Логопедическое занятие на тему: «Волшебные интонации: учимся говорить выразительно» 4 класс для детей с УО
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Логопедическое занятие на тему: «Волшебные интонации: учимся говорить выразительно»

Цель: Формирование умения использовать различные виды интонации для передачи смысла и эмоций в предложении.

Коррекционно-образовательные задачи: Познакомить детей с понятиями «вопросительная», «повествовательная» и «восклицательная» интонация на доступном уровне. Учить различать интонацию конца предложения на слух. Учить произвольно воспроизводить основные виды интонации в речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать речевой слух (восприятие и дифференциация интонационных структур). Развивать навык контроля за собственной интонацией. Развивать мимику и выразительность движений, связанных с передачей эмоций. Развивать слуховое внимание и память.

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать умение слушать друг друга. Формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

Оборудование: Наглядность: Карточки-символы (?: знак вопроса, .: точка, !: восклицательный знак); смайлики с разными эмоциями (радость, удивление, спокойствие); предметные картинки. Раздаточный материал: Индивидуальные зеркала, карточки с предложениями для детей, «речевые линейки» или стрелочки для визуализации движения голоса. ИКТ: Возможно использование короткого видео или аудиозаписи с примерами интонаций (например, отрывок из мультфильма).

Ход занятия I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2-3 минуты) Цель: Создать положительный настрой, активизировать внимание. Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет путешествие в страну «Выразительной речи». Давайте подарим друг другу улыбки. Посмотрите в зеркало и улыбнитесь своему отражению. А теперь покажите, как вы удивляетесь (поднять брови, округлить глаза). Молодцы! Теперь мы готовы к открытиям.

II. Введение в тему. (5 минут) Цель: Дать детям почувствовать на практике, что такое интонация. 1. Игра «Скажи по-разному». Логопед произносит одно слово (например, «Да») с разной интонацией: Спокойно, утвердительно (.) – «Да.» С радостью, восторгом (!) – «Да!»

С вопросительной интонацией (?) – «Да?» Логопед: Ребята, заметили, я сказала одно и то же слово, но прозвучало оно по-разному? Это волшебство называется ИНТОНАЦИЯ. Сегодня мы будем учиться говорить с разной интонацией, как артисты.

2. Знакомство с символами. Логопед показывает карточки-символы: Точка (.) – «Говорим спокойно, ровно. Голос идет прямо». (Движение рукой по горизонтали). Восклицательный знак (!) – «Говорим с чувством, громко, голос повышается!» (Движение рукой снизу вверх). Вопросительный знак (?) – «Говорим, как будто спрашиваем, голос идет вверх на конце». (Движение рукой, имитирующее крючок вопроса).

III. Основная часть. (20-25 минут) 1. Упражнение «Угадай настроение» (Развитие слухового восприятия). Логопед произносит фразы («Пошел снег», «Пришла мама») с разной интонацией. Дети должны поднять соответствующую карточку-символ (., !, ?) или показать смайлик с эмоцией.

2. Упражнение «Повтори за мной» (Работа над произвольным воспроизведением). С опорой на визуал: Логопед показывает на символ и произносит фразу с нужной интонацией. Дети хором и индивидуально повторяют. С использованием «речевой линейки»: Логопед проводит пальцем по нарисованной стрелке (прямой, восходящей, нисходяще-восходящей для вопроса), а ребенок в это время произносит фразу, следя за движением руки. Это дает зрительную опору для управления голосом.

3. Динамическая пауза «Изобрази интонацию». Связь интонации с движением и мимикой. Вопрос (?) – Поднимаемся на носочки, руки вверх, с удивленным выражением лица. Восклицание (!) – Прыжок на месте или хлопок над головой с радостным лицом. Повествование (.) – Спокойный шаг на месте, руки на поясе.

4. Практическое задание «Прочитай с выражением». Детям раздаются карточки с простыми предложениями, в конце которых стоит один из знаков препинания. Примеры предложений: Это яблоко. (спокойно) Какая вкусная каша! (радостно) Ты идешь гулять? (с вопросом) Ребенок читает предложение, стараясь передать интонацию. Логопед помогает, показывает символ, использует «речевую линейку».

