание и восприятие. Развивать пространственную ориентацию (при работе с карточками). Развивать мелкую моторику (раскрашивание, приклеивание). Обогащать пассивный и активный словарь.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе и слушать инструкции. Формировать положительную мотивацию к занятиям.

Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Раздаточный материал: карточки со словами и картинками. Сюжетные картинки («Мальчик рисует», «Девочка кормит птиц», «Кошка пьёт молоко» и т.д.). Схема предложения (полоска-«домик» для предложения и маленькие квадратики-«домики» для слов). Символы: большая полоска – начало предложения (заглавная буква), точка. Мягкая игрушка или мячик. Простые карандаши, фломастеры.

Ход занятия: 1. Организационный момент. (2-3 минуты) Цель: Создать положительный настрой, настроить на работу.

Логопед: «Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в кружок и поздороваемся друг с другом весело». Игра «Веселое приветствие» :Дети передают мягкую игрушку по кругу. У кого игрушка, тот говорит: «Здравствуйте, меня зовут (имя)!» Все хором отвечают: «Здравствуй, (имя)!» Логопед: «Молодцы! Садитесь за свои места. Сегодня нас ждёт интересное путешествие в страну Правильной Речи».

2. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка для язычка» (3-4 мин) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Проводится по картинкам-образцам. Логопед показывает, дети повторяют перед зеркалом. «Улыбочка» (держим губы в улыбке 5 секунд). «Трубочка» (вытягиваем губы вперед). «Качели» (рот открыт, язык поднимается к носу, опускается к подбородку). «Часики» (рот открыт, язык движется от одного уголка рта к другому).

3. Введение в тему. Актуализация знаний. (5 минут) Цель: Напомнить разницу между словом и предложением.

Логопед: «Ребята, послушайте внимательно и скажите, я скажу слово или предложение?» Мяч. (Дети: «Это слово!») Мальчик играет в мяч. (Дети: «Это предложение!») Собака. (Слово) Пушистая собака бежит. (Предложение) Логопед: «Правильно! Чем же предложение отличается от слова? Предложение – это несколько слов, дружных между собой, которые выражают законченную мысль. Оно рассказывает целую историю. Давайте научимся быть строителями правильных предложений!»

4. Основная часть. (15-20 минут) а) Упражнение «Поймай предложение» (развитие слухового внимания) Логопед: «Я буду произносить разные фразы. Если вы услышите предложение – хлопните в ладоши. Если это просто набор слов – тишина». Красивая бабочка летит над цветком. Стол, стул, шкаф. Девочка читает книгу. Солнце светит ярко. Чашка, ложка, тарелка. (Логопед хвалит детей за внимательность)

б) Работа со схемой предложения. На доске вывешивается большая полоска– «домик для предложения». Рядом лежат квадратики – «домики для слов». Логопед: «Посмотрите, это домик, где живут целые предложения. А это кирпичики-слова. Давайте построим предложение!» Логопед произносит предложение: «Маша ест яблоко». Дети вместе с логопедом проговаривают его по словам, выкладывая на доске схему: три квадратика под большой полоской. Логопед: «У нашего предложения есть важные знаки. В начале предложения всегда стоит заглавная буква (ставит соответствующий символ в начале полоски), а в конце – точка (ставит точку)».

в) Упражнение «Исправь ошибку» (Дидактическая игра) Логопед: «К нам в гости пришёл бегемотик. Он всё перепутал и сказал вот так: «рисунок мальчик красивый». Это предложение? Нет! Давайте поможем ему расставить слова правильно». Дети (с помощью логопеда) составляют правильный вариант: «Мальчик рисует красивый рисунок» и выкладывают его схему.

г) Работа с раздаточным материалом (индивидуальная работа) Каждому ребенку раздается лист с двумя заданиями: 1. «Найди предложение»: Даны два варианта: набор слов («синий, небо, облако») и предложение («Птица летит высоко»). Нужно раскрасить картинку рядом с предложением. 2. «Составь предложение»: Даны три опорные картинки (например: девочка + действие (поливает) + цветок). Ребёнок должен составить предложение («Девочка поливает цветок») и, с помощью логопеда, либо записать его, либо выложить из карточек-слов на парте.

5. Физкультминутка. (3-4 минуты) Цель: Сменить вид деятельности, снять мышечное напряжение. Проводится под стихотворение с движениями: Мы словами поиграли, (шагают на месте) Предложения составляли. А теперь мы отдохнём, И за дело вновь возьмёмся! Руки вверх, руки вниз, (выполняют движения по тексту) На носочках подтянись! Руки ставим на бочок, Прыгаем как мячик: скок-скок! А теперь мы тихо сядем, Занятие своё продолжать будем. 

6. Закрепление. Творческое задание. (7-10 минут) Работа с сюжетной картинкой. Логопед показывает большую сюжетную картинку(например, «Зимние забавы»). Логопед: «Ребята, посмотрите на картину. Что здесь происходит? Давайте вместе составим предложения о том, что мы видим». «Дети лепят снеговика». «Мальчик катается на санках». «Идёт пушистый снег». Логопед записывает одно-два получившихся предложения на доске, обращая внимание на заглавную букву и точку. Дети «читают» его хором (если уровень не позволяет, то логопед читает, а дети следят).

7. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 минуты) Логопед: «Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?» «Что мы строили? (Предложения)». «Чем предложение отличается от слова? (В предложении много слов, оно выражает мысль)». «С чего начинается предложение? (С большой буквы)». «Чем заканчивается предложение? (Точкой)». Похвала: «Вы все сегодня были такие молодцы! Отлично работали, помогали друг другу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Б" 1 класс

Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звука [Б], выделение согласного звука в словах, звуковой анализ слов. Презентацию можно использовать как при проведении фронтальной , так и индивидуа...

Презентация к логопедическому занятию по теме "Дифференциация звуков П-Б" 1 класс

Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звуков [П]- [Б], выделение согласного звука в словах, звуковой анализ слов, применение правил, выполнение упражнений. Презентацию можно использовать ...

конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Ш] в предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 2-3 классов...

Презентация к логопедическому занятию по теме: «Дифференциация предлогов и приставок». (2 класс)

Данная презентация рекомендована к использованию на занятиях логопедии. Определяет следующие цели:Образовательные.Научить различать практически приставки и предлоги.Закрепить умение различать и выделя...

Конспект логопедического занятия на тему : «Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)

Конспект логопедического занятия на тему :«Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)...

Логопедическое занятие по теме "Слова, обозначающие признаки предмета" (4 класс)

Уточнение понятия о словах, обозначающих признаки предмета, их грамматических признаков, отработка навыка их практического использования в речи....

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Звук и буква Лл" 1 класс

Открытое логопедическое занятие по теме "Звук и буква Лл" для логопедической группы 1-ого общеобразовательного класса....