5. Игра «Доскажи предложение». Логопед начинает фразу, а ребенок заканчивает ее с нужной интонацией, глядя на знак. Логопед: «За окном светит…» Ребенок (видит карточку с «!»): «…солнце!» (радостно). Логопед: «Ты выполнил домашнее…» Ребенок (видит карточку с «?»): «…задание?» (вопросительно).

IV. Итог занятия. Рефлексия. (3-4 минуты) Цель: Закрепить положительные впечатления, оценить работу. «Ребята, чем мы сегодня занимались?» · «Какая интонация вам понравилась больше всего: вопросительная, восклицательная или спокойная?» · «Давайте еще раз скажем «Молодец!» с самой радостной, восклицательной интонацией!» Оценка работы: Логопед хвалит каждого ребенка, отмечая его успехи. Ритуал окончания: Дети прощаются с логопедом, используя разную интонацию (например, «До свидания!» - радостно, «До свидания?» - с сожалением). Рекомендации логопеду: Индивидуальный подход: Темп занятия должен быть комфортным для детей. Не торопите их. Повторяйте задания столько раз, сколько необходимо. Многократное повторение: Используйте одни и те же речевые образцы в разных упражнениях для лучшего закрепления. Наглядность и опора на действия.

Создавайте ситуацию успеха для каждого ребенка. Поощряйте даже самые маленькие достижения. Связь с жизнью: Объясняйте, где в жизни нам пригождаются эти интонации («Так мы спрашиваем у учителя», «Так мы радуемся подарку»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_4klass_3nedelya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс                                                                                 Урок 3  29.09.2025 г.

Логопедическое занятие на тему: «Волшебные интонации: учимся говорить выразительно»

Цель: Формирование умения использовать различные виды интонации для передачи смысла и эмоций в предложении.

Коррекционно-образовательные задачи: Познакомить детей с понятиями «вопросительная», «повествовательная» и «восклицательная» интонация на доступном уровне. Учить различать интонацию конца предложения на слух. Учить произвольно воспроизводить основные виды интонации в речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать речевой слух (восприятие и дифференциация интонационных структур). Развивать навык контроля за собственной интонацией. Развивать мимику и выразительность движений, связанных с передачей эмоций. Развивать слуховое внимание и память.

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать умение слушать друг друга. Формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

Оборудование: Наглядность: Карточки-символы (?: знак вопроса, .: точка, !: восклицательный знак); смайлики с разными эмоциями (радость, удивление, спокойствие); предметные картинки. Раздаточный материал: Индивидуальные зеркала, карточки с предложениями для детей, «речевые линейки» или стрелочки для визуализации движения голоса. ИКТ: Возможно использование короткого видео или аудиозаписи с примерами интонаций (например, отрывок из мультфильма).

Ход занятия I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2-3 минуты) Цель: Создать положительный настрой, активизировать внимание. Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет путешествие в страну «Выразительной речи». Давайте подарим друг другу улыбки. Посмотрите в зеркало и улыбнитесь своему отражению. А теперь покажите, как вы удивляетесь (поднять брови, округлить глаза). Молодцы! Теперь мы готовы к открытиям.

II. Введение в тему. (5 минут) Цель: Дать детям почувствовать на практике, что такое интонация. 1. Игра «Скажи по-разному». Логопед произносит одно слово (например, «Да») с разной интонацией: Спокойно, утвердительно (.) – «Да.» С радостью, восторгом (!) – «Да!»

С вопросительной интонацией (?) – «Да?» Логопед: Ребята, заметили, я сказала одно и то же слово, но прозвучало оно по-разному? Это волшебство называется ИНТОНАЦИЯ. Сегодня мы будем учиться говорить с разной интонацией, как артисты.

2. Знакомство с символами. Логопед показывает карточки-символы: Точка (.) – «Говорим спокойно, ровно. Голос идет прямо». (Движение рукой по горизонтали). Восклицательный знак (!) – «Говорим с чувством, громко, голос повышается!» (Движение рукой снизу вверх). Вопросительный знак (?) – «Говорим, как будто спрашиваем, голос идет вверх на конце». (Движение рукой, имитирующее крючок вопроса).

III. Основная часть. (20-25 минут) 1. Упражнение «Угадай настроение» (Развитие слухового восприятия). Логопед произносит фразы («Пошел снег», «Пришла мама») с разной интонацией. Дети должны поднять соответствующую карточку-символ (., !, ?) или показать смайлик с эмоцией.

2. Упражнение «Повтори за мной» (Работа над произвольным воспроизведением). С опорой на визуал: Логопед показывает на символ и произносит фразу с нужной интонацией. Дети хором и индивидуально повторяют. С использованием «речевой линейки»: Логопед проводит пальцем по нарисованной стрелке (прямой, восходящей, нисходяще-восходящей для вопроса), а ребенок в это время произносит фразу, следя за движением руки. Это дает зрительную опору для управления голосом.

3. Динамическая пауза «Изобрази интонацию». Связь интонации с движением и мимикой. Вопрос (?) – Поднимаемся на носочки, руки вверх, с удивленным выражением лица. Восклицание (!) – Прыжок на месте или хлопок над головой с радостным лицом. Повествование (.) – Спокойный шаг на месте, руки на поясе.

4. Практическое задание «Прочитай с выражением». Детям раздаются карточки с простыми предложениями, в конце которых стоит один из знаков препинания. Примеры предложений: Это яблоко. (спокойно) Какая вкусная каша! (радостно) Ты идешь гулять? (с вопросом) Ребенок читает предложение, стараясь передать интонацию. Логопед помогает, показывает символ, использует «речевую линейку».

5. Игра «Доскажи предложение». Логопед начинает фразу, а ребенок заканчивает ее с нужной интонацией, глядя на знак. Логопед: «За окном светит…» Ребенок (видит карточку с «!»): «…солнце!» (радостно). Логопед: «Ты выполнил домашнее…» Ребенок (видит карточку с «?»): «…задание?» (вопросительно).

IV. Итог занятия. Рефлексия. (3-4 минуты) Цель: Закрепить положительные впечатления, оценить работу. «Ребята, чем мы сегодня занимались?» · «Какая интонация вам понравилась больше всего: вопросительная, восклицательная или спокойная?» · «Давайте еще раз скажем «Молодец!» с самой радостной, восклицательной интонацией!» Оценка работы: Логопед хвалит каждого ребенка, отмечая его успехи. Ритуал окончания: Дети прощаются с логопедом, используя разную интонацию (например, «До свидания!» - радостно, «До свидания?» - с сожалением). Рекомендации логопеду: Индивидуальный подход: Темп занятия должен быть комфортным для детей. Не торопите их. Повторяйте задания столько раз, сколько необходимо. Многократное повторение: Используйте одни и те же речевые образцы в разных упражнениях для лучшего закрепления. Наглядность и опора на действия.

Создавайте ситуацию успеха для каждого ребенка. Поощряйте даже самые маленькие достижения. Связь с жизнью: Объясняйте, где в жизни нам пригождаются эти интонации («Так мы спрашиваем у учителя», «Так мы радуемся подарку»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Б" 1 класс

Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звука [Б], выделение согласного звука в словах, звуковой анализ слов. Презентацию можно использовать как при проведении фронтальной , так и индивидуа...

Презентация к логопедическому занятию по теме "Дифференциация звуков П-Б" 1 класс

Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звуков [П]- [Б], выделение согласного звука в словах, звуковой анализ слов, применение правил, выполнение упражнений. Презентацию можно использовать ...

Презентация к логопедическому занятию по теме: «Дифференциация предлогов и приставок». (2 класс)

Данная презентация рекомендована к использованию на занятиях логопедии. Определяет следующие цели:Образовательные.Научить различать практически приставки и предлоги.Закрепить умение различать и выделя...

Конспект логопедического занятия на тему : «Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)

Конспект логопедического занятия на тему :«Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)...

Логопедическое занятие по теме "Слова, обозначающие признаки предмета" (4 класс)

Уточнение понятия о словах, обозначающих признаки предмета, их грамматических признаков, отработка навыка их практического использования в речи....

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Звук и буква Лл" 1 класс

Открытое логопедическое занятие по теме "Звук и буква Лл" для логопедической группы 1-ого общеобразовательного класса....

Логопедическое занятие на тему: «Что такое предложение? Учимся строить предложения. «Деформированные предложения»». 4 класс для детей с УО

Логопедическое занятие на тему: «Что такое предложение? Учимся строить предложения. «Деформированные предложения»».Цель: Формирование умения составлять и восстанавливать просты...